Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»
методическая разработка (7 класс) по теме

 

Тема: "Степени сравнения наречий"

     Цели:

1.     Показать способы образования степеней сравнения наречий.

2.     Научить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных.

3.     Закреплять пройденный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepeni_sravnen_narechiy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Формирование универсальных учебных действий                                             на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»

                                                                     Иванова Елена Артемьевна

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                     филиала МАОУ СОШ п.Волот

                                                                     «ООШ д.Верехново»

                                                                     Волотовского района

                                 

     Цели:

  1. Показать способы образования степеней сравнения наречий.
  2. Научить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных.
  3. Закреплять пройденный материал.

  1. Повторение изученного.
  2. Объяснения учителя.
  3. Работа с таблицей.
  4. Конструирование предложений.
  5. Тренировочные упражнения.

  1. Орг.момент. (На данном этапе урока выполняем следующие компоненты учебной деятельности: определяем  мотив, ставим учебную цель, задачи. Формируем личностные универсальные учебные действия: связь между целью (зачем учить? и мотивом (оценкой) ).
  2. Лингвистическая разминка. (На данном этапе урока формируются следующие виды  универсальных учебных действий: регулятивный: что известно, что надо; познавательный: постановка и решение проблемы, поиск и выделение информации, моделирование: выделение существенного на основе сравнения, анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения; коммуникативный: принятие решения, реализация; оценка действий партнера; умение выражать мысли; монологическая речь).

Игра «Четвертый лишний»:

Трижды, третий, втрое, втроем.

(Третий – числительное, остальные слова – наречия).

Вдали, справа, прочтя, близко.

(Прочтя – деепричастие, остальные слова – наречия).

Вчера, вечером, скоро, резво.

(Резво – наречие образа действия, остальные – наречия времени).

  1. Проверка домашнего задания. (На данном этапе урока формируются следующие виды  универсальных учебных действий: регулятивный: что известно, что надо, коррекция, оценка; познавательный: постановка и решение проблемы, поиск и выделение информации, структуирование знаний, моделирование: выделение существенного на основе сравнения, анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения; коммуникативный: принятие решения, реализация; оценка действий партнера; умение выражать мысли; монологическая речь).

  1. Вопросы:

- Какие смысловые группы наречий вы знаете?

- Расскажите о группах наречий, указывающих на признак, но не называющих его.

  1. Упражнение № 208:

Проверка по цепочке, в это время на доске ученик выполняет фонетический разбор слова здесь.

  1. Упражнение № 210:

Повторение способов связи между предложениями. Пока идет разбор упражнения, ученик на доске выполняет морфологический разбор слова покосившийся.

Комментарий. Связь внутри каждой из трех пар предложений цепная

 (холм – там; село – туда; … - здесь).

  1. Чтение и анализ нескольких творческих работ-сочинений по картине И.Попова «Первый снег» (упражнение № 211).

  1. Изучение темы «Степени сравнения наречий». (На данном этапе урока формируются следующие виды  универсальных учебных действий: регулятивный: что известно, что надо, планирование с учетом конечного результата, прогнозирование, коррекция; познавательный: постановка и решение проблемы, поиск и выделение информации, моделирование: знаково-символические действия, установление причинно-следственных связей, выделение существенного на основе сравнения, анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения; коммуникативный: слушание, принятие решения, реализация; оценка действий партнера; умение выражать мысли; монологическая речь).

  1. Беседа по вопросам.
  1. Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилагательное);
  2. Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные);
  3. Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы).
  1. Работа с таблицей.

Задание: Заполните таблицу степеней сравнения прилагательных своими примерами. (На доске открывается заранее начерченная таблица, куда вносятся примеры).

Степени сравнения качественных прилагательных

Примеры

Простая сравнительная.

Длиннее, дороже, чище, щедрее.

Составная сравнительная.

Более четкий, менее усталый.

Простая превосходная.

Добрейший, крепчайший

Составная превосходная.

Самый умный, наиболее чистый, мужественнее всех.

  1. Конструирование предложений.
  1. Составьте предложения с прилагательными в простой сравнительной степени. Пропустите после каждого предложения строчку.

(Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

Что может быть дороже дружбы?

После грозы небо казалось еще чище, чем раньше.

Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая).

  1. Объяснение темы «Степени сравнения наречий».
  1. Запишем в свободные строки предложения:

     Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее, чем следовало.

     Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.

     Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно.

     По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее.

  1. Вопросы и задания:

Определите начальную форму слов в сравнительной степени в каждой группе предложений. К какой части речи относятся слова каждой группы? (Первая группа: длинный, дорогой, чистый, щедрый – прилагательные. Вторая группа: длинно, дорого, чисто, щедро – наречия).

Как образованы эти наречия? (Они образованы от качественных прилагательных).

Вывод: наречия, образованные от качественных прилагательных могут иметь степени сравнения.

  1. Изучение теоретического материала учебника.

Ученики самостоятельно читают параграф 34 (стр. 100), уточняя вывод.

  1. Вопросы на усвоение материала.

Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитав материал учебника?

   (Степени сравнения могут иметь наречия на –о (-е), образованные от качественных прилагательных.

   У наречий две степени сравнения – сравнительная и превосходная. Сравнительная степень имеет простую и составную формы; превосходная – обычно имеет составную форму.

   Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

V.   Выполнение упражнений на закрепление. (На данном этапе урока формируются следующие виды  универсальных учебных действий: регулятивный: оценка (что усвоено и что еще надо), коррекция; познавательный: постановка и решение проблемы, поиск и выделение информации, моделирование: выделение существенного на основе сравнения, анализ объектов, работа с текстом; коммуникативный: принятие решения, реализация; оценка действий партнера; умение выражать мысли; монологическая речь).

  1. Упражнение № 212: комментированное письмо.
  2. Упражнение № 213: самостоятельная работа, консультации учителя.

VI.   Домашнее задание. (На данном этапе урока формируются следующие виды  универсальных учебных действий: личностный: нравственно-этическая оценка содержания;  регулятивный: что известно, что надо; познавательный: постановка и решение проблемы, поиск и выделение информации, моделирование: выделение существенного на основе сравнения, анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, структуирование, работа с текстом; коммуникативный: принятие решения, реализация; умение выражать мысли).

  1. Параграф 34.
  2. Упражнение 214: письменно.
  3. Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту.

VII.   Итог урока. (На данном этапе урока формируются следующие виды  универсальных учебных действий: личностный: связь между целью и мотивом;  регулятивный: оценка (что усвоено и что еще надо); коммуникативный: слушание, ведение диалога, умение выражать мысли, монологическая речь).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.Однако, несмотря на все это, ...

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Статья представляет собой обобщение материалов о формировании универсальных учебных дейтсвий на уроках русского языка в соответствии с ФГОС второго поколения. В работе указываются ссылки на официальны...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...