Ознакомление школьников с традициями мордовского народа
статья на тему

Герасимова Галина  Николаевна

Народные традиции и обычаи мордовского народа были  тесно связаны сеё жизненым укладом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

          

    Ознакомление  школьников

с   традициями  мордовского народа

                                          (доклад)

Герасимова Галина Николаеина

Традиции мордовского народа корнями восходят к глубокой древности. В них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесном взаимодействии с культурами других народов, и прежде всего,  с русской культурой. С ее великими достижениями, при этом, веками оттачивая, кристаллизуя свой образ мира, свое чувство красоты. Это своеобразие определялось окружающей природой, лесными просторами между Волгой, Окой и Сурой, историческими событиями, переживаемыми народом.

Человек и природа, искусство и природа веками жили во взаимосвязи. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты, и все это формировалось в процессе труда.

На образном соответствии природного и человеческого формировались народные традиции. В их содержании выражались коллективные представления о мире, коллективные переживания главных событий в жизни человека: сев, жатва, покос, первый выгон скота; свадьба, похороны, праздники.

В старину, как свидетельствуют документы, мордва не имела больших поселений, а жила рассеянно в дремучих лесах по берегам рек, ручьев, озер. Отсюда и название населённых мест, составленные из личных имен с прибавлением слов «лей» («речка»), «кужо» («поляна»), «эрьке» (озеро») и т.д. До середины 17 века встречались деревни, служившие поселениями отдельного рода,  от имени которого выступал его глава – куд-азор (глава дома).

Улиц не было. Жили порядками по родству. В дни поминаний по усопшим все члены рода приходили на общее кладбище.

Свои дома мордва ставила посредине обширных дворов, обнесённых кругом высоким забором или тыном. Дом мордвина состоял из избы и сеней, прочие хозяйственные постройки строились отдельно. Каждая деревня имела особую ограду из жердей.

Мордовские избы отличались от русских изб. Она выходила на улицу обычно одним окном, прорезанным ближе к переднему углу. Окна прорубались в тех стенах, которые выходили на двор. На крыше дома обычно прилаживали скворечник, а под стрехой почти у каждого находился улей в надежде на прилётный рой.

Семьи были очень большими: 30-40 человек. Жили в 2 или 3 избах, но хозяйство считалось неразделённым.

Помимо земельного надела вблизи села до 17 века у мордвы были также бортные ухожаи, располагавшиеся иногда на значительном расстоянии от дома. Там были: бортные деревья, охотничьи и рыболовные угодья, сенные покосы, а также «пашенные поля». Мордовские «зимницы» -  однодворные поселения в лесу. Состоящие из одной избы и хозяйственных построек, ко двору примыкали обрабатываемая пашня.

Мордва издавна занималась хлебопашеством, пчеловодством и охотой на пушных зверей и птиц. Из злаков мордва выращивала: рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес и гречиху, а из технических культур – коноплю, лён. По общему мнению,   которое отражено в письменных свидетельствах того времени, культура земледелия была заметно выше, чем у русского крестьянина. «Назем да лесок – мордве уголок» - говорил русский сосед мордвина.

По степени материального благосостояния мордва значительно превосходила русских. Это объясняется неутомимым трудолюбием мордвы, многотягловым хозяйством, неразделенностью землевладения и землепользования. «С ними обруч – и вода из бочки потечёт» - так отвечали мордвины В.К. Майнову (исследователь-этнограф из Русского географического общества) на предложение разделиться и вести самостоятельное хозяйство.

Материальное благосостояние мордвы вызывало зависть её русских соседей, которые, не понимая его причин, объясняли это тем, что мордва колдует.

 Мордва издавна занималась лесным пчеловодством – бортничеством. Мёд был по качеству очень хорошим. И медом мордва в дальнейшем платила подати. С 18 века с  вырубкой лесов и сокращением незаселенных земель бортничество сменяется пчеловодством.

За трудолюбие и честность мордвинов как работников высоко ценили окрестные земледельцы, которые при подрядах и покупках руководствовались таким правилом: с пригородными русскими крестьянами и мещанами дела не иметь, татар обязывать «Строгими условиями на законных основаниях», а мордвину – верить на слово.

Мордва с радушием и щедростью угощала как знакомых, так и незнакомых. О таком хлебосольстве мордвы, которая «каждого гостя и поит, и кормит, и на руках носит», наслышаны были её русские соседи. В дни церковных и народных праздников, а также на свадьбу и поминки съезжались русские люди из окрестных деревень. В.А.Ауновский. Мордвин, отмечал он, не может жить без песен и поет в любых условиях.

Пристрастие к еде. «Посмотрите на нашего мордвина на ярмарке, - писал священник одного мордовского прихода, - он не заглядится, как русский крестьянин, ни на комедию, ни на наряды, один только калач да соленый лещ могут обратить его внимание на себя».

Источниками получения продуктов питания у мордвы было земледелие, животноводство и рыболовство. Дополнительные продукты питания давали птицеводство и охота, а также сбор грибов, ягод, орехов и дикорастущих трав. Употребление в пищу зайчатины.

Большое значение у мордвы имели напитки, приготовленные из меда. Самым любимым напитком у мордвы было пуре – сычёное пиво и брага (поза).Недавно П.М. Мезин опубликовал один старинный рецепт изготовления пуре: на 1 ведро напитка 1 фунт ячменя и 4 фунта жидкого мёда; хмеля 30 г на ведро. Сначала варили пиво из ячменя и мёда, а затем добавляли хмельной отвар. Пуре наливали в горшок, обмазывали тестом и ставили в тёплую печь.

Поза варился из солода, приготовленного изо ржи. Солод смешивали с мукой (теперь с резанной  сырой или заранее высушённой свеклой), заливали холодной водой и ставили в печь на 2-3 дня. Затем раствор сливали в большую кадушку, перед тем положив на дно кадушки солому или мезгу.

В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения содержания, методов, средств и форм приобщения к действительности.

Именно в школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - в настоящее время задача особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Каждый народ имеет свою культуру, в которой существуют пласты  народной и профессиональной культуры. Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно  продолжительное время на одной территории и говорящих на одном языке.

           Национальная культура находится в гармонии с национальным характером; она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной  форме.  Но,  только    глубоко    вникнув  в   какую-то     одну культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело, - на правах порождающего начала. С культурой других народов,  по мнению критика и литературоведа М.М. Бахтина, человек вступает в диалог,  взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «усвоенной» культуры, опираясь на её духовные ценности и категории.

Мордовское народное искусство представляет собой яркое, самобытное явление. Среди искусств других народов и народностей, входящих в состав Российской Федерации, художественное творчество мордвы выделяется своими особенностями, что и отражает неповторимость национального характера.

На образном соответствии природного и человеческого формировались народные традиции. В их содержании выражались коллективные представления о мире, коллективные переживания главных событий в жизни человека: сев, жатва, покос, первый выгон скота; свадьба, похороны, праздники.

В настоящее время в процессе становления дети должны испытывать духовное влияние своей нации, её культуры, быта, обычаев и традиций. Однако в реальной практике образования не всегда учитывались и учитываются культурно-национальные особенности места проживания детей, недостаточно полно реализуются воспитательные и развивающие возможности этнокультурной среды.

Этнокультурное развитие детей через использование традиционных  форм народного творчества (народных подвижных игр, устно-поэтического и музыкального фольклора, игрушек и изделий прикладного искусства и т.д.) – в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания.

Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей, не помнящих своего родства, своей истории, людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию. Интересы и внимание к истории А.С. Пушкин расценивал как  один из признаков высокой культуры не только отдельной личности, но и всего народа.  «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего» - писал он уже в то время. Проблема обостряется и социально-экономическими факторами, падением духовности в нашем обществе. И в этих условиях, может быть, именно обращение к традициям, народной педагогике окажется самым действенным образовательным средством.

В последнее время в образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов,  проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, дразнилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе.

Приобщение детей к мордовской культуре, традициям нужно начинать с раннего детства.

Рассмотрим, какой смысл вкладывается в понятия «обычай», «обряд», «традиция».

Обычай  - норма поведения людей в обществе, передаваемая от

поколения к поколению и являющаяся привычной для её членов.

В настоящее время обычаи сохранились в сфере морали, быта, гражданской обрядности.

Обряд – выражение обычая в символических действиях, совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

Традиции -   это то, что перешло от одного поколения  к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т.д.    Традиционными могут быть обычаи, обряды.

Обычаи, обряды мордвы можно разделить на 3 группы:

1.Обряды и обычаи семейного воспитания:

  • воспитания трудолюбия, уважение к старшим;
  • участие во всех семейных обрядах;
  • воспитание младших детей старшими.

2. Обычаи и обряды физического и трудового (профессионального) образования.

3. Обычаи и обряды по воспитанию общественного и социального поведения.

В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядовые действия могут быть  магическими, символически-демонстративными или игровыми. Сопровождались у многих народов с заговорами и присловьями.

Под физическим и трудовым воспитанием понималась прежде всего забота и сохранении добрых народных традиций, передаваемых из поколения в поколение, развитие трудовых навыков; физическом развитии молодого поколения. Устойчивые традиции ставили детей в такие условия, в которых физическое развитие становилось организованным, целенаправленным и осознанным.

С чего следует начинать эту работу по ознакомлению детей с традициями мордовского народа?

Прежде всего, с оформления  учреждения предметами декоративно-прикладного  и изобразительного искусства, создания уголков национальной культуры, музеев быта, краеведческих музеев и т.д.

Кроме того, в доступной форме детей необходимо знакомить с некоторыми элементами мордовской культуры. При этом сочетать знакомство с мордовской культурой с ознакомлением детей культурой других народов Республики Мордовия.

Чтобы вести такую работу, учителю  необходимо прежде всего самому глубоко знать историю, культуры, традиции народов нашей республики. Для этого нужно много читать, посещать театры, музеи, выставки, бывать на концертах и т.д.

В процессе ознакомления детей с культурным наследием мордвы следует активнее включать родителей , учитель  вместе с родителями готовит праздники и развлечения, оформляет класс предметами народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, организуют встречи со знаменитыми людьми Мордовии, рекомендует соответствующие возрасту и развитию детей произведения для домашнего чтения и т.д.

Экскурсии детей в Республиканский краеведческий музей дают первые представления об истории мордовского края, знакомят с материалами археологических раскопок. В Республиканском Музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи дети получат представление  о творчестве художников Мордовии,  о национальной одежде мордвы, соприкоснутся с  великими скульптурами С.Д.Эрьзи. Важно при этом отметить, что все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своей Родине и народе и горячо любил их. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа,  к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов: «Эрзянка», «Голова мордовки», «Старик-мордвин», «Крестьянин-мордвин», «Мордвин с папиросой» и другие.

Можно де5тям доступно сообщить такой факт из биографии скульптора: Эрзя безвозмездно передал свыше 200 скульптур своей стране и своему народу.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора, прежде всего в том,  что он дает знания не только об истории общественных отношений, труде и быте, о природе края, но главным образом – о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, любовью к Родине, гордостью за свой народ. Произведения народного творчества несут в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям; учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, приобщая к труду и красоте, честности и мудрости.

Жанры детского мордовского фольклора

1. Произведения, специально созданные для детей: колыбельные песни, потеки, пестушки, прибаутки, сказки.

  1. Произведения, перешедшие из репертуара взрослых в детский: загадки, скороговорки, игры,  заклинки, приговорки, коляды.
  2. Произведения, создаваемые самими детьми:дразнилки, поддевки, считалки.

Главным образом детей надо знакомить с малыми формами фольклора.

Пестушки  - сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть. Потешки – забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами. Прибаутки – это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой. Заклички – стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года. Приговорки – это небольшие песенки-обращения к различным представителям животного мира. Особенно детей надо знакомить с обширным разделом народного творчества – сказкой. Самая  главная ценность мордовских сказок заключается в предметной образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости представляют в конкретно воспринимаемых образах. Людей, зверей, растений и т.д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта,

одежды, пищи, обстановки. Прежде чем прочитать или рассказать сказку, воспитатель должен уяснить, какие из них доступны пониманию детей и соответствуют их возрастным особенностям. (В данном  варианте им поможет программа «Валдоня» («Светлячок»): Программа и методические рекомендации. – Саранск, 2001).

Когда-то давно сказки рассказывались на посиделках, во время домашних работ, вечерами дома. Соберутся внуки вокруг дедушки или бабушки и просят рассказать что-то необычное. И взрослые, и дети верили, что Вирява – хозяйка леса, Ведява – хозяйка воды, Паксява – хозяйка поля, урожая (по-мокшански), Норовава – хозяйка поля,  урожая (по-эрзянски), Пургинепаз – божество неба, грома (эрзя), Атям – гром (мокша), Ёндол – молния, Варма – ветер. И т.д. С детьми проводили различные игры, театрализованные «посиделки», «спектакли» по мотивам сказок.

Поэтому в школах  при проведении таких праздников и развлечений нужно воссоздавать ту старинную обстановку, может даже частичную имитацию форм таких детских праздников, как «Колядки», «Масленицы», «Веснянки», «Посиделки» и других.

Обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках.

Мордва, как и другие народы в старину, была очень суеверна. Многое происходящее объясняла проявлением сверхъестественных сил, большое значение придавала различным суевериям и приметам. Были приметы – предупреждения, обереги. Таким относятся приметы о беременности, родах, вестях, гостях, дороге, болезни и другие. Есть приметы – запреты. Они обычно связаны с поведением человека. Такие приметы-запреты являлись частью воспитательной системы, предостерегали человека от неправильного поведения. «А эрявить лыкавтомс столь ало пильгтнень – берянь ули» - «Не  качай ногами под столом – плохо будет» (эрзя). «Кда розарят нармонень пиза – кулат или кудце палы» - «Если разоришь птичье гнездо – умрешь или ваш дом сгорит» (мокша). «морга  лангс а ойсить – а парс». «На стол не садятся -  не к добру» (мокша) и другие.

Устно-поэтическое творчество каждого народа имеет тесную связь с другими видами народного искусства: музыкой, пением, плясками, игрой. Как известно, фольклорное произведение отличает от литературного  три особенности: устность бытования, коллективность творческого процесса, вариативность.

Мордовское устное народное творчество по содержанию и этико-эстетическому назначению делится на обрядовую и необрядовую части. Обрядовая поэзия сопутствовала человеку на всем его пути от рождения до смерти и своеобразно выражает его душу, украшает его повседневную жизнь. Во всех его жанрах отразились древнейшие взгляды людей на природу и желание магически воздействовать на нее. Обрядовые, или приуроченные песни исполнялись в определенное время, при определенных обстоятельствах и представлены следующими жанрами:

1.Рождественские песни – циклы обрядовых песен, приуроченных к периоду зимнего солнцеворота. Колядки (Калядамань морот).

2.Весенние песни и заклички (Тундань морот и пиземонь серьгядемат)

3.Пазморот (эрзя), Шкайморот (мокша) – песни, исполнявшиеся на молениях (озксах), приуроченные к календарным и семейным праздникам.

4. Погребальные, поминальные и свадебные причитания (явсемат, аварьфнемат (мокша), лайшемат (эрзя).

5. Свадебные песни. (Свадьбань морот).

Наряду с жанрами обрядовой поэзии в мордовском народном устном творчестве большое место занимают необрядовые – пословицы, присловья, загадки, предания, легенды, былички, сказки. Особой разновидностью присловий (прибауток) являются приговорки: пестушки, считалки, скороговорки.

Пословицы и поговорки: Весна богата солнцем, осень – хлебом. Придет май – о долгом сне не вспоминай. Человек не гриб, за день не вырастет.  (Сказание о мордве. Пословицы, поговорки, загадки. – Саранск, 1997).

Загадки: Над нами сплошная вода, под нами сплошной мост; испокон веков вода льется – никогда не разольется. (Небо). В середине поля горшок с маслом кипит (Солнце). За одну ночь весь мир обойдет и нигде ногой не коснется (Луна). День ясный – она за мной гонится, день обычный - она от меня прячется (Тень).

Устно-поэтическое творчество являлось действенным средством воспитания детей. Яркие фольклорные образы увлекают детей не меньше, чем литературно-художественные.

Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны, поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности.

Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе».  Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождались потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получали первоначальное физическое развитие: учились садиться, вставать, ходить, бегать. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В изгнание свиней», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу, выносливость, умение владеть игровым материалом. Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний

Народные обычаи мордвы были тесно связаны с её жизненным укладом. Они привлекали не только своим магически-утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжету, желанием каждого человека повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях, труде, в общественной жизни.

        Литература

  1. Образцы мордовской народной словесности.
  2. А.А.Шахматов. Мордовский этнографический сборник.
  3. А.И. Маскаев. Мордовская народная сказка.
  4. К.Т. Самородов. Мокшень ёфкст. Эрзянь ёвкст.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

Культура татарского народа. Материалы к КТД "Дружба народов"

Материалы о  традициях и быте татарского народа....

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...