Дополнительное образование - Худи Н.А.Театр народного творчества - 2 - 3 кл. 5 -7 кл.
рабочая программа

Худи Некое Аркадьевна

Рабочая программа по дополнительному обоазованию "Театр народного творчества" для 2-3 классов; 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._obraz._hudi_n.a.teatr_nar.tvorch._2_-_3_kl._5_-7_kl.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Мыскаменская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим советом школы-интерната

Протокол от  «01» сентября 2016 г. № 2
 

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________Н.А. Подгорных
«___»________2016 г.
Приказ
от «01» сентября 2014 г . № 223

    
Рабочая программа по дополнительному образованию

по курсу

«Театральный мир Ямала»

Направление: культурологическое

для 2 -3 классов

для 5-7 классов

 

Педагог: Худи Н.А.

 

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.  ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».

2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

В наше интересное время многие пласты жизни заново открываются и переоцениваются. В первую очередь это относится к истории, которую и дети и взрослые знают поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило ненецких людей? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Обратиться к истокам поможет фольклор. Содержание фольклора – жизнь народа, опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит уважение к своему народу. Программа напоминает, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре.

Дополнительная образовательная программа имеет культурологическую направленность и предназначена для углубленного изучения ненецкого фольклора в школе-интернате.

Цель программы:

  • Основной целью данной программы является создание условий для нравственного и патриотического воспитания детей в традициях отечественной народной культуры и культуры народов Ямала.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить детей с видами фольклора, основами народной  культуры  Ямала
  • учить простейшим приемам освоения элементов народного творчества.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу ребенка, его художественный и музыкальный вкус;
  • активизировать развитие творческих, игровых способностей;
  • способствовать развитию активизации самостоятельного творчества.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к национальной культуре;
  • формировать целостное восприятие народной культуры;
  • воспитывать патриотические чувства и гордость за свою малую Родину, за соё отечество.

Здоровье - сберегающие:

  • Поддерживать навыки коммуникативного общения между учащимися.
  • Содействовать развитию у учащихся уверенности в себе.

Актуальность данной программы состоит в том, что мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребят высокие нравственные идеалы.

Современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений. Обучающие возможности фольклора огромны. Поэтому, народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Обучение фольклору опирается на такие виды деятельности, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность. Большое внимание отводится непосредственному восприятию фольклора: слушание в записи народных сказок, песен, что помогает активному восприятию музыки, формирует эмоциональную отзывчивость и способствует накоплению фольклорного багажа.

Новизна программы состоит в том, что она основывается на игровом принципе обучения, соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, последовательность этапов реализации программы – от простого к более сложному; предполагаемый результат обучения имеет профессионально-прикладной характер; образовательный процесс, описанный в программе, отражает личностно-ориентированный подход в системе разно - уровневого обучения; педагогом создана единая система отслеживания результатов. Имеет ознакомительных характер и дает базовые знания для дальнейшего изучения народного творчества .  В основе преподавания предмета «Ненецкий фольклор» лежит профессиональная методика, без которой невозможно сформировать необходимые навыки.

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

  • определять жанры и виды  ненецкого фольклора;
  • различать основные виды и направления народного творчества;
  • знать классификацию народных игр;
  • иметь предствление о ненецкой песенной культуре;
  • иметь предсталение о ненецких народных  обрядах и ритуалах;
  • знать названия народных  праздников  жителей Ямала;
  • знать классификацию ненецких народных костюмов; 
  • участвовать в коллективной игре;
  • отгадывать загадки, ребусы;
  • участвовать в коллективной инсценировке ненецких сказок;
  • пересказывать ненецкие сказки, скороговорки, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах;
  • разучивать песни на ненецком языке;
  • осуществлять простейшие приемы самоконтроля.

    Характеристика программы.

Тип: дополнительная общеобразовательная программа;

Направленность: общекультурная;

Вид: авторская, проходящая апробирование;

Классификация:

по сложности–комплексная;

по характеру деятельности–развивающая художественную одаренность;

по возрастному принципу–разновозрастная;

по времени –1 год.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на детей младшая группа 9-10 лет, старшая группа 11 - 14 лет. Запись осуществляется в начале года по желанию ребенка, наличие специальной

        Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • беседы;
  • игры;
  • викторины;
  • самостоятельная работа.

        Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративные;
  • поисковые;
  • творческие.

Система контроля:

В результате реализации программы должна сформироваться творческая группа, способная в дальнейшем применить полученные знания непосредственно в той или иной практической деятельности.

        Подведение итогов обучения может проходить в форме экспресс – опросов, комплексной игры, конкурсов, творческого отчета.

Педагогика творчества – одна из главных движущих сил педагогического процесса, в

котором большую роль может оказать игра. Разнообразие фольклорных традиционных

игр, существующих практически на все случаи жизни, позволяет значительно

активизировать процесс восприятия фольклора.

Освоение традиционной народной культуры невозможно и без использования наглядного материала (предметы быта, фотографии, иллюстрации, просмотра видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, посещения выставок, музеев).

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности, формированию уважения к труду и таланту мастеров. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки, поговорки, считалки и пр.) позволяет привлекать к участию даже пассивных и застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития, такого рода занятия способствуют и социальному развитию детей. Данная программа, направленная на активное освоение детьми культурного богатства ненецкого народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого, на создании возможности для них как бы непосредственно с ними прикоснуться.

        Педагогические принципы.

        Принципы наглядности: использование дидактического материала; иллюстраций,

фотографий, предметов быта и прикладного искусства, альбомы с рефератами, поделки и

рисунки учащихся, аудио и видеоматериалы и пр.

        Принцип доступности и учета возрастных особенностей учащихся. Обучение

осуществляется в доступной для детей форме от простого к сложному.

        Условия реализации программы:

        Для занятий необходимо специальное помещение-класс. Необходимы столы,

стулья, доска, также место для инсценировок, игр, выставок. Дидактический материал,

звуковоспроизводящая и видеоаппаратура, аудио и видеотека.

        Содержание разделов программы:

        1.Вводное занятие.

        Введение в предмет.

        2.Ненецкий фольклор.

        Роль народного творчества в истории народа. Фольклор. Знакомство с

устным народным творчеством. Жанры ненецкого фольклора. Потешки, пословицы,

поговорки, загадки, былины, легенды. Народные сказки и их классификация.

        Изготовление поделок «Фольклорная ромашка», «Сказочная

ромашка», «Песенная ромашка». Просмотр мультфильмов по сюжетам народных сказок.

Песенно-музыкальные игры.

        3.Ненецкие народные игры.

        Детская игра в народной культуре. Ненецкий детский игровой фольклор.

        Классификация игр. Прыгалки - зазывалки. Жеребьевки. Считалки. Игры и игровые

напевы.

        Традиционные игры:"Ханена", "Тыранийко", "Пёдхад хабэвко" ", "Путко", "Хорако", "Лорцэ" ", "На"но нюкця" ","Понга" и др.

        4.Ненецкая песенная культура.

        5. Ненецкие народные обряды, ритуалы.

        Традиционные трудовые обряды. Благодарственные обряды. Семейно- родовые обряды. Обряды на священных местах. Празднование дня появления солнца. Семейно родовой культ предков. Почитаемые фигурки животных. "Сядэи" как объекты родового культа. Почитаемые священные места.

        6.Народные календарные праздники народов Ямала.

        Осенние праздники. Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Семейно-

обрядовые праздники.

        7.Ненецкие народные костюмы. 

        Разновидности ненецких костюмов. Детская одежда.  Женская одежда. Мужская одежда. Повседневная одежда. Праздничная одежда. Рабочая одежда.

        8.Народное творчество.

        Орнамент и его виды. Орнамент на керамике. Береста. Изделия из бересты. Техника работы с берестой. Символическое значение орнамента. Мотивы орнамента. Орнаменты из сукна.

        9.Итоговое занятие.

        Описание места учебного предмета в учебном плане.

Важность предмета для школьников подчеркивается тем, что «Театр народного творчества» рекомендован для внеурочной деятельности новым стандартом.

Объём учебного времени, отводимого на изучение обще - интеллектуального курса  Театр народного творчества» во 2 – 3  классах  – 1 час в неделю, 35 часов в год и в 5 -7  классах  – 1 час в неделю, 35 часов в год  

        Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения курсу «Театра народного творчества » является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, ответственность за сохранение первозданного уклада жизни, как среды обитания коренных народов Севера.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

        Личностные результаты:

  • знакомство с культурно-историческим наследием России, малой родины,  общечеловеческими ценностями;
  • приобщение учащихся к изучению культуры своего народа;
  • осознание собственно – личностной роли в развитии, сохранении и возрождении культурных ценностей;
  • высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

        Мета - предметные результаты:

  • освоение приёмов поиска нужной информации;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации учебной информации, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
  • овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

        Предметные результаты:

  • формирование необходимого уровня ученической компетентности;
  • изучение этнокультурных традиций ненецкой культуры;
  • овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования, научно-познавательных и учебных текстов;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
  • умение пользоваться словарями и справочной литературой;
  • осознание себя как грамотного ученика, способного к творческой деятельности;

        Содержание учебного предмета -  2 – 3 классы (35 часов); 5 - 7 классе (35 часов) .

        В содержание курса  входит:

  • знакомство с самобытной национальной культурой, с обрядами и обычаями, и национальными играми, дизайном утвари и одежды, национальными играми, песенной культурой, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей;
  • изучение лексики из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа);
  • речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);
  • знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство,  этнопедагогика,  история, современная культура).

Календарно-тематический план:

2 – 3   класс (35 часов)  из расчёта 1 час в неделю

п/п

Дата

Корректиров

ка

Тема урока

Количество уроков

Основные виды учебной деятельности учащихся:

1.

Вводное занятие.

1

2.

Ненецкий фольклор.

1

Знать: Жанры ненецкого фольклора.(П)

3.

Сказка. "Лабтэйко". "Ты'хайлако" "."Вэнеко ' нядамда пю"ма". "Тёня няби Харё".

5

Участвовать: в инсценировке сказок.(Н)

Знать : разновидность сказок.(П)

4.

Скороговорка. "Малкода хасава".

1

Учить и проговаривать: скороговорки.(Н)

5.

Загадки. Потешки.

2

Учить загадки.(Н) Уметь их пересказывать.(Н)

6.

Народные игры. "Нухукова". "Тыранийко". "Ханена". "Пёдхад хабэвко".

4

Знать: классификацию игр. (П)

Участвовать в коллективных

 играх. (Н).

7.

Ненецкая песенная культура. "Сенгакоця". "Пэвдя пи яралэй" ". Саля' яв'ёрти" сё".

5

Знать  виды народной песни.(П)

Учить современные ненецкие песни.(Н)

Знать композиторов и  исполнителей.(П)

8.

Ненецкие народные обряды, ритуалы.

Традиционные трудовые обряды.

Благодарственные обряды.

Семейно- родовые обряды.

Обряды на священных местах.

4

Уметь: различать обряды и ритуалы.(П)

Знать: разновидности обрядов и ритуалов.(Н)

Участвовать: в инсценировке обрядов и ритуалов.(Н)

9.

Народные календарные праздники народов Ямала. "Медвежий праздник". "Встреча ненецкого нового года".

3

Создать игровую ситуацию связанную с праздниками.(П)

10.

Ненецкие народные костюмы.

Разновидности ненецких костюмов.

Детская одежда.

 Женская одежда.

Мужская одежда.

4

Знать: разновидности ненецких костюмов.(П)

Делать эскизы костюмов.(Н)

11.

Народное творчество.

Орнамент и его виды. Орнамент на керамике. Береста. Изделия из бересты. Техника работы с берестой.

3

Знать: виды орнамента.(П)

Делать эскизы орнамента.(Н)

Знать технику работы с берестой.(П)

12.

Итоговое занятие.

1

Итого: 34

Календарно-тематический план:

5 – 7   классы (35 часов) из расчёта 1 час в неделю

п/п

Дата

Корректиров

ка

Тема урока

Количество уроков

Основные виды учебной деятельности учащихся:

1.

Вводное занятие.

1

2.

Ненецкий фольклор.

1

Знать: Жанры ненецкого фольклора.(П)

3.

Сказка. "Тэхэ". "Пэдарэко, Явэко". "Сэр" ябто".

5

Участвовать: в инсценировке сказок.(Н)

Знать : разновидность сказок.(П)

4.

Скороговорка."Вандако, Нохоко".

2

Учить и проговаривать: скороговорки.(Н)

5.

Загадки. Потешки.

2

Учить загадки.(Н)

Уметь их пересказывать.(Н)

6.

Легенды. Сюдбабц".Ярабц".

"Вэвако Сусой"."Нямд Пай Вэсако"."Сэр" я Нацекэ".

4

Уметь различать легенды.(П) Правильно их проговаривать, читать, пересказывать.(Н)

7.

Народные игры."Путко"."Хорако".

"Лорцэ". "На"но нюкця"".

2

Знать: классификацию игр. (П)

Участвовать в коллективных

 играх. (Н).

8.

Ненецкая песенная культура.

Колыбельные песни. "Хаерако' сей". "Су"ляко".

4

Знать  виды народной песни.(П)

Учить современные ненецкие песни.(Н)

Знать композиторов и  исполнителей.(П)

9.

Ненецкие народные обряды, ритуалы. Празднование дня появления солнца. Семейно родовой культ предков. Почитаемые фигурки животных. "Сядэи" как объекты родового культа. Почитаемые священные места

4

Уметь: различать обряды и ритуалы.(П)

Знать: разновидности обрядов и ритуалов.(Н)

Участвовать: в инсценировке обрядов и ритуалов.(Н)

10.

Народные календарные праздники народов Ямала. "Вороний день". "День рыбака".

2

Создать игровую ситуацию связанную с праздниками.(П)

11.

Ненецкие народные костюмы.

Разновидности ненецких костюмов.

Повседневная одежда. Праздничная одежда.

 Рабочая одежда.

3

Знать: разновидности ненецких костюмов.(П)

Делать эскизы костюмов.(Н)

12.

Народное творчество.

Орнамент и его виды. Символическое значение орнамента.

 Мотивы орнамента. Орнаменты из сукна.

4

Знать: виды орнамента.(П)

Делать эскизы орнамента.(Н)

Знать технику работы с берестой.(П)

13.

Итоговое занятие.

1

Творческий отчёт.(П)

Учебно – методическое обеспечение программы.

        Литература для учащихся:

  • Бармич М.Я. «Ненэцие лаханако». «Ненецкие сказки». Учебное пособие для учащихся 2 -5 классов ненецких школ. Издательство «Дрофа» Санкт – Петербург 2008 год.
  • Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений 2-е издание, стереотипное Санкт-Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2006 год.
  • Бортко Т.И., В.Т.Еманов, Павлов А.В. «Культура народов Ямала». /Учебник 5 – 7 классы». Тюмень 2002 год.
  • Истомин И.Г. «Ненецкие сказки». Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, ООО «Гарнет», 2008 год.
  • Терещенко Н.М. «Неко хадакэнда вадако». «Сказки бабушки Неко». Издательство «Просвещение» Санкт – Петербургский филиал ООО « Базальт», 2004 год.

        Литература для учителя:

  • Ахадов Э. «Ненецкий пантеон». Салехард 2007 год.
  • Головнёв А.В.,Зайцев Г.С. «История Ямала». Тобольск – Яр - Сале, 1994 год.
  • Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. Изд-во института проблем освоения Севера СО РАН 2001 год.
  • Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. «Ненцы уроки предков». ООО «Миралл» Санкт – Петербург 2005 год.
  • Окотэтто Е.Н. «Ненецкие подвижные игры». Санкт – Петербург 2002 год.
  • Сусой Е.Г. «Из глубины веков». Тюмень, 1994 год. Пушкарёва Е.Т.,Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера. (Культурно – антропологические аспекты). Санкт-Петербург 2011 год.
  • Терещенко Н.М. Ненецко – русский словарь. 3 – издание, стереотипное. Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2008 год.
  • Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса». Томск, 2001 год.

        Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • DVD диск: «Как нянчедо  мынику учил человека летать». Ассоциация «Ямал потомкам».

Первый Ямальский анимационный фильм.

  • DVD диск: «Северный край» Сергея Анисимова.

Фильм 1: «На холодном Ямале».

Фильм 2: «Волшебный мир Арктики».

  • DVD диск: «Удивительное путешествие в тундру». ООО «Студия Ханавэй».

Фильм: «Помни, ты не один в этом мире!»

  • DVD диск: «Ненцы уроки предков». ООО «Студия Ханавэй».

Фильм 1: «Колыбель».

Фильм 2: «Отцы и дети».

            Фильм 3: «Звон тынзяна».

             Фильм 4: «Мой друг лайка».

  • DVD диск: Документальный фильм. «Яптик Хэсе».
  • DVD диск: Елена Лаптандер. «Жемчужина Ямала.
  • DVD диск:"Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оеневодов. Студия "Илебц" г.Салехард 2013год.
  • DVD "Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оленеводов"г.Салехард 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество". Кружок "Весёлый лоскуток"

Программа кружка разработана  на 1 год занятий с детьми 12-15 лет и рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.Программа рассчитана на 35 часов ...

Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное творчество.

Программа дополнительного образования Направление: Изобразительное искусство,Декоративно-прикладное творчество.СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫКРУЖОК «МОЗАИКА»:Программа ...

Программа дополнительного образования кружка художественно-эстетического направления « НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» для обучающихся 5-9 классов

    Программа    курса    по   выбору    «Народные  промыслы»    предусматривает  непосредственное...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Кружок "Весёлый лоскуток"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕй ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Кружок "Весёлый лоскуток"...