Программа кружка "Национальные ремесла"
рабочая программа

Елена Юрьевна Козлова

Основная цель  занятий:Ознакомить и обучить детей с историей, с бытом, традициями, одеждой, обрядами и технологией обработки художественных материалов, способствовать духовному и культурному воспитанию детей на национальных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kalendarno-_tematicheskiy_plan_nats_remesla.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

 

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ –МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                            УТРЕРЖДЕНО

на заседании педагогического                                                                                                                          приказом КОУ «Ларьякская школа-

совета (протокол от ____________№_)                                                                                                           интернат для обучающихся с ОВЗ»

                                                                                                                                                                             от ____________  №_____________

  ПРОГРАММА  

кружка

«Национальные ремесла» на 2021-2022 уч.год

Разработала:  Е.Ю. Козлова

 Кружок «Национальные ремесла»

Основная цель  занятий:

  • Ознакомить и обучить детей с историей, с бытом, традициями, одеждой, обрядами и технологией обработки художественных материалов, способствовать духовному и культурному воспитанию детей на национальных традициях.

Данная  цель  конкретизируются в следующих задачах:

1.Овладеть национальными ремеслами в сфере обучения и воспитания.  

 2.Познакомить с жизнью, бытом, культурой и декоративно - прикладным искусством народов ханты;

      3.Сформировать у учащихся умения и обучить конкретным трудовым навыкам при работе с различными материалами на основе традиционной технологии;

     4.Научить выполнять графические работы, владеть необходимыми инструментами и приспособлениями, выполнять различные виды ручных швов;

      5.Активизировать интерес и творческую деятельность для создания декоративных изделий хантыйского народа;

       6.Способствовать эффективному решению коррекционно - развивающих задач, исправлению недостатков психофизического развития.

     В этой программе особое внимание будет уделяться обучению детей элементам художественного ремесла Ханты-мансийского автономного округа.

     В содержание предмета «Национальные ремесла» входит эстетическое восприятие действительности и искусства, художественно-практическая деятельность учащихся. Одним из наиболее оптимальных средств для реализации этой цели в условиях обучения национальным ремеслам являются занятия с использованием предметов декоративно-прикладного искусства ханты, знакомство с традициями, обрядами обычаями, устным народным творчеством хантыйского народа.

 Возрастная группа   9-15 лет.

Общее кол-во часов – 136 часов.

Теория -32 часа.

Практика- 102 часа    

 

    Должны знать

        Должны уметь

  Работа с бумагой. 

 - виды бумаги, принадлежности и инструменты при работе с бумагой.

- название простых геометр. фигур.

 -применение орнамента как узора.

 

- называть и показывать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги, делить лист бумаги на равные части.

-повторить анализ образца за учителем.

-обводить и вырезать по шаблонам.

   Работа с тканью

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами

-элементарные понятия о ткани

 -уметь подбирать инструменты и приспособления, соблюдая правила Т/Б при работе

 -  экономно размечать, материал с помощью шаблонов; организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.

Раздел II.  Работа с тканью.

Теоретическая часть:  Применение и назначение материалов хлопчатобумажной ткани, сукна и ниток. Свойства и особенности материалов и ниток. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Виды ручных стежков. Назначение сметочного и косого обметочного стежка, подбор ниток по цвету и толщине Применение инструментов. Соблюдение санитарно- гигиенических требований. Правила безопасной работы. Применение розеточных орнаментов при изготовлении изделий.

Практическая работа: Правильная хватка инструмента, пользование иглой и наперстком, приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением 2-3 стежков на одном месте, завязывание узелка на конце нити, составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя, раскрой материала по шаблону, рациональное использование материала, выполнение сметочного стежка справа налево, выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани слева направо, использование розеточного орнамента для оформления изделий из ткани.

Материалы и оборудование: образцы национальных орнаментов ханты и манси, готовые изделия, стенд с правилами техники безопасности при работе с инструментами, ткань и материал для аппликации, инструменты, предметно-инструкционные карты, образцы видов стежков.

 

                         Перечень знаний, умений и навыков,

                                        учащихся  

    Должны знать

        Должны уметь

  Работа с бумагой. 

 - знать технические сведения бумаги и картона, принадлежности и инструменты при работе с бумагой и картоном.

- понятие «орнамент»

 -применение орнамента как узора

- название 2-3 симметричных орнаментов

 

- называть и показывать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги, делить лист бумаги на равные части.

-повторить анализ образца за учителем.

- размечать, обводить и вырезать по шаблонам

-составить орнамент из чередующихся фигур (большая- маленькая)

   Работа с тканью

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами

-элементарные понятия о ткани

- технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении

 -уметь подбирать инструменты и приспособления, соблюдая правила Т/Б при работе

 -  экономно размечать, материал с помощью шаблонов; организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.

-  выполнять ручные стежки (шов «вперед иголку», его виды);

-   отмерять нить, завязывать узелок на конце нити, подбирать необходимые материалы, работать по плану

                                                                        Российская Федерация

КОУ ХМАО-Югра   «Ларьякская    школа-интернат

                                                для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

                 

           Рассмотрено на                                                                                                 Утверждаю

           заседании МО                                                                                                    приказ №

           протокол №                                                                                                  от___сентября  2021г.

           от___ сентября  2021г.                                                                                      Е.А.Кузьмин

                                                                                                                                   _________________

             Принято                                                                                                            

педагогическим советом

         протокол №

от___ сентября  2021г.

 Календарно - тематический план

 

   «Национальные ремесла»

 на  2021-2022 уч. год

Составила: Козлова Е.Ю.

                                               

 

                    1 группа 1 четверть

№ п/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

Раздел «Работа с бумагой» Вводный урок. Нанесение на бумагу в клетку  геометрических фигур

1

04.09

План работы на четверть Упражнения по обведению шаблонов. Экономное и рациональное расположение шаблонов. Соединение деталей при помощи клея. Смазывание поверхности бумаги с помощью кисти.

Должны овладеть:

- техническими сведениями о свойствах бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами;

- приемами складывания бумаги, разглаживать ее «гладилкой»;

- умением держать инструменты, смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону.

   Развитие усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания.

   Формировать  умение выполнять изделие с планированием операций по графическому плану; развивать глазомер, пространственные представления.

Рисование по шаблону и вырезание простых геометрических фигур.

1

11.09

Составление из геометрич. фигур  узора  и наклеивание на полосе бумаги

1

18.09

Рисование симметричных фигур (Орнам «Медведь», «Лягушка»

1

25.09

Складывание полосок бумаги для вырезания нескольких растительных элементов (цветок, дерево, гриб елочка)

1

02.10

Аппликация из чередующихся фигур (Кукла «Акань» большая, маленькая)

1

09.10

 Выполнение по плану.

1

16.10

8

Выполнение по плану

1

23.10

9

Выполнение по плану

1

30.10

Итого:

  9часов

              1 группа  2 четверть

№ п/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

1

Раздел «Работа с тканью» Вводный урок Т.Б.

Знакомство с материалами и инструментами

1

 06.11

Применение ниток и ткани. Особенности. Выполнение образца стежков.

Понятие «орнамент»

 Должны овладеть:

- техническими сведениями о свойствах ниток и тканей, об их применении;

- умениями выполнения ручных стежков (шов «вперед иголку», его виды);

- умением отмерять нить, завязывать узелок на конце нити, подбирать необходимые материалы, работать по плану

 

  Формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

   Формирование умений и навыков предварительно планировать ход работы над изделием. Устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их  выполнения.

2

Применение ручных стежков при изготовлении национальных изделий

1

13.11

3

Изготовление по плану

1

20.11

4

Изготовление из ткани простых геометрических орнаментов

1

27.11

5

.Изготовление из ткани розеточных орнаментов

1

04.12

6

Изготовление по плану

1

11.12

7

Изготовление по плану

1

8

Изготовление по плану

1

Итого

6 часов

                     2 группа 1 четверть

№ п

/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

Раздел «Работа с бумагой» Вводный урок. Нанесение на цветную бумагу  геометрических фигур по шаблону.

1

04.09

Упражнения по обведению шаблонов. Экономное и рациональное расположение шаблонов. Соединение деталей при помощи клея. Смазывание поверхности бумаги с помощью кисти.

Владеть:

- техническими сведениями о свойствах бумаги , об их назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами, составлять узоры по образцу.

Владеть:

- приемами разметки изделия по шаблону, трафарету, линейке;

- пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям);

 

- разделять лист на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям.

  Формировать умения анализировать образец по вопросам учителя; закреплять умение работать с шаблоном.

   Формировать  умение выполнять изделие с планированием операций по графическому плану; развивать глазомер, пространственные представления.

   Развитие фантазии, воображения, внутренней свободы и раскованности.

   Развитие усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания.

Рисование по шаблону и вырезание простых геометрических фигур из картона.

1

11.09

Составление из геометрич. фигур  узора  и наклеивание на полосе бумаги

1

18.09

Рисование симметричных фигур(Сложные розет. орн.)

1

25.09

Складывание полосок бумаги для вырезания нескольких растительных элементов (цветок, дерево, гриб елочка)

1

02.10

Аппликация из чередующихся фигур (Кукла «Акань и Пакэ» большая, маленькая)

1

09.10

Практическое выполнение.

1

16.10

 

Практическое выполнение.

        1

23.10

Итоговое занятие

1

30.10

Итого:

9

               2 группа  2 четверть

№ п/п

Раздел, тема

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

Раздел «Работа с тканью» Вводный урок Т.Б.

Знакомство с материалами и инструментами

1

 06.11

Применение ниток и ткани. Особенности выполнения образца стежков.

Понятие «орнамент»

Составление плана работы.

Владеть:

- приемами разметки изделия по шаблону, трафарету, линейке;

- пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям);

- правилами составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами, изготовление изделий по плану

- техническими сведениями о свойствах   материалов

  Формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

   Формирование умений и навыков предварительно планировать ход работы над изделием. Устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их  выполнения.

Применение ручных стежков при изготовлении национальных изделий

1

13.11

Изготовление из ткани  геометрических орнаментов

1

20.11

Изготовление по плану

1

27.11

Изготовление из ткани розеточных орнаментов

1

04.12

Изготовление по плану

1

11.12

Изготовление по плану

1

      8.

Изготовление по плану 

Итого

1

6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                       

                   

                      3 группа 1 четверть

№ п

/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

  1. 1

Раздел «Орнамент» Вводный урок. Виды

 2

04.09

Планирование работы на четверть. Орнаментальное искусство в легендах и сказках, назначение орнамента, образцы разнообразных орнаментов, сакральное значение символов.

Знать: Орнаментальное искусство: определение слову «орнамент», название и назначение орнамента, иметь понятие о правильном построении орнамента.

Уметь: отличать орнамент от узора, называть орнамент и где его применяют, строить орнамент и изображать на выбранном материале.

Устанавливать логическую последовательность  изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения. Развитее образного и

пространственного мышления.

 Развивать речь  детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

 

 Животный  мир .Изготовление  панно «Сказки Севера»

 2

11.09

Анализ образца. Планирование работы

 2

18.09

Выполнение по плану

2

25.09

Выполнение по плану

2

02.10

Выполнение по плану

2

09.10

Выполнение по плану

2

16.10

Выполнение по плану

2

23.10

Итоговое занятие

 2

30.10

Итого:

18  

 

3 группа  2 четверть

№ п/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

Раздел «Работа с мехом и кожей» Вводный урок Т.Б.

Знакомство с материалами и инструментами

2

 06.11

Разметка кожи и меха по выкройке и

раскрой её.

Свойства кожи.

Рациональный раскрой кожи и меха. Планирование работы.

Чтение простейших технических рисунков.

Элементы декора.

Знать: Правила Т/Б  при работе с мехом и кожей, традиционную технологию работы с мехом, правила работы раскроя меха.

Уметь: планировать свою работу, рассказать о традиционной выделки кожи и меха, выбирать качественный мех и кожу для изготовления изделий, владеть приемами раскроя, уметь пользоваться резцом

Развитее образного и

пространственного мышления.

Устанавливать логическую последовательность  изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.  

Воспитывать художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

Свойства меха и кожи. Сходство и различие

2

13.11

Изготовление из меха и кожи. Варианты для отделки  изделий. Виды соединений.

2

20.11

. Применение для декорирования изделий

1

27.11

Изготовление  закладки с национальным розеточным орнаментом  

Анализ образца. Планирование работы

2

04.12

Изготовление по плану

2

11.12

Изготовление по плану

2

      8.

Изготовление по плану

2

Итого

16

                                                         

                                         2 полугодие

               1 группа  2 полугодие

№ п/п

Раздел, тема

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

1

Раздел «Работа с тканью» Вводный урок Т.Б.

Знакомство с материалами и инструментами

1

29.01

Применение ниток и ткани. Особенности выполнения образца стежков.

Понятие «орнамент»

Составление плана работы.

Владеть:

- приемами разметки изделия по шаблону, трафарету, линейке;

- пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям);

- правилами составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами, изготовление изделий по плану

- техническими сведениями о свойствах   материалов

  Формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

   Формирование умений и навыков предварительно планировать ход работы над изделием. Устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их  выполнения.

 2

Применение ручных стежков при изготовлении национальных изделий

 1

05.02

 3

Изготовление из ткани  геометрических орнаментов

1

12.02

 4

Изготовление по плану

1

 

19.02

 5

Изготовление из ткани розеточных орнаментов

 1

26.02

 6

 7

 8

 9

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

4

 

 05.03

12.03

19.03

26.03

10

11

12

13

14

15

16

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

7

 

02.04

09.04

16.04

23.04

30.04

07.05

14.05

17

Изготовление по плану

1

21.05

18

Итоговое занятие

 1

28.05

18 час

               2 группа  2  полугодие

№ п/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

1

Раздел «Работа с кожей» Вводный урок Т.Б.

Знакомство с материалами и инструментами

1

29.01

Разметка кожи по

выкройке и

раскрой её.

 

 Свойства кожи.

 Рациональный раскрой кожи. Планирование работы.

Чтение простейших технических рисунков.

 

Знать: традиционную выделку кожи народов Севера, инструменты и приспособления, технологию раскроя кожи.

Сакральное значение орнаментов

Уметь: рассказать о выделки кож животных и рыб, пользоваться приспособлениями , уметь выполнять крой кожи.

Устанавливать логическую последовательность  изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения. Развитее образного и

пространственного мышления.

Воспитывать художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

развитие образного и пространственного мышления

2

Свойства кожи. Виды

 1

05.02

3

Изготовление из кожи  геометрических орнаментов, розеточных орнаментов.

1

12.02

4

Изготовление оберега с вышивкой орнамента

Анализ образца. План работы.

1

 

19.02

5

Изготовление по плану

 1

26.02

6

7

8

9

10

 Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

5

 

 05.03

12.03

19.03

26.03

02.04

11

12

13

14

15

16

17

 Раздел «Работа по бисеру»

Вводный урок

Знакомство с материалами и инструментами

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

7

 

09.04

16.04

23.04

30.04

07.05

14.05

21.05

Образцы, рисунки, фотографии вышивок бисером

Знать:

-правила Т/Б при работе с бисером

-историю появления бисера

-инструменты и приспособления

-виды материала

Уметь:

-пользоваться инструментами и приспособлениями

-определять виды материала

Развитее образного и

пространственного мышления.

Воспитывать художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

развитие образного и пространственного мышления

 18

Виды плетения

 1

28.05

 Итого:

18 час 

 

                                  3 группа  2 полугодие

№ п/п

Раздел, тема  

занятия

Кол-во часов

   Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Коррекционно-развивающие цели

1,  2

Раздел «Работа с мехом и кожей» Вводный урок Т.Б.

Знакомство с материалами и инструментами

2

29.01

 

Разметка кожи и меха по выкройке и

раскрой её.

Свойства кожи.

Рациональный раскрой кожи и меха. Планирование работы.

Чтение простейших технических рисунков.

Элементы декора.

Знать: Правила Т/Б  при работе с мехом и кожей, традиционную технологию работы с мехом, правила работы раскроя меха.

Уметь: планировать свою работу, рассказать о традиционной выделки кожи и меха, выбирать качественный мех и кожу для изготовления изделий, владеть приемами раскроя, уметь пользоваться резцом

Развитее образного и

пространственного мышления.

Устанавливать логическую последовательность  изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.  

Воспитывать художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

3. 4

Свойства меха и кожи. Сходство и различие

2

05.02

 5.6

Изготовление из меха и кожи. Варианты для отделки  изделий. Виды соединений.

2

12.02

7.8

.Применение для декорирования изделий

2

 

19.02

 9.10

Изготовление  закладки с национальным розеточным орнаментом  

Анализ образца. Планирование работы

 2

26.02

11

12

13

14

15

16

17

18

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

8

 

 05.03

12.03

19.03

26.03

19

20

21

22

23

24

25

26

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

8

 

02.04

09.04

16.04

23.04

27

28

29

30

31

32

33

34

 Раздел «Работа по бисеру»

Вводный урок

Материалы и инструменты

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

Изготовление по плану

8

30.04

07.05

14.05

21.05

Образцы, рисунки, фотографии вышивок бисером.

Технические рисунки.

Инструкционная карта.

Знать:

-правила Т/Б при работе с бисером

-историю появления бисера

-инструменты и приспособления

-виды материала

Уметь:

-пользоваться инструментами и приспособлениями

-определять виды материала

-работать по инструкционной карте

 

Развитее образного и

пространственного мышления.

Воспитывать художественный вкус детей, умение наблюдать, выделять главное, характерное.

развитие образного  и пространственного мышления

35

 

36

Вышивка традиционным способом

комбинированного изделия «Подвеска с орнаментом «Глухарка сна»

Изготовление по плану

Изготовление по плану

2

28.05

 

 

 

Итого

36

 

                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская трапеза" к программе ФГОС 2 поколения начальной школы по программе Праздники, Традиции,Ремесла

Тема: Русская трапеза.Цели:·         Учебная: познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни;·...

Программа "Сувенир. Основы народоведения и художественного ремесла"

Программа предназначена для работы с детьми 6-10 лет в системе дополнительного образования детей или организации и проведения внеурочной деятельности обучающихся ОО...

Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...

программа по ремесло "цветы из бумаги"

Программа обучения «Ремеслу» предназначена для организации учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.   Прежде всего, тех учащихся, которые в силу своего психофизич...

Программа по ремеслу для учащихся V – Х классов с интеллектуальной недостаточностью

Целью данной программы является формирование необходимых знаний, навыков, умений, которые позволяют учащимся с интеллектуальной недостаточностью успешно интегрироваться в социальную среду и обрес ти в...

Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"

Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...