Правила для начальных классов по татарскому языку
материал по теме

Газалиева Айгюль Азгаровна

Правила по татарскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_po_tat._yaz.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Мой, маленький друг, ты помнишь, что на вопрос «КЕМ?» отвечают слова, означающие людей.  Например, малай (мальчик), укучы (ученик), Саша.

А на вопрос «НӘРСӘ?» отвечают слова, обозначающие животных, птиц, а также любые неживые предметы. Например, дәфтәр (тетрадь), карга (ворона).

Мой маленький друг, теперь ты смело можешь спрашивать у мамы и папы, у друзей:

                                 

                                   БУ КЕМ? –         Это кто?

      БУ НӘРСӘ?-     Это что?

№2

Мой маленький друг, если хочешь спросить, “какая кошка, какой мальчик, какое яблоко”, то скажи так:

 

НИНДИ?

Китап нинди?(Книга какая?)-Китап кызыл (Книга красная).

№3

Мои маленькие помощницы –МЫ/-МЕ помогут тебе спросить:

Это дедушка?-Бу бабаймы?

Это тетрадь?- Бу дәфтәрме?

№4

Мой маленький друг, есть слово ТҮГЕЛ, которое так и норовит быть первым, везде пройти вне очереди.

Помни!

        ТҮГЕЛ всегда стоит после слова, к которому оно относится.

НЕ яблоко – алма ТҮГЕЛ.

НЕ красный – кызыл ТҮГЕЛ.

№5

Если хочешь узнать кому приналежит данный предмет и ответить на вопрос КЕМНЕКЕ? (чей, чья), то к словам будут присоединяться аффиксы –НЫКЫ/-НЕКЕ. Например, китап кемнеке?-Китап Сашаныкы.

 №6

Если предметов много, то зови на помощь –ЛАР или –ЛӘР.

                              Китаплар-книги

                              Дәфтәрләр-тетради

НО ПОМНИ!

-НАР или –НӘР прибавляются, если слово оканчивается на согласные М, Н, Ң

УрманНАР(леса), урамНАР(улицы), таңНАР

№7

Мой маленький друг, если нужно спросить “сколько?”, скажи НИЧӘ?

А в ответ говори:

биш МАЛАЙ – пять мальчиков;

                          җиде өстәл – семь столов

№8

В русском алфавите 33 буквы, в татарском – 39. Он отличается от русского алфавита буквами: ә, ө, ү, җ, ң, һ.

Аа  Әә  Бб  Вв Гг  Дд  Ее  Ёё  Жж  Җҗ  Зз  Ии  Йй  Кк  Лл  Мм  Нн  ң  Оо  Өө  Пп  Рр  Сс  Тт  Уу  Үү  Фф  Хх  Һһ Цц  Чч  Шш  Щщ  ъ Ыы ь Ээ Юю Яя

а      о  у  ы        твердые гласные

ә  и  ө  ү  э(е)        мягкие гласные

б   в  г  д  ж  җ  з й л  м  н  р  ң                            звонкие

                                                                            согласные

п  ф  к  т  ш  ч  с                                  х  һ  ц щ           глухие

        согласные

№9

Мой маленький друг, буква –М поможет сказать:

МОЯ сестра – МИНЕМ апаМ;

МОЁ яблоко – МИНЕМ алмаМ

Помни, что –М дружит со словами, оканчивающимися на гласный звук.

№10

Мой маленький друг, -ЫМ и –ЕМ помогут тебе сказать:

МОЯ тетрадь – МИНЕМ дәфтәрЕМ;

МОЙ стол – МИНЕМ өстелЕМ;

МОЙ карандаш – МИНЕМ карандашЫМ.

Помни, что –ЫМ и –ЕМ дружат со словами, оканчивающимися на согласную.

№11

Если слово оканчивается на –К, то перед –ЫМ, -ЕМ происходит чудесное превращение К в Г:

күлмәК (платье) – күлмәгЕМ.

Если слово оканчивается на П, то перед –ЫМ и –ЕМ П превращается в Б:

туП (мяч) – тубЫМ (мой мяч)

№12

Буквы  -Ң, -ЫҢ, -ЕҢ помогут мне сказать, что предмет принадлежит тебе:

ТВОЕ  яблоко – синең алмаҢ;

ТВОЯ тетрадь – синең дәфтәреҢ.

 Помни, что –Ң друит только со словами, оканчивающимися на гласный звук, а –ЫҢ и –ЕҢ со словами, оканчивающимися на согласный звук.

№13

Если слово оканчивается на –К, то перед –ЫҢ, -ЕҢ происходит чудесное превращение К в Г:

күлмәК (платье) – күлмәгЕҢ.

Если слово оканчивается на П, то перед –ЫҢ и –ЕҢ П превращается в Б:

туП (мяч) – тубЫҢ (твой мяч)

№14

Если предмет принадлежит ему(ей), то сказать об этом помогут –Ы и –Е:

аның кулЫ – его(её) рука;

аның күзЕ– его(её) глаз.

Перед –Ы и –Е тоже происходит чудесное превращение К в Г, П в Б:

аның күлмәГЕ– её платье,

аның тубЫ – его мяч.

 №15

Если предметы принадлежат ему(ей), то сказать об этом тебе помогут –СЫ и –СЕ.

Помни, что –СЫ, -СЕ дружат со словами оканчивающимися на гласный звук:

аның апаСЫ – его(ее) сестра;

аныҢ бүлмәСЕ – его(ее) комната.

Общая таблица

                              Минем тактам, дәфтәрем

                              Синең тактаң, дәфтәрең

                             Аның тактасы, дәфтәре.

№16

Если мы хотим сказать, что предмет наш(безнең), то сказать об этом помогут –-БЫЗ/-БЕЗ после гласных, а -ЫБЫЗ/-ЕБЕЗ после согласных:

безнең тактаБЫЗ – наша доска;

безнең тәрәзәБЕЗ – наше окно;

безнең дәфтәрЕБЕЗ – наша тетрадь;

безнең акбурЫБЫЗ – наш мел.

№17

 Если мы хотим сказать, что предмет  ваш(сезнең), то сказать об этом помогут –-ГЫЗ/-ГЕЗ после гласных, а -ЫГЫЗ/-ЕГЕЗ после согласных:

сезнең тактаГЫЗ – ваша доска;

сезнең тәрәзәГЕЗ – ваше окно;

сезнең дәфтәрЕГЕЗ – ваша тетрадь;

сезнең акбурЫГЫЗ – ваш мел.

№18

Если мы хотим сказать, что предмет их(аларның), то сказать об этом помогут –ЛАРЫ/-ЛӘРЕ:

аларның тактаЛАРЫ – их доска;

аларның тәрәзәЛӘРЕ – их окно;

аларның дәфтәрЛӘРЕ – их тетрадь;

аларның акбурЛАРЫ – их мел.

Общая таблица

                                Минем тактам, дәфтәрем

                                Синең тактаң, дәфтәрең

                                Аның тактасы, дәфтәре.

                                Безнең тактабыз, дәфтәребез

                                Сезнең тактагыз, дәфтәрегез

                                Аларның такталары, дәфтәрләре.

 

№19

Если действие выполняю Я(

мин), то говорю так:

мин сикерәМ – я прыгаю;

мин ашыйМ– я ем

№20

Но, если действие выполняешь ТЫ(син), то я скажу так:

син сикерәСЕҢ – ты прыгаешь;

син ашыйСЫҢ – ты ешь.

№21

Если действие выполняет ОН(ОНА)(ул),  то говорю так:

ул сикерә - он(она) прыгает.

ул ашый – он(она) кушает;

№22

Если действие выполняем  МЫ(без), то говорю так:

без сикерәБЕЗ– мы прыгаем;

без ашыйБЫЗ– мы кушаем.

№23

Если действие выполняете ВЫ(сез), то говорю так:

сез сикерәСЕЗ– вы прыгаете;

сез ашыйСЫЗ – вы кушаете.

№24

Если действие выполняют АЛАР(они), то говорю так:

алар сикерәЛӘР – они прыгают;

алар ашыйЛАР – они кушают.

Общая таблица

                                  Мин ашыйм, сикерәм

                                  Син ашыйсың, сикерәсең

                                  Ул ашый, сикерә

                                  Без ашыйбыз, сикерәбез

                                  Сез ашыйсыз, сикерәсез

                                  Алар ашыйлар, сикерәләр.

№25

Аффиксы –МЫЙ/-МИ указывают на то, что действие не происходит:

укый – укы+МЫЙ (не читает)

килә - кил+МИ (не придет)

Общая таблица

                            Мин ашамыйм, сикермим

                            Син ашамыйсың, сикермисең

                            Ул ашамый, сикерми

                            Без ашамыйбыз, сикермибез

                            Сез ашамыйсыз, сикермисез

                            Алар ашамыйлар, сикермиләр.

№26

Если хочешь ответить на вопрос КАЙДА? (где?), то к словам прибавляются аффиксы –ДА/-ДӘ, -ТА/ТӘ.   –ДА/ДӘ после звонких согласных, а –ТА/ТӘ после глухих согласных.

урманДА – в лесу;

дәфтәрДӘ - в тетради;

китапТА- в книге;

сыйныфТА – в классе.

Аю урманДА яши.  - Медведь в лесу живёт.

№27

Если хочешь ответить на вопрос КАЙДАН? (откуда?), то к словам прибавляются аффиксы –ДАН/-ДӘН, -ТАН/ТӘН, -НАН/-НӘН.        –ДАН/ДӘН после звонких согланых, а –ТАН/ТӘН после глухих согласных, -НАН/-НӘН, если слово оканчивается М, Н, Ң

урманНАН – из леса;

дәфтәрДӘН - из тетради;

китапТАН- из книги;

сыйныфТАН – из класса.

Балалар мәктәпТӘН чыгалар. – Дети из школы выходят.

№28

Если хочешь ответить на вопрос КАЯ? (куда?), то к словам прибавляются аффиксы –ГА/-ГӘ, КА/КӘ.   –ГА/ГӘ после звонких согласных, а –КА/КӘ после глухих согласных.

урманГА – в лес;

дәфтәрГӘ - в тетрадь;

китапКА- в книгу;

сыйныфКА – в класс.

Укучылар сыйныфКА кереләр. – Ученики в класс заходят. 

№29

Есть слова, которые обозначают действие. Среди них есть слова, которые повелевают:

ят! – ложись!        уйна! – играй!

эч! – пей!                         эшлә! – работай!

Есть слова, которые говорят о том, что он(она, оно) делает:

ул эшли -  он(она) работает;

ул ята – он(она) лежит;

ул уйный – он(она) инграет

А если хочешь образовать в отрицательной форме, прибавь  к концу слова –МА или МӘ

чят! ( ложись!)-           ятМА!(не ложись!)        

эч! (пей! )        -          эчМӘ !  (не пей!)    

уйна! ( играй!)-          уйнаМА! (не играй!)

эшлә!  (работай!)-      эшләМӘ! (не работай!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест для 6 класса по татарскому языку т

тест по итогам 1-ой четверти для русскоязычных учащихся , обучающихся по программе Р.З.Хайдаровой...

Урок по геометрии в 9 классе на татарском языке

Урок-зачет  "Мәйдан һәм радиусны исәпләү формулалары"...

Урок по геометрии в 10 классе на татарском языке

Урок "Үзара перпендикуляр туры һәм яссылык төзү"...

Открытый урок в 8 классе по татарскому языку

Открытый урок в 8 классе  на тему  " Нурихан Фәттахның  "Итил суы ака торур" әсәре буенча дәрес - викторина"....

контрольная работа 8 класс по татарскому языку за 1 четверть

Контрольная работа проводится в 8 классе за1 четверть для русскоязычных учащихся по учебнику Хайдарова. Контрольная работа содержит задания типа А,В,С по пройденным темам....

ГИА. 9 класс по татарскому языку.

ГИА. 9 класс по татарскому языку....

Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения

Рабочая программа для 6 классов  по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....