Главные вкладки

    Научное творчество в школе
    статья на тему

    Симоненко Ирина Олеговна

    Научное творчество…  Правомерна ли такая формулировка? Не является ли она своеобразным оксюмороном, ведь в искусстве личность творца, художника противопоставлена образу учёного: наука - некое строгое знание, а творчество - неповторимое волшебство, воплощение свободной фантазии и парения мысли. В контексте данной статьи сочетание «научное творчество» возникло не случайно, так как точно называет вполне определённую практику, существующую в современной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nauchnoe_tvorchestvo_v_shkole.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Научное творчество в школе

    Научное творчество…  Правомерна ли такая формулировка? Не является ли она своеобразным оксюмороном, ведь в искусстве личность творца, художника противопоставлена образу учёного: наука - некое строгое знание, а творчество - неповторимое волшебство, воплощение свободной фантазии и парения мысли. В контексте данной статьи сочетание «научное творчество» возникло не случайно, так как точно называет вполне определённую практику, существующую в современной школе. 

    «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Наука – то, что поучает, даёт опыт, урок. Вперёд тебе наука. Пусть этот случай будет тебе наукой»; «Научный - основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки», а «Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». Из приведённых определений следует: научное творчество - это не что иное, как генератор идей, содействующий развитию научной мысли; деятельность, направленная на создание нового, на открытие ранее неизвестного. Научное творчество - колыбель будущего крупного учёного. Во всех смыслах введённое понятие представляется лучшим определением для того, чем школа позволяет заниматься учителю и ученику сегодня.

    Профессия педагога во все времена требовала, чтобы человек постоянно пополнял свои знания. Сложно быть хорошим учителем, если не стремишься узнать как можно больше нового, актуального  для современного состояния науки, важного для  учеников.  Однако  ни для кого уже не секрет, что в XXI веке школа не только способствует расширению научного кругозора учителя, но и требует того, чтобы  учитель был учёным.

    Направление научного поиска учащихся, подготовка ребят к участию в научно-практических  конференциях – то, без чего работу в школе сегодня уже трудно  представить. На мой взгляд, обозначенный вид  педагогической деятельности -  настоящее спасение для того учителя, который не просто изо дня в день делает доступным для детского восприятия материал учебника, но хочет быть в курсе современных научных теорий, направлений, мыслей и живёт по закону Сенеки «УЧА, УЧУСЬ».

    Известный физик, основоположник квантовой теории Макс Планк писал: «...Каждый исследователь вносит свой вклад в науку не только собственными открытиями, но и теми открытиями, к которым он побуждает других». Почему бы не посмотреть на эти слова с точки зрения профессии учителя: быть серьёзным учёным-теоретиком и школьным учителем-практиком, наверное, невозможно.  Однако  школьному учителю, если он исследователь в душе,  выпадает счастье  помогать делать открытия тем, кто находится рядом.

    Есть замечательное высказывание: «Некоторые дети так любят школу, что хотят оставаться в ней всю жизнь. Из них-то и выходят ученые». Это действительно так. Учёный – тот, кто стремиться познать и объяснить загадки окружающего мира; это человек, который всю жизнь остаётся ребёнком и неустанно задаёт себе вопрос ПОЧЕМУ? Вырастая, многие перестают быть почемучками. А жаль, ведь исследовательский потенциал в детстве есть у каждого. Если учитель смог увлечь процессом научного познания, ребёнок  раскроется как исследователь и обязательно сделает своё, пусть на первый раз маленькое открытие. Кто знает, быть может, это будет первый шаг будущего крупного учёного, который  со школы сохранит  детскую пытливость ума.

    Как же организовать научное творчество ребёнка?

    Каждый учитель хорошо помнит свои студенческие годы и переживания от «брожения» мыслей в голове в момент написания курсовой или дипломной работы. Понять растерянность школьника, занимающегося исследованием, не так уж сложно.  Задача учителя – успокоить, направить, помочь, оставив право открытия за ребёнком.

    Не тайна, что иногда при написании исследовательских работ учитель становится чашей, из которой ученик черпает готовое. Особенно часто подобное происходит со старшеклассниками, когда они впервые пишут научную работу, не знают, как это делать и, ссылаясь на свою беспомощность или  занятость, вынуждают учителя практически писать работу за них. Чтобы избежать возникновение такой ситуации, нужно стимулировать ребят заниматься научной деятельностью не в старших классах, а в среднем звене: активность многих 5, 6, 7-классников – бесценное топливо для двигателя научной мысли. Стремление свернуть горы и найти необходимую информацию - это то, что роднит юного исследователя с настоящим учёным-новатором.  Кроме того, взгляд ребёнка всегда чище, проще, наивнее  взгляда взрослого. Дети в силу своей неискушённости часто останавливаются на том, что важно.

    Написание исследовательских работ по тем законам, которые существуют в вузе (ученик пишет, а учитель корректирует и направляет научный поиск), – это процесс взаимообогащения, расширяющий кругозор всех, кто вовлечён в работу. Говоря же о деятельности учителя, добавлю, что эмоции получаешь очень хорошие, если не непосредственно твоя исследовательская работа, а работа ребёнка, которого направлял, получается, когда видишь, что ученику интересно.

    Сегодня научное творчество в школе занимает очень важное место. Современная школа – своеобразная исследовательская лаборатория, чьи достижения в области научных исследований нередко рассматриваются на государственном и международном уровнях: конкурс научных работ «Учительской газеты»,  Международный конкурс детской рукописной книги «Хорошо быть полиглотом».

    Научное творчество в школе – это не упрощение научного познания мира до уровня понимания ребёнка, а совершенно оправданное  обращение внимания  мудрых (серьёзных исследователей)  к пытливым умам детей, ведь не случайно в русском языке слова «ученик» и «наука» имеют общие корни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публикация в научно-методическом журнале "Школа и производство" № 8, 2012 г. "Изготовление Панно к 200-летию битвы под Бородино"

    Панно выполнено в технике вышивки атласными лентами с элементами металлопластики....

    Приобщение к научному творчеству в школе.

    В данной работе рассматривается проблема развития творческих способностей у обучающихся....

    Сетевое партнерство « Школа –ВУЗ» как условие эффективности работы по улучшению естественно-научного образования в школе

    Основными содержательными акцентами современного образования должны стать  – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельно...

    Рабочая программа "Научное творчество"

    Рабочая программа курса "Научное творчество" направлена на формирование у обучающихсчя навыком конструирования новых идей, опыта использования ТРИЗ-технологии....

    "Истоки научного творчества"

    Презентация по предмету "Истоки" 8 класс по теме "Научное творчество"...

    Введение в научное творчество через материал исследования возможности решения Квадратуры круга

    Я, Дениченко Сергей Николаевич, независимый исследователь, через исследование возможности решения задачи Квадратуры круга, хочу показать учащимся  "кухню"  научного творчества. ...