Работа с одаренными детьми
методическая разработка (6 класс) по теме

 

 

МИНИ-ПРОЕКТ

 

 

«Особенности работы с одарёнными детьми

 по русскому языку и литературе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti_6_kl.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-ПРОЕКТ

«Особенности работы с одарёнными детьми

 по русскому языку и литературе»

Содержание.

1.Введение………………………………………………………………1 стр

2. Основное содержание проекта

2.1 Планирование заданий с одарёнными детьми .............................2 стр

2.2 Формы и приёмы работы с одарёнными детьми .........................3 стр

2.3 Тематическое планирование занятий по русскому языку

 с группой одарённых детей ................................................................6 стр

2.4 Задания для работы с одарёнными детьми ..................................8 стр

3. Глоссарий.......................................................................................16 стр

4. Литература.....................................................................................18 стр

Введение.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

В государственной образовательной политике на разных уровнях приняты программы «Одарённые дети».

Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл делают задания. Учитель должен любить и знать искусство и до каждого ученика стараться донести не только знания, умения, навыки по русскому языку, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.

«Настоящий эрудит должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод. А утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья».

Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель  занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), а также поступлению и обучению в вузах.

Планирование работы с одарёнными детьми.

При планировании занятий с одаренными детьми учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.

На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях  по морфологии уделяет внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.

В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть  - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.

В качестве материала для занятий использует олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы , поэтому сосредоточим на нём основное внимание.

 

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми.

Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении пятиклассникам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных  связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической  значимости полученных знаний. В упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Сильные учащиеся должны не только выполнить задание, но и доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно , не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д)собственные- нарицательные; е) одушевлённые- неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа; и другие.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется : определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

5. Задания исследовательского характера. 1) Подбор доказательств к данному умозаключению. Например: докажите справедливость следующих слов: «Обособленные определения широко используются в научных терминах, где надо выразить мысль довольно точно и в то же время с максимальной краткостью и чёткостью». Использовать учебники, толковые словари.

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей». 2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. Например: модальные частицы в баснях Крылова («Осёл и соловей», «Лжец», «Ворона и Лисица»)

Сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри».

6. Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий- будить детскую любознательность пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям  воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

7. Творческие задания.

Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр  по образцу. Например, в  упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

Наконец, возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся  на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяются темой. Вот несколько  примеров таких тем: «Есть вещи, которые лучше бы не делать» (Эйнштейн). (Сложноподчинённое предложение). «Барабашки шалят». (Неопределённые и отрицательные местоимения).

Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, убеждаюсь, когда они «озвучивают» картину Шишкина «Ручей в лесу». Даже картины, на первый взгляд, лишённые  звуков, если в них вслушаться, зазвучат. Например, на  картине - Пимен, склонившийся над летописью. Казалось бы, тишина разлита на этом полотне. А дети «слышат», как потрескивает свеча, поскрипывает перо, шелестят страницы книги, как завывает за окнами кельи ветер, как вздыхает мудрый старец.

Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе. Поэтому на своих уроках и стремлюсь к ней. С интересом проходят уроки защиты своих точек зрения, особенно при изучении критических статей, при высказывании своего отношения к тому или иному герою. Каждая группа или пара учащихся получает своё задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить  с применением своего творчества, так, чтобы заинтересовать остальных. Вот здесь чего только ученики  не применяют! Как богата фантазия! И стихи  собственного сочинения читают, и иллюстрации для наглядного подтверждения и выражений своей точки зрения рисуют, и поют; инсценирование отдельных отрывков - это наша с ними обычная форма урока. Я всячески способствую литературному развитию наших воспитанников, пробуждаю у них любовь к искусству слова, сочувствую их творческим увлечениям и помогают правильно оценивать такие увлечения, поощряют их собственные поэтические и прозаичные опыты.

Особенное значение приобретает эта задача для средних классов, где складываются осознанные читательские интересы учащихся и где формируются их представлений об искусстве. Редко мы получаем от ребят более или менее удачные «пробы пера». Чаще всего - это ритмические не организованные строки, связанные «приблизительными» рифмами, которые расположены бессистемно или же вообще отсутствуют. Такие, пусть несовершенные, ученические стихи становятся полезной школой для  формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания  поэтического слуха, помогая подросткам в добровольной избранной, а поэтому особенно интересной, творческой работе делать увлекательные открытия, постигать тайны языка, проникать в секреты поэтической речи.

Вот почему даже очень слабые «поэтические опыты» наших  воспитанников должны вызывать сочувственное  понимание; в них таится нечто, обещающее возможность развития и совершенствования если и не в области личного творчества, то в области, не менее ценной для духовного развития подростка, -в области восприятия произведений истинного искусства. Поскольку нельзя научить писать стихи ни взрослых, ни детей, всё, что в моих силах и что может содействовать развитию ребёнка, его интересов, его творческой деятельности, осуществляю на уроках литературы, а особенно на уроках по развитию речи.

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся- всё это создает ту литературную  и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.

Вся моя работа сопровождается разнообразными творческими заданиями, побуждающими особенно сильных детей к «сочинительству», при чём не обязательно в стихотворной форме. Многое дают  упражнения, к которым я обращаюсь, когда готовлю учеников к сочинению на свободную тему, и которые заставляют задумываться над точностью, выразительностью и образностью речи. Например:

«На что похож тот или иной предмет? Какими словами можно передать неизменные его качества, а какими- отношения к нему или  впечатления от него?».Часто предлагаю отдельным  учащимся темы маленьких творческих работ: «Первый весенний цветок», «Что подарил мне осенний лес?» и др. Допускается любая форма изложения, если она содержит наблюдения за предметом мысли и даёт возможность  выразить свои впечатления, своё отношение в точном и ярком свете.

Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном  преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики».

Тематическое планирование занятий

по русскому языку с группой одаренных детей (34 часа).

I.Цикл занятий по фонетике и орфографии (4 часа).

Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.

Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.

Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.

II.Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (10 часов).

1.Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.

2. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.

3. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.

4. Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис).

5. Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

6. Процессы архаизации и обновлен7ия русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.

7. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная

окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

8. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

9. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

10. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.

III. Цикл занятий по словообразованию (2 часа).

Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа)

IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа).

Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных.

Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.

Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

V. Цикл занятий (7 часа).

Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

 Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.

Сложные синтаксические конструкции.

Синтаксический анализ текста (практические задания).

VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста (7 часов).

Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Практическая работа по данной теме.

Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

 Практические задания по комплексному анализу текста.

Задания, предлагаемые учителем на занятиях.

Раздел «Фонетика и орфография».

1. Расставьте ударения в словах:

Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.

2. На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?

А) Она рабыня и царица,

Она работница и дочь.

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Б) Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя,

О как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

3. Какие фонетические средства использует автор для создания
художественного образа, настроения  в  стихотворении?

Терек воет, дик и злобен.

 Меж утесистых громад.

 Буре плач его подобен.

Слезы брызгами летят

Но по степи разбегаясь.

 Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

                                    М. Ю. Лермонтов.

4. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.

5. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

6. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете. 
Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин.
Несём из мага'зина в по'ртфеле медь.
Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит, 
А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть?
Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

7. Каким фонетическим признаком объединены слова?
Голубь, сыроежка, морковь, берег.
Сборы, молотьба, отдать.

Раздел «Лексикология и этимология».

1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не сель Минервы Росской храм?

На сель Элизиум полнощный.

Прекрасный Царско-сельский сад.

Где, льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад?

Увы! Промчалися те времена златые

Когда под скипетром великия жены

Венчалась славою счастливая Россия.

Цветя под кровом тишины!

                                            А. С. Пушкин

2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите

их вид. Какова их стилистическая нагрузка?

К тому же они так непорочны.

Так величавы, так умны.

Так благочестия полны.

Так осмотрительны, гак точны.

Так непреступны для мужчин.

Что вид их уже рождает сплин.

                                               А.С.Пушкин

3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блад

Вознесся пышно, горделиво.

                                            А.С.Пушкин

4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные?   Из какого языка они заимствованы?

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

5. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом. 
Внутренняя сторона кисти руки - ... .
Изображение человека на картине или фотографии - ... .
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... . 
Тот, кто работает в шахте - ... . 
Место на реке, где её можно перейти - ... .
Асфальтированная дорога - ... . 


         6. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

7. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.


       8. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.

9. Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.

Раздел «Словообразование».

1. Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.

Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о

нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.

2. Можно ли считать данные слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.

Сошлись – разойтись

3. Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования?  Приведите примеры слов из современного русского языка  с аналогичным историческим чередованием  корневых согласных . Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

4. Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич  рассматривал…)?

За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые,  стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

5. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Раздел «Морфология».

1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.

Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.

2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.

3. Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.

Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.

4. Определите род имен существительных.
Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

5. Почему все эти слова объединили в одну группу?
Онтарио, пальто, какао, пенсне.

6. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

Раздел «Синтаксис».

1.   Одинаковую    ли    синтаксическую     роль     выполняют    глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.

 а) А у нас тишь да гладь.

Божья .благодать.

 А у нас - светлых глаз

Нет приказу подымать

                               А.Ахматова.

 б) Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души.

Я здесь остался б - наслажденье

Вкушать в неведомой тиши. . .

                              А.С. Пушкин.

2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.

А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.

6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?

 в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

3.   Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.

 а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.

6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.

в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.

г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.

4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.

а)  Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.

б)  И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,

в)  Волокли его на волокушке. Навлили ватники - озноб.

5.Прочитайте текст, выполните задания.

Старина. Старина- как сердцевина в дереве. Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый  большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.

Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.

Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.

Задания к тексту.

1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;

2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

3.Закончите текст (напишите вывод).

Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста.

8.Сколько грамматических основ в  следующем предложении?        

Алый бархат вечереет,    

Жаждет зелень, и июль

Горделиво дремлют ели,

Колыбельной лаской млеет.    

                           (В.Брюсов)

Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.

Вот пример одного из них. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».

Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер, .застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь

Важнейшим элементом своих занятий я  считаю непосредственное, живое общение со школьниками, способствующее самореализации каждого ученика, проявлению его как личности.

Глоссарий.

Самореализация – это развитие собственных возможностей.

Самосознание - свойство личности, осознание человеком самого себя, своих взаимоотношений с другими людьми, мотивов поведения своих действий и поступков, своих личностных качеств.

Коммуникативные возможности учащихся - умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми; готовность замечать проблемы и искать пути их решения и др.

Речевая компетентность - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. Неотъемлемая составная часть культуры индивида. Обусловливается языковой компетенцией (см.), широкой речевой практикой общения, большим объемом чтения литературы разных жанров.

Эвристика - Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей теории и общепринятых основных положений не существует);

2) приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы;

3) метод обучения;

4) один из способов создания компьютерных программ.

Репродуктивное обучение относится к традиционному типу организационной культуры - исторически первый вид обучения, проводимый по формуле «делай, как я» и связанного с воспроизведением, репродуцированием образцов деятельности. Его элементы, основанные на подражании, играют определенную роль в развитии памяти, развитии способности к воспроизведению, особенно в раннем возрасте - в дошкольном и в начальной школе.  Сюда же, к этой системе можно отнести и метод приучения - как метод формирования привычек, в первую очередь, у детей раннего возраста: гигиенических, правил общения с людьми и т.д.

Минерва - (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе, — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии (Quinquatrus).

Элизиум - Подобно Гомеру, греки в большинстве своем верили в то, что мертвые ведут свое печальное существование в Подземном мире. Однако и у Гомера, и у Гесиода существует другое упоминание – о райских полях, где живут блаженные (Диомед, Ахилл, Кадм, Менелай), избранные богом для вечного счастья. Концепцию эту следует, по-видимому, считать связанной с догреческими формами религии. Представлялось, что Элизиум расположен на Островах Блаженных где-то в отдаленной части земли; литературная же традиция переместила Элизиум в Подземный мир, вероятно, для возможно большего согласования с Гомером. В «Энеиде» (VI) Эней именно там встречается со своим отцом. Та же идея положена в основу загробных обещаний различных мистических культов. Заложенные в 17 в. и переименованные в 1815, Елисейские поля в Париже, несомненно, происходит от полей Элизиума,

Литература.

1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.)

2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.)

3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)

Ресурсы Internet

1. nsportal.ru

2. autosatal.ru

3. test 1291.ucoz.ru

4. portfolioteka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...