Программа по внеурочной деятельности «Живая природа»
рабочая программа (7 класс)
Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа».
Изучение курса по программе модуля «Животный мир Забайкальского края» предполагает изучение фауны Забайкальского края. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родному краю.
Основная цель курса – формирование у учащихся представлений о многообразии животного мира Забайкальского края, установление гармоничных отношений учащихся с природой.
Задачи:
· овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать со справочниками и определителями, проводить наблюдения за животными;
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;
· воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;
· формировать умение характеризовать и распознавать животных своего региона.
Курс рекомендован для учащихся 7 классов общеобразовательных школ Забайкальского края. Изучение рекомендовано в 1,2 четверти учебного года. Продолжительность курса: 17 часов.
Структура курса: курс состоит из введения и 3-х разделов.
- Введение (2 час.)
- Раздел 1. Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 ч.)
- Раздел 2. Многообразие позвоночных животных Забайкальского края (9 ч.)
- Раздел 3. Охрана животных (3 ч.)
Для реализации курса используется учебное пособие «Забайкаловедение: животный мир Забайкалья»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Александрово-Заводский муниципальный округ
МОУ Онон-Борзинская ООШ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель УР Директор
_________________ __________________
Зарипова Ю.Э Косачёва А.Ю
Протокол №1 Приказ№10
От 31.08.2023г. От 31.08.202 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Живая природа»
КЛАСС: 7
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа».
Изучение курса по программе модуля «Животный мир Забайкальского края» предполагает изучение фауны Забайкальского края. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родному краю.
Основная цель курса – формирование у учащихся представлений о многообразии животного мира Забайкальского края, установление гармоничных отношений учащихся с природой.
Задачи:
∙ овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать со справочниками и определителями, проводить наблюдения за животными;
∙ развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;
∙ воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;
∙ формировать умение характеризовать и распознавать животных своего региона.
Курс рекомендован для учащихся 7 классов общеобразовательных школ Забайкальского края. Изучение рекомендовано в 1,2 четверти учебного года. Продолжительность курса: 17 часов.
Структура курса: курс состоит из введения и 3-х разделов.
- Введение (2 час.)
- Раздел 1. Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 ч.)
- Раздел 2. Многообразие позвоночных животных Забайкальского края (9 ч.)
- Раздел 3. Охрана животных (3 ч.)
Для реализации курса используется учебное пособие «Забайкаловедение: животный мир Забайкалья»
Содержание курса
«Живая природа»
Введение (2 час.)
История исследования животного мира Забайкальского края. Экспедиции
П.-С Палласа и Д.Г. Мессершмидта, научная деятельность ссыльных декабристов, Б.И. Дыбовского и других исследователей. Природные особенности Забайкалья и разнообразие животного мира. Особенности фауны различных природных зон и высотных поясов: животные тундр и высокогорий: животные лесов; животные степей; животные водоемов.
Демонстрации.
Карта экспедиции П.-С Палласа, слайды с рисунками П.И. Борисова.
Раздел1. Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 час.)
Водные беспозвоночные животные планктона и бентоса: простейших, черви (волосатик, коловратки), моллюски, ветвистоусые и веслоногие ракообразные (дафнии, циклопы).Речной рак, раки-бокоплавы. Фильтраторы воды, их экологическое значение. Примеры редких, занесённых в Красную книгу Забайкальского края видов моллюсков.
Паукообразные Забайкалья: сенокосцы, паук-серебрянка, охотник каемчатый, паук крестовик, тарантул, клещ-кожерез, таежный клещ. Экологическое и эпидемиологическое значение паукообразных.
Насекомые Забайкалья. Экологические группы насекомых: хищники и паразиты, филлофаги, ксилофаги на примерах различных систематических групп. Стрекозы: стрелки, коромысла, настоящие стрекозы. Прямокрылые: кузнечики и кобылки. Полужесткокрылые (клопы): щитники. Бабочки: бархатницы, белянки, голубянки, хвостоносец махаон, парусник номион, непарный шелкопряд, сибирский шелкопряд, луговой мотылек, совки, пяденицы. Жуки: жужелицы, чёрные усачи, божьи коровки, листоеды, долгоносики. Адаптации насекомых к жизни в различных условиях Забайкалья: степи, водоёмы. Роение насекомых, лёт на ночной свет. Вспышки численности насекомых. Насекомые, занесённые в Красную книгу Забайкальского края: аполлон обыкновенный, апполон Бремера, нифанда темная и др.
Демонстрации коллекций насекомых, паукообразных, слайды, наборы открыток.
Наблюдения и заполнение карточки мониторинговых наблюдений за редкими видами насекомых.
Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых.
Раздел 2. Многообразие позвоночных животных Забайкальского края ( 9 час.)
Рыбы Забайкальского края. Разнообразие рыб Забайкалья. Рыбы – обитатели Амурского, Байкальского, Ленского бассейнов. Любитель чистой воды – сибирский хариус. Главный хищник – щука. Таймень, ленок, арахлейская песчаная широколобка, плотва сибирская, амурский чебак. Виды рыб, занесённых в Красную книгу Забайкальского края
Амфибии Забайкалья. Биологические и экологические особенности амфибий Забайкалья. Разнообразие амфибий. Бесхвостые земноводные: дальневосточная квакша, сибирская лягушка, монгольская жаба. Хвостатые земноводные: сибирский углозуб.
Рептилии в Забайкалье. Биологические и экологические особенности реп-
тилий Забайкалья. Разнообразие пресмыкающихся. Ядовитые змеи: обыкновен-
ный щитомордник, уссурийский щитомордник. Первая помощь при укусе змеи.
Неядовитые змеи: узорчатый полоз. Ящерицы Забайкалья: живородящая яще-
рица, монгольская ящурка.
Птицы Забайкальского края. Разнообразие птиц Забайкалья. Птицы леса.
Биологические и экологические особенности лесных птиц, обитателей степей. Околоводные птицы, их приспособления к образу жизни. Дневные и ночные хищные птицы. Птицы, живущие рядом с человеком. Птицы у кормушки.
Охрана птиц.
Млекопитающие животные (звери) Забайкальского края. Биологические и
экологические особенности лесных и степных видов. Млекопитающие, живущие у воды и в почве. Строительство нор. Копытные животные. Представители хищных, насекомоядных, грызунов, рукокрылых Забайкалья. Роль животных в сельском хозяйстве региона: аборигенные и современные породы.
Демонстрации. Слайды, таблицы, фотографии животных Забайкальского края, презентации.
Экскурсии. Изучение многообразия птиц Забайкалья. Наблюдения за зимующими птицами. Изучение многообразия млекопитающих животных.
Раздел 3. Охрана животных (3 час.)
Человек и животные: причины конфликтов. Рациональное использование животных. Красная книга. Охраняемые виды птиц: филин, беркут, балобан, степной орел, японский журавль, черный аист, дрофа. Охраняемые виды млекопитающих Забайкалья: монгольский сурок(тарбаган), даурский еж, кот манул, монгольский дзерен. Исчезнувшие животные: кулан, горный баран. Особо охраняемые природные территории Забайкалья: заповедники, заказники, национальные парки.
Демонстрации Слайды, таблицы, фотографии животных Забайкальского края, презентации. Видеофильм: Заповедное ожерелье Байкала.
Результаты освоения программы «Живая природа»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
− многообразие животных Забайкалья, среды обитания, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;
− пути рационального использования животного мира Забайкальского края;
− законы охраны природы;
− исчезающие, редкие, и охраняемые виды животных Забайкалья.
Учащиеся должны уметь:
− распознавать изученных животных;
− наблюдать за поведением животных в природе;
− понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение;
− отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
− вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугать и не уничтожать животных;
− привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
− раскрывать значение животных в природе и жизни человека;
− пользоваться Красной книгой, определителями.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
− давать характеристику видам животных Забайкалья;
− применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
− обобщать и делать выводы по изученному материалу;
− работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
− презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;
− выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к различным категориям в Красной книге.
Личностные результаты обучения
− понимание основных факторов, определяющих взаимодействие человека и природы;
− умение реализовать теоретические познания на практике;
− воспитание в учащихся любви к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир Забайкалья, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
− соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
− формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
− умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактам
Тематическое планирование
«Живая природа»
7 класс, 17 часов
№ п/п | Тема | Количество часов |
Введение (2 ч) | ||
1 | История исследования животного мира Забайкальского края | 1 |
2 | Разнообразие животного мира Забайкалья | 1 |
Раздел 1 Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 ч) | ||
3 | Пауки Забайкалья | 1 |
4 | Насекомые Забайкалья | 1 |
5 | Насекомые Забайкалья в Красной книге | 1 |
Раздел 2 Многообразие позвоночных животных Забайкальского края (9 ч) | ||
6-7 | Разнообразие рыб Забайкалья Охраняемые виды рыб в Забайкалье | 2 |
8 | Амфибии и рептилии Забайкалья | 1 |
9-10 | Птицы Забайкалья. Птицы лесов и степей | 2 |
11 | Птицы водоемов | 1 |
12 | Птицы рядом с человеком. Охрана птиц | 1 |
13-14 | Млекопитающие животные Забайкальского края. Обитатели леса и степей Забайкальского края | 2 |
Раздел 3 Охрана животных ( 3 ч) | ||
15-16-17 | Человек и животные: причины конфликтов. Красная книга, ООПТ | 3 |
Итого: | 17 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"
Программа направлена на воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"
Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...

Программа по внеурочной деятельности «Живая природа»
Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа...
