содержание прграммы 9 класс
материал (9 класс) по теме

Обучение бурятскому языку направлено на достижение следующих целей:

развитие коммуникативной компетенциина бурятском языке в сово­купности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компен­саторной, учебно-познавательной;

речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

•  языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,    орфографическими,    лексическими,    грамматическими)

в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях бурятского язы­ка, разных способах выражения мысли в русском и бурятском языке;

•  социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом социально-экономических, этно­культурных, этнонациональных и других особенностей региона, в рамках тем, сфер и ситуаций

общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;

•  компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из поло­жения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

•  учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами - самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка в современных условиях развития нашего общества и пот­ребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людь­ми разных национальностей, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_programmy.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы «Бурятский язык как государственный»

  на старшем этапе обучения

1. Речевая компетенция

  Предметное содержание устной и письменной речи

  1. Взаимоотношения в семье. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Взаимоотношения в семье, в том числе с людьми разных поколений в семье. Близкие и дальние родственники. Семейные праздники.
  1. Дом. Типы бурятских домов. Помощь по дому.. Покупки в семье. Типичная бурятская еда, ее подготовка.
  2. Мои друзья и я. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).
  3. Моя одежда. Молодежная мода. Покупки. Карманные деньги.
  4. Здоровый образ жизни: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские олимпийцы.
  5. Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
  6. Времена года. Осень, весна. Изменения в природе.

Продуктивные речевые умения

  1. Диалогическая речь. Диалог этикетного характера — начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность; вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться; диалог-расспрос — запрашивать и сообщать фактическую информацию ("кто?" "что?" "как?" "где?" "куда?" "когда?" "с кем?" "почему?"), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, "брать интервью"; диалог-побуждение к действию - обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить; давать совет и принимать извинение, принимать его; приглашать к действию или взаимодействию и соглашаться или не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие или несогласие принять его, объяснять причину; диалог-обмен мнениями - выражать точку зрения и соглашаться или не соглашаться с ней; высказывать одобрение или неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость или огорчение, желание или нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.
  1. Монологическая речь.

Краткие высказывания о фактах и событиях с использованием таких коммуникативных типов речи, как описание или характеристика, повествование или сообщение, эмоциональные и оценочные суждения; передача содержания, основной мысли прочитанного с опо рой на текст; подготовка сообщение по прочитанному или услышанному тексту; выражение и аргументирование своего отношения к прочитанному.

  1. Письменная речь

Развитие умений производить выписки из текста; писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания; заполнять формуляр (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета бурят.

 Рецептивные речевые умения.

  1. Аудирование

Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Формирование умений: выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание; выбирать главные факты, опуская второстепенные; выборочно понимать необходимую информацию прагматических текстов с опорой на языковую догадку, контекст; игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.

  1. Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание; Формирование умений: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров.

Формирование умений: полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки;     оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации - умение просмотреть текст  и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

                                       2. Социокультурная компетенция

  1. Знание традиционной культуры бурят: семья и брак у бурят, семейные ценности и реликвии в бурятской культуре, известные родословные бурят, основные виды хозяйствования, особенности бурятского национального костюма, блюда бурятской национальной кухни и ее особенности, временные и пространственные представление бурят, бурятские праздники и игры: Сагаалган, Ёохор, Эрын гурбан наадан, Сурхарбаан, Шагай наадан, традиционная система воспитания у бурят.
  2. Знания из области образования: образование в дореволюционной Бурятии, выдающиеся бурятские ученые, бурятский литературный язык. 
  3. Знания из области искусства Бурятии: литература, живопись, театр, кино, музыка, СМИ.
  4. Знания из области истории бурят: главные исторические события, исторические личности.
  5. Знания из области религии: шаманизм, буддизм, святые места.
  6. Знания из области географии Бурятии: Особенности флоры, фауны, рельефа, полезные ископаемые, заповедники, заказники, курорты и санатории, объекты туризма, экология Байкала, Красная книга Бурятии.
  7. Знание официальной и неофициальной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, общая площадь, месторасположение на карте мира, состав и численность населения, климат, рельеф.

Навыки и умения вербального поведения: навыки и умения использовать этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность, знакомство), формы обращения,  исполнять народные песни, ёохор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана, рассказывать сказки, выступать на традиционных праздниках.

  1. Навыки умения невербального поведения: жесты приветствия и прощания, проявления уважения, приглашения войти в дом, умение вести себя в гостях и принимать гостей,  умение угощать гостей, умение вести себя за столом, умение вести себя в святых местах, умение вести себя на традиционных праздниках.

3. Языковая компетенция

Фонетика и орфография.

Гласные и согласные. Сингармонизм. Перелом гласных. Краткие и долгие гласные, их смыслоразличительная роль (продолжение). Йотированные гласные. Глухие и звонкие, мягкие и твердые согласные. Смыслоразличительная роль. Ударение. Ударение в исконно бурятском слове. (Адекватно произносить и различать на слух все звуки бурятского языка; соблюдать акцентное ударение в слове и ударение в фразе; соблюдать правильную интонацию в повелительных, утвердительных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных предложениях).

  1. Лексика.

Однозначные и многозначные слова (общее понятие). Общеупотребительные слова. Термины. Словари.

К концу обучения 9 класса продуктивный лексический минимум составляет 1000 лексических единиц, характеризующих отобранные предметы речи. Данный минимум включает лексику, усвоенную на первой ступени, а также новые слова и речевые клише, новые значения известных учащимся многозначных слов (например,  злой - добрый).

Объем рецептивного словаря увеличивается за счет текстов для чтения и составляет примерно 1200 ЛЕ, включая продуктивный лексический ми нимум. Расширение потенциального словаря проис ходит за счет интернациональной лексики, зна ния словообразовательных средств и овладения новыми аффиксами;

Словообразование. Значимые части слова. Использование наиболее продуктивных суффиксов. Особенности бурятского словообразования.

Учащиеся должны овладеть следующими словообразовательными средствами для создания и расширения потенциального словаря:

- лексико-синтаксическим;

- лексическим;

- аффиксальным;

- морфолого-синтаксическим: алтан (имя существительное), алтан (имя прилагательное)

  1. Грамматика. Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Степени сравнения прилагательных. Местоимение (продолжение) Склонение местоимений. Личное и безличное притяжание. Собирательные числительные. Числительные, обозначающие приблизительное количество. Глагол (продолжение) Формы обращения. Глаголы в страдательном, взаимно-совместном  залогах; модальные слова (хэрэгтэй, аргатай, ёһотой);
  1. местоимения: притяжательные местоимения, возвратные местоимения, личные местоимения для замены ранее упомянутого существительного;
  2. числительные: большие количественные числительные (100-100,000,000), даты;
  3. союзы: ба болон, харин, аад, теэд, гэжэ; союзные слова: юундэб гэхэдэ, хаана-тэндэ;
  4. предлоги места, времени, направления;
  5. простые распространенные предложения
  6. специальные вопросы: Басаган хаана ошооб?

4. Учебно-познавательная и компенсаторная компетенция

К концу обучения 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение, анализ, синтез;
  2. передавать количественные, пространственные и временные представления изученными средствами бурятского языка;
  3. разыгрывать воображаемые ситуации / роли, пользуясь приемами образного мышления;
  4. работать в различных режимах: в индивидуальном, парном, групповом;
  5. осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника;
  6. работать самостоятельно, в том числе с аудио-, видеоматериалами и другими компонентами УМК;
  7. ориентироваться в учебнике с помощью атласа содержания учебника (расширенное оглавление) и специальных условных обозначений;
  8. пользоваться справочным материалом УМК (правилами, бурятско-русским словарем, справочниками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс

 Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....

Задачи с практическим содержанием. 9 класс

Данную пПрезентацию можно применять на уроках алгебры в 9 классе, при подготовке учащихся к сдаче ГИА....

Внеклассное занятие по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием)"(6 класс).

Данное занятие направлено на закрепление  знаний  учащихся по теме «Нахождение дроби от числа», на  расширение  представления учащихся о практическом применении таких задач. Основн...

План и краткое содержание мастер-класса для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов «Сенсорное развитие ребенка. Волшебные коробочки»

Представлен опыт проведения мастер-класса для детей с ОВЗ, их родителей и педагогов по направлению "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...

Интегрированный урок по математике и физике "Решение математических задач с физическим содержанием" (10 класс)

Школьная математика – это содержательный и  увлекательный мир, дающий  нам богатую пищу для ума. При изучении какой либо темы, вы часто задаете вопросы: «Зачем нужна эта тем...

Применение производной при решении задач с практическим содержанием, 11 класс

Тип занятия: обобщение и систематизация знанийОборудование: доска, задания для выполнения на занятии, проектор, комикс, рефлексия в комиксах.Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме &la...