Научное общество учащихся "Мирас"
презентация к уроку (10 класс) по теме

Кадырова Дания Абдулловна

Предварительный просмотр:

Анализ

работы ШНО «Мирас» за 2008-2009 учебный год.

      Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся “Мирас ”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Мирас”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. 

        В 2008-2009 учебном году учащиеся 10-11 классов школы продемонстрировали серьезную готовность к успешной самореализации в обществе. Об этом свидетельствовало наличие уже в течении года у этих учащихся твердых интересов .В январе члены научного общества «Мирас» участвовали в школьной научно-практической конференции « Проектно-исследовательская деятельность учащихся и учителей». Призерами конференции стали :

Ананьева Эвелина  11А класс

Зягфарова Лейсан    11Т класс

Гафурова Чулпан     5Т класс

Латфуллина Илсия   11Т класс

Ахунова Гузель         11Т класс

Орешкова Виктория 10Акласс

Гимаева Олеся          10А класс

        Принимали активное участие на республиканской научно-практической конференции имени Ф. Амирхана .Ученица 11 А класса  Ананьева Э.(учитель Муратова Н.Р.) выступила с докладом «Зеленые жемчужины Казани» и получила диплом 2 степени. Ученица 11 Т класса Зягфарова Л.(учитель  Кадырова Д.А.) подготовила исследовательскую работу на тему  «Историческое наследие Р.Фахретдинова» и получила диплом 3 степени.

      В  марте на базе  7- ой гимназии прошла 13 городская научно-практическая конференция  «Ломоносовские чтения». Зягфарова Л. ученица 11Т класса выступила  с работой «Воспитательный потенциал школьного музея» и заняла 2 место-диплом 2 степени (учитель Кадырова Д.А.).

      В феврале месяце прошла городская конференция имени Х.Атласи , где Зягфарова Л. выступила  с работой «Воспитательный потенциал школьного музея»  и получила грамоту. (учитель Кадырова Д.А.). 

      В марте месяце Зягфарова Лейсан и Ананьева Эвелина участвовали на X Поволжской научно-практической конференции имени Лобачевского, прошли  на второй очный тур  и были награждены дипломами.(2 диплома)

    В марте участвовали на республиканском научно-практическом семинаре для директоров школ , показали открытое заседание НОУ «Мирас», где учащиеся рассказали о своих научно-исследовательских работах и своих достижениях.



Предварительный просмотр:








План работы

Школьного научного общества

на  учебный год 

Организационный период

    пп

Мероприятия

Сроки

1

Поиск научных руководителей, консультантов. Коррекция тематики работ

Сентябрь.

2

Индивидуальные консультации по выбранным темам.

Октябрь.

3

Подбор литературы и подготовка работ.

Ноябрь, декабрь

4

 Школьные олимпиады.

Ноябрь, декабрь.

5

Городские олимпиады по по предметам.

Декабрь, январь.

6

Подготовка научных работ к конференции. Заседание совета кураторов.

Март.

7

Отбор работ на городскую научно-практическую конференцию (малый совет).

Март.

8

Итоговая школьная научно-практическая конференция.

Апрель.

9

Творческие отчёты членов НОУ (выступление с работами по классам).

Май.

10

Пропаганда НОУ среди учащихся и учителей

В течение года.

Городские научно-практические конференции   апрель

Республиканские научно-практические конференции                                                                 май





Предварительный просмотр:

Научно-практические конференции как эффективное средство организации учебной деятельности
 

Перед образованием стоит задача выпустить в жизнь молодых людей, которые были бы способны:

  1. грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения,
  2. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем,
  3. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,
  4. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для того чтобы развить эти способности и качества у учащихся в процессе преподавании курса “Информационно-прикладная деятельность”, акцент в обучении был смещен на организацию процесса познания, а не на воспроизведение усвоенного материала. В качестве эффективных педагогических технологий используются обучение в сотрудничестве (cooperative learning) и метод проектов.

Процесс проектирования проходит несколько этапов: от подготовительного (постановки проблемы, определения способов и методов её решения) до презентации готового результата, его оценки и корректировки. Завершающий этап проектирования по уже сложившейся традиции проводится в форме научно-практических конференций, где ребята представляют свои проекты.

На наш взгляд, участие старшеклассников в конференциях способствует формированию мотивации представления качественного итогового продукта, и является одним из способов самоутверждения.

Участие в конференциях полезно с точки зрения развития у гимназистов умений выступать перед публикой, подготовки презентации, анализа своего выступления и проекта, его корректировки, то есть, важных качеств, способствующих их дальнейшей успешности.

Этапы реализации конференции. Подготовительный этап: выбор тематики доклада (проекта), распределение обязанностей участников, отбор материала, обсуждение, коррекция и контроль подготовки.

Работа над докладом проекта: принципы отбора материала, входные и выходные данные; рекомендации по использованию разработки (интерфейс и usability); подготовка тезисов (кратко сформулированных основных положений доклада).

Подготовка презентации доклада: шаблон оформления, управляющие кнопки, итоговый слайд;  связывание объектов, заметки.

Оценочный: формулировка основных выводов, Рефлексивно-прогностический: оценивание работы группы; эффективности коллективной работы; уровня ее сложности, соответствия выступления тезисам и теме проекта.

Участие в конференциях позволяет к концу обучения в гимназии собрать портфолио, полезное для дальнейшего продолжения образования.

Далее в докладе приводятся темы проектов учащихся, сценарии конференций, темы занятий по подготовке к конференции.

Таким образом, научно-практические конференции и участие в них старшеклассников являются важным элементом становления их личности. Процесс подготовки проекта позволяет увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти пути их рационального решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать собственную точку зрения.



Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перед образованием стоит задача выпустить в жизнь молодых людей, которые были бы способны:

  1. грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения,
  2. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем,
  3. быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,
  4. самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Для того чтобы развить эти способности и качества у учащихся в процессе преподавании курса «Информационно-прикладная деятельность», акцент в обучении был смещен на организацию процесса познания, а не на воспроизведение усвоенного материала. В качестве эффективных педагогических технологий используются обучение в сотрудничестве (cooperative learning) и метод проектов.

Процесс проектирования проходит несколько этапов: от подготовительного (постановки проблемы, определения способов и методов её решения) до презентации готового результата, его оценки и корректировки.  Завершающий этап проектирования по уже сложившейся традиции  проводится в форме научно-практических конференций гимназистов, где ребята представляют свои проекты.

На наш взгляд, участие старшеклассников в конференциях способствует формированию мотивации представления качественного итогового продукта, и является дним из способов самоутверждения.

Участие в конференциях полезно с точки зрения развития у гимназистов умений выступать перед публикой, подготовки презентации, анализа своего выступления и проекта, его корректировки, то есть, важных качеств, способствующих  их дальнейшей успешности.

Этапы реализации конференции. Подготовительный этап: выбор тематики доклада (проекта), распределение обязанностей участников, отбор материала, обсуждение, коррекция и контроль подготовки.

Работа над докладом проекта: принципы отбора материала, входные и выходные данные; рекомендации по использованию разработки (интерфейс и usability); подготовка тезисов (кратко сформулированных основных положений доклада).  

Подготовка презентации доклада: шаблон оформления, управляющие кнопки, итоговый слайд; скриншоты, связывание объектов, заметки.

Оценочный: формулировка основных выводов, Рефлексивно-прогностический: оценивание работы группы; эффективности коллективной работы;  уровня ее сложности, соответствия выступления тезисам и теме проекта.

Участие в конференциях позволяет к концу обучения в гимназии собрать портфолио, полезное для дальнейшего продолжения образования.

Далее в докладе приводятся темы проектов учащихся, сценарии конференций, темы занятий по подготовке к конференции.

Таким образом, научно-практические конференции и участие в них старшеклассников являются важным элементом становления их личности. Процесс подготовки проекта позволяет увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти пути их рационального решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать собственную точку зрения.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.
  2. Полат Е.С.Метод проектов в современной школе //Методология учебного проекта. - М.: МИПКРО, 2000.
  3. Электронный ресурс: http://itdrom.com/org_work.html 
  4. Электронный ресурс http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,17 



Предварительный просмотр:

Календарное планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Организационное собрание НОУ “Мирас”. Цели и задачи работы.

Разработка устава НОУ “Мирас”. Выбор научного состава

Основные направления работы НОУ “Мирас ”

Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений.

Анализ диагностических данных.

Работа учащихся в научных секциях по интересам. Обсуждение тематики научно-исследовательских работ

Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования.

Встреча со школьным библиотекарем. Знакомство с научно-популярной и энциклопедической литературой.

Подготовка к школьной и городской олимпиаде по предметам. Организация встреч-консультаций с учителями-предметниками.

Участие в школьной, городской олимпиаде по предметам.

Заседание НОУ “Мирас ” по вопросам участия во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся. Знакомство с положениями. Отбор участников.

Подготовка и проведение школьного интеллектуального марафона по предметам.

Критерии и требования к оформлению исследовательских работ.

Разработка научного аппарата проблемы исследования.

План написания научно-исследовательских работ

Организация работы с литературными источниками.

Основное содержание исследовательской работы. Раскрытие темы.

Методы научного исследования.

Этапы работы над научным исследованием

Заключение и выводы.

Оформление библиографических данных.

Приложение.

Культура выступления. Ораторское искусство.

Виды творческих, исследовательских работ.

Проекты.

Правила написания сообщения

Правила написания реферата.

Организация и проведение школьной научно-практической конференции

Участие в городских ученической научно-практических конференциях.

Интеллектуальная игра “Эрудит-шоу”

Анализ деятельности НОУ “Мирас” за 2011-2012 год.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

3 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

5 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

4 ч.

4 ч.

2 ч.

1 ч.

 



Предварительный просмотр:

Отчёт о работе школьного научного общества «Мирас»

за 2010-2011 учебный год

Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. Одна из форм её организации - научное общество учащихся (НОУ).

Научное общество школьников, созданное в школе объединяет учащихся 5-11-х классов.

Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

• развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;

• формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

• даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

• воспитывает целеустремленность и системность в учебной деятельности;

• благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

В школе ежегодно в апреле месяце проходит Городская научно - практическая конференция учащихся имени Вилькеева с целью подведения итогов исследовательской, поисковой и проектной деятельности учащихся.

Учащиеся защищали проектные и исследовательские работы по различным направлениям.

№ п/п

Автор работы

Класс

Название работы

Руководитель

Конкурс

1.

Зайнуллина Алия.

9

«Хади Такташ-критик».

Габдеева Ф.Р.

НПК имени Д.В.Вилькеева

2.

Валишина Алина

9

Отражение нашей эпохи в стихах Тукая

Ахметзянова А.Ф.

НПК имени Д.В.Вилькеева.

3.

Ахметгараева Алсу

10

Синонимы в произведениях Абсалямова

Кадырова Д.А.

НПК имени Д.В.Вилькеева

4.

Латфуллин Ильдус

7

Если бы я был директором школы

Муратова Н.Р.

НПК имени Д.В.Вилькееева

5.

Сахабутдинова Богдана

Петрухин Максим

5

Озера Казани

Алексеева В.Н.

НПК имени Д.В.Вилькееева

6.

Игнатюк Григорий

Порфирьева Ксения

Артемьева Наталья

Трутнева Марина

8

Писатели Татарстана в послевоенные годы

Кадырова Д.А.

НПК «Татарстан в послевоенные годы»

7.

Тухфатуллина

Эльвира

6

Правила поведения в транспорте

Ахметзянова А.Ф.

НПК имени Д.В.Вилькееева

8.

Шайдуллин Салават

Сагдеева Лилия

Тазетдинов Тимур

6

7

7

Мой дед послевоенные годы

Ахметзянова А.Ф.

Муратова Н.Р.

НПК «Татарстан в послевоенные годы»

9.

 Рахимов Адель

7

 Устное народное творчество

Абдуллина Р.Ш.

НПК имени Д.В.Вилькееева

 Однако не все участники школьного тура смогли участвовать в городских мероприятиях. Из 10-ти  отобранных работ три - «сошли с дистанции», четыре работы, к сожалению, не вышли во второй тур. Но учащиеся  попробовали свои силы в научно-исследовательской деятельности и получили первый опыт, пройдя через все основные этапы научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Остальные работы, выполняемые учащимися МОУ СОШ № 23, судя по результатам, имеют хороший уровень. Ребята участвовали в очном туре и  представляли свои доклады на секциях, где отвечали на вопросы слушателей и членов жюри, вели полемику. Оценка работ участников второго этапа проводилась по трем основным критериям: первый – содержание работы; второй –  качество представления работы, навыки публичного выступления; третий – умение отвечать на вопросы аудитории.

Результаты:
Cертификат лауреата II городской научно-практической конференции имени Д.В.Вилькеева

  1. «Если бы я был директором». Автор Латфуллин Ильдус,  7 класс. Научный руководитель: Муратова Нурания Рахимовна, учитель  татарского языка и литературы. Секция «Обществознание»
  2. « Устное народное творчество».  Автор Рахимов Адель, 7 класс. Научный руководитель: Абдуллина Руниса Шафкатовна,учитель татарского языка и литературы. Секция «Культурология».
  3. «Озера Казани» Автор Сахабутдинова Богдана и Петрухин Максим,5 класс. Научный руководитель: Алексеева Венера Насиховна, учитель татарского языка и литературы. Секция «Татарская филология»

 Диплом III степени II городской научно-практической конференции имени Д.В.Вилькеева

«Хади Такташ-критик». Автор Зайнуллина Алия, 9 класс.  Научный руководитель: Габдеева Фарида Рафаэлловна, учитель татарского языка и литературы. Секция «Татарская филология».

 Диплом II степени II городской научно-практической конференции имени Д.В.Вилькеева

«Отражение нашей эпохи в стихах Тукая». Автор Валишина Алина,9 класс. Научный руководитель Ахметзянова Альфия Фаруковна, учитель татарского языка и литературы. Секция «Татарская филология»

 Грамота ТГПУ II городской научно-практической конференции имени Д.В.Вилькеева

«Синонимы в произведениях Апсалямова». Автор Ахметгараева Алсу,10 класс. Научный руководитель Кадырова Дания Абдулловна, учитель татарского языка и литературы. Секция «Татарская филология»

 

 Грамоты научно- практической конференции «Татарстан в послевоенные годы»

  1. «Писатели Татарстана в послевоенные годы». Авторы  Игнатюк Григорий, Порфирьева Ксения, Артемьева Наталья, Трутнева Марина,8 класс. Научный руководитель Кадырова Дания Абдулловна, учитель татарского языка и литературы.
  2. «Мой дед послевоенные годы». Авторы  Шайдуллин Салават, Сагдеева Лилия, Тазетдинов Тимур,6-7 классы. Научный руководитель Ахметзянова Альфия Фаруковна, Муратова Нурания Рахимзяновна, учителя татарского языка и литературы.


Предварительный просмотр:

Планирование заседаний совета НОУ “Мирас”

месяц

тема

цель

ответственные

Результат работы

1

2

3

4

5

сентябрь

Подготовка и проведение организационного собрания НОУ

Обсуждение и утверждение названия, эмблемы, девиза

Руководители секций, совет НОУ

Папка материалов

октябрь

Обсуждение результатов диагностики учащихся

Анализ диагностических материалов участия в НОУ

Психологическая служба, руководители секций

Материалы диагностики

ноябрь

Работы научных секций. Содержание тематики секций

Обсуждение тематики научных работ учащихся

Руководители секций, совет НОУ

Памятки по работе секций

декабрь

Подготовка к участию членов НОУ в школьных и городских олимпиадах по предметам

Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах

Учителя-предметники, руководители методических объединений

Методический бюллетень

январь

Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 5-11 классах

Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона

Руководители секций и методических объединений

Сборник материалов

февраль

Подготовка и проведение научно-исследовательской конференций

Анализ готовности секций к проведению конференции

Совет НОУ, руководители секций

видеозапись

март

Результаты школьной конференции, подготовка к городской

Подведение итогов школьной конференции и подготовка учащихся к городской

Совет НОУ

Методический бюллетень

апрель

Подготовка к итоговой городской конференции

Отчет секций о работе за год

Руководители секций

Методический бюллетень

май

Итоги работы за год

Анализ результатов работы за учебный год. Парад секций НОУ

Совет НОУ

Праздничные газеты



Предварительный просмотр:

                                                                                   Утверждаю:

                                                                                               Директор школы №23          

                                                                                        « _10__»  __09_____2012г.                                  

                                                                                         _____  А.З.Шакирзянова

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном научном обществе «Мирас»

Общие положения

1.НОУ является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет учитель.
3. Высшим органом НОУ является собрание, которое проводится 2 раза в год. На общем собрании утверждается совет НОУ, определяется состав каждой секции, утверждается план работы на год, принимаются девиз и эмблема.
4. Заседания совета НОУ проходят один раз в два месяца. Занятия в секциях проходят один раз в две недели.
5. Научно-исследовательская конференция проходит один раз в год в марте-апреле
.

Цели и задачи НОУ

   Цели:
1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Задачи:
- овладеть знаниями, выходящими за рамки учебной программы;
- почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
- научиться методам и приемам научного исследования;
- научиться работать с литературой;
- стать пропагандистом в значимой для себя области знаний.

                    Основные направления работы.

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащимся.
5. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
6. Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
8. Подготовка и издание ученических сборников.

Права, обязанности участника НОУ:

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

  1. Возраст  вступления в НОУ – 14 лет.
  2. Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
  3. Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  4. Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  5. Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
  6. Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  7. Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
  8. Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
  9. Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

  1. регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции;
  2. периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  3. обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  4. активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  5. строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
  6. строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Запись в НОУ

Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.

Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Особое внимание Департамент образования г. Москвы уделяет работе педагогов экспериментальных и инновационных учреждений, образовательных учреждений с повышенным содержанием образования. В этом направлении оказывает содействие развитию конкурсного движения среди проектных и исследовательских работ обучающихся.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена : в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент — технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  1. гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  2. наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Исследовательская деятельность может с успехом применяться в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных училищах.

Проектно-исследовательская школа и инновационная сеть исследовательской деятельности учащихся. В Москве сложился относительно постоянный круг организаций (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых сложились традиции и культура исследовательской работы со школьниками. Каждая из таких организаций хорошо узнаваема по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематики, или методики, или места проведения исследований. Каждый год они представляют на различные конференции работы разных детей, подчас меняются педагоги, но «почерк» остается неизменным. Для них вводится специальный термин — проектно-исследовательские школы, они и являются реальными субъектами исследовательской деятельности учащихся. Ориентация на работу с проектно-исследовательскими школами задает инновационную сеть, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения и удержания в совместную деятельность.

Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать:

  1. Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
  2. Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
  3. Как научить учителей руководить работой учащихся?
  4. Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?
  5. Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
  6. Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?
  7. Как разработать программу работьы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?
  8. Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах: 

  1. Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.
  2. Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?
  3. Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)?
  4. Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?
  5. Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)?
  6. Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?
  7. Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)?

Учителю нужно знать:

  1. Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями».
  2. Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
  3. Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
  4. Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
  5. Как разработать учебный проект или исследование?
  6. Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
  7. Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
  8. С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

В теоретических и методических вопросах по данной проблеме могут быть полезны материалы публикаций, методических и информационных сайтов (см. приложения 1 и 2), а также целесообразно использовать возможности курсовой и модульной подготовки учителей по исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе повышения квалификации МИОО по соответствующей тематике.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  3. самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  4. представление результатов своей деятельности и хода работы;
  5. презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  6. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  7. практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  8. выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  9. проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. владение рефлексией;
  11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. социальное и прикладное значение полученных результатов.



Предварительный просмотр:

Структура методической работы

В центре учебно-воспитательного процесса в школе лежит инновационная работа над методической темой «Воспитание языковой личности, мотивированной на качественное обучение»

Цель : 

выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование

интеллектуальной, творчески мыслящей, духовно богатой, свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

      Задачи:

1.   Ввести в учебно–воспитательный процесс новые методики обучения, воспитания,

   диагностики уровня  усвоения знаний и навыков,  создать условия для   максимального раскрытия творческого потенциала учащихся.

2.   Развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

3.   Создание условий для самовыражения учащихся  в различных видах  познавательно-преобразовательной  деятельности на учебных  и внеучебных  занятиях в школе и вне нее.

Этапы инновационной работы

I  этап

Изучение и анализ научно – педагогической литературы по проблеме,  ознакомление с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем темы.

Поисковый эксперимент.

Определение содержания  деятельности структурных  подразделений методической службы школы и отдельных  учителей в контексте инновационной деятельности.

II  этап

Формирующий  и констатирующий эксперимент. Внедрение  достижений педагогической науки и практики.

Организация специальных занятий – консультаций ,методических семинаров, педагогических  чтений для учителей -

экспериментаторов.

 

III  этап

Обобщение, анализ полученных данных, выдвижение практических

   рекомендаций, оформление результатов исследований, подведение

   итогов работы. Творческие  отчеты методических объединений  школы.

 

В контексте единой методической темы школы предметные методические объединения организуют свою работу по следующим направлениям:

 

МО учителей татарского языка, истории, музыки, ИЗО.

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения родному языку.

Межпредметные связи на уроках татарского языка и литературы, истории, музыки, ИЗО

МО учителей начальных

Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения в начальной школе

МО учителей русского языка и литературы

Нравственное и художественно – эстетическое развитие учащихся в процессе обучения русского языка и литературы

МО учителей английского языка

Личностно – ориентированное обучение английскому языку в условиях билингвизма

МО учителей математики и информатики

Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения точным наукам.

МО учителей естественно – географических  наук

Экологическое развитие учащихся в процессе обучения естественным наукам

МО молодых учителей

Коммуникативно – развивающий подход в обучении как условие для воспитания личности с разносторонней коммуникативной компетенцией

МО классных руководителей

Воспитание всесторонне развитой личности через внеурочную работу

   

 

Примерная форма отчета руководителей методических объединений

 

         Для того, чтобы работа завуча была успешной и приносила определенное удовлетворение от того, что силы затрачены не напрасно, необходимо уделить самое серьезное внимание организации своей собственной деятельности.

         Огромно значение качественного анализа деятельности методических объединений учебного заведения.

         Для анализа результативности работы МО предлагаю составить отчет о работе МО по следующей форме.

 

Отчет руководителя МО учителей ____________________________за 200_-200_уч.год

 

Анализ деятельности МО по реализации поставленных задач:

Методическая тема

Направления, по которым шла реализация

Результаты работы по теме

 

 

 

 Инновационная деятельность:

- изменение содержания образования;

- внедрение новых программ  (название, количество учеников, учителей);

- новы УМК;

- технологии, реализуемые в МО:

- формы деятельности.

 

 Участие в профессиональных конкурсах

 Результативность работы с одаренными детьми

Образовательная область, предмет

Ф.и.о.учителя

Ф.и.о.учащегося, результативность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Реализация КЦП.

Количество семинаров, НПК (тема, дата, количество принявших участие, программа семинара, НПК)

Дата

Тема , уровень

Ф.и.о. участников

 

 

 

 Памятка по методике обобщения передового педагогического опыта 

 

Объяснительная записка

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная научно-практическая конференция

Слайд 4

Презентацияне әзерләделәр: Ахунова Гүзәл, Латфуллина Илсөя. Җитәкче укытучы: Алексеева Венера Насиховна. Татарстанның халык шагыйре – Равил Фәйзуллин

Слайд 5

Фәйзуллин Равил Габдрахман улы Г. Тукай исемендәге Дәүләт бүләге лауреаты 1943 елның 4 августында Татарстанның Балык Бистәсе районы Балтач авылында хезмәткәр гаиләсендә туа. Шул төбәкнең Котлы Бүкәш авылында урта мәктәпне һәм 1965 елда Казан университетының тарих-филология факул ь тетын тәмамлый. 1966-1967 елларда мәҗбүри гаскәри хезмәттә, хезмәт мөддәтен тутырып кайткач, СССР фәннәр академиясенең Казан филиалы Г. Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм тарих институты каршындагы аспирантурада укый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"

Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный  руководи...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...