интегрированный урок русского языка и литературы
план-конспект урока (9 класс) по теме

Гуреева Надежда Алексеевна

Роль бессоюзного предложения в  художественном тексте (на материале произведения Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  русского языка и литературы, 9 класс

                Роль бессоюзного предложения в  художественном тексте.

                                                                                          Гуреева Н.А.

Тема:  Роль бессоюзного предложения в  художественном тексте.

Цели урока:

  1. организация деятельности обучающихся по систематизации знаний о бессоюзном сложном предложении и его месте в тексте;
  2. создание содержательных и организационных условий для исследовательской работы по художественному тексту, развития монологической речи, мышления;
  3. совершенствование навыков построения высказывания в форме сочинения-рассуждения;

-   развитие навыка  осмысленного чтения художественного текста;

  1. воспитание  интереса к творчеству Н. В. Гоголя.

Оборудование:

  1. портрет Н. В. Гоголя; компьютер, проектор; текст повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; раздаточный материал (карточки с заданием); словарь литературоведческих терминов.

Методические приемы:

  1. исследовательская работа с текстом; работа в парах, группах

                                       Ход урока

  1. Организационный момент

Я рада вас приветствовать. Нам предстоит сегодня на уроке интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться  к ГИА и по-новому посмотреть на художественный текст,  «увидеть» особенности писательского таланта Н. В. Гоголя Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, тему урока.

II. Постановка целей урока обучающимися

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие цели вы поставите перед собой?

Сегодня мы будем говорить о том, какую роль играет БСП в художественном тексте и в нашей речи, вспомним  сведения о БСП, углубим и закрепим исследовательские  навыки, умение составлять свой текст.

III. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока .

1) Проверка домашнего задания (мини-сочинение о творчестве Н.В. Гоголя «Мой Гоголь» ( 2-3 ученика).

2) Устное рецензирование прослушанных работ обучающимися.

3) Слово учителя

Вы в большей степени остановились в домашних творческих работах на своеобразии сюжета произведений Н.В. Гоголя. Давайте задумаемся о стиле писателя.

    Согласитесь,  что тире,  двоеточие, тем более точка с запятой - не слишком часто встречающиеся знаки препинания. За исключением употребления перед однородными членами, после обобщающего слова, в прямой речи после слов автора или перед ними,  между подлежащим и сказуемым, эти знаки ставятся только в сложных синтаксических конструкциях, многокомпонентных предложениях с бессоюзием.

Попробуем ответить на вопрос о роли  предложений с бессоюзием  в художественном произведении:

  1. как влияют БСП на создание стиля;
  2. какова частотность употребления БСП в художественном тексте и устной речи.

    Мы остановили свой выбор именно на произведениях Николая Васильевича Гоголя.

Во-первых, исполнилось 203 года  со дня рождения великого писателя.

Во- вторых, вышел на экраны страны замечательный фильм «Тарас Бульба», что побудило к перечитыванию произведений и, может быть, более глубокому осмыслению их с точки зрения содержания, формы, мастерства автора.

В-третьих, синтаксис гоголевских произведений (а мы имели счастье читать их в

5-ом, и в 6-ом, и в 8-ом, и в 9-ом классах) очень сложен и интересен, в том числе с точки зрения использования писателем многокомпонентных предложений с бессоюзием.

Давайте прикоснёмся к гениальному: прочитаем отрывок из повести «Ночь перед Рождеством»

IV. Применение знаний и способов действий

  1. Выразительное чтение начала  повести

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

2.Устная лексическая работа

Объяснить значение слов и форм слова:

*колядовать *парубков  *скрыпучий

3.Фронтальный опрос

- Каков стиль текста? От чего зависит понятие стиля?

Понятие стиля зависит от речевой ситуации.

- В какой речевой ситуации используется данный текст?

Обстановка – неофициальная; задача речи – создание картины.

4. Актуализация знаний о стилях речи ( работа в парах)

- Основные признаки художественного стиля обсудите в парах

Работа с таблицей « Функциональные стили речи. Художественный стиль»

 (таблица на каждой  парте)

Сфера применения

Функция

Лексика

Синтаксис

Эмоциональная окраска, образность

Художественные произведения

Воздействие на чувства; сообщение

Вся, кроме узкоспециальной, крайне диалектной и нецензурной

Все конструкции, все средства

(повторы, инверсия, параллелизм, вставные конструкции)

есть

- Составьте  монолог-доказательство о принадлежности текста к художественному стилю речи

5. Актуализация знаний о БСП

1) Работа в группах:

анализ предложений с бессоюзием из повести «Ночь перед Рождеством»

Задания:

-найти бессоюзную связь, начертить схемы предложений;

 -объяснить постановку знаков препинания;

-записать на доске и произвести полный разбор одного предложения;

-составить словарик устаревших слов и форм слова

Карточка для 1 группы

1.Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.

2.Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из куницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука.

3.В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и   старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха.

4.Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть.

5.Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углём; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с капелюхами в мешок.  

Карточка для 2 группы

1.Кузнец рассеянно оглядывал углы своей хаты, вслушиваясь по временам в далеко разносившиеся песни колядующих; наконец остановил глаза на мешках: «Зачем тут лежат эти мешки?»

2. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной.

3. Все жилки в нём вздрогнули; бросивши на землю мешки так, что находившийся на дне дьяк заохал от  ушибу и Голова икнул во всё горло, побрёл он с маленьким мешком на плечах вместе с толпою парубков, шедших следом за девичьей толпою парубков, между которой ему послышался голос Оксаны.

4. Попробую ещё средство: пойду к запорожцу Пузатому Пацюку.

5. У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь!

Карточка для 3 группы

1. Мороз подрал по коже кузнеца;  испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься…

2. Он меня  ни за что не променяет; он шалит, прикидывается.

3. Нам никто не помешает: жинки нет дома.

4. Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы.

5. Подайте его сюда: там ещё один сидит.

6. Определение роли  БСП в создании сюжетных компонентов 

(работа текстами в электронном виде)

Задание: Выразительно прочитать отрывок, определить вид сюжетного компонента:  портрет героя , пейзаж,  описание обстановки, авторское отступление.

А. Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

Б.  Всё было видно в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно; даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звёзды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце чёрт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно, ведьма…

В.  Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырёх сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш.

  1. Повторение по теории литературы

Задание: Вспомните определение  парцелляции

 ( работа со словарём литературоведческих терминов)

Найдите в прочитанном тексте «В» противоположное явление

- Как  называется это выразительное средство?

Запись: признаки антипарцелляции:

- содержание высказывания реализуется в одной большой интонационно-смысловой речевой единице;

- используется как средство изобразительности;

- особый стилистический приём, позволяющий воспринимать несколько явлений как одно целое

Вывод о роли антипарцелляции в отрывке:

- почему Н.В. Гоголь описал Петербург  одним большим предложением?

-Какова роль выразительного  средства в передаче мысли автора?

 Попробуем ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока, о роли  предложений с бессоюзием  в художественном произведении:

1. как влияют БСП на создание  текста художественного стиля ?

2. какова частотность употребления БСП в художественном тексте ?

VI. Обобщение по теме урока

 1.Сложные  синтаксические конструкции с бессоюзием используются в художественных  произведениях эпических жанров (рассказах, повестях, при создании разных сюжетных элементов: описании героя; пейзажах; описаниях обстановки, в которой происходит действие.

2. В художественных произведениях  реализуются все типы бессоюзия:

-собственно бессоюзные предложения;

- предложения с несколькими видами связи.

3.Бессоюзие придаёт повествованию мажорный характер, позволяет конкретизировать описание и нести читателю исчерпывающую информацию

о состоянии героя.

VII.Устное творческое задание

Составить устное сочинение-рассуждение объёмом 70 слов на тему «Роль бессоюзных конструкций в художественном тексте»  (работа в группах)

VIII.  Домашнее задание:

Продолжить исследование текста повести:

-найти отрывок с БСП;

-проанализировать предложение(я) из этого отрывка.

Написать сочинение-рассуждение по предложенной на уроке теме «Роль бессоюзных конструкций в художественном тексте»

Рефлексия

-Что повторили?

 -Что узнали нового?

 -Где можно использовать полученные на уроке знания и умения?

Продолжите предложение «Спасибо великому Гоголю за…»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...