Классный час по теме «Республике Коми – 90 лет!».
классный час на тему

Пенягина Галина Вениаминовна

Для учащихся 5 – 9 классов

Тема: «Республике Коми – 90 лет!»

        Цель:1. Привлечь внимание учащихся к юбилею Республики Коми.

                  2. Способствовать формированию патриотических чувств.

        Задачи: 1. Воспитать уважение и любовь к своей республике, потребность в изучении родного края.

        2. Закрепить знания о геральдических символах Республики Коми.

        3 .Расширить знания учащихся о жизни и традиционной культуре коренного народа.

        4. Развивать чувство достоинства на основе толерантного отношения к коренному народу.

         5. Формировать нравственное отношение к историческому прошлому республики.

         Оформление: тема классного часа и эпиграф написаны на доске;

                        мультимедийный проектор, экран, презентации;

                        карта и символы Республики Коми;

                        текст гимна РК на коми и русском языках;

                        политико-административная карта России.

 Форма проведения: беседа с использованием ИКТ.

 

                                                            Эпиграф:   «Там, где вьюга долгою зимой

                                                                                Там, где реки, горы и поля

                                                                                        Там живет народ прекрасный и простой…

                                                                                        Это коми, родина моя…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»№1

Классный час по теме «Республике Коми – 90 лет!».

(для учащихся 5 – 9 классов)

                                                                       

                                                                         Автор -   Бажукова Галина Вениаминовна,

                                                                                         классный руководитель 5 «б» класса,

                                                                                         учитель коми языка.

 

                                                пгт. Троицко-Печорск

2011 год

Тема: «Республике Коми – 90 лет!»

        Цель:1. Привлечь внимание учащихся к юбилею Республики Коми.

                  2. Способствовать формированию патриотических чувств.

        Задачи: 1. Воспитать уважение и любовь к своей республике, потребность в изучении родного края.

        2. Закрепить знания о геральдических символах Республики Коми.

        3 .Расширить знания учащихся о жизни и традиционной культуре коренного народа.

        4. Развивать чувство достоинства на основе толерантного отношения к коренному народу.

         5. Формировать нравственное отношение к историческому прошлому республики.

         Оформление: тема классного часа и эпиграф написаны на доске;

                        мультимедийный проектор, экран, презентации;

                        карта и символы Республики Коми;

                        текст гимна РК на коми и русском языках;

                        политико-административная карта России.

 Форма проведения: беседа с использованием ИКТ.

                                                 Эпиграф:   «Там, где вьюга долгою зимой

                                                                     Там, где реки, горы и поля

                                                                     Там живет народ прекрасный и простой…

                                                                     Это коми, родина моя…»

      Классный руководитель: – Ребята, сегодняшний классный час мы посвящаем нашей Республике и, конечно же, нам с вами. И это не случайно. 22 августа Республика Коми будет праздновать свой очередной день рождения. Не просто день рождения, а юбилей! 90 лет! Давайте ближе познакомимся с нашей замечательной    республикой.

       Коми – это древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми.

                   (Рассказывая, показывает все на политико-административной карте России).

     Респу́блика Ко́ми - субъект    Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа - расположена на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации. На западе, северо-западе и севере Республика Коми граничит с Архангельской областью и входящим в ее состав Ненецким автономным округом, на востоке – с Ямало- Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области, на юго-востоке – со Свердловской областью, на юге – с Пермским краем, на юго-западе – с Кировской областью.

      Столица — город Сыктывкар.

Дата образования автономной области Коми (зырян) - 22 августа 1921 года. Дата преобразования в Коми Автономную Советскую Социалистическую республику в составе РСФСР (Коми АССР) - 5 декабря 1936 года. 23 ноября 1990 года Коми АССР была преобразована в Коми ССР. 26 мая 1992 года провозглашена Республика Коми в составе Российской Федерации. Были приняты Законы Республики Коми «О статусе съезда коми народа», «О государственных языках Республики Коми».

          Звучит гимн Республики Коми (мелодия гимна прилагается). Текст гимна на   русском    и коми языках на столах учащихся. Все встают и поют.

                    Ылын-ылын Войвылын

                    Джуджыд парма сулалö.

                    Парма шöрын варыш поз

                    Кыпыд горöн шыалö.

                             Лэбзьöй, повтöм варышъяс,

                             Вына бордъяс шеныштлöй,

                             Веськыд туйöд нуöдöй,

                             Коми мусö югдöдöй!

                    Север, наш родимый край,

                    Глубоки твои снега,

                    Холодны твои ветра,

                    Высока твоя тайга!

                              Нас несут через века

                              Соколиные крыла.

                              Коми край, твоя судьба

                              Благодатна и светла!

                                  (После исполнения гимна все садятся.)

     Классный руководитель: - Государственный гимн Республики Коми является символом демократического правового государства, сохранения традиций национальной культуры, единства ее многонационального народа. Мелодия гимна создана на основе песни Виктора Савина «Варыш поз» («Соколиное гнездо») в обработке М.Герцмана.

              (Учитель подходит к плакату «Символы Республики Коми».)

     Классный руководитель: - Ребята, кто из вас может рассказать о гербе и флаге Республики Коми?

                                    (Ответы учащихся).

      Герб.

Аннотация: Представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица - человек - лось», выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифологические воззрения коми. Хищная птица является образом власти, лик женщины соответствует образу Зарни Ань, жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося воплощает силу, благородство, красоту. Сочетание золотого и красного символизирует солнце, материнство и рождение.

    Флаг.

Аннотация: Флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех равновеликих полос синего, зеленого и белого цветов.

   Цветовое решение флага отражает спецефические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса – символ надежды и изобилия – является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы – основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет – символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.

               (Один из учеников читает стихотворение на фоне карты Республики Коми).

                       «Взгляните на карту, на наш Коми край,

                        Там снежные пики, тайги океан,

                        И реки, что в свет посылают селенья,

                        И горы, где дышит в ущельях туман.

                        Там взоры бескрайний простор окрылит.

                        Озера притянут к себе как магнит.

                        Наш край от Тиманского кряжа, до высот большого Урала

                        И  души, сердца, и взор восхитит!»

     Классный руководитель: - Мы с вами кратко познакомились с историей образования республики, вспомнили о ее символах. А история любой страны, любой республики - это история народа, проживающего на данной территории. История родной земли и культура народа – источник неисчерпаемых знаний о прошлом, о настоящем и будущем народа. Богатейшие традиции и обычаи коми народа позволяли ему жить и выживать в самых трудных исторических условиях.

     Предлагаю послушать сообщения, характеризующие коренной народ нашей республики.

    (Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями, примерные сообщения прилагаются).

     Темы сообщений:

    1.Жилища коми народа.

    2.Быт коми народа.

    3. Национальная кухня.

           ( Сообщения сопровождаются презентациями. (Презентации прилагаются)).

     После каждого сообщения выступающий задает учащимся класса заранее приготовленные три вопроса по своей теме.

                       ( Правильный ответ поощряется сладким призом).

      Классный руководитель: - Мои дорогие ребята, подошел к концу наш классный  час. Надеюсь,  каждый    из вас узнал сегодня что-то новое о жизни и культуре коренного населения нашей республики, закрепил знания о символах республики Коми. Думаю, у каждого из вас есть, что сказать или пожелать нашей любимой гостеприимной республике.

    Тихо звучит песня «Огни Печоры» (песня прилагается).

                         (Учащиеся высказываются под песню).

    Классный руководитель: - История нашей республики на этом не заканчивается, и в наших руках ее будущее. Кто, если не мы с вами, сделает это будущее чистым, светлым и безоблачным?! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, успехов! Всем большое спасибо! Приглашаю к праздничному столу.

                          (Дети пьют чай со сладостями. Звучат веселые песни).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Быт коми народа

Слайд 2

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота.

Слайд 4

Обучение (натаскивание) собак охоте на медведя

Слайд 5

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий.

Слайд 6

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство .

Слайд 7

Ремесла народа коми Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие ремесла,художественная обработка дерева,резьба и роспись по дереву, плетение из ивовых и черемуховых веток, бересты.

Слайд 8

Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса

Слайд 9

Декоративно-прикладное искусство обработка металла, ювелирное дело, обработка кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьба по дереву, инкрустация по дереву металлом и соломой.

Слайд 10

Изделия из глины, дерева и бересты

Слайд 11

Изделия из бересты

Слайд 12

Ткачество

Слайд 13

Вышивка

Слайд 14

Узорное вязание

Слайд 15

Музыкальные инструменты

Слайд 16

Обработка меха, кожи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

22 августа 1921 год - автономная область Коми 5декабря 1936 год - Коми АССР 23 ноября 1990 год - Коми СССР 26мая 1992год - Республика Коми

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жилища коми народа

Слайд 2

Древнейшим типом жилища предков коми были землянки и полуземлянки с открытым очагом

Слайд 3

Традиционный дом коми-зырян, нач. XX века.

Слайд 4

Главным местом в избе был «красный угол», где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи.

Слайд 5

Семья спала на печи и полатях. Изба освещалась лучиной, закрепленной в специальном металлическом держателе.

Слайд 6

Традиционный коми крестьянский дом, массивный, из потемневших от времени бревен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальная кухня

Слайд 3

Блюда из рыбы Большой популярностью пользовалась слабосоленая квашеная рыба так называемого печорского засола Сушеная рыба шла для начинки пирогов, брали ее на сенокос или в дорогу. Из мальков, которых коми добывали в большом количестве холстяными неводами, готовили суп.

Слайд 4

Блюда из мяса, дичи

Слайд 5

Мясо как второе блюдо использовалось у коми реже, чаще подавали вареное или вынутое из супа и нарезанное на мелкие куски мясо. Относительно чаще мясо было на столе у коми промыслового населения (боровая, водоплавающая дичь) и у коми оленеводов (оленина). Праздничным блюдом считалось жаркое из лесной дичи, а также зажаренное легкое.

Слайд 6

Блюда из ягод, овощей и грибов

Слайд 8

Выпечка Для праздничного стола обязательно готовили несколько разновидностей рыбников, каждый только из одного вида рыбы

Слайд 9

Выпечка

Слайд 10

Напитки ЫРÖШ – квас Ырош (квас), юмва.



Предварительный просмотр:

                                                Примерные сообщения учащихся.

     1.Жилища коми народа.

    Древнейшим типом жилища предков коми были землянки и полуземлянки с открытым очагом.

     Позднее  дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды). Обычный для всех северных домов высокий подклет способствовал сохранению тепла и «приподнимал» жилую часть над снегом. Полы для сохранения тепла всегда делались двойными.

    У коми крестьян большой деревянный дом был  с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей. При всей своей простоте и безыскусности крестьянские избы были максимально функциональны, красивы и гармоничны.

     По христианской традиции каждый дом строился с Божьего благословения, и перед заселением хозяин приглашал священника, чтобы наполнить пространство благодатью. Главным местом в избе был «красный угол», где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. «Красный угол» - это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога.

    Внутреннее устройство коми традиционного дома во многом схоже с северорусским жилищем.  Кухня очень редко выделялась в самостоятельное помещение. Основной жилой комнатой являлась зимняя изба, В летней избе хозяева, как правило, не жили - она служила парадной, гостевой частью дома.

    Интерьер крестьянского дома исключительно прост. Вся мебель - самодельные большой стол в «красном углу», пристенные лавки (крепились в пазе, вырубленном в бревнах стены) и небольшой столик у печи.

    По стенам на высоте человеческого роста крепились полочки для хозяйственных мелочей. Одежда хранилась в сундуках, а посуда - в небольшом ящике у печи (залавке).

    Семья спала на печи и полатях. Изба освещалась лучиной, закрепленной в специальном металлическом держателе

    Традиционный коми крестьянский дом массивный, из потемневших от времени бревен, слабо декорирован.

    Лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку, делали из бересты.

    2.Быт коми народа. 

    Основное хозяйство коми.

    Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. Хозяйство было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и земледелие.  
   
 Массовое распространение у коми имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. 

      Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов.

    Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий.

    Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь  Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель.

    Ремёсла  народа коми.

    Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающее ремесло, художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву, плетение из ивовых и черемуховых веток, бересты. Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса.

    Декоративно-прикладное искусство.

    Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву,

    Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.            

  Ткачество.

  Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи.

Вышивка.

Мастерицы края владели несколькими видами вышивки, которые использовали для украшения изделий. Вышивка золотыми и серебряными нитями была распространена на Ижме. В районе верхней и средней Вычегды и в бассейне Сысолы с начала 20 века широко распространилась вышивка крестом.

    Вязание.

   Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.                            

    Музыкальные   инструменты.

 Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем.

    Обработка меха, кожи.

  Обработка меха получила наибольшее развитие у северной группы коми – ижемцев, зани- мающихся оленеводством. Из шкур оленей шили одежду, обувь, сумки, постельные принадлежности. Обрабатывали шкуру, шили и украшали одежду женщины. Девочки учились этому ремеслу с 6 – 8 лет. Будущая хозяйка должна быть мастерицей, умеющей хорошо шить и подбирать красивые сочетания меха.

 3. Национальная   кухня.

    К  традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд как из продуктов земледелия, так и добывающих промыслов – охоты, рыболовства, собирательства.

    Питались коми, как правило, три раза в день. В обыденные дни на стол подавалось 3-4 блюда. В праздничные дни, количество блюд  нередко превышало два с половиной десятка. Обед считался «солидным», если состоял из 17-18 блюд.  Дома всегда ели всей семьей за столом, из одной посуды – большой круглой деревянной миски..

   Первые  блюда

   В качестве первого блюда обычно были щи и всевозможные супы (шыд), которые подавались на стол обязательно горячими. Мясной суп (яя шыд) считался праздничным блюдом. Обычно же для заправки супов ограничивались ячневой или перловой крупой, горохом, мятым конопляным семенем, картофелем. В щи  дополнительно клали капусту или квашеный борщевик. Перед подачей  на стол в суп клали сметану. Распространенным первым блюдом был также грибной суп с картофелем и луком. Иногда готовили уху (юква). Особенно популярны были кислые супы (азя шыд), которые готовили на сыворотке, простокваше или специальной закваске.

    Мясные супы варили из свежего, вяленого и соленого мяса домашнего скота или промысловых животных (дикие копытные, боровая дичь), у северных коми – обычно оленины. Заправляли их тоже различными крупами, картофелем и луком.

     Летом распространенными первыми блюдами были холодные супы и похлебки. К ним относились  ырöша кушман (редька с квасом), йöла кушман (редька с молоком), ырöша кöчан (квашенная капуста с квасом), тшака ырöш (холодный грибной суп) и другие. Готовили холодные супы преимущественно на домашнем хлебном квасе (ырöш).

     Блюда  из  рыбы.

    Одним из наиболее любимых продуктов у коми была рыба – вареная, соленая, жареная.

Из мальков, которых коми добывали в большом количестве холстяными неводами, готовили суп. Их жарили, сушили, а в соленом виде эта мелочь считалась лакомой закуской.  Жарили рыбу в специальной глиняной посуде (чери латка), обычно на молоке. Вторым блюдом нередко была отварная рыба, вынутая из подданной на первое ухи.

     Блюда из мяса и дичи.

      Мясо как второе блюдо использовалось у коми реже, чаще подавали вареное или вынутое из супа и нарезанное на мелкие куски мясо. Относительно чаще мясо было на столе у коми промыслового населения  (боровая, водоплавающая дичь) и у коми оленеводов (оленина). Праздничным блюдом считалось жаркое из лесной дичи, а также зажаренное легкое. Деликатесом считались копченые языки диких оленей и лосей. Исконно коми национальным блюдом являются пельмени – пельнянь (букв. ухо – хлеб). Делали их обычно в праздники. У северных коми  очень популярной  мясной закуской была строганина из свежезамороженной оленины (айбарч).    

Дичь заготавливали впрок. Если боровая дичь была добыта уже после похолодания, то часть ее, выпотрошив, хранили в замороженном виде. Куропаток и диких гусей чаще засаливали. Так же поступали с мясом диких копытных и домашнего скота.

     Блюда  из овощей, ягод и грибов

     Из овощей ведущее место в традиционном питании народа коми со второй половины   XIX   века стал занимать картофель. Его варили, жарили, тушили с мясом и грибами, пекли, добавляли в супы и другие блюда. Широко употребляли также капусту. Ели ее в сыром и квашенном виде, подавали перед трапезой в качестве закуски, делали из нее салаты, начинки для пирогов, варили щи.

    Другие выращиваемые в Коми крае овощи, например, редька, репа, брюква, лук, тоже имели важное значение для расширения ассортимента и улучшения вкусовых качеств блюд. Одним из любимых (десертных) была паренча (пареные корнеплоды).

    Широко употреблялись ягоды. Их ели в сыром, сухом и вареном виде, с хлебом и молоком, делали кисели, использовали начинку для пирогов. Особенно в большом количестве запасали на зиму бруснику и клюкву, морошку. Из других ягод существенное значение имели черника, голубика, лесная малина и смородина, земляника. Заготавливали тронутую морозом рябину. Сушенную черемуху, помимо всего прочего, использовали для получения черемуховой муки, из которой пекли лепешки и которую добавляли в хлеб.

    Выпечка

    Готовились к выпеканию хлеба заранее. Перед выпеканием обязательно обращались к Богу со словами: «Господи, благослови». Сначала выпекали маленькие изделия из теста: тупöсь – пирог, а потом нянь – хлеб, последним пекли чери нянь - рыбники.  Обед считался настоящим, если на стол подавался рыбный пирог. Для рыбников использовали рыбу хариус, щуку, семгу. Для праздничного стола обязательно готовили несколько разновидностей рыбников.

     Во время трапезы хлеб на стол подавала хозяйка, резал же хлеб хозяин. Выпечкой занималась в доме обычно бабушка. Рецепт выпекания передавался из поколения в поколение.

    Напитки.

    Помимо чая, у коми были распространены такие напитки, как отвар цветов и ягод шиповника, брусничного листа, чаги (березовый гриб), хлебный квас (ырöш), березовый сок (зарава), а также домашнее пиво (сур). Северные коми пили чай с такими добавками, как лук, перец и анис, что придавало ему своеобразный вкус. Из пареной репы или брюквы варили компот (паренча ва) или делали квас. Солодовое сусло (чужва) пили с добавленными в него ягодами – сушеной и свежей черникой,  морошкой, клюквой, брусникой, сушеной черемухой. Из морошки, залитой охлажденной кипяченой водой и выдержанной на холоде получали «морошковую воду» (мырпом ва), хорошо утоляющую жажду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием ИКТ и ЭОР «Коми Республикаса каналан пасъяс» ( Государственные символы Республики Коми)

Создание учебно-коммуникативной ситуации для освоения лексических единиц по теме «Коми Республикаса каналан пасъяс» через организацию системно-деятельностного подхода....

Программа внеурочной деятельности по коми языку «Я – гражданин республики Коми»

  Кружок по коми языку – это самодеятельное объединение учащихся под руководством    педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное...

Олимпиадные задания по коми языку (государственному) 5-9 класс + Литература Республики Коми 10-11 кл

В данной папке разработаны олимпиадные задания по коми языку и Коми литературе....

Коми язык в системе этнокультурного образования в Гимназии искусств при Главе Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А. Спиридонова (далее - Гимназия) ‒ инновационное учебное заведение рес...

Классный час "И.П.Морозов - партийный и общественный деятель Республики Коми»

Материалы презентации можно использовать при проведении внеурочных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию. Это могут быть классные часы, школьные тематические лекции и беседы, посвященны...

Воспитательное мероприятие к 100 летию республики Коми "Пою мое Отечество, республику мою"

Третьтя часть воспитательного мероприятия "Пою мое Отечество, республику мою" - вопросы электронной игры...