Главные вкладки

    "У Лукоморья..."
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Творческая мастерская...Новая форма подачи старого материала...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческая мастерская «У Лукоморья».

    (по  прологу из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).

    Цели: Создание рефлексивно - познавательной среды  для осмысления и переосмысления сказочных образов и героев; совместного проживания содержания художественного материала; перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному; совместной групповой и коллективной работы; развития воображения, творческих способностей и креативного мышления учащихся.

     Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов - открытие учащимися для себя “нового” Пушкина; личностное восприятие учащимися пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина; сопричастность сказочным образам и героям.

    Организационный момент.

    Ветер по морю гуляет,

    Дует в паруса.

    Никогда не перестанем

    Верить в чудеса.

    Где царевна оживает

    Злу наперекор,

    Где красавиц похищает

    Мрачный Черномор,

    Где Балда с чертями спорит,

    Белочка поет,

    Где разбитые корыта

    Рыбка раздает,

    Где шумит волна морская,

    Нас туда зовет

    Лукоморье, цепь златая

    И ученый кот.

    Слово учителя: Поэзия Пушкина обладает удивительной способностью – она не только не устаревает, но и расцветает всё новыми смысловыми красками. Сказки Пушкина вы впервые слышите от мамы, затем знакомитесь с ними в школе, наверное, каждый раз открывая для себя все новые грани его творчества. Так и знаменитый пролог к поэме «Руслан и Людмила»… Одни ищут и стараются обосновать географические корни лукоморья. Другие воспринимают его как попытку подражания фольклору и видят в «Лукоморье» мозаику из сказочных осколков. Мы попробуем по-своему интерпретировать его. Возможно, вы откроете для себя сегодня “нового” Пушкина и надеюсь, что создадите интересные творческие работы.

    Выразительное чтение пролога к поэме «Руслан и Людмила».

    Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

    Словарная работа.

    - Что такое Лукоморье? Кто знает? - Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив. Кто нарисует на доске Лукоморье?

    - А каким вы представляете себе Кота учёного? Эпитет ученый - выученный, наученный чему-нибудь. Это определение подтверждает, что кот волшебный.

    - «Там леший бродит»… Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему он не идёт, а бродит? Бродить - ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись, тащиться; идти тихо, вяло, лениво или с трудом, через силу.                           ( «Толковый словарь» В.И.Даля)

    - Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый". Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами.  Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

    - Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.

    Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей;

     - Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках?

    Там лес и дол видений полны;

    - Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)

    Там о заре прихлынут волны (на заре)

    На брег песчаный и пустой… (т.е. берег)

    И тридцать витязей прекрасных (витязь – храбрый воин ,богатырь)

    Чредой из вод выходят ясных, (по очереди), ( ясные, т.е. чистые)

    И с ними дядька их морской;

    Там королевич мимоходом

    Пленяет грозного царя; (т.е. берёт в плен).

     - А вот появляется и колдун. Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. По общенародному убеждению колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой.

    В темнице там царевна тужит, (т.е. грустит, тяжело ей, туго ей приходится)

    А бурый волк ей верно служит; В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.

    Там ступа с Бабою Ягой

    Идёт, бредёт сама собой, (т.е. идти с трудом, волоча ноги)

    - Баба- Яга - злая колдунья. У Бабы-Яги отталкивающая внешность.  Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи в  неподпоясанной рубахе с косматыми  седыми волосами, костяной ногой, морщинистым, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

    Там царь Кащей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком в железных доспехах, который обитает в зловещем каменном замке в горах.  Кощей играет  роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. (Чахнет,  т.е. сохнет)

    Разминочная игра с элементами пластики “Пластилин”.

    - Ребята, представьте, что вы кусочек пластилина. Но для того, чтобы вылепить, то, что нам захочется, необходимо “пластилин” размять. Вот и начинаем мять своё тело. Итак, мнём, мнём, мнём его хорошенечко, а потом попробуем из него вылепить  змею! На кого похожа змея? Что её тело напоминает?

    Вот наша змея греется на солнышке, вдруг она увидела птичку и захотела её проглотить. Змея высунула свой раздвоенный язычок и облизнулась. Её тело стало вытягиваться вверх, как вдруг она заметила над собой ладонь ребёнка. Ребёнок не хотел, чтобы змея получилась такая злюка и решил перелепить её во что-нибудь доброе и хорошее. Он так вдавил змею в стол, что от неё остался только длинный блин! Затем он начал мять пластилин, катать из него круглый аккуратный шарик, затем ещё один, ещё и вот у него получился весёлый снеговик! Но пришла весна снеговик начал таять, и вскоре не осталось ни одного Снеговика, а были лишь кучи… пластилина. Зачем пластилину просто так  лежать?

    Предлагаю вам самим его ещё раз хорошенько размять и  вылепить любого героя из Лукоморья. Вы разминаете себя и лепите, кого хотите. Вы лепите, я считаю до 10-ти. На счёте 10 вы замираете, а я угадываю, кого вы лепили и… кто у вас получился.

    6.Инсценировка пролога к поэме «Руслан и Людмила».

    А теперь, ребята, давайте попробуем «оживить» знаменитые пушкинские строки «У Лукоморья дуб зелёный…»

    7. Презентация  Фроловского Даниила «И строчка каждая рисунком хочет стать…» к прологу поэмы «Руслан и Людмила».

    - А вот какая интересная творческая работа получилась у Фроловского Даниила.

    Рефлексия:

    - Ребята, а теперь давайте подведём итог нашей работе, и я предлагаю вам оценить её. Игра «Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу,  когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу,  ставит оценку всему классу и обосновывает ее.

    Настроение у нас – отличное,

    А улыбки – дело привычное,

    Пожелаем друг другу добра,

    Расставаться пришла нам пора!

    Литература:

    Абрамович В.В. «Формирование творческой индивидуальности детей средствами театрального искусства», - Минск, 2008.

    Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».

    Пушкин А.С.  «Руслан и Людмила».

    Шилина И.С. «Интересные способы организации рефлексии в среднем звене». Из опыта работы, - Лисиковск, 2010.

    Приложение.

    А.С. Пушкин.        Из поэмы "Руслан и Людмила".

      У лукоморья дуб зелёный;                         Там русский дух... там Русью пахнет!

    Златая цепь на дубе том:                               И там я был, и мёд я пил;                  

    И днём и ночью кот учёный                           У моря видел дуб зелёный;                        

    Всё ходит по цепи кругом;                            Под ним сидел, и кот учёный

    Идёт направо - песнь заводит,                      Свои мне сказки говорил.

    Налево - сказку говорит.

    Там чудеса: там леший бродит,

    Русалка на ветвях сидит;

    Там на неведомых дорожках

    Следы невиданных зверей;

    Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей;

    Там лес и дол видений полны;

    Там о заре прихлынут волны

    На брег песчаный и пустой,

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных,

    И с ними дядька их морской;

    Там королевич мимоходом

    Пленяет грозного царя;

    Там в облаках перед народом

    Через леса, через моря

    Колдун несёт богатыря;

    В темнице там царевна тужит,

    А бурый волк ей верно служит;

    Там ступа с Бабою Ягой

    Идёт, бредёт сама собой,

    Там царь Кащей над златом чахнет;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фронтальное коррекционное логопедическое занятие с обучающимися 6 -7 классов «Вас приглашает Лукоморье»

    Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие под  названием «Вас приглашает Лукоморье». Тема занятия: «Развитие связной речи на материале сказок А.С....

    У лукоморья дуб зеленый

    Презентация к уроку "А. Пушкин. Пролог". Составляем фильм вместе с детьми, озвучиваем....

    "У лукоморья"-праздник поэзии, посвящённый памяти А.С.Пушкина

    Внеклассное мероприятие, посвящённое памяти А.С.Пушкина  включает в себя 5 игровых этапов: - I этап разминка --- произведения А.С.Пушкина в искусстве; - II этап виктори...

    Урок литературы в 5 классе "У лукоморья дуб зелёный..."

    Урок литературы в 5 классе "У лукоморья дуб зелёный..." Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина сюжетов, образов и событийнародных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. У...

    Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»

    Тема:  Путешествие в сказочную страну «Лукоморье» Цель:  - систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках,      стимулировать познавательную...

    Игровая театрализованная программа "У Лукоморья"

    В данной методической разработке представлен сценарий проведения игровой программы, посвященной творчеству А.С. Пушкина. Многообразие веселых конкурсов дает возможность ребятам проявить свои творчески...

    Конспект НОД У Лукоморья дуб зеленый...

    Занятие в старшей группе, дети принимают активное участие....