А.П.Чехов
методическая разработка по теме

Гордеева Нина Фёдоровна

 

Тема урока: «Антон Павлович Чехов. Вехи судьбы.

(1860 – 1904 г.г.)».

Подготовила: преподаватель  русского языка и литературы ГБОУ НПО ПЛ «Красносельский», Санкт-Петербург, 2012г.

 

 

Цели урока:

Познавательные:

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя. Обозначить особенности мировоззрения и творческого метода.

Развивающие:

Вырабатывать у обучающихся навыки к конспектированию лекций преподавателя.  Совершенствовать  навыки монологической речи.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся интерес к судьбе писателя и его произведениям.

 

Методы:

Лекция.

Составление конспекта по плану, предложенному преподавателем.

 

Оборудование и наглядность:

 Портрет писателя; семейные фотографии; иллюстрации к произведениям; сборники рассказов, мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_i_tvorchestvo_chehova.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Антон Павлович Чехов. Вехи судьбы.

(1860 – 1904 г.г.)».

Подготовила: преподаватель  русского языка и литературы ГБОУ НПО ПЛ «Красносельский», Санкт-Петербург, 2012г.

Цели урока:

Познавательные:

Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя. Обозначить особенности мировоззрения и творческого метода.

Развивающие:

Вырабатывать у обучающихся навыки к конспектированию лекций преподавателя.  Совершенствовать  навыки монологической речи.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся интерес к судьбе писателя и его произведениям.

Методы:

Лекция.

Составление конспекта по плану, предложенному преподавателем.

Оборудование и наглядность:

 Портрет писателя; семейные фотографии; иллюстрации к произведениям; сборники рассказов, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Знакомство с темой, целями и планом урока.

(Приложение. Слайд № 1-2).

План урока:

  1. Таганрог. 1860-1879г. (Приложение. Слайд №3-12).

Детство А.П. Чехова.

«В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов)

Учеба в гимназии и в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.)

«Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов)

  1. Москва.1879-1892г. (Приложение. Слайд 13-18; 24).

Медицинский факультет (1879-1884г.)

Журнал «Стрекоза»

Медицинская практика.

Первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены» (1884г.)

           3.Остров  Сахалин (1889-1890). (Приложение. Слайд № 19-22).
Кругосветное путешествие.

            4.Мелихово. 1892-1898г. (Приложение. Слайд № 24-30).
Усадьба в Мелихове. Книга «Остров Сахалин»
Повесть «Палата № 6», рассказы: «Ионыч», «Дама с собачкой»

             5.Ялта. 1898-1904. (Приложение. Слайд № 31-37).

Драматургия Чехова. Последние годы жизни.

              6.Германия. Баденвейлер. 1904г. (Приложение. Слайд №38-39).

Эпиграф к уроку: «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»

М Горький.

  «Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности».

                                                                                                                                  М.Горький.

II. Усвоение новых знаний и способов действия.

  1. Вступительное слово учителя.  

Антон Павлович Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.  (Слайд №3)

  --Как вы думаете, в чем эта любовь выражалась? (вопрос классу)

(Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.)

     2. Сообщение учащегося о детских годах писателя.

А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге.(Слайд №4). Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю.  Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. (Слайд № 5).«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии (Слайд № 6), торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».

 Семья жила трудно.(Слайд № 7-8). Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

3. Слово учителя.

Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял.(слайд №9-11). Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной, и русской литературой. Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев…

На сцене таганрогского театра (Слайд № 12) Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось отправиться в Москву.

- А что же стало с Антоном Чеховым?

(Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.)

-- Как развивалась его жизнь дальше?

(После окончания гимназии приехал в Москву.(Слайд №13).  Здесь стал студентом – медиком Московского университета (Слайд №14) и начал сотрудничать в юмористических журналах, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы. Гонорары были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья Чеховых богатством не отличалась. Сказать точнее – жили в постоянной нужде.)

-- Как можете прокомментировать слова Чехова?

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

(Студент выучился на врача, но продолжал писать – рассказы, повести, пьесы. Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной  талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.

Молодого Чехова влекли литературные интересы.(Слайд 15-18). Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник».  Тексты Антона иллюстрировал Николай.) .

-- Позже Чехов кроме рассказов стал писать повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты – вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо. Одним словом, от сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы»,  в котором, следуя традициям русской литературы,       А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества.

         А.П. Чехов все более утверждается в том, что «осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…

       Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно.

-- Какой период жизни следует дальше?

(Дальше следует период Сахалина.(Слайд № 19). Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный». Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… (Слайд №20). С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»)

--С чем он там знакомится? Что нового там узнает?

(Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин ) (Слайд №21-22).

-- Какие еще произведения поэта вам известны?

(90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.)

-- Этот период жизни тоже был плодотворным, который подарил ему возможность подарить нам незабываемые произведения. Вслед за этим периодом идет  Мелихово. Что можете рассказать о селе Мелихово?

а)  (В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. (Слайд №24). «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей ) (Слайд № 25-26).

б)  (На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года). (Слайд № 27-29).

в)   (В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился. )

-- Какие произведения появляются в печати ещё?

(В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». (Слайд №30). Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»)

-- Да, Чехов мастер коротких рассказов, которые всегда написаны кстати и  вовремя. Мастерство драматурга тоже ничем никому не уступает. Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра. (Слайд №31-32).

-- Какие пьесы стали наиболее известны? «Вишневый сад», «Чайка»

(Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.

«Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты – единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», - писал А.П. Чехову В.И. Немирович-Данченко.

-- На самом деле пьесы полюбились публике и имели большой успех среди читателей. Только вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья. (Слайд №33).

Именно здесь продолжается его следующий этап жизни. В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, -  говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».

 -- Кто его еще навещал в Ялте? (Слайд №34).

(Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».)

Слайды №35-36).

 (Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного  процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н. Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».) (Слайд №37).

-- Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю.

 А.П. Чехов был тяжело болен.

- Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. (Слайд №38). Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере,Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Гроб с телом писателя был доставлен в Москву в вагоне с надписью «Устрицы». Кто-то воспринял это как насмешку над великим писателем, однако в начале XX века немногие вагоны были оборудованы холодильными установками.  (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца. На могиле был поставлен деревянный крест с иконкой и фонариком для лампадки. Чествование вышло торжественным и печальным.

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова. (Слайд  №39-41).

IV. Совершенствование умений и навыков. Закрепление материала.

Тест по биографии А.П.Чехова. (Слайд № 42-47).

 А.П. Чехов родился:

1. в Москве

2. в Петербурге

3. в Таганроге

Антон Чехов учился в гимназии, где была

1. прекрасная обстановка, располагающая к творческой жизни

2. бессмысленная зубрежка, жестокая дисциплина

3. нормальная обстановка

В семье Чеховых

1. было двое детей

2. было много детей

3. Антон был единственным ребенком

Отец Чехова был

1. очень богатым человеком

2. крупным коммерсантом

3. мелким торговцем

Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает

1. в Петербург

2. в Москву

3. в Киев

Антон Чехов

1. едет с семьей

2. остается в Таганроге

3. отправляется учиться заграницу

Антон Чехов

1. прекрасно обеспечен материально

2. работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию

3. бросает гимназию, чтобы работать

Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает

1. в Медицинский институт

2. в Литературный институт

3. в Московский университет на медицинский факультет

Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы

1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении

2. во время учебы

3. после окончания гимназии

Антон Павлович подписывается

1. своим именем

2. именем своего брата

3. псевдонимом

Рассказы Чехова

1. очень серьезные и грустные

2. юмористические

3. романтические

Чехов написал следующие рассказы

1. «Смерть чиновника»

2. «Кавказский пленник»

3. «Капитанская дочка»

4. «Хамелеон»

5. «Толстый и тонкий»

К началу 90-х годов

1. Чехов был совсем неизвестен как писатель

2. Чехов работал только врачом

3. Чехов был известен всей читающей России

Чехов в это время

1. был очень богат и здоров

2. был беден и болен

3. был вполне обеспечен материально

Весной 1890-го года Чехов решил поехать

1. за границу

2. на Сахалин

3. в Петербург

Поездка была

1. развлекательной

2. очень легкой и беззаботной

3. очень тяжелой

Во время поездки Чехов

1. много работал

2. лечился в санатории

3. отдыхал и развлекался

V. Домашнее задание.

Прочитать рассказ Чехова «Ионыч»

.

VI.Оценка ответов учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Чехов и современность"

Семинар - это форма урока, на котором учащиеся показывают всё то, чему научились в течение нескольких уроков. Подготовка к уроку начинается заблаговременно. Семинар - это удобная форма организации раб...

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Презентация по литературе А.П.Чехов

Презентация по литературе А.П.Чехов...

Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)

Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)    проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения мате...

Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник".

Материал к уроку по теме: А.П.Чехов "Злоумышленник"....

Токарный станок по дереву "DSL-900" Прома-Чехия

Презентация устройства токарного станка по дереву Чешского производства фирмы "Прома". Этими станками оснащена наша мастерская. Станки бесшумные, большой производительности, легки в управлении, но в н...

Презентация "Чехов на Сахалине"

Презентация "Чехов на Сахалине" разработана к уроку, рассказывающему о Чехове-гражданине....