Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Шимко Марина Валентиновна

Эссе "Моя педагогическая философия" было представлено на конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2010"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Думала: главное – формировать,

Делать, ваять, лепить.

Думала: верный маршрут показать,

Править, лечить, учить.

Думала: рваться, бороться, рубить,

Мчаться, коль сила несет.

А оказалось – всего лишь любить,

Только любить! – вот и всё.

                                                                                                    С.В.Белова

Я считаю, что в каждом человеке с момента рождения заложено его личное предназначение в жизни, его место в ней, его путь.

Уже 24 года я работаю в школе. Много это или мало по масштабам человеческой жизни? Я думаю, что много, ведь все эти годы состояли из множества интересных, тревожных, удивительных дней в школе. За эти годы были  радости и огорчения, победы и поражения, поиски, раздумья, открытия. Но никогда я не пожалела о том, что стала учителем.

Любовь к ребенку, к своему ученику – это смысл моей педагогической деятельности: не научившись любить, не сумеешь уважать, доверять, учить и воспитывать. И каждый день, заходя в класс, я вспоминаю слова Л.Н.Толстого: «Педагог без любви к ребёнку всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Нельзя познать ребёнка, не любя его».

Моя основная педагогическая идея: каждый ребенок способен созидать и творить. «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» (Рабле).

Моя педагогическая задача – не передача готовых знаний, а создание такой проблемной ситуации, которая помогла бы самостоятельному движению ребенка в учебном пространстве. Я считаю, что учитель в процессе обучения подобен поводырю, он указывает направление, но идти, осилить дорогу ученик должен сам. Ребенка нельзя лишать права думать самостоятельно.

Я понимаю, что мои сегодняшние ученики – это будущее России. И они должны быть и «конкурентоспособными», и «компетентными», и «мобильными, и «креативными». Но как научить их всему этому? Я считаю, что этими качествами человек будет обладать только тогда, когда он будет действовать. Деятельность – основа  прогресса, развития. Поэтому часто повторяю своим ученикам слова Сенеки: «Кто никуда не плывет, для того нет попутного ветра». И стараюсь организовать работу так, чтобы каждый из них был включен в учебную деятельность, в совместное творчество.

Однажды на уроке русского языка мы разгадывали тайну глагола «победить». Почему у него нет формы 1 лица единственного числа? И пришли к выводу, что, наверное, в этом слове заложена еще одна народная мудрость: добиться победы нельзя в одиночку, победить можно только вместе.

Еще один принцип в общении с детьми – взаимное уважение. Всегда стараюсь следовать правилу: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Мои ученики   - это скорее не внимательные слушатели, а активные собеседники, которые в диалоге учатся думать,  задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения.

У учителя русского языка и литературы – роль особая. Он должен не только научить правильно писать, но и развивать в учениках культуру языка, культуру чтения, а по сути, культуру человеческой души. Зародить в детских сердцах любовь к русскому слову – моя сверхзадача. В.Распутин справедливо отметил: «Человек может позволить себе не знать теорию вероятности, но не любить и не читать Пушкина, не знать великую отечественную словесность    - это признак несостоявшейся, уродливой души». И моя задача, чтобы таких душ было как можно меньше.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...