Урок словесности в 10 классе
методическая разработка (10 класс) на тему

Лазькова Татьяна Анатольевна

     Урок словесности и презентация к нему представляет собой авторскую разработку по технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slovesnosti_v_10_klasse.doc81.5 КБ
Файл prezentaciya1-.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

                  Урок словесности в 10 классе.

     Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложной синтаксической конструкцией, способствующих в качестве художественно-выразительного средства  раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев.

     (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Цели урока:

-сформировать  у учащихся умения в определении                           художественно-изобразительных средств языка на уровне                          высокой  аналитической сложности;

 -уточнить знания и понимания выявления места затруднений в изучаемом материале, тренировать умение устанавливать их причины, проектировать способы их  преодолений;

 -сформировать умения выполнять более сложный грамматический анализ синтаксической   конструкции, тренировать углубление навыков конструирования модели   причинно-следственных связей между языковой конструкцией,   ее художественно-выразительной особенностью и ролью в                           раскрытии идеи эпизода и создании образа литературного                           героя;

  -сформировать правильное отношение со стороны учащихся к затруднениям на уроках ОНЗ, тренировать умение работать с текстом, навыки самоконтроля, познавательные процессы, коммуникативные способности.    

                                    ХОД УРОКА    

                                                     

                                                        Русский язык! Тысячелетия создавал народ это

                                                        гибкое, пышное, неисчерпаемо  богатое, умное  

                                                        и поэтическое оружие.

                                                                                           Л.Н.Толстой          

                                                Когда я размышляю о героической судьбе

                                                       русского языка, когда я думаю о его

                                                      необыкновенной чистоте, не той чистоте,

                                                      которая прикрывает однообразие и

                                                      душевную пустоту, а той истинной чистоте,

                                                     которая  раскрывает многообразие

                                                     литературного языка

                                                      и которая является основой создания

                                                      разнообразных стилей писателей и  

                                                      литературных жанров, тогда я преисполняюсь

                                                      гордостью за то, что я в меру своих сил служу

                                                      этому необыкновенному языку.

                                                                                          Л.Н.Толстой

Мотивация

Учитель:

     Здравствуйте! Я снова рада вас видеть в прекрасном настроении на уроке словесности. Вы готовы сегодня трудиться на благо ваших знаний? Тогда приступим.

     Есть на липецкой земле такое место, которое наряду с Ясной Поляной в Тульской области является местом поклонения десятков тысяч людей, прибывающих сюда из разных уголков мира, чтобы, как в храме, очиститься душой, чтобы произнести слова восхищения, благодарности и вечной памяти человеку, признанному во всем мире гением, ставшему умом и совестью человечества,  и без имени которого невозможно представить мировую цивилизацию, культуру и историю, мировую литературу и наш великий русский язык.

     (На слайдах фотографии станции Астапово, портрет Толстого за роялем, звучит «Лунная соната» Бетховена, слова на фоне: «Я преклоняюсь  перед мощью этого человека. Вот почему каждый свой день я начинаю с его произведений, они меня вдохновляют…»).

      Звучит музыка.

Учитель: Почему мы начали урок с этих слов?

( Потому что в 2010 году исполнилось 100 лет со дня смерти Л.Н.Толстого, который умер на железнодорожной станции Астапово, ныне  «Лев Толстой». Еще, вероятно, потому,  что мы изучаем роман-эпопею «Война и мир» и покорены мощью таланта писателя, равного которому, как мы считаем, нет во всем мире).

Учитель: Согласна с вашим мнением.

     Выполним следующее задание. Прочитаем первый эпиграф. Как вы понимаете его содержание?

(Л.Н.Толстой считает, что русский язык создавал  тысячелетиями русский народ, и именно это стало главной основой создания такого гибкого, пышного, богатейшего, умного и поэтического языка).

Учитель: Сам Лев Николаевич был великим знатоком, ценителем и, перефразируя слова А.И.Солженицына, «сберегателем» русского языка. Это «сбережение» и создало неповторимый  толстовский стиль, который невозможно спутать ни с одним из стилей даже самых талантливых писателей. Хотели бы вы узнать больше о стилистических особенностях литературного языка Л.Н.Толстого?

Актуализация

     Начнем с повторения.      Рассмотрим эпиграф с точки зрения использования средств художественной изобразительности. Выделите из множества использованных средств  стилистические фигуры.

(Риторическое обращение, оксюморон (поэтическое оружие), бессоюзие, градация, инверсия).

     Назовите другие, известные вам стилистические фигуры.

(Анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, многосоюзие, риторический вопрос, восклицание, рефрен, лексический повтор, эллипсис).

Почему появился  знак вопроса?

(Значит, есть еще стилистические фигуры, которые мы не знаем).

Когда  мы изучали роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», мы называли такую фигуру, кто вспомнит ее название?

(Период).

Кто может дать хотя бы общее определение этой сложной синтаксической конструкции?

(Очень большое предложение).

Конечно, это не точное научное определение. Постараемся общими усилиями приблизиться к правильной лингвистической формулировке.

                                         Выполнение пробного действия

Прочитаем второй эпиграф. Определим его тему (чистота и многообразие русского языка как основа создания разнообразных стилей и жанров).

Сформулируем идею высказывания (гордость писателя за русский язык, которому служил всю свою жизнь).

А теперь, мобилизуя все свои знания в синтаксисе, назовите составляющие части этого предложения.

(Главное предложение, 2- придаточное времени, 3- придаточное определительное,  1 – придаточное изъяснительное).

Ученики ошибаются. Почему не можем ответить правильно? По какой причине ваши мнения разошлись?

 (Предложение очень сложное по своей конструкции, с уточняющими словами и словосочетаниями, очень трудно определить связь).

Можно ли назвать это предложение сложной синтаксической конструкцией?

(Да, конечно).

Значит, перед нами период?

(Не знаем.  Думаем, что наших знаний совершенно недостаточно, чтобы определить,  период это или нет).

Попробуйте охарактеризовать эту сложную синтаксическую конструкцию с точки зрения художественной изобразительности.

(Пожалуй, мы не сможем этого сделать).

Постановка проблемы

     На какие вопросы вы не смогли сегодня ответить? В чем причина ваших затруднений?

 (Анализ сложной синтаксической конструкции с точки зрения ее построения, потому что она многочленна и трудно определить зависимость между частями; определение роли такой конструкции как художественно-изобразительного средства. Отсутствие знаний, всякая ли многочленная конструкция является периодом, так как мы не знаем его определения и не можем определить  роль периода как художественно-изобразительного средства).

          Какие вы молодцы! Грамотно зафиксированное затруднение – начало успеха в познании.

Проект выхода из затруднений

     Сформулируем тему и цели урока, которые поставим перед собой для полного овладения темой.

     Из ответов учащихся формулируем полную тему:

Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образносностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев. (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).

     Далее определяем цели урока:

Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности;

Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев.

     Какие способы вы будете использовать, чтобы открыть для себя новые знания?

(Построение модели и план действий).

Исходя из темы и целей урока,  нами будет выстроено проектирование выхода из возникших затруднений.

Реализация проекта

Что мы должны узнать прежде всего?

(Раскрыть термин «период»).

Учитель: самое удивительное, что определение этому термину дал еще Аристотель, великий греческий ученый, живший более 2,5 тысяч лет тому назад. Вот его определение: «Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий». ( На слайде портрет Аристотеля и определение периода).

     Строго говоря, можно было бы пользоваться и этим определением, но мы все-таки возьмем современное, из словаря Ожегова. (На слайде определение из словаря Ожегова). Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся  ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и  ясности цели.

Учитель: Как вы думаете, что общего в характеристике термина, несмотря на такую их отдаленность во времени?

(Если вчитаться и вдуматься, то в обоих определениях главным является упорядочность частей, полнота и завершенность содержания и цель речи говорящего).

      Какие определения в характеристике периода вам показались незнакомыми?

(Нам не до конца понятно слово « экспрессивная»).

     Кто может объяснить значение этого слова?

(Яркая, образная, эмоциональная).

     Выделим из характеристики термина его основные черты, таким образом, составим план основных черт периода.

Сложная синтаксическая конструкция

Стилистическая фигура, основные черты которой:

экспрессивность;

гармоничность;

ритмичность и упорядочность частей;

полнота и завершенность содержания;

ясность цели

     Стало ли более понятно содержание термина «период»? Обобщите, пользуясь планом, дайте общую характеристику термина.

     Мы выполнили первую часть из поставленных целей урока. Что нам обычно помогает в реализации проекта выхода из затруднений? (Составление модели анализа).       

     Задача перед нами стоит трудная, но мы ведь не боимся трудностей? Будем строить модель общими усилиями. Итак, что будет, по- вашему, в левой части? (Состав сложной синтаксической конструкции).  В правой части? (Художественно-изобразительная роль периода как стилистической фигуры).

     Вот такая у нас получилась модель (на слайде). Теперь самое главное - суметь ее реализовать.

Первичное закрепление

Окунемся в атмосферу первого бала Наташи (вальс, на слайде иллюстрации).

Перед вами лежат листки с периодом из этого эпизода. Выразительное чтение, на слайде текст. Составляем модель. Групповая работа.

Состав сложной синтаксической конструкции

Художественно-изобразительная роль периода как стилистической фигуры

Несколько предложений, входящих в состав периода, ярко и образно показывают изменения в характере князя Андрея, считавшего после всех пережитых трагедий свою жизнь законченной.

Является ярким дополнением к образу юной Наташи, очаровательной, юной, трепетной, тонко чувствующей.

     Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что данный период включает в себя целый ряд изобразительных средств, которые, объединившись в целое, представляют собой самую сложную, яркую и образную, экспрессивную и гармоничную стилистическую фигуру, общую роль которой не выполнит больше ни одно художественно-выразительное средство.  Проговорите (осмыслите) этот вывод каждый про себя.

Самостоятельная работа

     Перед вами разбросаны вне всякой логики предложения. Ваша задача не просто составить период, но и определить его тему, идею и художественную роль.

            Правильный ответ:

     Не только Наполеон, но и все генералы, и солдаты французской армии, которые участвовали в прежних сражениях, где после вдесятеро меньших усилий противник бежал, испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно, как и в начале сражения, потому что победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным.

Самопроверка. Критерии оценивания.

Тема: чувство ужаса Наполеона перед врагом.

Идея: нравственная сила войска – главное превосходство русских под Бородиным.

Художественно-выразительная роль периода: яркая, гармоническая, экспрессивная стилистическая фигура подводит читателя к главному выводу: только нравственная сила способна одержать победу над любым противником.

     Учитель: Справились ли вы с таким сложным заданием? Что помогло вам добиться успеха?

(Новые знания и умения, преодоление своего страха перед выполнением трудного задания).

     По отметке вы можете судить о том, как вы усвоили данный материал.

Включение в систему знаний

     Учитель: Где применяются полученные знания и умения?

(При анализе многочленных синтаксических конструкций, при выполнении сложного анализа текстов классических авторов).

Как вы считаете, могут ли использоваться периоды в поэзии?

(Разные мнения).

На слайде стихотворение К.Д.Бальмонта. Чтение учителем.

      Как красный цвет небес, которые не красны,

      Как разногласье волн, что меж собой согласны,

      Как сны, возникшие, в прозрачном свете дня,

      Как тени дымные вкруг яркого огня,

      Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит,

      Как звук,  что в слух идет, но сам себя не слышит,

      Как на поверхности потока белизна,

      Как лотос в воздухе, растущий ото дна, -

      Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья

      Есть сновидение иного сновидения.

     Итак, кто считал, что в стихотворениях не может быть периода, обоснуйте свое мнение. Определите, что собой представляет с точки зрения синтаксиса данное стихотворение.

     Те, кто утверждал, что в поэзии могут быть использованы периоды, охарактеризуйте стихотворение Бальмонта.

(Стихотворение Бальмонта – один период. Это сложная синтаксическая конструкция, состоящая из главного предложения и 8 придаточных сравнительных, внутри которых имеются другие (например, определительные). Кроме того, в данной сложной стилистической фигуре есть и другие: анафора, многосоюзие …)

     В целом – данная фигура экспрессивна, очень выразительна. Так как это стихотворение создано замечательным поэтом серебряного века, то изобразительная роль периода необычна: она служит подтверждением главной мысли: «Жизнь есть сновидение иного сновидения». Так что и в стихотворениях нередко используется период, играющий сложную художественно-изобразительную роль.

Рефлексия

Учитель: Подведем итоги урока.  Вернемся к теме и целям урока. Раскрыли ли мы тему, не буду скрывать, сложную во всех отношениях?

(Да, мы узнали, что такое период с синтаксической точки зрения и какую роль он играет в раскрытии содержания и создании образов литературных героев).

     Выполнили ли мы поставленные цели урока?

     Что для вас было абсолютно новым, и, может быть, неожиданным?         Можете ли вы сказать, что материал вами воспринят?   Какой этап урока для вас был самым трудным? Интересным?      Интересно  ли вам было преодолевать трудности?       Оцените свою учебно-познавательную деятельность  в виде отметки за урок. Кто хотел бы прокомментировать свою отметку?

     Желаю вам успехов в преодолении не только учебных, но и жизненных трудностей, для этого нужно не бояться и быть уверенным, что приложенные усилия всегда приносят результат.

                                                           Домашнее задание

Обязательное для всех:

     В одном из периодов, анализируемых на уроке, выявить все средства художественной изобразительности и раскрыть их роль.

Творческое на выбор:

Подобрать из романа «Война и мир» период, составить и полностью раскрыть модель.

Написать сочинение-миниатюру «Период как сложная синтаксическая конструкция и стилистическая фигура».

                               

                                 ЛИСТОК УЧАЩЕГОСЯ

Построение модели

     Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и, желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза, но едва он обнял этот тонкий, подвижный трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переведя дыхание и оставив ее, остановился и стал  глядеть на танцующих.

Самостоятельная работа

которые участвовали в прежних сражениях;

стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения;

та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии;

не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии;

где после вдесятеро меньших усилий противник бежал;

потому что победа нравственная;

который, потеряв половину войска;

была одержана русскими под Бородиным;

испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом

     

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

« Я преклоняюсь перед мощью этого человека. Вот почему каждый свой день я начинаю с его произведений, они меня вдохновляют … » (Л.Н.Толстой о Л.Бетховене)

Слайд 6

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное и поэтическое оружие. Л.Н.Толстой

Слайд 7

Риторическое обращение Оксюморон Бессоюзие Градация Инверсия Анафора Эпифора Синтаксический параллелизм Многосоюзие Риторический вопрос Риторическое восклицание Рефрен Лексический повтор Эллипсис ?

Слайд 8

Когда я размышляю о героической судьбе русского языка, когда я думаю о его необыкновенной чистоте, не той чистоте, которая прикрывает однообразие и душевную пустоту, а о той истинной чистоте, которая раскрывает многообразие литературного языка и которая является основой создания разнообразных стилей писателей и литературных жанров, тогда я преисполняюсь гордостью за то, что я в меру своих сил всю жизнь служу этому необыкновенному языку. Л.Н.Толстой

Слайд 9

Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Слайд 10

Цели урока: Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев

Слайд 11

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий.

Слайд 12

Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели.

Слайд 13

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Период есть речь, имеющая в себе самой начало и конец и легко обнимаемая умом. Период нужен для того, чтобы адресат видел цель и понимал, куда его ведет говорящий. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова Период - сложная синтаксическая конструкция, представляющая собой экспрессивную и гармоничную фигуру, характеризующуюся ритмичностью и упорядочностью частей, приводящих к полноте и завершенности содержания и ясности цели.

Слайд 14

ПЛАН основных черт периода Сложная синтаксическая конструкция Стилистическая фигура, основные черты которой: экспрессивность; гармоничность; ритмичность и упорядочность частей; полнота и завершенность содержания; ясность цели

Слайд 15

состав сложной синтаксической конструкции художественно- изобразительная роль периода модель

Слайд 19

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и, желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза, но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переведя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Слайд 20

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Которые участвовали в прежних сражениях; Стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения; Та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии; Не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии; Где после вдесятеро меньших усилий противник бежал; Потому что победа нравственная; Который, потеряв половину войска; Была одержана русскими под Бородиным; Испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом.

Слайд 22

Не только Наполеон, но и все генералы и солдаты французской армии, которые участвовали в прежних сражениях, где после вдесятеро меньших усилий противник бежал, испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения, потому что победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным.

Слайд 23

Как красный цвет небес, которые не красны, Как разногласье волн, что меж собой согласны, Как сны, возникшие в прозрачном свете дня, Как тени дымные вкруг яркого огня, Как отсвет раковин, в которых жемчуг дышит, Как звук, что в слух идет, но сам себя не слышит, Как на поверхности потока белизна, Как лотос в воздухе, растущий ото дна, - Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья Есть сновидение иного сновидения. К.Д.Бальмонт

Слайд 24

Тема урока Цели урока Овладение термином «период» с точки зрения его конструкции и образности Умение определять роль периода в раскрытии темы, идеи и создании образов литературных героев Период как одна из стилистических фигур, обладающих особой сложностью синтаксической конструкции, яркостью и образностью выразительных средств, способствующих раскрытию идеи произведения и созданию образов литературных героев (На примере эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Слайд 25

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 . Обязательное для всех: В одном из периодов, анализируемых на уроке, выявить все средства художественной изобразительности и раскрыть их роль . 2. Творческое на выбор: Подобрать из романа «Война и мир» период, составить и полностью раскрыть модель. Написать сочинение-миниатюру «Период как сложная синтаксическая конструкция и стилистическая фигура».

Слайд 27

Всем СПАСИБО за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Программа элективного курса. «Уроки словесности» 9 класс.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: знакомство с изобраз...

Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...