Внеклассное занятие "Сохраним сайгака"
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Шовгорова Альмана Зулаевна

В целях бережного отношения к родной природе, популяризации сайгак рекомендую провести данное занятие в 5-7 классах. Обучающиеся познакомятся с интересными фактами о сайгаке, примут участие в различных конкурсах и играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зултурганская общеобразовательная школа»

Наш друг – сайгак

Шовгорова Альмана Зулаевна

учитель родного языка и литературы, ВКК

п. Светлый, 2022г.

Внеклассное занятие «Наш друг – сайгак»

Цели: привлечь внимание обучающихся к проблеме сохранения сайгака.

Задачи:

  1. Развивать у обучающихся умение выражать свое отношение к сайгаку через результаты проектной, поэтической, художественной деятельности.
  2. Расширить знания о степной антилопе.
  3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: ПК, проектор, ватманы, маркеры, цветные листы А4, рисунки детей

Категория: 6-7 классы

Ожидаемый результат: Популяризация среди обучающихся внеклассных мероприятий в рамках проведения Дня степи и Дня сайгака в Республике Калмыкия и воспитание гражданской активности в защите животных.

Ход мероприятия:

Включается мультфильм (начало) о молодом сайгаке «Степная сказка»

(Мультфильм начинается так: Во дворе сидят дети и рисуют. Появляется дедушка. Дети радостно бегут к нему и просят, чтобы он посмотрел их рисунки. –Дедушка, мы очень любим сайгаков. Мы его нарисовали. Вы же сами говорили, что мы должны рисовать своих друзей. Ведь скоро будет День сайгака. Мы даже сказку придумали…)

Слово учителя:

- Как вы думаете, о ком придумали сказку дети в мультфильме? (О сайгаке)

- Правильно. Значит, кому будет посвящено наше сегодняшнее мероприятие?

-Верно. Наше мероприятие называется «Наш друг – сайгак»

-Ребята, сайгак – очень древнее и редкое животное. И нам повезло, что сайгаки обитают в наших калмыцких степях. Поэтому узнать о нем все – наша с вами задача.    

- Сегодня на занятии у четыре три творческие группы: «Исследователи», «Фольклористы» и «Ученые». У каждого члена группы было свое домашнее задание: найти интересные факты о сайгаке, нарисовать рисунки, найти пословицы, загадки о сайгаке, выучить стихотворения. Прошу всех объединиться по группам для выполнения своих мини-проектов, которые войдут в наш общий проект «Сохраним сайгака вместе»

(Работа в группах. Готовятся к защите своих мини- проектов. Включается (тихо) калмыцкая песня «Хальмг тег»)

1 чтец читает стихотворение Г.Кукарека «Наша беда»

Это наша с тобою беда:

Поредели сайгачьи стада.

Сайгачонок в траве не лежит

Не резвятся, как раньше, стрижи

Где звенел колокольчик-тюльпан,

Злым песком зашипел там бархан.

Где заливисто суслик свистал,

Там молчит луговин пустота.

Где шумел кудрявый камыш,

Веет тиной болотная тишь.

И оделся в печальный туман

Сиротливый Сайгачий курган.

- Для того, чтобы узнать какая группа будет выступать первой, предлагаю в качестве считалки загадку: «Трав копытами касаясь, ходит гордо и легко, рога раскинув высоко. Кто это? (сайгак)

(хором проговариваем загадку и определяем первых выступающих)

«Ученые» выходят защищать свой мини-проект «Сайгак. Кто он?»:

-Сайгак-ровесник мамонта. Ему примерно миллион лет! На территории Европы сайгаки обитают только в степях Калмыкии. Это очень выносливое и быстроногое животное. Сайгак относится к семейству парнокопытных. Сайгака еще называют сайга или степная антилопа. Отличительной чертой у сайгак является его развитый, интересной формы нос, в котором расположен мощный фильтр, очищающий воздух от пыли при беге. Благодаря такому носу пыль не попадает в легкие и сайгак никогда не болеет. У сайгаков длинные тонкие, но сильные ноги, развивающие скорость при беге до 80км/ч.

Сайгаки-самцы – рогатые, а самки – безрогие. По кольцам, расположенным на рогах, можно определить возраст сайгака. Питается сайгак степными травами. Среди них полынь, лишайник, кипарис, а также ядовитыми для домашних животных. Летом они предпочитают злаки, зимой –солянки.

-Молодцы, ученые. Другие группы могут задавать вопросы…

2 чтец читает стихотворение Г.Кукарека

Рога оленьи –сочных два побега-

Она дала ему, слегка пригнув,

Не поскупилась на орлиный клюв-

Могучий нос необходим для бега!

Бока борзой животному даны…

А ноги, ноги…Что проворней в мире,

Чем эти вихри?! Эти вот четыре,

Природою натянутые струны?!

-Проговариваем хором считалку и определяем вторую группу выступающих.

«Исследователи» защищают свой мини - проект «Знаете ли вы…»:

- Мы нашли интересные факты. 1.Оказывается, в организме сайгаков много меди, а она нейтрализует действие ядовитых растений. Поэтому сайгаки питаются ядовитыми травами, которые опасны для скота. То есть они помогают не отравиться домашним животным, очищая степь. 2. Тип бега, при помощи которого передвигается сайга, называется иноходь.

3. 14 октября- День работников заповедника – людей, которые охраняют нашу природу.

4. Улдис Карлович Кнакис – это советский охотинспектор, биолог, натуралист, охотник, фотограф, защитник природы. Внес огромный вклад в дело охраны сайгаков. Трагически погиб в 1970 году близ поселка Белозерный Юстинского района при попытке задержать браконьеров. Его именем названы улицы в Элисте и в п. Белозерный.

5.Существуют разные виды антилоп: антилопа Гну обитает в Африке, степная антилопа – в Калмыкии, голубая антилопа – в юго-восточной Африке; антилопа Куду- в северо-восточной Африке; саблерогая антилопа – в Южной Азии; антилопа Джейран – в Иране, Казахстане, Грузии…

3 чтец:

«Моя вина» Г. Кукарека

Я в детстве гнезда разорял,

Ужей безвинных убивал,

Зверьков из норок выливал.

Сайгаков из ружья стрелял.

Себя за это наказал:

Теперь, когда я взрослым стал,-

Пустыми степи увидал.

Сайгак, куда ты убежал?

(С помощью считалки определяем третью группу для защиты мини-проекта. Выходит группа «Фольклористы» со своим мини-проектом «Сайгак – друг калмыков»:

-Калмыцкий фольклор очень богат народными пословицами, загадками, легендами, преданиями, скороговорками…Конечно, во всех жанрах встречается гордость степи- красавец сайгак. Мы нашли Поверья: 1. Существует поверье, что сайгаки являются воплощение Белого Старца на земле.

2. Белый Старец считается покровителем сайгаков. 3. Нельзя во время охоты стрелять в сайгаков, сбившихся в кучу: считается, что в это время их доит сам Белый Старец.

Также мы нашли пословицы о сайгаках. 1. Степь без сайгака – как калмыцкий чай без молока. 2. У степного сайгак нет хозяина. 3. Охотник, застреливший сайгака в хотоне – не охотник.

Скороговорка: Сайга с сайгой играли в салки.

Сайгак встречается в сказках, например, «Мудрый сайгак»

Загадки:

  1. С ветром мчусь я наравне

По родной стороне.

Пронесусь я без оглядки.

Пахнет воздух пылью сладкой.

  1. Что есть только у сайгаков? (сайгачата)
  2. Он- к жаре привычен,

Он – бегун отличный

С коротким он хвостом,

А нос его- горбом.

  1. Современник мамонта, бегущий быстро,

Дикий житель калмыцких степей.

- Молодцы, ребята. Творческие группы подготовили очень интересные проекты.

- Что нового вы сегодня узнали друг от друга?

-Что вы можете сделать для охраны сайгака?

Давайте вместе составим Памятку «Сбережем сайгака вместе»:

1. Узнайте больше о сайгаках из журналов, газет, телепередач, ютубканалов, на экологических сайтах www.saigarescue.net; www.saigac.biodiversiti.ru; на официальных страницах заповедника «Черные земли» в ВК…

2.Участвуйте в экологических конкурсах, проектах, акциях

3. Посетите заповедник «Черные земли»

4. Расскажите о сайгаках своим друзьям, родственникам.

5. Берегите сайгака!

4 чтец читает «Благопожелание сайгаку» Г.Кукарека

Оскудели когда-то густые луга,

Лишь по балкам остались загривки травы.

Не последний ли это красавец-сайгак

Тяжко скачет степями на зов синевы?

Пусть он скачет, пусть стадо родное найдет

Пусть лихая беда его жизнь обойдет!

      Проектные работы вывешиваются на стенд с названием «Сохраним сайгака вместе», делается общее фото. Звучит музыка. Все дети получают Памятки и  призы- магнитики с изображением сайгака.

Домашнее задание: досмотреть мультфильм про сайгачонка.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "В сайгаков ,люди ,не стрелять!",посвящённый Году Сайгака 10 класс

урок внеклассного чтения  по литературе в 10 классе ,посвящённый году сайгака с применением национально-регионального компонента (стихотворения Д.Кугультинова,А.Дагаева,Г.Кукареки)...

Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"

Урок открытых мыслей посвящен очень важной  для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в  степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

презентация "Сайгак-символ Калмыкии"

презентация  о степной антилопе,занесенной в Красную книгу...

стихотворение о сайгаке

стихотворение о степной антилопе, о бережном отношении к сайгакам. так как сайгак занесен в красную книгу...

методический материал о сайгаках

Методический материал для классного часа Экология...