«Развитие творческих способностей учащихся»
методическая разработка по теме

 

Школа дает ребенку знания. Но сейчас нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить детей почувствовать свои творческие возможности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Тема: «Развитие творческих

способностей учащихся»

                                      Выполнила: Иванова Е.А.

                                                      учитель  русского языка и литературы                          

                                                      филиала МАОУ СОШ п.Волот

                                                     «ООШ д.Верёхново»

                                                                   

Волот

                           СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Игры на уроках для развития творческих способностей.
  3. Развитие речи, воображения, творческих способностей на уроках русского языка.
  4. Литература.

Введение

   Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины, научного открытия. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко. Однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек уже стал специалистом и от него требуется определенный уровень решения поставленных перед ним задач, а заранее. Подготовка изобретателя также как и подготовка спортсмена, музыканта, художника, - длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.

   Школа дает ребенку знания. Но сейчас нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших детей часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить детей почувствовать свои творческие возможности.

   Очень часто можно услышать жалобы на плохую память, неразборчивый почерк, рассеянность ребенка. Многие полагают, что эти качества у человека врожденные и с ними ничего поделать нельзя.

   На самом деле эти качества не только можно, но и нужно раскрывать в человеке, развивать и тренировать. Для этого с учениками на уроках нужно просто поиграть. Предлагаемые нами игры и упражнения многократно апробированы в младших и средних классах. И даже старшеклассники с удовольствием выполняют упражнения, замечая, что «плохая» память становится хорошей, а «ужасный» почерк разборчивым. Концентрируется внимание, уходит рассеянность, мышление становится более четким.

2.Игры на уроках для развития творческих способностей.

   Одно из упражнений, позволяющих подправить почерк, заключается в следующем. Мы предлагаем ребятам написать буквы и цифры внутри тех, что здесь нарисованы, так, чтобы не задеть края рисунков.


   Существует множество прописей для обучения детей. Ребенок должен, рассматривая букву, затем постараться ее написать несколько раз. При этом дается «опора» в виде недописанной буквы или элемента буквы, которую ребенок обводит. По линии-то вести не сложно, а вот когда ее нет… Младшеклассники используют «опору» опосредованно, в виде границы буквы. Выполняя это упражнение, ребенок постепенно вырабатывает «твердость руки» и четкий почерк. Конечно, с одного раза почерк не поставишь. Для многократного выполнения этого упражнения можно подготовить буквы и цифры на компьютере в Word 'е. Войдите в Формат, потом Шрифт и в квадратике рядом с надписью Контур щелкните мышкой, там появится «галочка». После этого можно набирать любые буквы и цифры выбранным шрифтом и размером и выводить на печать. Если распечатка покажется слабой, ее можно усилить с помощью ксерокопирования. Сейчас, при наличии самой разнообразной оргтехники, подготовить материал для таких игр несложно. Если нет компьютера, можно нарисовать буквы фломастером на листе бумаги и затем вписывать в них буквы ручкой. Это упражнение с удовольствием выполняют ребята и 5-6 классов, превратив его с своеобразную игру: кто сможет больше писать букв или цифр в один контур, не задев его краев?

   Очень много ошибок (и не только в начальных классах) дети допускают при элементарном списывании готового текста. Дети с неустойчивым произвольным вниманием, кроме того, часто пропускают буквы и слоги не только при написании, но и при прочитывании текста. Такие детишки могут считывать выше или ниже расположенные строчки или вообще терять строку при чтении, что, конечно, снижает скорость чтения и восприятия текста целиком. Предлагаем несколько упражнений, хорошо развивающих детское внимание. Многие из этих упражнений с азартом выполняют старшеклассники, что несомненно приносит им пользу.

   Самое простое упражнение – перерисовать таблицу со знакомыми ребенку значками. Повторяя упражнение надо менять число и положение знаков, а также увеличивать количество клеточек в таблице. Нужно совместить две таблицы так, чтобы в третью таблицу помещать только те значки, которые находятся в двух первых на одинаковых местах и, естественно, одинаково изображаются. Но с таким заданием стоит знакомить только тогда, когда ребята научатся легко выполнять более простые варианты. Для малышей значки – это буквы, цифры, элементарные геометрические фигуры, арифметические знаки. Для старшеклассников – это не слишком сложные формулы, греческие буквы и т.п.

   Еще одно упражнение – и не только на развитие внимания. Детишкам предлагается найти слова, в которых содержится слово оса. Например, если в слове роса зачеркнуть букву р, то останется слово оса. 

Если в слове сода зачеркнуть букву д, то оставшиеся буквы с, о, а слова оса не образуют, так как буквы расположены в другом порядке. Один из возможных наборов слов:


осада  коса  посох  доска  сокол  сосна  стог  колбаса  осока  окраска  роса  

   Для успешного выполнения этого упражнения ребенку вовсе не обязательно знать грамоту, он просто сравнивает изображения букв в ключевом слове оса с изображением букв в предложенном наборе слов и при этом незаметно для себя знакомится с алфавитом. Естественно, это не единственный случай, когда какое-нибудь слово содержится в других словах.

   Еще одно упражнение, помогающее при начале обучения ребенка чтению, выглядит примерно так: «Знаешь ли ты, что у букв есть свой порядок, который называется  алфавит ?  Вот он:

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш  Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

   В словах век буквы выстроились в том же порядке, что и в алфавите, а в слове гном буквы переставлены, буква М в алфавите встречается раньше букв Н и О.

- выбери слова, буквы в которых расположены строго в алфавитном порядке:


коза  еж  дело  море  крем  книга  кот  вода  песок  солнце  ученик  школа

- выбери слова, в буквах которых расположены в порядке, обратном алфавитному:


стог  лев  щука  рука  роза  тигр  пчела  ток  коса  игра  компьютер  лист

 

   После выполнения нескольких таких заданий, через две, три недели дети сами начинают подбирать слова, подходящие для этого упражнения. Старшеклассники, естественно, увлекаются не самой игрой, а составлением подобных упражнений и достигают в этом неплохих результатов, что тоже идет им на пользу.

   Специалисты различают много видов памяти: зрительную, слуховую, ассоциативную, образную, механическую, профессиональную, но все это – память, и все мы обладаем ею (хотя и в разной степени). Можно ли развить память, «просто» загромождая ее информацией или заставляя ее работать «как попало»? Вопрос, конечно, риторический, но ответ на него очевиден – нет. А ведь мы (и наши дети) находимся в современном мире под прессингом того количества знаний, которое должны держать в голове.

И это не только (и не столько) школьные знания, но номера телефонов, коды дверей подъездов, PIN-коды сотовых телефонов и банковских карточек и т.д. А если учесть, что все это может периодически еще и изменяться…

Памяти, внимании (а известно, что внимание – это «резец памяти») надо помогать, систематически их тренируя. Можно посещать специальные курсы, а можно – поиграть. 

   Хорошо тренирует память игра со всевозможными таблицами. Ведущий (а его роль могут исполнять дети по очереди) рисует на листочке бумаги таблицу с одним или несколькими простенькими значками. Все остальные разглядывают эту таблицу несколько секунд, а потом воспроизводят то, что удалось запомнить, каждый на своем листочке. Самым маленьким достаточно одного значка, им надо запомнить клетку, куда он помещен. Детям постарше можно предлагать таблицу с тремя - четырьмя значками. Если вы играете с одним ребенком, попробуйте поиграть «на равных», то есть он тоже должен иметь возможность предложить вам таблицу для запоминания с несколькими значками, не упускайте случая проверить или потренировать также и свою память.

Воображение и память

Процессы восприятия, памяти, мышления – и воображения аналогичны, в основе лежат анализ и синтез. Но в воображении они действуют иначе. Память анализирует и синтезирует, чтобы воссоздать как можно точнее то, что было воспринято, усвоено и т.п. Воображение – преобразовывает представления с целью создания новых образов на основе имеющихся.  «Воображение – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях».

Воображение и эмоции

Важнейшая особенность воображения – его эмоциональность. Образ пропускается через эмоциональную сферу личности, в том числе творческой личности – и вызывает сопереживание слушателя, читателя, зрителя.

Воображение и речь

Речь играет большую роль в развитии как мышления, так и воображения (Выготский, Рубинштейн). Развитие речи и воображения взаимосвязаны. Благодаря развитой речи воображение становится более абстрактным.

  1. Способы развития воображения

-    тест 1-й: что можно сделать из газеты

-    вербальный образ звука  

  1. что такое "гуфоркамп", "радоферт" и т.п.
  2. субтест 6-й, тест Торренса

  1. Речь - воображение - творчество. Развитие творческих способностей.
  1. Что такое творчество. Специфика детского творчества: новое не вообще, а для данного ребенка, возрастные особенности воображения и творчества: сначала – рисование, затем – литературное творчество. Чем богаче опыт, тем богаче воображение. Но с возрастом интеллект «забивает» воображение и художественное творчество. Отставание письменной речи от устной.
  2. Что мешает творчеству?
  1. Склонность к конформизму, стремление быть таким, как все, принимать чужие мнения.
  2. Боязнь показаться глупым и смешным

(и то и другое характерно для детей, если взрослые навязывают им общепринятое мнение)

  1. Боязнь критиковать других, показаться невежливым и т.д.
  2. Боязнь возмездия, ответной агрессивной реакции
  3. Завышенная самооценка и боязнь «плагиата», нежелание «поделиться» информацией
  4. Заниженная самооценка, повышенная тревожность, неуверенность в себе
  5. «Перевес» критического мышления над творческим, критика других в ущерб собственному творчеству
  1. Способы развития воображения
  1. Создать вербальный образ звука (Логика, с.47)
  2. образ предмета (чайник, мой письменный стол, иголка)

   

  1. совместное сочинительство: дети фантазируют на заданную тему устно, учитель фиксирует (по методике Л.Толстого)
  1. задания на «эмпатию» (одновременно формируют коммуникативность, толерантность и т.п.): «О чем думает раковина, лежа на дне моря», «Чувства и мысли моего письменного стола», «Что думает обо мне мой ранец и т.п.», «Переживания сломанного зонтика» и т.п. «Яблоко глазами здорового и больного», «Приключения желтого листика» (потом можно прочитать им лермонтовское «Дубовый листок…»). Полезны «перевоплощения» в животных.
  2. метод аудирования (Черноземова)

3.Развитие речи, воображения, творческих способностей

на уроках русского языка

  1. Современное образование должно быть развивающим

  1. Что мы развиваем на уроках русского языка?
  1. речь письменную и устную (развитие речи - основа развития личности)
  2. коммуникативные способности
  3. воображение
  4. творческие способности

  1. Что такое "развитие речи"? - работа со словом

-     расширение лексикона;

В процессе обучения детей  мы столкнулись с тем, как  тяжело они порой  строят фразу. «Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь учится молчать»,- сказал когда-то Аристотель. Существует и более известное всем  высказывание: «Слово – серебро, молчание – золото». Однако детям в процессе обучения приходится сдавать множество всевозможных экзаменов, часто устных. И обиднее всего, когда ребёнок « всё понимает, но сказать не может». Ему не хватает словарного запаса? Возможно, но ведь родители, рассказывая о своём ребёнке, обычно отмечают, что он  или любит сам читать книжки, или любит слушать, когда ему читают. И уж точно все смотрят телевизор, поэтому, какой - никакой но запас слов и выражений у него есть. Так что же, действительно ли ребёнок «не может» построить нужную фразу для ответа? Или «просто» он не умеет правильно выбрать необходимую для ответа информацию?

Не менее часто родители жалуются и на то, что на поставленный вопрос ребёнок не даёт правильного ответа, а «несёт какую-то чепуху», хотя при этом он точно знает, что нужно сказать. Неужели он хочет нас позлить или намеренно испортить свой ответ? А может быть, не умеет правильно его построить? Да, родное русское «слово - не воробей…» очень хорошо подходит для описания подобных ситуаций.

   Вывод очевиден: родители, педагоги должны научить ребенка «строить» свой ответ, тогда он будет чувствовать себя гораздо увереннее на любых «экзаменах» и не теряться при ответах у доски. Но как это сделать? Вот мои рекомендации:

   Вот примерный разговор на первом занятии.  (Тут важен не возраст ребенка, а количество занятий, в которых он участвовал).

   Предлагаем детям рассказать о том, что они видели – например, о деревьях. Поначалу дети отвечают односложно:

  1. Деревья, это … деревья, чего о них рассказывать?
  2. Из них доски делают.
  3. Деревья в лесу растут.

   Начинаем задавать наводящие вопросы:

  1. Нас окружают камни, воздух, вода, металлические вещества. А как одним словом назвать траву, кусты, деревья, водоросли?
  2. Растения.

   Продолжаем немного помогать.

  1. Стул состоит из сиденья, ножек и спинки, а дерево?

   Постепенно дети принимают эту игру, вспоминают, что у деревьев есть ствол и ветки, на ветках листья, а у некоторых деревьев – иголки. К зиме листья опадают, а иголки – нет. На деревьях растут яблоки и груши. И вообще есть множество разных деревьев: дуб, клен, береза, пальма, тополь, сосна, елка.

   Вспоминаем песни, где упоминаются деревья. В конце занятия обязательно «восстанавливаем» поставленную вначале «проблему»: рассказать что-нибудь о деревьях. Теперь почти каждый может говорить о деревьях вполне связно и довольно долго. На следующем занятии дети уже рассказывают о цветах, причем намного увереннее. Сначала ребята перечисляют известные им цветы (рода, тюльпан, гвоздика, сирень, одуванчик и другие). Затем цветы разделили на луговые и садовые, на полезные (лекарство, мед) и вредные (сорняки). Вспомнили, что одни цветы так и остаются цветами всю жизнь, а другие превращаются в яблоки и вишни.

   Конечно, цель таких игр-бесед не только в наращивании словарного запаса ребенка, и увеличении его детской эрудиции. В большинстве случаев знаний ребенка хватит на хороший ответ (соответствующий его возрасту). При помощи таких упражнений ребенок учится извлекать из памяти нужную в данный момент информацию и последовательно ее излагать. По одному какому-нибудь факту, опираясь на опыт подобных разговоров, подготовленный человек сможет построить целый рассказ. Например, зная, что птицы летают, можно вспомнить о курицах, потом о страусах и пингвинах, понятие «летать» к которым вряд ли подходит. Сочетание «курицы, страусы и пингвины» подсказывает наличие домашних и диких птиц, причем одни и те же птицы могут быть и теми и другими («Путешествие Нильса с дикими гусями»). Гуси плавают, а это дает возможность припомнить, кто, где живет. Так, учащиеся используют любой факт как подсказку, задавая себе вопросы: «Кто (что) еще выглядит (делает) так же?», «Кто (что) не выглядит (не делает) этого?»

   Кроме таких бесед, полезно использовать на занятиях такие упражнения, которые позволяют постоянно обогащать рассказы с помощью своего словарного запаса.

   Игра «Словарный пинг-понг».

   Ребятишкам предлагается слово (существительное), их задача – «украсить» его, то есть подобрать к нему слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? Играют по очереди. Проигрывает тот, кто не может придумать ответного слова. Естественно слова при ответах повторяться не должны.

   Например, предлагаю детям совершить мысленно путешествие на луну и собрать ЛУННЫЕ слова.

   Даю слово ОСЕНЬ, и предлагаю записать осенние слова, какая бывает осень.

   Детям предлагается составить как можно больше слов на слог:

  1. «по» (полет, поле, поход, подход, поговорка, пословица и т.д.);
  2. «во» (восторг, восхищение, воскресенье…) и т.д.

   Предлагаю составить предложение, состоящее из четырех слов:

  1. Морская волна смывает кораллы;
  2. Володя может смастерить кораблик;
  3. Марина самостоятельно моет кастрюлю. и т.д.

   Игра «Узнай героя сказки».

   Предлагается детям угадать хорошо известного им персонажа по нескольким наводящим подсказкам. Выигрывает тот, кто узнал героя сказки первым.

   Со временем дети сами начинают придумывать описания своих любимых персонажей, а для этого надо составлять фразы на заданную тему.

   Пример подсказок для колобка:

  1. он убежал из дома без разрешения;
  2. он не вернулся к родителям;
  3. он сделан из остатков припасов;
  4. всем встречным он пел свою песенку;
  5. он убежал от всех зверей кроме последнего;
  6. его съела лиса, после того, как он спел ей свою песню.

  Пример подсказок для Буратино:

  1. у него было много друзей среди игрушек;
  2. он очень хотел наказать человека с длинной бородой;
  3. его пыталась перевоспитать девочка с голубыми волосами;
  4. у него был очень любопытный длинный нос;
  5. его сделал из полена папа Карло.

  Пример подсказок для кота Матроскина:

  1. его дедушка плавал на корабле;
  2. известно, что он любит гулять «сам по себе», но живет с друзьями;
  3. его мечта была купить корову;
  4. он умеет вести домашнее хозяйство, а еще шить на машинке;
  5. он умеет правильно есть бутерброд с колбасой;
  6. он всегда рад приезду дяди Федора.

Развитие лексики учащихся.

  1. умение понимать значение слова (бремя, стремя)
  2. умение понимать значение отвлеченных слов (добро, зло, совесть и т.д.)
  3. умение понимать многозначность слова (основа понимания художественного текста)

  1. Что такое многозначность слова? Многозначность и ассоциативность. Одно из направлений развития речи - развитие ассоциативного мышления.
  1. придумать ассоциации к словам "кисть", "ключ"
  2. придумать определения к слову "книга"
  3. субтест Туник (7)

  1. Способы развития ассоциативного мышления (и соответственно - речи)
  1. ассоциации по сходству: игра "что на что похоже", или найти сходство совершенно различных предметов
  2. ассоциации по смежности: цепочка ассоциаций (можно с заданными концами), "ёлочка" ассоциаций ("Логика воображения", с. 63-66)
  3. ассоциации по контрасту: игры в антонимы.
  1.  противоположность по свойствам -  по цвету, размеру,  весу, форме, вкусу, агрегатному состоянию и т.д. (твердый –мягкий, легкий - , узкий, чистый, прямой, мокрый, простой, острый, пустой, сладкий, толстый, тупой, круглый…)
  2. по функции (зажечь-погасить, создать – уничтожить, усилить, увеличить, обогатить, приблизить, нагревать, согнуть, открыть, налить, поднять и т.д.). В т.ч. игра «система - антисистема»: ножницы - клей, кран-раковина, холодильник-электроплитка, душ-зонтик, цемент-порох, сеялка-косилка, кисточка-шкурка наждачная, колыбельная - будильник, спички - огнетушитель, охотник-дичь: монополия-конкуренция, диктатура -правовое гос-во, свобода-рабство, новаторство-консерватизм, статика-динамика, дух-материя, сигнал-шум, война-мир, знание-вера.
  1.  по носителям функции (лампа-штора, мел-тряпка),
  2. по характеру, чувствам (грустный -радостный)
  1. более сложно: назвать предметы по заданному антониму (горячо -холодно – это пламя, самовар, кипяток и т.д. – и лед, мороз, холодильник и т.п.); или – назвать антонимы по заданному предмету, т.е. обнаружить в предмете как можно больше частей или св-в с противоположным значением (часы: стрелки, шестеренки, маятник – и циферблат, корпус, т.е. подвижное-неподвижное)

  1. Связь развития речи с развитием воображения.
  1. что такое воображение? - особая форма психики, свойственная только человеку, способность создавать образы  предметов и явлений, в том числе таких, каких не существует в действительности
  2. воображение и мышление - формы познания действительности. Опережающее отражение действительности в воображении происходит в образной форме, а в мышлении – в форме оперирования  понятиями.

  1. Литература

  1. Ю.Г.Тамберг «Как научить ребенка думать». Санкт-Петербург. 1999г. Учебное пособие для родителей, воспитателей и учителей.
  2. С.В.Каганович «Развитие творческих способностей на уроках русского языка».
  3. М.Чечевицына «Творческие задачи на уроке». Журнал «Народное образование» № 9 – 2004г.
  4. Б.Дружинин, И.Куминова «Лучше поздно…» Журнал «Народное образование» № 9 – 2004г.
  5. А.Лопатин «Создание ситуаций успеха» Журнал «Народное образование» № 8 – 2004г.

ёлка

нитка

ёжик

иголка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Развитие творческихспособностей на уроках английского языка в начальной школе.

Статья о развитии творческих способностей на уроках английского языка в начальной школе....

Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.  Деятельность ...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....