Рабочая программа Живое слово Забайкалья
рабочая программа (5 класс)

Перфильева Ксения Сергеевна

Живое слово Забайкалья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zhivoe_slovo_zabakalya_7_klass.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ушмунская средняя общеобразовательная школа

Газимуро – Заводского района

Забайкальского края

Рабочая программа

Живое слово Забайкалья

Разработала: учитель русского языка,

литературы и информатики Перфильева К.С.

2020 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Живое слово Забайкалья» разработана с учетом:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273;
  2.  Примерной программы ООП ООО от 8 апреля 2015 г. № 1/15 одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
  3. Приказа Министерства образования науки от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений во ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  4. Письма Министерства образования науки Забайкальского края от 16 февраля 2016 года № 1052 «О практике применения вопросов, связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательных организациях;
  5.  С учетом ООП МОУ Ушмунская СОШ;
  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОЕ СЛОВО ЗАБАЙКАЛЬЯ»

Изучение модуля «Живое слова Забайкалья» на ступени основного общего образования должно быть направлено на достижение результатов. Достижение личностных результатов:

 - уважительное и бережное отношение к историко-культурному наследию и языку, включая региональный вариант, патриотизм и любовь к родному краю;

 - знание и признание своей этнической принадлежности, идентичности как гражданина страны, представителя региона, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности, освоение национальных традиций и ценностей;

- познавательный интерес к изучению родного языка и его истории, родного края;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, понимание культурного многообразия региона, воспитание толерантности и уважения к культуре своего и других народов.

Ученик получает возможность сформировать:

 - умения общаться с людьми разных поколений;

 - устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

 - умение учиться и ориентироваться как в лингвокраеведении, так и в других смежных, в частности культурологии, истории, литературоведения и др., предметных областях.

Достижение обучающимися метапредметных результатов:

- углублённое и системное знание языковой системы и её возможностей;

- уместное и эффективное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью в различных монологических и диалогических форматах, включая дискуссионный; - умение работы в научно-исследовательском коллективе, объединённом целью проведения совместного научного исследования;

- приобретение первичных умений и навыков проектно-исследовательской деятельности, способствующих проведению самостоятельных научных изысканий в области лингвокраеведения;

- выработка умений и навыков осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- способность находить, анализировать и интерпретировать языковые явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;

- использование систематизированных знаний лингвистического краеведения при изучении других школьных дисциплин.

Ученик получает возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые познавательные, в том числе учебные цели и задачи;

- организовывать и планировать учебное и проектно-исследовательское сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, задачи и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, участвовать в коллективном обсуждении проблем, общей дискуссии и аргументировать свою позицию;

- проводить исследование на основе применения методов научного познания через постановку проблемы, определение конкретной цели и задач, поиск, сбор, выборку материала, его систематизацию, анализ и обобщение результатов исследования;

- применять навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса.

Достижение обучающимися предметных результатов:

- знание особенностей регионального варианта русского национального языка в Забайкалье и умение их определять в региональной речи, в том числе в языке произведений забайкальских писателей;

- представление об экстралингвистических и лингвистических факторах формирования и изменений регионального варианта русского национального языка в Забайкалье;

- представление о палеографических и языковых особенностях памятников письменности Восточного Забайкалья, основах их чтения, расшифровки и описания;

 - понимание взаимосвязи региональной языковой картины мира и региональной культуры, способности и возможности регионального варианта русского национального языка через самобытные языковые средства выражать национальные традиции и ценности, социально-исторический опыт забайкальцев;

- понимание богатства, образной выразительности забайкальской народно- разговорной речи и рассмотрение её как регионального языкового культурного наследия;

- представление о лингвокраеведческой и лингвокультурологической терминологии.

Ученик получает возможность научиться:

- применять знания, приобретенные при освоении модуля «Живое слово Забайкалья», в практической исследовательской деятельности лингвокраеведческой проблематики;

- применять приёмы лингвистического исследования при решении конкретных лингвокраеведческих задач, разработке и реализации исследовательских проектов региональной тематики, поисковой работы, использовать навыки лингвистической и лингвокультурологической интерпретации языковых фактов из разных источников материала исследования, включая забайкальскую русскую народно-разговорную речь, региональные памятники деловой письменности, забайкальскую топонимию, диалектную лексику, фраземику и паремии, язык произведений забайкальских писателей и др.

Содержание учебного курса

Региональная картина мира устами забайкальцев.

  • Введение.
  • Региональная картина мира и её выражение в забайкальской русской народно-разговорной речи.
  • Забайкальская русская народно-разговорная речь как средство выражения и познания региональной картины мира, духовной культуры (национальной системы ценностей).

Тематические группы слов

  • Деревенский дом, русская печка, двор, старинные орудия и транспортные средства в живом слове забайкальцев.
  • Забайкальцы о своей одежде и обуви: лопотинка, или одежонка, своедельска обувёнка.

Деревенская еда и кухонная утварь

  • Деревенская еда и кухонная утварь: кулезени, тарочки и му- товки, латочки.
  • Деревенская хозяйственная деятельность в речи забайкальцев: животинку дёржим, шиничку ро́стим
  • Переносное употребление языковых единиц и создание метафорической образности забайкальской русской народной речи.

Забайкальская природа в речи местных жителей

  • Забайкальская природа в речи местных жителей: сопка, па- душка, елань, Кичиги закатились.
  • Животный и растительный мир в живом слове Забайкалья: гуран, инджиган, ушкан и жеребеты.

Охота, рыбалка и другие виды занятий в речи забайкальцев

  • Охота, рыбалка и другие виды занятий в речи забайкальцев: охотиться на ревý, ловить линков на перекате.

Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях

  • Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях: братан, сестреница и свекровка-мачеха.
  • Забайкальская русская народно-разговорная речь о человеке, и национальных ценностях: Родинку не смыть – Родину не забыть.

Забайкалье в живом слове

  • Живое слово Забайкалья (диалектная лексика, фразеологизмы, пословицы и поговорки, топонимы, антропонимы края, язык региональных памятников письменности, фольклора, художественных произведений забайкальских писателей) как отражение региональной картины мира, культуры.
  • Итоговый контрольный тест.

Тематическое планирование по живому слову Забайкалья

7 класс

Тема урока

Количество часов

1

Введение

1

2

Региональная картина мира и её выражение в забайкальской русской народно-разговорной речи.

1

3

Забайкальская русская народно-разговорная речь как средство выражения и познания региональной картины мира, духовной культуры (национальной системы ценностей).

1

4

Забайкальская русская народно-разговорная речь как средство выражения и познания региональной картины мира, духовной культуры (национальной системы ценностей).

1

5

Деревенский дом, русская печка, двор, старинные орудия и транспортные средства в живом слове забайкальцев.

1

6

Забайкальцы о своей одежде и обуви: лопотинка, или одежонка, своедельска обувёнка.

1

7

Деревенская хозяйственная деятельность в речи забайкальцев: животинку дёржим, шиничку ро́стим

1

8

Переносное употребление языковых единиц и создание метафорической образности забайкальской русской народной речи.

1

9

Переносное употребление языковых единиц и создание метафорической образности забайкальской русской народной речи.

1

10

Забайкальская природа в речи местных жителей: сопка, па- душка, елань, Кичиги закатились.

1

11

Животный и растительный мир в живом слове Забайкалья: гуран, инджиган, ушкан и жеребеты.

1

12

Охота, рыбалка и другие виды занятий в речи забайкальцев: охотиться на ревý, ловить линков на перекате.

1

13

Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях: братан, сестреница и свекровка-мачеха.

1

14

Забайкальцы о большом роде и родственных отношениях: братан, сестреница и свекровка-мачеха.

1

15

Забайкальская русская народно-разговорная речь о человеке, и национальных ценностях: Родинку не смыть – Родину не забыть.

1

16

Живое слово Забайкалья (диалектная лексика, фразеологизмы, пословицы и поговорки, топонимы, антропонимы края, язык региональных памятников письменности, фольклора, художественных произведений забайкальских писателей) как отражение региональной картины мира, культуры.

1

17

Итоговый контрольный тест.

1

Литература

  1. В.С.Левашов. Региональные особенности фольклора Забайкалья: Программа для средних школ Забайкалья. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
  2. В.С.Левашов. Региональные особенности русского  фольклора Забайкалья: Кн. 1. Сказки: Пособие для учителей. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
  3. В.С.Левашов. Региональные особенности русского  фольклора Забайкалья: Кн. 2. Мифологические рассказы: Пособие для учителей. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.
  4. В.С.Левашов. Региональные особенности русского  фольклора Забайкалья: Кн. 3. Героический эпос: Пособие для учителей. – Чита: Изд-во Заб.ГПУ, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по фольклору Забайкалья

Рабочая программа по фольклору Забайкалья...

Детский фольклор Забайкалья

Исследовательская работа по детскому фольклору Забайкальская...

Константин Седых . "Даурия". Урок литературного краеведения Забайкалья.

Урок  - введение в тему : К. Седых. "Даурия" Предмет: литературное краеведение Забайкалья....

Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"

Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....

Диалектные слова Забайкалья. Презентация к уроку литературного краеведения Забайкаля в 5 - 7 классах.

Презентация разработана по материалам проекта "Диалектные слова Забайкалья", реализованного учащимися 7 класса МБОУ "Гаванская ООШ"....

Рабочая программа по литературе Забайкалья

Рабочая программа по литературе Забайкалья...