Самообразование
статья по теме

В данной статье дан учитель делится опытом работы по теме "Деффиринцированный подход в обучении русскому языку" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx630.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках русского языка»

Как важно научить ребенка мыслить, чтобы знания стали для него не скучным сводом правил и набором понятий, а радостным открытием!

Ведущей целью в своей деятельности, во-первых, я считаю стимулирование познавательных интересов учащихся. И большое внимание уделяю стимулированию мыслительной деятельности ребенка. Эту важную проблему ставит каждый педагог МОУ «СОШ с. Николаевка» Наримановского района, исходя из основных задач и целей развития педагогической системы школы, а именно: психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (так сформулирована проблемная тема школы). В решении данных задач мне помогает дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс я строю так, чтобы дать каждому ребенку возможность максимально проявить свои способности. Дифференцированное обучение, как часть  личностно-ориентированного обучения, обеспечивает индивидуальный подход в развитии каждого ребенка. Во-вторых, в современной школе по многим причинам наблюдается тенденция снижения интереса к учебе и неуверенности ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации помогает уровневая дифференциация знаний и умений. Я считаю, что  технология дифференцированного обучения актуальна в современной школе. Гуманное отношение к личности учащегося, атмосфера сотворчества и сотрудничества, умелое сочетание разноуровневых заданий, предложенных учителем, применение рациональных методов и приемов обучения позволяют учащимся с разными способностями чувствовать себя на уроке комфортно,  стимулировать самостоятельную работу детей, поисковую познавательную деятельность.

Данной проблемой занимаюсь на протяжении 10 лет. За основу я взяла опыт лучших отечественных педагогов: Ш.А. Амонашвили («Личностно-гуманная основа педагогического процесса») и В.Ф. Шаталова («Точка опоры»). Доклад по теме был представлен на педагогическом совете и на межшкольном методическом объединении.  (Приложение 1)

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (класс делится на группы по способностям, и каждая получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания: облегченный вариант или, наоборот, осложненный). Таким образом, создаются оптимальные условия, способствующие желанию учащегося в самореализации, систематическому  росту в обучении, самооценке своей деятельности и возможности перехода из одной группы в другую. Такой подход позволяет абсолютному  большинству школьников добиваться успеха без ущерба здоровью, не подавляя интересов и склонностей. И в последние два года я рассматриваю важный аспект в дифференциации – это здоровьесберегающая  технология.  Распределяя детей по уровню обучения, прежде всего, учителю необходимо с психологом изучить психологический паспорт учащегося, вывести результаты, рекомендации, строится диагностическая карта, и только потом строить обучение по актуальному развитию, состоянию психических функций, учитывая особенности личности.

Таким образом, при дифференцированном обучении важно:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
  2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
  3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
  4.  Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
  5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников - на повышенном уровне.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

Третью группу образовали ученики "тугодумы" с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Итак, все вопросы индивидуализации и дифференциации обучения обусловлены процессом всеобщей гуманизации обучения и воспитания учащихся. Она предполагает сохранение и дальнейшее развитие неповторимой личности обучаемого. Индивидуализация и дифференциация учебной работы направлены на «открытость» процесса обучения:

  1. предоставление возможности выбора заданий, способов его выполнения, индивидуального стиля учения и др.;
  2. постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех групп, необходимо подчеркивать роль работы каждого варианта (микрогруппы) в решении общепознавательной задачи;
  3. преподаватель обязан внимательно следить за ростом учащихся, заметить любое продвижение в интеллектуальном развитии, своевременно переводить их из одной группы в другую;
  4. не борьба с перегрузкой путём уменьшения научной информации, её максимального упрощения, а лучшая организация труда учащихся с учетом их способностей.

Серьёзных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет. Дифференцированное обучение вообще и на уроках русского языка, в частности, требует от преподавателя большого такта, терпения, внимания к внутреннему миру обучаемого

Элементы урока – зачета по теме «Причастие» в 7 классе

 Задание №1  по актуализации опорных знаний и умений. Тесты для  I и II вариантов  (Приложение 2) под руководством учителя готовят 2 сильных учащихся. Учащиеся, рассчитывая на успех, выбирают из 15 вопросов по желанию 8 и дают ответы. Здесь учитывается учебная мотивация: познавательная и узко социальная (одобрение, престиж, успех)

Задание №2. Создается творческая лаборатория по исследованию категориальной сущности причастия.

Задание для 1 группы. Выбрать одну из точек зрения ученых о категориальной сущности причастия и попытаться доказать с помощью аргументов и примеров, что такое причастие (Составление сочинения – рассуждения)  Приложение 3

Задание для 2 группы. Выборочный диктант. Выписать из текста в 1 столбик прилагательные, во 2 столбик – причастия. Аргументируйте свой выбор

Задание для 3 группы. Образовать от глаголов причастия, обозначить суффиксы.

Задание № 3.  Проверка орфографических знаний, умений, навыков.

1 группа. Несколько учеников предлагают свои опорные схемы к орфограммам. Выступают в роли учителя (Приложение 4)

2 группа. Комментируют орфограммы, подбирают самостоятельно свои примеры к предложенным орфограммам.

3 группа. Работают по карточкам в группах. Предложено задание – вставить пропущенные орфограммы, обозначить условия выбора.

 Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков.

Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

 

Приложения

  1. Приложение. Доклад представлен в разделе №6 «Педагогическое мастерство»

  1. Приложение

 

  1. Приложение

Мы создадим творческую лабораторию, вы должны сообща  выбрать одну из точек зрения  и попытаться доказать с помощью

  1. аргументов и примеров, что такое причастие (задание даётся по рядам) Составление сочинения- рассуждения на темы:
  • Первая лаборатория ученых

Мы считаем, что причастие – особая форма глагола.

 Во-первых, причастие образовано от глагола, обозначает, хотя признак предмета, но по действию.

Во-вторых, оно имеет те же постоянные что и глагол: вид, время, возвратность, переходность. Например: писать (н.в.) и пишущий(н.в.), соревноваться (н.в. возв.) – соревнующийся (н.в., возв).

В – третьих, краткое страдательное причастие в предложении является сказуемым.

Следовательно, причастие является особой формой глагола.

  • Вторая творческая лаборатория ученых

Мы, группа «ученых», утверждаем, что причастие – это вид прилагательного. Например: белый снег (ед.ч., м.р., И.п.) – белеющий снег (м.р.,е.ч., И.п.).Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, хотя и по действию. А такие морфологические признаки, как: род, число, падеж – причастие переняло у прилагательных.

И, наконец, полное  причастие является  в предложении определением.

 Таким образом, причастие является видом прилагательного.

  • Третья творческая лаборатория

Мы, третья группа ученых, изучая признаки причастия, пришли к мнению, что причастие – самостоятельная часть речи. Так  как причастие, хотя и имеет признаки и глагола, и прилагательного, но имеет и свои собственные признаки.

Во-первых, причастие бывают действительными и страдательными. Эти постоянные признаки не встречаются ни у одной другой части речи.

 Во-вторых, причастие  имеет свои отличительные суффиксы: дейст. прич. – -ущ-(-ющ-)(н.вр.) и –вш-(-ш-) (пр.вр), а страд.прич. н.в. – суффиксы –ом-(-ем-),-им-, пр.вр. 00 суффиксы –нн-, -енн-, -т-.

Следовательно, причастие – самостоятельная часть речи.

  1. Приложение

Орфограмма № 19

  Каким

Опр. сущ      Причастие          им(ым)    [ Т.п.]

    О    каком

   Опр. сущ     Причастие       ом (ем)    [ П.п.]

Орфограмма № 49

           

Д.прич н.в.  ущ(ющ)

от глаголов I спр                                       

Д.прич н.в.  ащ (ящ)

Д.прич н.в.  ащ (ящ)

        От глаголов II спр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...