Программа по внеурочной деятельности «Живая природа»
рабочая программа (7 класс)

Доржиева Екатерина Александровна

Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа».

Изучение курса по программе модуля «Животный мир Забайкальского края» предполагает изучение фауны Забайкальского края. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родному краю.

Основная цель курса – формирование у учащихся представлений о многообразии животного мира Забайкальского края, установление гармоничных отношений учащихся с природой.

Задачи:

· овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать со справочниками и определителями, проводить наблюдения за животными;

 · развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;

· воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;

· формировать умение характеризовать и распознавать животных своего региона.

Курс рекомендован для учащихся 7 классов общеобразовательных школ Забайкальского края. Изучение рекомендовано в 1,2 четверти учебного года. Продолжительность курса: 17 часов.

Структура курса: курс состоит из введения и 3-х разделов.

-  Введение (2 час.)

-  Раздел 1. Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 ч.)

- Раздел 2. Многообразие позвоночных животных Забайкальского края (9 ч.)

- Раздел 3. Охрана животных (3 ч.)

Для реализации курса используется учебное пособие «Забайкаловедение: животный мир Забайкалья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Забайкальского края

Александрово-Заводский муниципальный округ

МОУ Онон-Борзинская ООШ

СОГЛАСОВАНО               УТВЕРЖДАЮ

  Заместитель УР                        Директор

_________________             __________________

                Зарипова Ю.Э                         Косачёва А.Ю

Протокол №1                   Приказ№10

От 31.08.2023г.                                                                                            От 31.08.202 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Живая природа»

КЛАСС: 7

2023-2024 учебный год

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа». 

Изучение курса по программе модуля «Животный мир Забайкальского края» предполагает изучение фауны Забайкальского края. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к родному краю.

Основная цель курса – формирование у учащихся представлений о многообразии животного мира Забайкальского края, установление гармоничных отношений учащихся с природой.

Задачи:

 овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать со справочниками и определителями, проводить наблюдения за животными;

  развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;

 воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;

 формировать умение характеризовать и распознавать животных своего региона.

Курс рекомендован для учащихся 7 классов общеобразовательных школ Забайкальского края. Изучение рекомендовано в 1,2 четверти учебного года. Продолжительность курса: 17 часов.

Структура курса: курс состоит из введения и 3-х разделов.

-  Введение (2 час.)

-  Раздел 1. Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 ч.)

- Раздел 2. Многообразие позвоночных животных Забайкальского края (9 ч.)

- Раздел 3. Охрана животных (3 ч.)

Для реализации курса используется учебное пособие «Забайкаловедение: животный мир Забайкалья»

Содержание курса

«Живая природа»

Введение (2 час.)

       История исследования животного мира Забайкальского края. Экспедиции

П.-С Палласа и Д.Г. Мессершмидта, научная деятельность ссыльных декабристов, Б.И. Дыбовского и других исследователей. Природные особенности Забайкалья и разнообразие животного мира. Особенности фауны различных природных зон и высотных поясов: животные тундр и высокогорий: животные лесов; животные степей; животные водоемов.

Демонстрации.

Карта экспедиции П.-С Палласа, слайды с рисунками П.И. Борисова.

Раздел1. Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 час.)

          Водные беспозвоночные животные планктона и бентоса: простейших, черви (волосатик, коловратки), моллюски, ветвистоусые и веслоногие ракообразные (дафнии, циклопы).Речной рак, раки-бокоплавы. Фильтраторы воды, их экологическое значение. Примеры редких, занесённых в Красную книгу Забайкальского края видов моллюсков.

       Паукообразные Забайкалья: сенокосцы, паук-серебрянка, охотник каемчатый, паук крестовик, тарантул, клещ-кожерез, таежный клещ. Экологическое и эпидемиологическое значение паукообразных.

      Насекомые Забайкалья. Экологические группы насекомых: хищники и паразиты, филлофаги, ксилофаги на примерах различных систематических групп. Стрекозы: стрелки, коромысла, настоящие стрекозы. Прямокрылые: кузнечики и кобылки.        Полужесткокрылые (клопы): щитники. Бабочки: бархатницы, белянки, голубянки, хвостоносец махаон, парусник номион, непарный шелкопряд, сибирский шелкопряд, луговой мотылек, совки, пяденицы. Жуки: жужелицы, чёрные усачи, божьи коровки, листоеды, долгоносики. Адаптации насекомых к жизни в различных условиях Забайкалья: степи, водоёмы. Роение насекомых, лёт на ночной свет. Вспышки численности насекомых. Насекомые, занесённые в Красную книгу Забайкальского края: аполлон обыкновенный, апполон Бремера, нифанда темная и др.

Демонстрации коллекций насекомых, паукообразных, слайды, наборы открыток.

Наблюдения и заполнение карточки мониторинговых наблюдений за редкими видами насекомых.

Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых.

Раздел 2. Многообразие позвоночных животных Забайкальского края ( 9 час.)

        Рыбы Забайкальского края. Разнообразие рыб Забайкалья. Рыбы – обитатели Амурского, Байкальского, Ленского бассейнов. Любитель чистой воды – сибирский хариус. Главный хищник – щука. Таймень, ленок, арахлейская песчаная широколобка, плотва сибирская, амурский чебак. Виды рыб, занесённых в Красную книгу Забайкальского края

       Амфибии Забайкалья. Биологические и экологические особенности амфибий Забайкалья. Разнообразие амфибий. Бесхвостые земноводные: дальневосточная квакша, сибирская лягушка, монгольская жаба. Хвостатые земноводные: сибирский углозуб.

       Рептилии в Забайкалье. Биологические и экологические особенности реп-

тилий Забайкалья. Разнообразие пресмыкающихся. Ядовитые змеи: обыкновен-

ный щитомордник, уссурийский щитомордник. Первая помощь при укусе змеи.

Неядовитые змеи: узорчатый полоз. Ящерицы Забайкалья: живородящая яще-

рица, монгольская ящурка.

       Птицы Забайкальского края. Разнообразие птиц Забайкалья. Птицы леса.

Биологические и экологические особенности лесных птиц, обитателей степей. Околоводные птицы, их приспособления к образу жизни. Дневные и ночные хищные птицы. Птицы, живущие рядом с человеком. Птицы у кормушки.

Охрана птиц.

       Млекопитающие животные (звери) Забайкальского края. Биологические и

экологические особенности лесных и степных видов. Млекопитающие, живущие у воды и в почве. Строительство нор. Копытные животные. Представители хищных, насекомоядных, грызунов, рукокрылых Забайкалья. Роль животных в сельском хозяйстве региона: аборигенные и современные породы.

Демонстрации. Слайды, таблицы, фотографии животных Забайкальского края, презентации.

Экскурсии. Изучение многообразия птиц Забайкалья. Наблюдения за зимующими птицами. Изучение многообразия млекопитающих животных.

Раздел 3. Охрана животных (3 час.)

      Человек и животные: причины конфликтов. Рациональное использование животных.  Красная книга. Охраняемые виды птиц: филин, беркут, балобан, степной орел, японский журавль, черный аист, дрофа. Охраняемые виды млекопитающих Забайкалья: монгольский сурок(тарбаган), даурский еж, кот манул, монгольский дзерен. Исчезнувшие животные: кулан, горный баран. Особо охраняемые природные территории Забайкалья: заповедники, заказники, национальные парки.

Демонстрации Слайды, таблицы, фотографии животных Забайкальского края, презентации. Видеофильм: Заповедное ожерелье Байкала.

Результаты освоения программы «Живая природа» 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 многообразие животных Забайкалья, среды обитания, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;

 пути рационального использования животного мира Забайкальского края;

 законы охраны природы;

  исчезающие, редкие, и охраняемые виды животных Забайкалья.

Учащиеся должны уметь:

 распознавать изученных животных;

 наблюдать за поведением животных в природе;

  понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение;

 отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугать и не уничтожать животных;

 привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

 раскрывать значение животных в природе и жизни человека;

  пользоваться Красной книгой, определителями.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 давать характеристику видам животных Забайкалья;

  применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

  обобщать и делать выводы по изученному материалу;

 работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

 презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

 выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к различным категориям в Красной книге.

Личностные результаты обучения

  понимание основных факторов, определяющих взаимодействие человека и природы;

  умение реализовать теоретические познания на практике;

 воспитание в учащихся любви к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир Забайкалья, эстетические чувства от общения с живыми организмами;

  соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;

  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения; умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактам

Тематическое планирование

«Живая природа»

7 класс, 17 часов

№ п/п

Тема

Количество часов

Введение (2 ч)

1

История исследования животного мира Забайкальского края

1

2

Разнообразие животного мира Забайкалья

1

Раздел 1 Беспозвоночные животные Забайкальского края (3 ч)

3

Пауки Забайкалья

1

4

Насекомые Забайкалья

1

5

Насекомые Забайкалья в Красной книге

1

Раздел 2 Многообразие позвоночных животных Забайкальского края (9 ч)

6-7

Разнообразие рыб Забайкалья Охраняемые виды рыб в Забайкалье

2

8

Амфибии и рептилии Забайкалья

1

9-10

Птицы Забайкалья. Птицы лесов и степей

2

11

Птицы водоемов

1

12

Птицы рядом с человеком. Охрана птиц

1

13-14

Млекопитающие животные Забайкальского края. Обитатели леса и степей Забайкальского края

2

Раздел 3 Охрана животных ( 3 ч)

15-16-17

Человек и животные: причины конфликтов. Красная книга, ООПТ

3

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Живая планета"

Программа направлена на  воспитание мировоззренческих, нравственно-философских принципов , формирование  у школьников экологической культуры, воспитание гуманной, творческой, социально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"

     Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...

Программа по внеурочной деятельности «Живая природа»

Программа составлена на основе интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение». Программа модуля «Живая природа...