Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»
рабочая программа (5 класс) по теме

Программа факультативного курса "Основы  традиционной (православной) русской  культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из возможных вариантов ознакомления учащихся с основами христианства, а также  изучения ярких примеров древнерусской ли­тературы и архитектуры в среднем звене общеобразовательной  школы. Выбор  произведений древне­русской литературы, рекомендуемых программой для чтения и изучения, определяется способностями и умением учащихся эмо­ционально воспринять и осмыслить художественный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pravoslavnoy_kulture.doc87 КБ
Файл pravoslavnaya_kultura.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь- Хрустального района  Владимирской области.

Программа факультатива

«Основы

традиционной русской

культуры»

(5,6 классы)

разработана учителем русского языка и литературы МОУ Краснооктябрьская  СОШ     Гусь- Хрустального района

 Ковыловой Г.В.

2008г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса "Основы  традиционной (православной) русской  культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из возможных вариантов ознакомления учащихся с основами христианства, а также  изучения ярких примеров древнерусской ли тературы и архитектуры в среднем звене общеобразовательной  школы. Выбор  произведений древне русской литературы, рекомендуемых программой для чтения и изучения, определяется способностями и умением учащихся эмо ционально воспринять и осмыслить художественный текст.

Программа оставляет за учителем право на выбор произведе ний древнерусской литературы и способов их изучения (чтение и изучение, самостоятельное чтение, внеклассное чтение и т. д.). Принцип вариативности предполагает выбор не только произве дений, перечисленных в программе, но и включение в число изу чаемых произведений тех памятников древнерусской литературы, которые ближе по своему содержанию истории города, земли, края. Так, например,  в данной программе детям предложено познакомиться с  памятниками  культуры и архитектуры древней Муромской земли.

Произведения, рекомендованные для изучения в определен ном классе, подбираются по жанровому принципу или по сход ству их художественной структуры. В пятом классе предлагают ся для изучения произведения с легендарной основой, с явными фольклорными традициями. В шестом  классе изучаются воинс кие повести, летопись и житие. Жанровый прин цип позволяет дать теоретическое понятие жанра, его развитие и традиции, представить живую литературную историю, ибо каждое последующее произведение восходит в своей поэтике к предыду щему, развивая общие каноны жанра. Все знания, полученные на факультативе, являются основой для более серьез ного постижения самых значительных и сложных произведений древнерусской литературы — "Слова о полку Игореве" и "Жития протопопа Аввакума". Сила и красота "Слова о полку Игореве" глубже осознается на фоне произведений одной темы и жанра. Без знания житийных традиций невозможно понять художествен ное своеобразие "Жития протопопа Аввакума".

Все произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, вхо дят в книгу "Древнерусская литература. Хрестоматия. Учебное по собие для 5—9 классов общеобразовательных учреждений", выпу щенную в издательстве "Просвещение", подготовленную доктором филологических наук О. В. Твороговым, это пособие ориентиро вано на данную программу. В издательстве "Просвещение" издана книга "Литература Древней Руси: Биобиблиографический сло варь" (составитель Л. В. Соколова; под редакцией О. В. Творогова).

Произведения разбиты следующим образом:

V        КЛАСС

"Чудо Георгия о змие". Идеал мужественной красоты, идеал за щитника и заступника. Значение легенды о Георгии в русской жизни и русском искусстве.

"Повесть временных лет" (рассказы о походе Олега на Царь-град, о смерти Олега, о смерти  Игоря и мести Ольги, о походе  Святослава на Византию, сказание о Кожемяке, сказание о белго родском киселе). "Повесть временных лет" — художественная, ли тературно изложенная история Древней Руси. Отражение в "По вести временных лет" народных представлений о любви к Родине, об уме, находчивости, силе, героизме. Значение и роль преданий в ее тексте. "Повесть о Петре и Февронии  Муромских", былины об Илье Муромце.

VI        КЛАСС

"Повесть о Тверском Отрочем монастыре", "Моление Даниила Заточника", "Повесть о Шемякином суде". Связь древнерусской литературы с фольклором. Сказочные, легендарные мотивы в "Повести о Петре и Февронии Муромских" и в "Повести о Тверском Отрочем мона стыре". Христианские мотивы в лирике русских поэтов: А.Н.Плещеев. «После чтения газет», М.Ю.Лермонтов «Молитва», К.М.Фофанов «Отче наш». Христианин А.С.Пушкин  и христианская культура.

Обращение древнерусских авторов к пословицам и пого воркам как источникам народной мудрости. Гуманистические идеалы литературы Древней Руси, внимание к человеку, сочув ствие его бедам, осознание ценности его личных достоинств (кра соты, ума, верности, доброты).

Особенности применения программы: специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно- наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей; организацию и проведение праздников с целью ознакомления и возрождения русской православной традиции в семьях; творческие работы учащихся; экскурсионно- паломнические поездки в монастыри, храмы. Другие места, связанные с историей нашего Отечества.

Цель: воспитание духовно - нравственной личности ребенка через            приобщение к историко - культурному  наследию, основанному  на         русской  православной традиции.

Задачи:

- ознакомление детей с  русской православной историей, культурой, искусством,   традицией и верой русского народа;

- ознакомление детей с жизнью и подвигом досточтимых людей         земли русской;

        - вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;

        - раскрыть духовные и физические дарования детей;

        -  формирование гражданского самосознания;

        - взрастить любовь к своему земному Отечеству- России и к своему         народу.

№ п/п

Содержание.

Количество часов

Форма проведения.

5 класс               Основы христианства.

               (знакомство с Библией)

19ч

1

Рождение Иисуса.

Праздник Рождество. Христославы.

1

3

Медиафильм.

праздник

2

Детство Иисуса.

2

Медиафильм.

3

Крещение.

2

Беседа с использованием  произведений искусства.

4

Учение Христа.

1

Рассказ  учителя

5

Вход Господень в Иерусалим.

1

Рассказ учителя

6

На пасхальной вечере.

Праздник Пасха.

2

2

Медиафильм.

праздник

7

Голгофа.

1

Рассказ  учителя

8

Смерть Христа.

1

Рассказ  учителя

9

Вознесение.

1

Рассказ учителя.

10

 Просмотр фильма «Иисус Христос»

2

Видеофильм.

Древнерусская литература.

15ч

11

«Повесть временных лет»-художественная, литературно  изложенная история Древней Руси.

"Чудо Георгия о змие".

2

2

Чтение произведений

12

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2

Театрализованное представление.

13

Экскурсия в Спас - Преображенский монастырь г. Мурома.

 

4

Экскурсия

14

Святой преподобный Илья Муромец – богатырь земли Русской.

1

Медиафильм

15

Былины об Илье Муромце

2

Чтение, иллюстрирование

16

Итоговый урок.

2

Час творчества

6 класс               «Моя жизнь сегодня».

(знакомство с Евангелием)

14ч

1

Прогрессирующая жизнь. Лестница христианского возрастания.

1

Беседа.

2

Возрастание в мудрости. Мудрость дает жизнь.

1

Лекция.

3

4

Как приобрести знание.

День славянской письменности и культуры.

1

2

Беседа.

праздник

5

Мудрое поведение.

1

тестирование

6

Природа-это ключ к сокровищам Божьего слова. Красота природы.

2

Урок- экскурсия.

7

Здоровая жизнь. «Бог сотворил человека правым».

1

Беседа.

8

Чистота. Физические упражнения

2

Урок- практикум.

9

Трудолюбие.  Питательная диета.

Отдых.

1

Беседа.

10

Добрые дела и приятная речь укрепляют здоровье.

2

Диспут.

Древнерусская   литература.

11ч.

10

«Повесть о Тверском Отрочем монастыре».

2

Чтение произведения.

11

«Моление Даниила Заточника»

1

Чтение произведения.

12

«Повесть о Шемякином суде».

2

Чтение произведения.

13

Христианские мотивы в лирике русских поэтов.

А.Н.Плещеев. «После чтения газет»,

1

1

Беседа.

Чтение, обсуждение.

14

М.Ю.Лермонтов «Молитва»

1

Чтение, беседа.

15

К.М.Фофанов «Отче наш».

1

Чтение, беседа.

16

Христианин А.С.Пушкин  и христианская культура.

2

Урок-познание.

видеофильм

Экскурсии

17

Посещение  Владимиро - Суздальского

музея- заповедника.

 

18

Кремль  г. Рязани.

4ч.

19

Заключительный урок на тему:

«Гуманистические идеалы русской традиционной (православной) культуры. Внимание к человеку, сочувствие его бедам, сознание ценности его личных достоинств (красоты, ума, верности, доброты»

1

Час творчества.

Прогнозируемые результаты.

  1. Дети должны знать:

   - основы христианства;

   -  происхождение некоторых православных праздников.

  1. Эмоционально воспринимать и осмысливать художественный текст.

  1. Уметь:

       - понимать духовную литературу;

       - провести анализ текста;

  1. Познакомиться с некоторыми архитектурными памятниками Древней Руси.

Библиография.

  1. « Ростово - Суздальская Русь». Москва. «Изобразительное искусство». 1970г.
  2. Н.Н.Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев - Польской». Спутник по древним городам Владимирской земли. Москва. Искусство.1974г.
  3. «Древний Муром» Издательская программа правительства Москвы. МИХМ.2002г.
  4.  Т.А.Флоренская. .«Мир дома твоего» Москва. Русских хронограф. 2004г.«Мир дома твоего».
  5. Сайт  Copyright Пасха - Источник Радости / Paskha.net, 2001-2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры» Р азработана учителем русского языка и литературы Ковыловой Г.В. МОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь- Хрустального района Владимирской области.

Слайд 2

Программа факультативного курса "Основы традиционной ( православной) русской культуры" — один из возможных вариантов ознакомления учащихся с основами христианства, а также изучения ярких примеров древнерусской литературы и архитектуры в среднем звене общеобразовательной школы. Цель : воспитание духовно- нравственной личности ребенка через приобщение к историко - культурному наследию, основанному на русской православной традиции. Задачи : - ознакомление детей с русской православной историей, культурой, искусством, традицией и верой русского народа; - Ознакомление детей с жизнью и подвигом досточтимых людей земли русской; - вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми; - раскрыть духовные и физические дарования детей; - формирование гражданского самосознания; - взрастить любовь к своему земному Отечеству- России и к своему народу.

Слайд 3

Основы христианства. (знакомство с Библией) Рождение Иисуса. Детство Иисуса. Крещение. Учение Христа. Вход Господень в Иерусалим. На пасхальной вечере. Голгофа. Смерть Христа. Вознесение. Просмотр фильма «Иисус Христос» Содержание программы.

Слайд 4

«Моя жизнь сегодня». (знакомство с Евангелием) Прогрессирующая жизнь. Лестница христианского возрастания. Возрастание в мудрости. Мудрость дает жизнь. Как приобрести знание. Мудрое поведение. Природа-это ключ к сокровищам Божьего слова. Красота природы. Здоровая жизнь. «Бог сотворил человека правым». Чистота. Физические упражнения Трудолюбие. Питательная диета. Отдых. Добрые дела и приятная речь укрепляют здоровье.

Слайд 5

Духовная литература. «Повесть временных лет»-художествен ная , литературно изложенная история Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Повесть о Тверском Отрочем монастыре». «Моление Даниила Заточника». «Повесть о Шемякином суде». Христианские мотивы в лирике русских поэтов. (А.Н.Плещеев. «После чтения газет», М.Ю.Лермонтов «Молитва»,Ф.И.Тютчев «Наш век»,К.М.Фофанов «Отче наш». Заключительный урок на тему: «Гуманистические идеалы русской традиционной (православной) культуры. Внимание к человеку, сочувствие его бедам, сознание ценности его личных достоинств (красоты, ума, верности, доброты»

Слайд 6

Экскурсии. Экскурсия в Спас – Преображенский монастырь г. Мурома, с.Цикуль , с. Пятница Гусь-Хрустального района. Путешествие в Дивеево. Посещение Владимиро - Суздальского музея- заповедника, Кремля г. Рязани.

Слайд 7

Прогнозируемые результаты. Дети должны знать: - основы христианства; - происхождение некоторых православных праздников. Эмоционально воспринимать и осмысливать художественный текст. Уметь : - понимать духовную литературу; - провести анализ текста; Познакомиться с некоторыми архитектурными памятниками Древней Руси.

Слайд 8

Методическое сопровождение программы.

Слайд 9

Православные праздники Беседа Беседа с использованием православного сайта ИНТЕРНЕТа Вводный урок Тема: «Язычество в жизни славян: прошлое и настоящее» «Языческое происхождение календарных праздников осенне-зимнего и весенне-летнего циклов » На Пасхальной вечере. 1.Древняя Русь в великие дни. 2.Пасха в старой Москве . 3.Светлое Христово Воскресе - ние 1655 года. 4.Пасха. Глава из книги Ивана Шмелева "Лето Господне"

Слайд 10

Христианин А.С.Пушкин и христианская культура. Урок- познание.

Слайд 11

Повесть о Петре и Февронии Муромских Урок- экскурсия в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь .

Слайд 12

Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской святые отцы! Слава Вам , правды Христовой учители , Слава Вам ! Грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые : Мефодий , Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! День славянской письменности и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...