Программа по внеурочной деятельности «Живая природа»
рабочая программа (6 класс)

Доржиева Екатерина Александровна

Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа».

 Изучение курса по программе модуля «Растительный мир Забайкальского края» предполагает изучение флоры и растительности Забайкальского края. Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностям современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природе своей Родины. Региональный материал более доступен ребенку для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить целостность природы, дает возможность знакомства с флорой и растительностью своей местности, способствует формированию представления об уникальности растительного мира Забайкальского края.

Основная цель курса – формирование у учащихся представлений о многообразии растительного мира Забайкальского края.

Задачи:

- формировать умения распознавать растения и растительные сообщества; анализировать возможности рационального использования флоры Забайкальского края;

- развивать умения определять приспособления растений к природно-климатическим условиям Забайкальского края;

- формировать представление о целостности растительного мира и необходимости его охраны;

- развивать умения анализировать, сравнивать, пользоваться определителями, пользоваться дополнительными источниками информации;

- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к малой Родине.

Продолжительность курса: 17 часов.

Введение (1 час)

Раздел 1 «Приспособления растений (жизненные формы и экологические

группы растения-индикаторы и т.д.)» (6 часов).

Раздел 2 «Природные сообщества». (6 часов)

Раздел 3 «Знай, используй, береги» (4 часа).

Для реализации курса используется учебно-методический комплекс, состоящий из учебного пособия «Зеленый мир Забайкальского края», авторы Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В.. Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б. и рабочей тетради к учебному пособию «Зеленый мир Забайкальского края», авторы Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В.. Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Забайкальского края

Александрово-Заводский муниципальный округ

МОУ Онон-Борзинская ООШ

СОГЛАСОВАНО               УТВЕРЖДАЮ

  Заместитель УР                        Директор

_________________             __________________

                Зарипова Ю.Э                         Косачёва А.Ю

Протокол №1                   Приказ№10

От 31.08.2023г.                                                                                            От 31.08.202 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Живая природа»

КЛАСС: 6

2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа». 

 Изучение курса по программе модуля «Растительный мир Забайкальского края» предполагает изучение флоры и растительности Забайкальского края. Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностям современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природе своей Родины. Региональный материал более доступен ребенку для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить целостность природы, дает возможность знакомства с флорой и растительностью своей местности, способствует формированию представления об уникальности растительного мира Забайкальского края.

Основная цель курса – формирование у учащихся представлений о многообразии растительного мира Забайкальского края.

Задачи:

- формировать умения распознавать растения и растительные сообщества; анализировать возможности рационального использования флоры Забайкальского края;

- развивать умения определять приспособления растений к природно-климатическим условиям Забайкальского края;

- формировать представление о целостности растительного мира и необходимости его охраны;

- развивать умения анализировать, сравнивать, пользоваться определителями, пользоваться дополнительными источниками информации;

- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к малой Родине.

Продолжительность курса: 17 часов.

Введение (1 час)

Раздел 1 «Приспособления растений (жизненные формы и экологические

группы растения-индикаторы и т.д.)» (6 часов).

Раздел 2 «Природные сообщества». (6 часов)

Раздел 3 «Знай, используй, береги» (4 часа).

Для реализации курса используется учебно-методический комплекс, состоящий из учебного пособия «Зеленый мир Забайкальского края», авторы Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В.. Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б. и рабочей тетради к учебному пособию «Зеленый мир Забайкальского края», авторы Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В.. Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б..

Содержание курса «Растительный мир Забайкальского края»

Введение (1 час).

       Работы ученых, проводивших изучение растений и растительных сообществ на территории Забайкальского края. Экспедиции И.Г. Гмелина и С.П.Крашенинникова. Вклад П.-С. Палласа и Н.С. Турчининова, К.И. Максимовича, Л.П. Сергиевской в изучении флоры. Значение исследований Г.И. Поплавской и Б.И. Дулеповой в описании растительности Забайкальского края.

Демонстрации. Слайды с фотографиями ученых.

Раздел 1 «Приспособления растений (жизненные формы и экологические группы растения-индикаторы и т.д.)» (6 часов).

       Своеобразие климата Восточного Забайкалья. Жизненные формы. Древесные растения. Листопадные древесные растения (береза повислая, береза даурская, осина, тополь душистый, лиственница Гмелина…). Вечнозеленые древесные растения (сосна обыкновенная, сосна сибирская, пихта сибирская, кедровый стланика). Зимне-зеленые лиственные кустарники (рододендрон даурский). Летне-зеленые кустарники (шиповник иглистый, шиповник даурский, таволга средняя, таволга иволистная, пятилистник кустарниковый…). Полудревесные растения. Полукустарники (полынь Гмелина). Полукустарнички (полынь холодная, тимьян даурский, сабельник болотный, бурачок двусемянный).

Травянистые растения. Зимне-зеленые растения (горноколосник колючий, горноколосник мягколистный, земляника восточная, проломник седой, камнеломка гребенчато-реснитчатая). Летнее-зеленые растения (купена душистая, майник двулистный, лилии …). Деревянистые лианы (княжик охотский, княжик сибирский и кряжик крупнолепестный). Травянистые лианы (луносемянник даурский). Однолетние травянистые растения (солянка холмовая, горец птичий, марь белая, марь остистая).

        Факторы, необходимые для растений (свет, вода, тепло, минеральные соли, углекислый газ). Факторы второстепенные (дымовые газы, ветер, разряженность воздуха, радиоактивность). Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые и теневыносливые растения. Светолюбивые растения (особенности строения листа, представители группы). Теневыносливые растения (особенности строения листа, представители группы).

      Экологические группы растения по отношению к воде. Основные экологические группы (ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты). Ксерофиты (виды, листья которых покрыты волосками и восковым налетом (полынь холодная, вероника седая, эдельвейс эдельвейсовидный, лейбнитция бестычиночная); виды с глубокой корневой системой (молочай Фишера, стеллера карликовая); виды с мелкими листьями (тимьян даурский); безлистный вид (спаржа даурская); виды со свертывающимися листьями (виды ковыля, овсянницы); суккуленты (горноколосник колючий, очиток живучий). Мезофиты (ландыш Кейске, пазник реснитчатый…). Гигрофиты (калужница болотная, сабельник болотный, вахта трехлистная, аир болотный). Гидрофиты (виды плавающие, неукореняющиеся (пузырчатка); виды укореняющиеся (лютик водный, рдест гребенчатый, уруть); приспособления к погруженному образу жизни: тонкие листья (элодея); нитевидные листья (пузырчатка); плавающие листья (кувшинка, кубышка, ряска малая, ряска тройчатая).

         Фитоиндикация. Растения-индикаторы. Индикаторы кислых почв (хвощ полевой, щавелек малый, брусника, багульник болотный, мох сфагнум, мох дикранум). Индикаторы засоления – галофиты (виды запасающие воду (солянка холмовая, селитрянка сибирская); виды с особыми железками, выделяющие избытки солей (чий блестящий, кермек золотой, виды востреца, виды бескильницы)). Охраняемые галофиты ( селитрянка сибирская, поташник обыкновенный, сферофиза солонцовая). Индикаторы близкого залегания грунтовых вод (чий блестящий). Индикаторы почв с нейтральной реакцией среды (пырей ползучий, звездчатка средняя). Индикаторы богатых азотом почв – нитрофилы (марь, амаранты, крапива). Индикаторы наличия кальция в почве (кальцефилы (башмачки, лилия саранка, анемонаструм длинноволосистый, ольха); кальцефобы (щавелек малый, хвощ полевой, майник двулистный, папоротник орляк, брусника, сфагновые мхи). Индикаторы почв, бедных питательными веществами (багульник болотный, брусника, толокнянка, хвощ полевой, клюква, голубика).

       Зеленые синоптики. Определение влажности воздуха (герань забайкальская, аистники, ковыль, овсюг, ломонос шестилепестковый). Определение погоды (лиственница Гмелина, костяника каменистая, звездчатка средняя, календула, одуванчики, козелец, ветреница, шиповник, очиток пурпурный…). Долгосрочные прогнозы погоды (осина, черемуха обыкновенная, рябина сибирская, шиповник иглистый).

        Первоцветы Забайкалья. Приспособления к ранневесеннему цветению травянистых растений (защита бутона сильно опушенными прицветными листочками (прострелы); эфемероиды (гусиный лук, хохлатка удоканская, хохлатка пионолистная). Охраняемые первоцветы (примула Зибольда, адонис апенинский, водосбор темнопурпуровый, медуница мягчайшая). Зимне-зеленые кустарники (рододендрон даурский, рододендрон Редовского, рододендрон Адамса, рододендрон золотистый)

Демонстрации. Гербарий, слайды, наборы открыток.

Практические работы. «Приспособления растений. Жизненные формы», «Экологические группы растений», «Растения-индикаторы», «Зеленые синоптики», «Первоцветы Забайкалья»

Раздел 2. «Природные сообщества» (6 часов).

         Характеристики природных зон. Горно-таежная зона: климат; основные типы леса, господствующие сообщества. Лесостепная зона: географическое расположение, лесная растительность, самобытные лесные сообщества, степная растительность. Степная зона: границы зоны; климатические условия; типы степей; сосновые массивы Цасучейский бор и Цырик-Нарасун из сосны Крылова, уникальные системы и сообщества.

         Сосновые леса. Сосна обыкновенная, как основная лесообразующая порода (биология, экология, значение). Типы сосновых лесов: травяные сосновые леса (основные виды травянистого покрова); кустарниковые сосновые леса (подлесок из рододендрона даурского, характеристика травяно-кустарничкового яруса); кустарничковые сосновые леса с преобладанием брусники; мертвопокровные сосновые леса. Характеристика основных видов сосновых лесов (брусника, астрагал перепончатый, осока стоповидная).

        Березовые леса. Белоберезовые леса. Береза повислая как основная лесообразующая порода (биология, экология, практическое значение). Основные виды белоберезовых лесов ( майник двулистный, ландыш Кейске, грушанка круглолистная, грушанка копытенелистная). Черноберезовые леса. Береза черная(даурская) как основная лесообразующая порода (биология, экология). Черноберезовые леса как реликтовые леса с большим количеством охраняемых видов.                  

          Лиственничные леса. Лиственница Гмелина как основная лесообразующая порода (биология, экология, значение). Типы лиственничных лесов (листвяги рододендроновые, листвяги багульниковые, листвяги брусничные, травяные лиственничные леса). Основные виды лиственничных лесов (бадан толстолистный, багульник болотный, седмичник европейский, линнея северная).

        Степи. Горные и равнинные степи. Приспособления видов степей к особенностям климата Забайкалья. Горные степи: гмелинополынные степи (полынь Гмелина как доминантный вид); нителистниковые степи (нителистник сибирский как доминантный вид, полынь холодная). Равнинные степи: ковыльные степи (ковыль Крылова как доминантный вид); вострецовые степи (леймукитайский как доминантный вид).

Луга. Классификация лугов (пойменные и материковые луга; суходолы и низинные луга). Низинные луга (триниусополевицевые луга, кровохлебковые луга, шмидтоосоковые луга). Галофитные луга как особый тип лугов.

       Растения водоема. Пояс прибрежных растений (тростник южный). Пояс водных растений (шелковник водяной, пузырчатка, кубышка малая, хвостник обыкновенный).

Демонстрации. Гербарий, фотографии. Видеофильм «Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом»

Практические работы. «Сосновые леса», «Березовые леса», «Лиственничные леса», «Степи», «Луга», «Растения водоема»

Раздел 3 «Знай, используй, береги» (4 часа).

       «SOS». История охраны природы. Красная книга Российской Федерации. Красная книга Забайкальского края. Биология редких растений Забайкальского края (башмачок известняковый, башмачок крупноцветковый, башмачок капельный, молочай Фишера, родиола - розовая, шлемник байкальский, рогульник плавающий).

      Лекарственные растения. Биология, экология и полезные свойства лекарственных растений Забайкальского края (пустырник сибирский, какалия копьевидная, полынь Сиверса, очанка, копеечник альпийский).

       Ядовитые растения. Биология ядовитых растений Забайкальского края, органы, содержащие ядовитые вещества (паслен Китогавы, вех ядовитый, вороний глаз, воронец красноплодный, живокость крупноцветковая, ясенец мохнатоплодный.

       Мой прекрасный сад. Цветочно-декоративные растения. Однолетние культурные декоративные растения (календула, космея, бархатцы, львиный зев, астра китайская, агератум). Зимующие виды вьющихся растений (хмель обыкновенный, луносемянник даурский, ломонос маньчжурский, паслен Китогавы). Многолетники, не зимующие в открытом грунте (георгина культурная, гладиолус гибридный). Дикорастущие многолетние декоративные растения (бадан толстолистный, водосборы, купальницы, касатики, лилии, астры, пионы).

Демонстрации. Красная книга Забайкальского края (растения). Гербарий, фотографии, слайды. Видеофильм «Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом»

Практические работы. «SOS», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Мой прекрасный сад»

Результаты освоения программы

  «Растительный мир Забайкальского края»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-  многообразие растений Забайкальского края, среды обитания, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;

- основные растительные сообщества Забайкальского края;

- возможности рационального использования растительного мира Забайкальского края;

- исчезающие, редкие и охраняемые виды растений Забайкальского края;

-  ученых, проводивших изучение растений и растительных сообществ на территории Забайкальского края.

Учащиеся должны уметь:

-  отличать изученные растения;

- по доминантным видам называть сообщества растений;

- понимать взаимосвязи, сложившиеся в природных сообществах;

- определять особенности приспособления растений к природным условиям Забайкальского края;

- узнавать редкие и охраняемые растения своей местности, способствовать сохранению их мест обитания;

- объяснять значение растений в природе и жизни человека;

-  пользоваться Красной книгой, определителями растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- характеризовать вид растений;

- называть виды растений с использованием двойных названий;

- находить взаимосвязи между видами растений и окружающей средой;

-  обобщать, систематизировать изученный материал, формулировать выводы;

- работать с дополнительными источниками информации, в том числе использовать возможности Интернета;

- используя компьютерные программы презентовать изученный материал.

Личностные результаты обучения

- умение реализовывать полученные знания на практике;

- воспитание любви к природе родного края;

-  понимание необходимости сохранять целостность растительного мира;

- умение использовать декоративные дикорастущие растения для удовлетворения эстетических потребностей, не причиняя вреда естественному растительному покрову;

- участие в природоохранной деятельности;

- умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;

- вести дискуссию, оперируя научными фактами.

Тематическое планирование

«Растительный мир Забайкальского края»

6 класс, 17 часов

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

1

Раздел 1 «Приспособления растений (жизненные формы и экологические группы растения- индикаторы и т.д.)» (6 ч)

2

Жизненные формы

1

3

Экологические факторы. Свет как экологический

фактор

1

4

Вода как экологический фактор.

1

5

Растения- индикаторы

1

6

Зеленые синоптики

1

7

Первоцветы Забайкалья

1

Раздел 2.  «Природные сообщества» (6 ч)

8

Природные зоны

1

9

Сосновые леса

1

10

Березовые леса

1

11

Лиственничные леса

1

12

Степи

1

13

Луга и растения водоема

1

Раздел 3 «Знай, используй, береги» (4 ч)

14

«SOS»

1

15

Лекарственные растения

1

16

Ядовитые растения

1

17

Мой прекрасный сад

1

ИТОГО

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"

Программа направлена на  воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

     Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...

Программа по внеурочной деятельности «Живая природа»

Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа...