Конспект урока-лекции "А.С. Грибоедов"
методическая разработка (9 класс) на тему

Широкорад Лариса Олеговна
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griboedov_a._s..docx392.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество».

                                                                                       Широкорад Лариса Олеговна 

                                                                    учитель русского языка и литературы                                                                                                                  

                                                       МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»

   Подольского муниципального района М О

                                                                    84967606194

            Larisashirokorad@yandex.ru

Сайт: http://nsportal.ru/larisa-olegovna-shirokorad

2012 г

Цель проекта: разработка  урока по жизни и творчеству А.С. Грибоедова

Предмет: Литература

Программа: В Коровина, Просвещение , 2009г.

Класс: 9 класс

Учебник: «Литература», В.Коровина,  М. ,Просвещение, 2008г.

Тема: «Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество»

Тип урока:  урок- лекция

Цель: изучить биографию А.С. Грибоедова, проследить творческую историю «Горе от ума», развивать самостоятельность суждений; формировать навыки обобщения.     

 Задачи:                                                      

Образовательные: умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём  самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.

Оборудование:  портрет А.С.Грибоедова,  иллюстрации к рассказу, компьютер.

Эпиграф: «Мне не случалось в жизни… видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию».

                                               Из воспоминаний современника Грибоедова

Ход урока

Этап урока

Вре-

мя

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Средства обучения

Примечания

Организационный

1 мин.

Проверка готовности класса к уроку

Доклад дежурного об отсутствующих

Актуализация знаний учащихся

6 мин.

Рассказ

Чтение вступительной статьи «Шедевры русской литературы 19 века»

Восприятие статьи

Иллюст-

рации, слайды

Работа над новым материалом

30 мин.

Лекция

Постановка цели, изложение нового материала

Осмысление содержания лекции

Демонстрация иллюстраций лекции,

слайды

Использование материалов презентации

Самостоятельная работа

 3

мин.

Метод самостоятельной работы  со словарём

Задание учащимся: повторить по литературоведческому словарю определение понятий: «идея произведения, «конфликт», «сюжет», «композиция», «классицизм»

Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради

Словарь

В. Даля

Закрепление знаний

3 мин.

Чтение стихотворения поэта-декабриста В. Кюхельбекера «Участь русских поэтов»

Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора

Обсуждение содержания

Слайды

Рефлексия

2 мин.

Заключительное слово

Подведение итога урока, обобщение

Слайд

План – конспект урока

              по литературе в 9  классе.

Грибоедов Александр Сергеевич

Достоверно известна лишь дата рождения драматурга: 4 января. Что же касается года рождения, то в документах и свидетельствах мемуаристов называется по-разному: от  1790 до 1795 годов, и, возможно, первый из них наиболее достоверен. Александр Сергеевич Грибоедов принадлежал к старинному дворянскому роду. Семья его была состоятельной, и Грибоедов получил в детские годы хорошее образование. Жила семья Грибоедовых в Москве, в собственном доме на Новинском бульваре. Родители писателя расстались, когда мальчик был еще маленьким. Грибоедова воспитывала мать, женщина властная и требовательная. В 1803 году Александр был отдан в Благородный пансион Московского университета. Зимой он учился, а летом уезжал в родовую усадьбу Хмелита в Смоленской области. Закончив на отлично Благородный пансион, Александр был принят на словесный факультет Московского университета. Товарищами по университету стали для Грибоедова братья Чаадаевы, Михаил и Петр, князь Иван Щербатов. В июне 1812 года, окончив университет, Грибоедов должен был сдавать экзамены на звание доктора прав. Но в ночь на 24 июня 1812 года войска Наполеона перешли пограничную реку Неман, началась Отечественная война. Грибоедов поступил добровольцем в гусарский полк, но сражаться с врагом ему не пришлось. Неукомплектованный полк был эвакуирован из Москвы для окончательного формирования. Маршрут войска проходил через Муром на Казань, но 8 сентября Грибоедов заболел и остался во Владимире. Там он находился в одном из имений отца или матери. Наполеон отступил. 30 июня 1813 года полк Грибоедова был направлен в Брест-Литовск. Там Александр Сергеевич близко сошелся со Степаном Бегичевым, который остался на всю жизнь самым верным  его другом В 1815 году Грибоедов подает просьбу об отставке и получает её 1816 году. Затем он едет в Москву, чтобы повидать мать и близких. Из Москвы отправляется в Петербург. В столице у Грибоедова появляются новые друзья. В Петербурге Грибоедов посещал театры. Он хорошо знал балерину Истомину. Знал и её друга Шереметьева. Однажды, когда они поссорились, Грибоедов из театра привез Истомину на чай к своему приятелю Завадовскому. Узнав об этом, Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль, на которой Шереметьев был убит. Грибоедов и Якубович были  секундантами на дуэли,  по условиям которой они должны были стреляться. Но Якубович был арестован и сослан на Кавказ, и дуэль не состоялась. Поползли слухи о «неблаговидной» роли Грибоедова, многие от него отвернулись. Сам Александр тяжело переживал эту драму. Ему предложили уехать на дипломатическую службу в Персию. В августе 1818 года он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше. Его поразила красота тех мест величавость гор, хрустальная чистота рек. В 1819 году миссия выехала в Персию. Александра Грибоедова  тянуло  к творческой работе, произведение   «Горе от  ума» уже вызревало в  его душе. Грибоедову хотелось написать комедию, смелую остроумную, с яркими образами и живым разговорным языком. Для завершения комедии надо было освежить впечатления от Москвы и Петербурга. Весной 1824г. Александр Сергеевич выехал в Петербург, надеясь напечатать  комедию и поставить её в театре. Комедия вызвала споры. Её злободневность пугала сторонников власти. Надежды Грибоедова на публикацию не сбылись. Но друзья Грибоедова решили распространять комедию в рукописных копиях. А Грибоедов меж тем вынужден  был вернуться на Кавказ. Там застало его известие о смерти Александра I и о восстании на Сенатской площади. Он был взволнован, переживал за друзей. И не удивился своему аресту, Александра Сергеевича обвиняли к принадлежности его тайному сообществу, но его друг Ермолов задержал курьера, тем самым он дал Грибоедову время уничтожить опасные улики. Началась война с Персией, Александр Грибоедов сыграл большую роль в событиях. При подписании мира в маленькой персидской деревне он немало приложил  усилий и таланта в выработке условий мира. К России отходили территории нескольких ханств, Россия получила исключительное право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 млн. рублей серебром. Грибоедов отправился в столицу, где был награждён и осыпан милостями. Вернувшись в Грузию, Грибоедов женился на юной Нине Александровне Чавчавадзе, дочери грузинского князя и поэта. Вместе с женой Грибоедов выехал в сентябре 1829 года во главе дипломатической миссии из Тифлиса в Персию. Обстановка в Персии была сложной. Подстрекаемая Англией, Персия уклонялась от выполнения условий мирного договора, Грибоедов настаивал, его пытались купить – не смогли. Не сумев уговорить Грибоедова, враги решили убрать его с дороги. 30 января 1829 года в Тегеране были спровоцированы беспорядки, русская миссия разгромлена, сотрудники её убиты, Грибоедов защищался до конца и погиб с оружием в руках. Вдова Грибоедова, Нина Александровна, воздвигла памятник погибшему мужу с надписью на пьедестале: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

  При жизни драматурга комедия «Горе от ума» не была поставлена. В год смерти писателя 2 декабря комедия впервые появилась на петербургской сцене в коротеньком отрывке (7-10 явл.). Только 26 января 1831 года в Петербургском Большом театре пьеса была поставлена целиком.

Именем Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Его комедия «Горе от ума» относится к числу наиболее прославленных, истинно народных произведений. Она бессмертна. Комедия Грибоедова продолжает увлекать и читателей, и зрителей. Мы вступаем  в неравнодушный диалог с её героями, который звучит взволнованно и современно: мы смеёмся над ними, негодуем, сочувствуем, любим. Современники Грибоедова, наши современники высоко оценили творческий гений автора и его труд.

«Грибоедов сделал своё дело – он уже написал «Горе от ума».

А.С. Пушкин

«Это произведение, дающее честь нашему времени и уму русскому»

Н.М. Языков

«Горе от ума, я думаю, гениальнейшая русская драма»

А.Блок

Горе от ума – комедия реалистическая, в её основе лежит любовно-бытовой, общественно-политический конфликты. Она актуальна и в наше время. Свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России, счастье и смысл жизни – вот какие проблемы поставил Грибоедов в этой комедии. Первоначально комедия называлась «Горе умом». Грибоедов изменил название комедии неслучайно. На языке Грибоедова, Пушкина «Ум – не только образованность, понятливость, это и свободомыслие, и независимость суждений,  и вольнодумство. «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого, т.е. Фамусовых, Молчалиных и Скалозубовых. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не может, зачем он немножко повыше прочих…»

Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Первоначально его фамилия звучала Чадский – находящийся в чаду (плену) своих страстей. Прототипами Чацкого являются Чаадаев, Кюхельбекер, Одоевский  и сам Грибоедов. Я думаю, в этой комедии Чацкий – победитель. Он начинает новый век, и в этом всё его значение и весь ум, - он победитель, потому что в борьбе с фамусовским обществом остаётся  самим собой.

Крылатые фразы из произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

Счастливые часов не наблюдают.....

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Блажен, кто верует,
Тепло ему на свете.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать переулок?

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Шёл в комнату, попал в другую...

Злые языки страшнее пистолета. Где чудеса, там мало складу.

Кто беден, тот тебе не пара.

Минуй нас пуще всех печалей.
И барский гнев, и барская любовь.

И дым Отечества нам сладок и приятен

 Свежо предание, а верится с трудом

 Послушай, ври, да знай же меру

 Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?

Дома новы, а предрассудки стары.

В мои лета не должно сметь своё суждение иметь

Герой не моего романа

Список литературы:

«Литература», В.Коровина,  М. ,Просвещение, 2008г.

В.Кюхельбекер «Участь русских поэтов»

Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. 9 класс

Толковый словарь В. Даля

Ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе "Мировые природные ресурсы" опорные схемы урока-лекции

Опорные схемы урока-лекции по теме "Мировые природные ресурсы"...

План-конспект урока-лекции с презентацией на тему "БИОНИКА".

Еще Эйнштейн утверждал, что в природе нет ничего случайного, а если нам что-то кажется случайным, то это лишь результат нашего неполного знания. Человек всегда интересовался строением живых объектов, ...

Конспект урока-лекции"Her Majesty the Queen of the United Kingdom and the Royal Family"l

Форма урока: урок-лекция с использованием мультимедийной презентациии.Цели урока:  развитие творческих способностей, ИКТ- компетентности,основных коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники». Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.

Конспект урока на тему: «Симметрия в пространстве. Правильные многогранники».Урок – лекция. (10 класс) – 1 час.Учебная задача: совместно с учащимися «открыть»:·...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Конспект урока-лекции "Многогранники"

Тип урока: урок-лекцияУчебная задача: ввести понятие многогранника и призмы, рассмотреть их элементы и свойства, открыть формулу нахождения полной и боковой поверхности призмы.Диагностируемые цели: в ...

План-конспект урока-лекции по всеобщей истории «Япония в средние века и в новое время»

Цели урока:·        познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развитияяпонской   истории;    показать причины и истоки  ...