Рабочая учебная программа по эрзянскому языку для 5 класса с календарно-тематическим планированием
рабочая программа (5 класс) на тему

Косынкина Лариса Михайловна

Рабочая учебная программа по мордовскому (эрзя) языку для русскоязычных учащихся, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl.mord_.yaz_.docx73.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

г.о.Саранск Республика Мордовия

«Утверждено»

Решение педсовета от  30. 08. 2012 г.

Протокол  № 1

Приказ № 100

От  30.08.2013г.

Директор школы

__________ /О.В. Падерова/

              «Утверждено» 

               Заседание Методсовета

               Протокол № 1

               От  29. 08. 2013 г.

               Зам. директора по УВР

        _________ /Н.А. Мосевнина /

             «Согласовано»

             на заседании МО

             Протокол № 1

             от  28. 08. 2013 г.

        __________ рук. МО

Маланкина Н.Ф./

 РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 факультативного курса

по эрзянскому языку

                                        для 5А, 5Б,5В, 5К  классов

на 2013-1214 учебный год

Составитель:

Косынкина Лариса Михайловна,

учитель  мордовского (эрзя) языка

2013 г

Пояснительная записка.

Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки.

 Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки  наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.

Рабочая программа по эрзянскому языку для 5-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов  из расчета 2 ч в неделю.

Реализацию  программы обеспечиваютнормативные  документы:

  • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный образовательный  стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897)
  • Основная образовательная (общеобразовательная)программаосновного общего образования;
  • Образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №25» (приказ №97а от 1.09.2012г);
  • Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация   образовательного    
  • процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04.2010 №1718;
  • Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» №904 от 16.08.2011 г.

  • Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 5 класс: четвертый год обучения.  /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2010

Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия  с полиэтническим контингентом учащихся является  воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам  построения  демократического  гражданского общества на основе толерантности, диалога   культур и уважения многонационального, поликультурного состава  российского общества.

 Изучение эрзянского  языка в 5 классе (четвертый  год обучения)  направлено на достижение цели

                      развития  коммуникативной компетенции

 в совокупности ее составляющих:

- речевой,

 - языковой

 - социокультурной

- компенсаторной

 -учебно-познавательной.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами

(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.

 Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.

 Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и

специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Характеристика учебного курса.

Обучение диалогической речи.

      Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.

      Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий  ответную реплику: согласие/несогласие и др.

      К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов.  В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с  которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.

      Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики диалога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.

                                  Обучение монологической речи

Во 2-4 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 5-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.

Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.

Обучение аудированию

Аудирование занимает в 5классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.

Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.

Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.

Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.

Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).

                            Обучение чтению

В 5 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.

В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.

Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.

Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько  статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.

В целом, в 5 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.

Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.

Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».

Обучение письму

Обучение письму нацелено в 5 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество  увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.

Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.

 Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.

В 5 классе продолжается формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Самое главное на занятиях,  и по эрзянскому языку в том числе, способствовать   формированию основ учебной деятельности ребёнка — системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В состав основных видов УУД входят 4 блока:
1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).

  Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский  язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).

Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

 • целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд,  и т.д.).

 • планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).

 • прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).

 • контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).

 • коррекция (выполнить работу над ошибками).

 • оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).

 • саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).

Познавательные универсальные учебные действия

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском  языке?»).
  • Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании,  найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
  • Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
  • Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
  • Рефлексия деятельности по овладению эрзянским  языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
  • Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
  • Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
  • Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).

                 Коммуникативные универсальные учебные действия

                                   К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).

Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа).

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).

Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и обучающихся  в 5 классе

В результате изучения  языка ученик должен

знать/понимать:

– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

– особенности структуры  предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

– признаки изученных ( существительных, прилагательных, глаголов, послелогов)

– основные нормы речевого этикета

– роль владения  языками в современном мире; особенности

образа жизни, быта, культуры   мордовского народа.

уметь:

говорение

– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях

общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,

уточняя;

– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое

мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на

изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на

будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,

– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных

тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или

услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать оценку

аудирование

– понимать основное содержание кратких, несложных текстов

 и выделять значимую информацию;

– понимать основное содержание небольших текстов, относящихся

к разным коммуникативным типам речи (сообщение,  описание, рассказ); уметь определятьтему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные.

чтение

– ориентироваться в  тексте; прогнозировать его содержание по названию;

– читать небольшие  тексты разных жанров с пониманием основного

содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опускаявторостепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактовтекста);

– читать несложные  тексты разных стилей с точнымпониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста

(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную

информацию, выражать свое мнение;

– читать текст с выборочным пониманием нужной  информации;

письменная речь

– писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать

адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу.

Учащиеся в результате изучения эрзянского языка ( начиная со 2 класса в начальной школе) должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для  взаимопонимания в процессе устного иписьменного общения с носителями эрзянского  языка, установления в доступныхпределах межличностных и межкультурных контактов;

– создания целостной картины  поликультурного мира, осознания

места и роли родного языка и изучаемого  языка в этом мире;

– приобщения к ценностям  культуры  другого народа.

Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме  групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парную и групповую формы организации занятий.

 Предполагается выполнение проектных занятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.

 Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Учебник.

Эрзянский язык.

 5 класс: четвертый  год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010

           

 Применяемые технологии:

  • Игровые
  • Проблемного обучения
  • Проектные технологии
  • Технология коллективных творческих дел
  • Сказкотерапия
  • Технология встречных усилий
  • «Диалог культур»
  • ИКТ – технологии

Формы организации образовательного процесса:

  • творческая деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • практическая деятельность (выполнение упражнений).

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

  1. разноуровневые тесты,
  2.   комплекты заданий;

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

  1. тетради для контрольных работ;
  2. раздаточный материал для контрольных работ,
  3. тематические тесты;
  4. таблицы;

 Календарно-тематическое планирование

уроков эрзянского языка в 5 Аклассе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 5 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина,Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2010

Учебник. Эрзянский язык.

 5 класс: четвертый  год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010

Тема

Вид занятия

Вид самостоятельной

работы

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

фактич.

1

Летние каникулы

Повторение

2

6.09

7.09

2

Времена года. Наступила осень.

Повторение.

Составляем рассказ по опорным словам

1

13.09

3

Дары осени. Имя существительное.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к упражнению

1

14.09

4

Школьные принадлежности.  Одушевленные и неодушевленные существительные.

Работа с новыми синт.конструкциями

Чтение и перевод текста, составление кроссворда

2

20.09

21.09

5

Путешествие, виды транспорта.

Ввод нового лексического материала

Работа с текстом, грамматическое задание

2

27.09

28.09

6

Словари и разговорники эрзянского языка.

Собственные и нарицательные существительные.

Объяснение нового материала

Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями.

1

4.10

7

Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных.

Повторение.

1

5.10

7

Семейные традиции. День рождения. Склонения  существительных.

Повторение. Объяснение нового материала.

Чтение и перевод, работа с текстом.

2

11.10

12.10

8

Мой город, мое село. Падежи.

Объяснение нового материала.

Составляем предложения по образцу.

2

18.10

19.10

9

Писатели и поэты Мордовии.

Презентация

1

25.10

10

Повторение.

Повторение и обобщение теоретического материала.

Ответы на вопросы.

1

26.10

11

Повторение

Тестовая работа.

1

1.11

12

Мой друг.

Объяснение нового материала

Чтение и перевод

1

15.11

13

Мой друг.

Практическое занятие

Выполнение упражнений с грамматическими заданиями.

1

16.11

14

В журнале  «Чилисема»

Урок чтения

Чтение и перевод

1

22.11

15

Профессии в нашей семье.

Объяснение нового материала.

Работа с фольклорными текстами.

1

23.11

16

Мне нравится эта профессия.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ.

1

29.11

17

Мой класс.

Повторение

Составляем диалог.

1

30.11

18

Мой класс.

Предъявление  новой лексики

Составляем рассказ по опорным словам.

1

6.12

19

Времена года. Приметы зимы.

Повторение.

Рассказ по картинке.

1

7.12

20

Зимние забавы.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

13.12

21

Зимние забавы.

Практическое занятие.

Тестовая работа.

1

14.12

22

Мордовский национальный костюм ( женский)

Презентация.

1

20.12

23

Мордовский национальный костюм (мужской)

Презентация.

Проект

1

21.12

24

Повторение пройденного материала

Контроль ЗУН

Проверочная работа.

1

27.12

25

Зимние праздники.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

28.12

26

Празднование Нового года и Рождества.

Объяснение нового материала.

Упражнение с грамматическим заданием.

1

17.01

27

Празднование Нового года и Рождества.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

18.01

28

Колядки.

Презентация.

Работа с фольклорными текстами.

2

24.01

25.01

29

23 февраля - День защитника Отечества.

Предъявление нового лексического материала.

Составляем текст поздравления.

1

31.01

30

Распорядок дня.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

1.02

31

Распорядок дня.

Объяснение нового материала.

Грамматическое задание к тексту.

1

7.02

32

8 Марта – международный женский день

Активизация речевых умений и навыков

Составляем  диалог, текст поздравления.

2

8.02

14.02

33

Приметы весны.

Повторение.

Ответы на вопросы к тексту.

1

15.02

34

Приметы весны.

Практическое занятие.

Кроссворд.

1

21.02

35

Птицы.

Предъявление нового лексического материала.

Чтение и перевод текста.

1

22.02

36

Повадки птиц.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

28.02

37

Мордовская национальная кухня

Презентация

Проекты.

2

1.03

7.03

38

Мой воскресный день.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

14.03

39

Мой воскресный день.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

15.03

40

Мордовская народная сказка «Куйгорож»

Урок чтения

Чтение и пересказ

1

21.03

41

Мордовские народные сказки

Инсценирование

1

22.03

42

Повторение пройденного материала.

Контроль ЗУН.

Тестовая работа

1

4.04

43

Весенние праздники. Вербное воскресенье.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

2

5.04

11.04

44

Журнал «Сятко»

Урок чтения.

Чтение и пересказ.

2

12.04

18.04

45

Одежда и обувь.

Объяснение нового материала

Ответы на вопросы.

1

19.04

46

Одежда и обувь

Практическое занятие.

Грамматическое задание к тексту.

1

25.04

47

Экскурсия по родному городу

Презентация

Проекты

1

26.04

48

Экскурсия по родному городу

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ

1

3.05

49

Мордовские народные игры

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по заданному началу

1

10.05

50

Мордовские народные игры

Игра

1

16.05

51

Здоровье. Гигиена. Части тела

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

17.05

52

Здоровье. Гигиена. Части тела

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

23.05

53

Как я проведу летние каникулы?

Повторение.

Работа с текстом

1

24.05

54

Летние каникулы.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы»

1

30.05

55

Повторение пройденного материала

Активизация речевых умений и навыков

1

31.05

Итого

68

             

              Календарно-тематическое планирование

                  уроков эрзянского языка в 5 Бклассе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 5 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина,Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2010

Учебник. Эрзянский язык.

 5 класс: четвертый  год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010

Тема

Вид занятия

Вид самостоятельной

работы

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

фактич.

1

Летние каникулы

Повторение

2

6.09

7.09

2

Времена года. Наступила осень.

Повторение.

Составляем рассказ по опорным словам

1

13.09

3

Дары осени. Имя существительное.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к упражнению

1

14.09

4

Школьные принадлежности.  Одушевленные и неодушевленные существительные.

Работа с новыми синт.конструкциями

Чтение и перевод текста, составление кроссворда

2

20.09

21.09

5

Путешествие, виды транспорта.

Ввод нового лексического материала

Работа с текстом, грамматическое задание

2

27.09

28.09

6

Словари и разговорники эрзянского языка.

Собственные и нарицательные существительные.

Объяснение нового материала

Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями.

1

4.10

7

Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных.

Повторение.

1

5.10

7

Семейные традиции. День рождения. Склонения  существительных.

Повторение. Объяснение нового материала.

Чтение и перевод, работа с текстом.

2

11.10

12.10

8

Мой город, мое село. Падежи.

Объяснение нового материала.

Составляем предложения по образцу.

2

18.10

19.10

9

Писатели и поэты Мордовии.

Презентация

1

25.10

10

Повторение.

Повторение и обобщение теоретического материала.

Ответы на вопросы.

1

26.10

11

Повторение

Тестовая работа.

1

1.11

12

Мой друг.

Объяснение нового материала

Чтение и перевод

1

15.11

13

Мой друг.

Практическое занятие

Выполнение упражнений с грамматическими заданиями.

1

16.11

14

В журнале  «Чилисема»

Урок чтения

Чтение и перевод

1

22.11

15

Профессии в нашей семье.

Объяснение нового материала.

Работа с фольклорными текстами.

1

23.11

16

Мне нравится эта профессия.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ.

1

29.11

17

Мой класс.

Повторение

Составляем диалог.

1

30.11

18

Мой класс.

Предъявление  новой лексики

Составляем рассказ по опорным словам.

1

6.12

19

Времена года. Приметы зимы.

Повторение.

Рассказ по картинке.

1

7.12

20

Зимние забавы.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

13.12

21

Зимние забавы.

Практическое занятие.

Тестовая работа.

1

14.12

22

Мордовский национальный костюм ( женский)

Презентация.

1

20.12

23

Мордовский национальный костюм (мужской)

Презентация.

Проект

1

21.12

24

Повторение пройденного материала

Контроль ЗУН

Проверочная работа.

1

27.12

25

Зимние праздники.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

28.12

26

Празднование Нового года и Рождества.

Объяснение нового материала.

Упражнение с грамматическим заданием.

1

17.01

27

Празднование Нового года и Рождества.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

18.01

28

Колядки.

Презентация.

Работа с фольклорными текстами.

2

24.01

25.01

29

23 февраля - День защитника Отечества.

Предъявление нового лексического материала.

Составляем текст поздравления.

1

31.01

30

Распорядок дня.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

1.02

31

Распорядок дня.

Объяснение нового материала.

Грамматическое задание к тексту.

1

7.02

32

8 Марта – международный женский день

Активизация речевых умений и навыков

Составляем  диалог, текст поздравления.

2

8.02

14.02

33

Приметы весны.

Повторение.

Ответы на вопросы к тексту.

1

15.02

34

Приметы весны.

Практическое занятие.

Кроссворд.

1

21.02

35

Птицы.

Предъявление нового лексического материала.

Чтение и перевод текста.

1

22.02

36

Повадки птиц.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

28.02

37

Мордовская национальная кухня

Презентация

Проекты.

2

1.03

7.03

38

Мой воскресный день.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

14.03

39

Мой воскресный день.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

15.03

40

Мордовская народная сказка «Куйгорож»

Урок чтения

Чтение и пересказ

1

21.03

41

Мордовские народные сказки

Инсценирование

1

22.03

42

Повторение пройденного материала.

Контроль ЗУН.

Тестовая работа

1

4.04

43

Весенние праздники. Вербное воскресенье.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

2

5.04

11.04

44

Журнал «Сятко»

Урок чтения.

Чтение и пересказ.

2

12.04

18.04

45

Одежда и обувь.

Объяснение нового материала

Ответы на вопросы.

1

19.04

46

Одежда и обувь

Практическое занятие.

Грамматическое задание к тексту.

1

25.04

47

Экскурсия по родному городу

Презентация

Проекты

1

26.04

48

Экскурсия по родному городу

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ

1

3.05

49

Мордовские народные игры

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по заданному началу

1

10.05

50

Мордовские народные игры

Игра

1

16.05

51

Здоровье. Гигиена. Части тела

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

17.05

52

Здоровье. Гигиена. Части тела

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

23.05

53

Как я проведу летние каникулы?

Повторение.

Работа с текстом

1

24.05

54

Летние каникулы.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы»

1

30.05

55

Повторение пройденного материала

Активизация речевых умений и навыков

1

31.05

Итого

68

              Календарно-тематическое планирование

                  уроков эрзянского языка в 5 В классе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 5 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина,Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2010

Учебник. Эрзянский язык.

 5 класс: четвертый  год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010

Тема

Вид занятия

Вид самостоятельной

работы

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

фактич.

1

Летние каникулы

Повторение

2

6.09

7.09

2

Времена года. Наступила осень.

Повторение.

Составляем рассказ по опорным словам

1

13.09

3

Дары осени. Имя существительное.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к упражнению

1

14.09

4

Школьные принадлежности.  Одушевленные и неодушевленные существительные.

Работа с новыми синт.конструкциями

Чтение и перевод текста, составление кроссворда

2

20.09

21.09

5

Путешествие, виды транспорта.

Ввод нового лексического материала

Работа с текстом, грамматическое задание

2

27.09

28.09

6

Словари и разговорники эрзянского языка.

Собственные и нарицательные существительные.

Объяснение нового материала

Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями.

1

4.10

7

Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных.

Повторение.

1

5.10

7

Семейные традиции. День рождения. Склонения  существительных.

Повторение. Объяснение нового материала.

Чтение и перевод, работа с текстом.

2

11.10

12.10

8

Мой город, мое село. Падежи.

Объяснение нового материала.

Составляем предложения по образцу.

2

18.10

19.10

9

Писатели и поэты Мордовии.

Презентация

1

25.10

10

Повторение.

Повторение и обобщение теоретического материала.

Ответы на вопросы.

1

26.10

11

Повторение

Тестовая работа.

1

1.11

12

Мой друг.

Объяснение нового материала

Чтение и перевод

1

15.11

13

Мой друг.

Практическое занятие

Выполнение упражнений с грамматическими заданиями.

1

16.11

14

В журнале  «Чилисема»

Урок чтения

Чтение и перевод

1

22.11

15

Профессии в нашей семье.

Объяснение нового материала.

Работа с фольклорными текстами.

1

23.11

16

Мне нравится эта профессия.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ.

1

29.11

17

Мой класс.

Повторение

Составляем диалог.

1

30.11

18

Мой класс.

Предъявление  новой лексики

Составляем рассказ по опорным словам.

1

6.12

19

Времена года. Приметы зимы.

Повторение.

Рассказ по картинке.

1

7.12

20

Зимние забавы.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

13.12

21

Зимние забавы.

Практическое занятие.

Тестовая работа.

1

14.12

22

Мордовский национальный костюм ( женский)

Презентация.

1

20.12

23

Мордовский национальный костюм (мужской)

Презентация.

Проект

1

21.12

24

Повторение пройденного материала

Контроль ЗУН

Проверочная работа.

1

27.12

25

Зимние праздники.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

28.12

26

Празднование Нового года и Рождества.

Объяснение нового материала.

Упражнение с грамматическим заданием.

1

17.01

27

Празднование Нового года и Рождества.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

18.01

28

Колядки.

Презентация.

Работа с фольклорными текстами.

2

24.01

25.01

29

23 февраля - День защитника Отечества.

Предъявление нового лексического материала.

Составляем текст поздравления.

1

31.01

30

Распорядок дня.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

1.02

31

Распорядок дня.

Объяснение нового материала.

Грамматическое задание к тексту.

1

7.02

32

8 Марта – международный женский день

Активизация речевых умений и навыков

Составляем  диалог, текст поздравления.

2

8.02

14.02

33

Приметы весны.

Повторение.

Ответы на вопросы к тексту.

1

15.02

34

Приметы весны.

Практическое занятие.

Кроссворд.

1

21.02

35

Птицы.

Предъявление нового лексического материала.

Чтение и перевод текста.

1

22.02

36

Повадки птиц.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

28.02

37

Мордовская национальная кухня

Презентация

Проекты.

2

1.03

7.03

38

Мой воскресный день.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

14.03

39

Мой воскресный день.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

15.03

40

Мордовская народная сказка «Куйгорож»

Урок чтения

Чтение и пересказ

1

21.03

41

Мордовские народные сказки

Инсценирование

1

22.03

42

Повторение пройденного материала.

Контроль ЗУН.

Тестовая работа

1

4.04

43

Весенние праздники. Вербное воскресенье.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

2

5.04

11.04

44

Журнал «Сятко»

Урок чтения.

Чтение и пересказ.

2

12.04

18.04

45

Одежда и обувь.

Объяснение нового материала

Ответы на вопросы.

1

19.04

46

Одежда и обувь

Практическое занятие.

Грамматическое задание к тексту.

1

25.04

47

Экскурсия по родному городу

Презентация

Проекты

1

26.04

48

Экскурсия по родному городу

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ

1

3.05

49

Мордовские народные игры

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по заданному началу

1

10.05

50

Мордовские народные игры

Игра

1

16.05

51

Здоровье. Гигиена. Части тела

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

17.05

52

Здоровье. Гигиена. Части тела

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

23.05

53

Как я проведу летние каникулы?

Повторение.

Работа с текстом

1

24.05

54

Летние каникулы.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы»

1

30.05

55

Повторение пройденного материала

Активизация речевых умений и навыков

1

31.05

Итого

68

                Календарно-тематическое планирование

                  уроков эрзянского языка в 5 К классе

Предмет - Эрзянский язык                     Учитель: Косынкина Л.М.        

  Кол-во в  нед.часов:    2 часа

Программа по изучению  эрзянского  языка в классах  с русскоязычными учащимися, 5 класс: пятый  год обучения. /О.В.Кочеваткина,Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2010

Учебник. Эрзянский язык.

 5 класс: четвертый  год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010

Тема

Вид занятия

Вид самостоятельной

работы

Кол-во часов

Дата

планир.

Дата

фактич.

1

Летние каникулы

Повторение

2

6.09

7.09

2

Времена года. Наступила осень.

Повторение.

Составляем рассказ по опорным словам

1

13.09

3

Дары осени. Имя существительное.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к упражнению

1

14.09

4

Школьные принадлежности.  Одушевленные и неодушевленные существительные.

Работа с новыми синт.конструкциями

Чтение и перевод текста, составление кроссворда

2

20.09

21.09

5

Путешествие, виды транспорта.

Ввод нового лексического материала

Работа с текстом, грамматическое задание

2

27.09

28.09

6

Словари и разговорники эрзянского языка.

Собственные и нарицательные существительные.

Объяснение нового материала

Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями.

1

4.10

7

Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных.

Повторение.

1

5.10

7

Семейные традиции. День рождения. Склонения  существительных.

Повторение. Объяснение нового материала.

Чтение и перевод, работа с текстом.

2

11.10

12.10

8

Мой город, мое село. Падежи.

Объяснение нового материала.

Составляем предложения по образцу.

2

18.10

19.10

9

Писатели и поэты Мордовии.

Презентация

1

25.10

10

Повторение.

Повторение и обобщение теоретического материала.

Ответы на вопросы.

1

26.10

11

Повторение

Тестовая работа.

1

1.11

12

Мой друг.

Объяснение нового материала

Чтение и перевод

1

15.11

13

Мой друг.

Практическое занятие

Выполнение упражнений с грамматическими заданиями.

1

16.11

14

В журнале  «Чилисема»

Урок чтения

Чтение и перевод

1

22.11

15

Профессии в нашей семье.

Объяснение нового материала.

Работа с фольклорными текстами.

1

23.11

16

Мне нравится эта профессия.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ.

1

29.11

17

Мой класс.

Повторение

Составляем диалог.

1

30.11

18

Мой класс.

Предъявление  новой лексики

Составляем рассказ по опорным словам.

1

6.12

19

Времена года. Приметы зимы.

Повторение.

Рассказ по картинке.

1

7.12

20

Зимние забавы.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

13.12

21

Зимние забавы.

Практическое занятие.

Тестовая работа.

1

14.12

22

Мордовский национальный костюм ( женский)

Презентация.

1

20.12

23

Мордовский национальный костюм (мужской)

Презентация.

Проект

1

21.12

24

Повторение пройденного материала

Контроль ЗУН

Проверочная работа.

1

27.12

25

Зимние праздники.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

28.12

26

Празднование Нового года и Рождества.

Объяснение нового материала.

Упражнение с грамматическим заданием.

1

17.01

27

Празднование Нового года и Рождества.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

18.01

28

Колядки.

Презентация.

Работа с фольклорными текстами.

2

24.01

25.01

29

23 февраля - День защитника Отечества.

Предъявление нового лексического материала.

Составляем текст поздравления.

1

31.01

30

Распорядок дня.

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

1.02

31

Распорядок дня.

Объяснение нового материала.

Грамматическое задание к тексту.

1

7.02

32

8 Марта – международный женский день

Активизация речевых умений и навыков

Составляем  диалог, текст поздравления.

2

8.02

14.02

33

Приметы весны.

Повторение.

Ответы на вопросы к тексту.

1

15.02

34

Приметы весны.

Практическое занятие.

Кроссворд.

1

21.02

35

Птицы.

Предъявление нового лексического материала.

Чтение и перевод текста.

1

22.02

36

Повадки птиц.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

28.02

37

Мордовская национальная кухня

Презентация

Проекты.

2

1.03

7.03

38

Мой воскресный день.

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

14.03

39

Мой воскресный день.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по плану.

1

15.03

40

Мордовская народная сказка «Куйгорож»

Урок чтения

Чтение и пересказ

1

21.03

41

Мордовские народные сказки

Инсценирование

1

22.03

42

Повторение пройденного материала.

Контроль ЗУН.

Тестовая работа

1

4.04

43

Весенние праздники. Вербное воскресенье.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод

2

5.04

11.04

44

Журнал «Сятко»

Урок чтения.

Чтение и пересказ.

2

12.04

18.04

45

Одежда и обувь.

Объяснение нового материала

Ответы на вопросы.

1

19.04

46

Одежда и обувь

Практическое занятие.

Грамматическое задание к тексту.

1

25.04

47

Экскурсия по родному городу

Презентация

Проекты

1

26.04

48

Экскурсия по родному городу

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ

1

3.05

49

Мордовские народные игры

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по заданному началу

1

10.05

50

Мордовские народные игры

Игра

1

16.05

51

Здоровье. Гигиена. Части тела

Повторение.

Чтение и перевод текста.

1

17.05

52

Здоровье. Гигиена. Части тела

Объяснение нового материала

Грамматическое задание к тексту.

1

23.05

53

Как я проведу летние каникулы?

Повторение.

Работа с текстом

1

24.05

54

Летние каникулы.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы»

1

30.05

55

Повторение пройденного материала

Активизация речевых умений и навыков

1

31.05

Итого

68

                       

                        Содержание программы

Летние каникулы. Повторение.( 2часа)

Наступила осень.( 2 часа)

Знать: лексику  по теме; имя существительное.

Уметь: использовать в речи данное грамматическое явление.

Школьные принадлежности.( 2 часа)

Знать: лексику  по теме; имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Уметь: различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Путешествие. Виды транспорта. (2 часа)

Знать: лексику  по теме.

Уметь: использовать в речи  имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Словари и разговорники эрзянского языка.( 2часа)

Знать: существительные собственные и нарицательные.

Уметь: работать со словарем, использовать в речи существительные собственные и нарицательные.

Семейные традиции. Празднование дня рождения. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, категорию числа существительных, склонение существительных.

Уметь:  образовывать форму  множественного  числа существительных,

 употреблять существительные в основном, указательном, притяжательном склонениях.

Мой город, мое село. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, систему падежей.

Уметь: склонять имена существительные.

Писатели и поэты Мордовии. (1 час)

Знать: имена писателей и поэтов Мордовии, иметь представление об их творчестве.

Уметь: по опорной записи определять падежи имен существительных.

Повторение и обобщение темы «Существительное».

Мой друг (моя подруга) (2 часа)

Знать: лексику  по теме, дательный и отложительный падежи.

Уметь: употреблять существительные в дательном и отложительном  падежах, составлять текст по теме «Мой друг (моя подруга)».

Встреча с журналом «Чилисема». Работас журналом «Чилисема». (2 часа)

Знать: местный и исходный падежи.

Уметь: определять форму изученных падежей, составлять текст письма.

Профессии в нашей семье. Мне нравится эта профессия. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, направительный и вносительный падежи.

Уметь : употреблять существительные  в направительном и вносительном падежах, составлять диалог по теме.

Мой класс. (2 часа)

Знать: лексику  по теме, переместительный и превратительныйпадежи.Уметь : употреблять существительные  впереместительном и превратительном падежах, составлять связный текст по теме.

Приметы зимы. Зимние забавы. (3 часа)

Знать: лексику  по теме, сравнительный и изъятельный падежи.

Уметь: составлять связный текст по теме, употребляя существительные в формах разных падежей.

Мордовская национальная одежда. (2 часа)

Знать : лексику по теме, суффиксы субъективной оценки.

Уметь: понимать текст-описание, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Повторение и обобщение темы «Имя существительное». (1 час)

Зимние праздники. Новый год и Рождество.  (6 часов)

Знать: о традициях и обычаях мордвы, имя прилагательное и его признаки.

Уметь: составить текст-описание, употреблять в речи прилагательные, различать качественные и относительные прилагательные.

Распорядок дня.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме.

Уметь: составлять диалог,  связный текст по заданной теме.

8 Марта – Международный женский день.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме, способы образования прилагательных.

Уметь: составлять текст поздравления.

Птицы. Повадки птиц. (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Послелоги и их значения.

Уметь: понимать текст по теме, отвечать на вопросы, писать послелоги со словами.

Национальные еда и напитки. (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Глагол и его признаки.

Уметь: составлять рассказ по плану, употреблять глаголы в речи.

Мой воскресный день.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Глагол, его времена.

Уметь: составлять текст-описание действия.

Знакомство с мордовскими народными сказками.  (2 часа)

Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное».  (1 час)

Весенние праздники. Вербное воскресенье. Пасха.  (2 часа)

Знать: о традициях и обычаях мордвы. Времена глагола.

Уметь: строить высказывания о событиях в прошедшем, настоящем, будущем времени.

Знакомство с журналом «Сятко».  (2 часа).

 Знакомство с произведениями современных мордовских писателей

Одежда и обувь.(2 часа)

Знать: лексику  по теме. Глагол, его времена.

Уметь: употреблять глаголы в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

Экскурсии по родному городу.  (2 часа)

Мордовские народные игры.   (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Типы предложений по цели высказывания.

Уметь: составлять диалог, участвовать в диалоге.

Здоровье. Гигиена. Части тела.  (2 часа)

Знать: лексику  по теме. Типы предложений по интонации.

Уметь: составлять рассказ по теме, употребляя в речи разные по цели высказывания и по эмоционально окраске предложения.

Повторение и обобщение темы «Глагол».( 1 час)

Повторение и обобщение пройденного материала за весь год.( 2часа)

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

  • Папки  с иллюстрациями
  • Учебно-наглядные пособия
  • Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
  • учебные диски («Живи, родной язык !»
  • учебные фильмы, мультфильмы
  • диски с мордовскими народными сказками

Учебно-практическое  оборудование

Наименование

Коли-

чество

1

Доска аудиторная с 3-мя рабочими плоскостями

1

2

Персональный компьютер

1

3

Принтер Canon I – Sensys MF-4410

1

5

Проектор Benq

1

7

Стол  компьютерный

1

                                            Учебно-методическое обеспечение

                                  Литература для учащихся

  1.  Все о Мордовии. Справочно-энциклопедическое издание.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1988
  2. Журнал на эрзянском языке «Чилисема»
  3. Мордовские народные сказки.- Саранск: Морд.кн. изд-во,2006

                   Литература для учителя

  1. Беспалова Г.Ф.Практические задания и методические указания по эрзянскому языку. – Саранск,2004.-68с.
  2. Вейсэ, башка, тешксвельде: Валкс / Саранск, 2002.-144с
  3. Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988.
  4. Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.
  5. Имайкина М.Д. Эрзянский язык:У чеб.пособие  в2-х ч.- Саранск, 1996.- 180 с.
  6. Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.
  7. Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.
  8. Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.
  9. Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.
  10. Самородов К.Т. Мордовская  обрядовая поэзия. Саранск, 1980.
  11. Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.

             12. Ютко шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.

Данная рабочая программа составленна для учащихся 6 класса при 2 часах в неделю классическая Герасимова ....

Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.

рабочая программа составлена для классической линнии общеобразовательной школы к учебнику Герасимовой...

Рабочая программа по математике 6 класс и календарно тематическое планирование к учебнику С.М.Никольского, М.К. Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина.

Рабочая программа по математике 6 класс и календарно тематическое планирование составлены на основе Математика.Сборник рабочих программ. 5-6 классы : пособие для учителей общеобразовательных учре...

Рабочая программа по биологии 6 класс (с календарно- тематическим планированием)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планировиние. Календарно- те...

Рабочая программа по биологии 5 класс с календарно-тематическим планированием

Рабочая программа по  биологии для  5 класса на 2018/19 учебный год  составлена на основе авторской программы  курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева,...