Рабочая программа по литературе Забайкалья
рабочая программа (5 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

Рабочая программа по литературе Забайкалья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_zabaykalya_7_klass.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа по

Литературе Забайкалья

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики Перфильева К.С.

2020 год

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Литература Забайкалья» 5 класса разработана с учетом:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  2.  Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
  3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
  5.  С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;

Данная учебная программа ориентирована на использование учебных пособий В.С.Левашова «Региональные особенности фольклора Забайкалья» (книги для учителя). Выпуск. 1 «Сказки», выпуск 2 «Мифологические рассказы», выпуск.3 «Героический эпос»- Чита: Издательство Заб.ГПУ, 1998.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю

Цель предмета: сформировать представление о фольклоре нашего края как о важнейшей части культуры; расширить и углубить представления учащихся о региональных особенностях литературы Забайкалья с привлечением необходимых знаний по истории, географии Забайкальского края. о творчестве выдающихся забайкальских писателей, поэтов, публицистов;

Задачи предмета:

1. Формирование у учащихся представление о фольклоре народов Забайкалья как о важнейшей части их культурного наследия.

2. Воспитание чувства уважения к обычаям, традициям, культуре и искусству народов Забайкалья.

3. Формирование представлений о фольклоре как первоисточнике литературного творчества.

4. Воспитание любви к родному краю, своему народу, своей стране.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

6. Воспитание чувства патриотизма.

7. Реализация метапредметных связей.

Формы текущего и итогового контроля:

опрос, беседа, сочинение сказки, практическая работа – иллюстрация, театрализация, тест, анализ текста, игровые формы (викторина, ролевые игры), анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ учащихся.проверочная работа. Формы итогового контроля: проект.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

«Литература Забайкалья»:

Личностные результаты:

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, иллюстрацию);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– задавать вопросы.

Предметные результаты:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

- различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– использовать малые фольклорные жанры в устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа;

– сочинять сказку или придумывать сюжетные линии;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

В результате изучения предмета «Литература Забайкалья» обучающийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений УНТ, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

обучающийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов.

Содержание учебного курса «Литература Забайкалья»

  1. Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности.
  2. Сказки Забайкалья.
  • Сказки. Региональное своеобразие сказок.
  • Русские сказки Забайкалья. Бурятские сказки. Эвенкийские сказки.
  • Сочиняем сказку сами.
  1. Несказочная проза Забайкалья:
  • Предание.
  • Легенда.
  • Быличка.
  • Мифологический рассказ.
  •  Проект «Мифологические образы предков»
  1. Детский фольклор.
  • Колыбельные, приговорки. заклички, дразнилки. загадки, скороговорки, небылицы.
  • Считалки, игры.
  1. Фольклор народов Забайкалья:
  • Фольклор казаков Забайкалья.
  • Фольклор семейских (старообрядцев) Забайкалья.
  • Фольклор эвенков(тунгусов) Забайкалья.
  1. Литература Забайкалья:
  • Г.Г.Граубин. Поэзия для детей. «Четырёхэтажная тайга» «Серебряный капкан».
  • В.Балябина.«Аргунеи»: Традиции и обычаи. Особенности воспитания в семье. Праздники.
  • Стихи забайкальских поэтов для детей.
  • Г.Г.Андрюк. «Большая вода». В. Писковой Сборники рассказов.
  • Исследовательская работа «Диалектные особенности разговорного жанра в произведениях забайкальских авторов».
  • Итоговый урок «Бережение памяти». Защита проектов.

Тематическое планирование по литературе Забайкалья

5 класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Фольклор Забайкалья и его основные особенности.

1

2

Сказки. Региональное своеобразие сказок

1

3

Русские сказки Забайкалья.

4

Русские сказки Забайкалья.

5

Бурятские сказки.

6

Бурятские сказки.

7

Эвенкийские сказки.

8

Сочиняем сказку сами.

9

Предания. Легенды.

10

Былички. Мифологические рассказы.

11

Проект «Мифологические образы предков».

12

Проект «Мифологические образы предков»

13

Колыбельные, приговорки. заклички, дразнилки. загадки, скороговорки, небылицы.

14

Считалки, игры.

15

Фольклор казаков Забайкалья.

16

Описание казачьих бытовых традиций в романах В. Балябина «Забайкальцы» и К. Седых «Даурия».

17

Семейские (старообрядцы) Забайкалья.

18

Фольклор семейских (старообрядцев) Забайкалья. Этнографический очерк Ф.Болонева «Семейские».

19

Буряты. Особенности жизни и культурные традиции.

20

Устное народное творчество бурятского народа.

21

Эвенки Забайкалья и их представления о мире.

22

Фольклор эвенков. (Н.Кузаков. Лунные колокола: Легенды Забайкалья.)

23

Г.Г.Граубин. Поэзия для детей.

24

Г.Г.Граубин. «Четырёхэтажная тайга».

25

Г.Г.Граубин. «Серебряный капкан».

26

В.Балябина. Этнографические очерки «Аргуне и»: традиции и обычаи.

27

В.Балябина. Этнографические очерки «Аргуне и»: особенности воспитания в семье.

28

В.Балябина. Этнографические очерки «Аргуне и»: праздники.

29

В/ч Стихи забайкальских поэтов для детей.

30

Г.Г.Андрюк. « Большая вода».

31

В.Писковой. «Цвела земляника». «Ледоход». «Посмотри и увидишь.

32

Исследовательская работа «Диалектные особенности разговорного жанра в произведениях забайкальских авторов». («Фольклор моего села»)

33

Исследовательская работа «Диалектные особенности разговорного жанра в произведениях забайкальских авторов». («Фольклор моего села»)

34

Итоговый урок. «Бережение памяти». Защита проектов.

Литература

  1. Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Изд. 2-е, доп. – Иркутск, 2002
  2. Методические рекомендации О.Н. Шахеровой: «Писатели Восточной Сибири» для 5-6 классов общеобраовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007

      3. Оборудование класса:таблицы учебные, раздаточный дидактический материал.

       4.Экранно-звуковые пособия: звукозаписи магнитные учебные, видеофильмы DVD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по фольклору Забайкалья

Рабочая программа по фольклору Забайкалья...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....