Урок по теме "Стихи и песни о ВОВ"
методическая разработка по теме

Лебедева Светлана Александровна

Урок по литературе для 7-10 класса, позволяющий раскрыть  детям талант и стойкость русского народа, создавшего  великолепные песни в годы ВОВ, а также песни на военную тематику и после войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_vov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

  Цели и задачи:

  1. Рассказать о поэзии в годы Великой Отечественной войны.
  2. Прививать чувство патриотизма.
  3. Развивать навыки выразительного чтения.

         Слово учителя:

      Шестьдесят семь лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия.

Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

         1-й ученик: Великие  события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Выразительное чтение стихотворения «Сороковые».

Давид Самуилович Самойлов

Сороковые, роковые, военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.  

Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.

И  я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало и лишь  потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России, а мы такие молодые!

2-й ученик:  Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. В них сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата.

         3-й ученик: До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и весёлые. Они занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего нравственного воздействия,  трогают наши сердца величием подвига.

           Учитель:  Так в своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза          И. П. Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира.… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».

           1-й ученик:  А вот слова Александра Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как  у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни…»

Звучит песня «Священная война» (4.15)

          3-й ученик: Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

  Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…»,  «Враги сожгли родную хату…».

С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, М.Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Звучит песня «Враги сожгли родную хату…».

           2-й ученик: Творчество Исаковского разнообразно. Среди его произведений есть много стихов, посвящённых защитникам Отечества. Так большую популярность приобрело стихотворение «Катюша», написанное в честь воинов – пограничников в 1938 году.

Звучит песня «Катюша» (2.19)

Сообщение ученика  -  «История создания песни «Катюша»»

              Все мы любим милую «Катюшу»,

              Любим слушать, как она «поёт»:

              Из врага выматывает душу,

              А друзьям отваги придаёт…

   С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы.

   Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович…

   - Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в  машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

                         Расцветали яблони и груши,

                         Поплыли туманы над рекой…

                         Выходила на берег Катюша,

                         На высокий берег на крутой…

   Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал  её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…

 Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…

   Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор.

« А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».

   Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять  песню трижды!  

   В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизом орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна  при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её.  

         Учитель: Началась Великая Отечественная война,  «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем назвали советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше - партизанке, Катюше – бойце («С автоматом  девушка простая»),  Катюше – медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»).

С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции её пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

Композитором было написано множество прекрасных песен , но, пожалуй, ни  одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

         4-й ученик: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и  все писатели – фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне : «Песня о солдатских сапогах», «До свиданья, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.                                                           Звучит песня «До свидания, мальчики». Слова и музыка Б.Окуджавы.

       5-й ученик: Интересна судьба песни «Дороги», как  бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная».  Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Дороги». Слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова.(5.42)

       3-й ученик: Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги»  в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

Минули годы и десятилетия,… но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

      Учитель:  И конечно, не является исключением  поколение поэтов, появившихся уже в послевоенные годы. Владимир Высоцкий исполнил острые, берущие за душу строки, услышав которые начинаешь верить , что он сам был участников сражений в ВОВ.  

                                                                                                                                               Звучит песня «Он не вернулся из боя». Слова и музыка В.С.Высоцкого (3.15)

Итог урока:

  1. Слово учителя. По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
  2. Заключительная беседа.                                                                                                                         - Как вы поняли, почему писать о войне трудно?                                                                  - Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?                                                                                                                           - Какую тему поднимает каждая из песен?                                                                                            - Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете?                                                 - Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

          3. Домашнее задание:

             1) Составить отзыв на одну из песен о Великой Отечественной войне

или      2) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне.

          4. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам музыки по авторской песне

Авторская песня широко изучается на уроках музыки в разных параллелях. данную презентацию можно использовать как полностью, так и частично в разных классах. данная презентация может быть полезной и уч...

Урок по теме: "Аудирование песни "The winner takes it all""

В данном уроке производится разбор песни «The Winner Takes It All" группы "Abba" с использованием компьютерной презентации и вариантов художественного перевода данной песни учащимися старших классов....

Урок литературы "Стихи и песни Великой Отечественной войны"

Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического...

открытый урок на тему "Бардовская песня"

Знакомство учащихся с жанром барджовской песни , с ее истоками....

Открытый урок "Истоки русской народной песни"

В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить детей и подростков с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми. Развитие ...

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

Презентация на тему:" Старинной песни мир" Урок в 6 классе Песни Франца Шуберта

Презентация включает в себя биографические факты австрийского композитора Ф.Шуберта и его портреты....