Актуальность изучения региональной истории.
материал (6, 7, 8, 9 класс)

Статьина Валентина Владимировна

Современные задачи, связанные с формированием личности гражданина и патриота России, требуют от школы большого внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом.

Изучение истории родного края важный фактор складывания региональной идентичности учащихся, что вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности.

Такой методологический подход «будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности - как граждан страны, жителей своего края, города…»

В учебном курсе «История Нижегородского края» большая роль отводится школьному музею как средству активизации познавательной деятельности через  участие ребят в исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_istorii_nizhegorodskogo_kraya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практический семинар «Региональная история – составная часть школьного исторического образования»

Актуальность изучения региональной истории. Учебный курс «История Нижегородского края». Школьный музей   как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Учитель МБОУ СШ № 18 г. Заволжье  Статьина В.В.  2019 год

ФГОС основного общего образования целью школьного образования определяют формирование социально активной личности, обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития ученика. Первостепенное значение в современных условиях приобретает гражданско-патриотическое воспитание и социализация учащихся.

Современные задачи, связанные с формированием личности гражданина и патриота России, требуют от школы большого внимания к региональной истории с ее значительным воспитательным потенциалом. Изучение истории родного края важный фактор складывания региональной идентичности учащихся, что вместе с изучением российской истории способствует формированию российской гражданской идентичности. Такой методологический подход «будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности - как граждан страны, жителей своего края, города…»

Цель курса :

формирование систематических знаний по нижегородской истории как необъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и российской гражданской идентичности учащихся.

Задачи курса «История Нижегородского края»:

-раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;

- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления исторического опыта родного края и малой родины, активно и творчески применяющих знания в учебной и социальной деятельности;

-показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в развитие России;

-содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к ценностям предыдущих поколений;

-способствовать осмыслению роли края в истории России, выявление особенных черт развития края;

- создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности, вовлечения в исследовательскую работу, участия в деятельности школьных музеев и создании историко-краеведческих проектов;

-содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края.

Основные идеи, подходы и принципы курса «История Нижегородского края»

Ведущие идеи:

-Освещение трудовых и ратных дел нижегородцев, их культурных и духовных достижений на разных этапах исторического развития;

-Изучение истории Нижегородского края в тесной взаимосвязи с общероссийской историей, то есть изучение региональной истории синхронизировано с программой и содержанием федерального курса «Истории России»

-Изучение местной (локальной) истории.

Подходы:

Системный – комплексное освещение основных аспектов нижегородской истории с учетом новейших научных достижений; изложение процессов и явлений во временном и пространственном измерении; учет различных факторов , влияющих на развитие края; осмыслении истории как совокупности истории семьи, малой родины, региона, страны;

Проблемно-хронологический – выделение в истории края исторических периодов ( от древности до наших дней) и рассмотрение в хронологических рамках основных историко-краеведческих проблем;

Компетентностный – приобретение учащимися набора ключевых компетенций ( информационных, социальных, коммуникативных и т.д.)

Принципы:

Культуросообразности: интеграция исторического краеведения с областями науки, культуры, образования, местными традициями;

Полиэтничности, поликонфессиональности: отражение многонациональности и многоконфессиональности состава населения Нижегородской земли;

Природосообразности: содержание материала возрастным особенностям учащихся;

Гражданственности и патриотизма: приоритетность воспитания патриотизма, гражданственности, национальной и конфессиональной идентичности, уважительное отношение к семье, малой родине, Отечеству

Светскости и деиделогизированности: в толковании истории края предусматривается светское, конфессионально нейтральное изложение этапов развития, неприятие идеологически ангажированного освещения прошлого края.

Структура и содержание учебного курса

6 класс «История Нижегородского края. С древнейших времен до конца XV века»

7 класс «История Нижегородского края. XVI-XVII века»

8 класс «История Нижегородского края. XVIII век»

9 класс «История Нижегородского края. XIX – начало XX века»

10 класс «История Нижегородского края. XX – начало XXI века»

УМК курса «История Нижегородского края»

Рабочая программа по курсу

Учебные пособия для учащихся (6-10 классы)

Методическое пособие для учителя

Хрестоматия для учителя и учащихся

Контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля УМК курса «История Нижегородского края»

Формы и методы преподавания

Беседы

Лекции

Практические занятия с использованием современных образовательных технологий

Экскурсии

Проектная деятельность

Различные типы современных уроков ( 6-7 классы – урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия; 8-10 классы – комбинированные уроки, семинары, исследования, практикумы, проблемные уроки)

Особое место в этом процессе отводится школьному музею.

Школьный музей   становится средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Источники и литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011 Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. 19 мая 2014 года. /http//www.apkpro.ru/doc/koncepn_umk.pdg. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: рабочая программа учебного курса для 6-10 классов образовательных учреждений/ авт.: В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин; под общей редакцией В.К. Романовского. – Н. Новгород: НИРО, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность изучения статистики и теории вероятностей в школе

Учащиеся, заканчивая обучение в школе и выходя в большой и непредсказуемый мир должны уметь анализировать полученную информацию и воспринимать только ту, которая не сделает вреда ни кому. прежде чем ч...

Изучение регионального компонента на уроках истории в 9 классе

Выступление с областного семинара по вопросам изучения регионального компонента. В нём дана краткая аннотация к урокам по изучению вопросов регионального компонента, а также раскрыты некоторые методы ...

Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе

Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...

К вопросу об актуальности изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря, методы исследования

В статье раскрывается актуальность изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря для исторической науки и методики преподавания. Описаны и охарактеризованы методы исследования темы....

Изучение состояния здоровья школьников на основе проектной деятельности при изучении регионального компонента "Экология человека"

Презентация показывает основные задачи проектной деятельности,  цели изучения регионального компонента, этапы работы, связь экологии с анатомией и физиологией человека....

Использование ресурсов Национального архива как инструмента изучения региональной истории

Способы и формы работы с материалами Национального архива РХ...