Применение ИКТ в обучении русскому языку и литературе
методическая разработка на тему

Об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_v_obuchenii_russkomu_yazyku_i_literature.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в обучении русскому языку и литературе

Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении. Изменяются структуры и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения. Обучение больше не сконцентрировано в рамках классной комнаты, наоборот, учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам, возможность работать совместно над интересующей их проблемой.

Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.

Компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы.

При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии.

Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.

Проводятся конкурсы презентаций, лучших пособий, созданных к уроку.

Критерии оценки работ:

  1. оригинальность подхода;
  2. полнота представленного материала;
  3. оформление;
  4. представление и защита работы.

Компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки…

Учитель может обратить внимание учеников на любой фрагмент художественного произведения, причем текст будет доступен каждому. Не секрет, что при изучении литературы, особенно в старших классах, часто возникает ситуация, когда ученик не может найти нужное произведение.

При подготовке к урокам русского языка я подбираю примеры разного уровня сложности, иллюстрирующие правило, или сама создаю их.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

Наиболее эффективно в учебном процессе компьютер может использоваться: 
1. При объяснении нового материала, мотивации введения понятия. Широко используется на этом этапе обучения презентация. Главное здесь – тезисность и наглядность. При демонстрации слайдов презентации учитель может показать разнообразный иллюстративный материал, тезисно записать основные положения лекции, сопроводить показ музыкальными фрагментами. 

2. При отработке определенных навыков и умений на уроках закрепления и обобщения материала могут быть использованы электронные тесты. Они могут быть простыми (карточки с вопросами и вариантами ответов) и сложными, многоуровневыми.

3. На контрольных уроках использование компьютера тоже возможно. Это может быть электронное тестирование, контрольный словарный диктант, контрольная работа, где вопросы демонстрируются с помощью мультимедиа на экран или раздаются учащимся.

4. При организации исследовательской деятельности учащихся ИКТ также успешно используются. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость в работе над проектом.

В последние годы активно в бучение внедряется метод проектов. Метод проектов дает возможность учителю организовывать подлинную исследовательскую работу с использованием многообразий форм и методов самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.

Компьютерные технологии способствуют реализации проектного метода на всех его этапах. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создается конечный «продукт» проекта. Чаще всего итогом работы является мультимедийная презентация.

Примером такой деятельности может служить проект по творчеству любого писателя. Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чем он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап – определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о ее результатах. Видение перспектив работы в будущем. Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую. Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из нескольких этапов: 
1. постановка проблемной ситуации и формирование группы; 
2. сбор и обработка материала; 
3. презентация проекта; 
4. обсуждение результатов.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств  сети Интернет:

  1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
  2. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
  3. Подбор тематических  или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
  4. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие - они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке учащимся.
  5. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный  и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.

Ещё  я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы.

Нет сомнений, что использование информационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества обучения и дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление.

Проведение урока с использованием информационных технологий интригует детей, у них появляется мотивация, что немало важно. Ученику интересно усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.

Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой сферы. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий на уроке помогают решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и навыков.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Моя практика показывает, что дети на уроках русского языка и литературы:

- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; 

- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

- формируется их информационная культура,

- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

Информационные технологии  помогают мне не только облегчить доступ к информации, открывать возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования ИКТ...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

«Применение информационно-коммуникационных технологий как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе»

В работе делается акцент на то, что современный мир требует от школы коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готов...

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...