Инновационные технологии
статья по теме

Кириченко Светлана Георгиевна

 

   « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.»  Л. Н. Толстой.
   Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня главный результат образования – готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Исходя из исследований современных учёных – ключевые компетентности – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_tehnologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные   технологии

формирования   ключевых

компетентностей   школьников.

   « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.»  Л. Н. Толстой.

   Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Сегодня главный результат образования – готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Исходя из исследований современных учёных – ключевые компетентности – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Выделяют: 1. Общекультурную компетентность – обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 2. Социально – трудовую компетентность – способность личности  взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. 3. Коммуникативную компетентность – получение, использование, передачу информации в процессе взаимодействия. 4. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

    Это  правда, далеко не полный перечень!

    Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель – сценарист, режиссёр, партнёр. Ключевые компетентности формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

   Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счёт: * внедрения эффективных педагогических технологий; * постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; * использование информационно-коммуникационных технологий; * организация проектной деятельности.

   Хотелось бы немного остановиться на каждой из этих составляющих.

Внедрение эффективных педагогических технологий:

   Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать  их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Приведу некоторые примеры интерактивных методик, которые я использую в практике своей работы.

   Примеры:

Методика « Обсуждение картин».

11 класс. Литература. Семинар « Личность Петра Великого» Пётр Первый в оценках русских художников. Задание: 1. Рассмотрите произведения русских художников в которых фигурирует Пётр Первый. 2. Каким он предстаёт в каждом из них? 3. Сравните их отношение к делам и личности Петра каждого из них. Работа со слайдами. Картины: Н. Ге « Пётр допрашивает своего сына царевича Алексея», А. Бенуа  « Пётр Первый на прогулке в летнем саду», В. Суриков « Утро стрелецкой казни».

Нетрадиционные формы занятий.

   Урок – традиционная часть учебно – воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Транслируемое знание на традиционном уроке, на мой взгляд, не выполняет роли развивающего личность средства, а значит, не способствует формированию личной заинтересованности учащихся в получении знаний. Реализовать модель формирования информационно – функциональной компетентности позволяют нетрадиционные формы уроков : Урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – конференция, урок – творческая мастерская, « авторские уроки»… Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению предмета, развитие социализации.

Дискуссии.

   Даже короткая дискуссия в ходе лекции оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность, и что важно, формирует социальную компетенцию. А временные затраты оправдывают развитие креативности. Уместна дискуссия как обмен мнениями в начале урока. Такая дискуссия не только будирует сознание учащихся, но и выявляет для учителя уровень изначального понимания темы разговора. 11 класс. Литература. Тема « Любовь и творчество в романе Булгакова « Мастер и Маргарита». « Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Задание:  Как вы понимаете эти слова. Что для вас значит слово любовь? Верите ли вы в любовь с первого взгляда?…

Дебаты.

   Дебаты – командная интеллектуальная игра по нормализованным правилам. Тема дебат определяется только учителем за 2 – 3 урока, идеально за 1 – 2 недели. В дебатах участвует две стороны: сторона утверждения и сторона отрицания. Выдвигаются аспекты, они зависят от темы      ( исторический, семейный, религиозный, экономический…). Дебаты обучают мыслить, культуре спора, умение слушать, развивают лексику и её темп, т.к. высказываются все ( сколько людей, столько и мнений) и быстро. Большой плюс в дебатах – право на ошибку, нет и не может быть проигравших. Примеры: Литература 10 класс « Катерина – луч света в тёмном царстве»,                 11 класс « Сергей Есенин – праздный, озорной гуляка» , 9класс «Душа Печорина пуста»…  .

Русский язык « Служебные части речи – пешки в грамматике»… .

Упражнение « Философское дерево».

   Можно применять как в начале, так и в конце урока. В конце урока – это позволяет отрефлексировать изученный материал, понять уровень его осмысления. Упражнения стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности, способствуя развитию навыков поиска, восприятия, отбора, анализа, организации и представления информации.

Тема: А. де Сент – Экзюпери « Маленький принц» -7 класс.

Задание: Какое , на ваш взгляд, высказывание вы бы выбрали эпиграфом к уроку? Почему?

« Все ответственны за всех».  « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля».                           « Мы унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли в займы у своих детей».

Использование межпредметных связей.

   Как показывает опыт, межпредметные связи выступают непременным дидактическим условием развития у учащихся интереса к знаниям как русского языка и литературы так и основ наук в целом. Использование на уроке различных источников в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету. Особенно важное воздействие на эмоциональную сферу восприятия литературного материала производит использование музыкального, исторического, географического и изобразительного материала.

Использование информационно – коммуникационных технологий.

   Информационные технологии позволяют по – новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определённой суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы. Практика показала, что школьники, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень умений ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

   Одним из таких инструментов является программа  Роwer Point . В данной программе учителем и учениками составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках. Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый материал, позволяет не перегружать зрительное пространство детей, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа позволяет развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Организация проектной деятельности.

   Над проектом нами понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. По моему мнению, метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, поскольку универсален по отношению к предметному содержанию и , как показывает мировая практика, эффективен.

   Метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, но и практикуется большое разнообразие самостоятельных творческих работ учащихся.

   

   Развитие современного общества и жизни в целом показало необходимость воспитания людей творческих, активно преобразующих действительность на основе нравственных ценностей, людей, способных активно включаться в различные социальные процессы и отношения, умеющих принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность. Молодой человек должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, но и активно взаимодействовать с окружающим миром, в основе его взаимодействия должен лежать позитив и некая нравственная составляющая, потому что « знания в руках бездуховного человека, что сабля в руках сумасшедшего».

    Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы русский язык и литература помогают маленькому человеку найти собственную позицию в обществе, определить своё место в жизни, сформулировать своё собственное отношение к таким понятиям как « духовность», « толерантность»,                                         « общечеловеческие ценности».

   Компетентный человек в современном информационном обществе должен уметь не просто использовать предлагаемые информационные источники, которые не всегда являются достоверными, подталкивающими к созиданию. Творчеству, но и понимать возможности их применения, уметь критически к ним относиться, осмысливать и дозировать для себя информацию.

    Главная цель уроков русского языка и литературы – помочь становлению и развитию ценностных ориентаций и убеждений обучающихся, позитивного мироощущения.

   И я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя. Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе, Тогда мы способны решить многие проблемы!

   Ведь как говорили ещё древние греки: « Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперёд!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании . (Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей)

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации...

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...


 

Комментарии

Ким Альбина Геннадьевна

Я голосую за вас! Посмотрите и мои работы! Удачи вам!