Рабочая программа по биологии 5 класс с календарно-тематическим планированием
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Ситниченко Елена Евгеньевна

Рабочая программа по  биологии для  5 класса на 2018/19 учебный год  составлена на основе авторской программы  курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова )

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Уровень общего образования (класс)

__________________________5 класс_________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество  часов __34____

Учитель                                    Ситниченко Е.Е.                                             .                                                                                                             

        

г. Азов, Ростовская область МБОУСОШ № 13

Пояснительная записка

    Настоящая  рабочая программа по биологии для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для среднего общего образования.

   Рабочая программа по биологии  представляет собой целостный документ, включающий   четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание тем по биологии; календарно -тематическое планирование .

     Курс биологии направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению по биологии:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

-   Рабочая программа по  биологии для  5 класса на 2018/19 учебный год  составлена на основе авторской программы  курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова )

 с целью :

  • Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2018- 2019 учебный год,
  • Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС по биологии.
  •    Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
  • Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) ;
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Росстйской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 » (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационый № 40937);
  • Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
  • Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334 «О внесении изменений в федеральные государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов".
  • Авторская программа  курса Биология. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Изд-во «Вентана-Граф», 2015 год)
  • Приказ об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018  № 24/4.1-5705.).

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса ( учебника)   Биология. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Изд-во «Вентана-Граф», 2015 год)

        

        Федеральный базисный план отводит 34 часов для образовательного изучения биологии в 5 классе из расчёта 1 час в неделю.

        В соответствии с этим реализуется 33 часа в объеме 1  час в неделю.

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы  и расписания учебных занятий на 2018-2019 учебный год и обеспечивает рациональное распределение учебного материала:

Планируемые результаты освоения Биологии

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в  природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

6.научиться объяснять роль биологии в практической деятельности

  людей; места и роли человека в природе

7.овладение методами: наблюдение, описание.

8.формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем

9. освоение приемов  оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.

1.умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности.

2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

3Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию  в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей.

5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

6.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих

8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

9.умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.

10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .

11.формировать  и развивать компетентность в  области использования ИКТ.

1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства      гордости за свою Родину.

2.формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3.знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

4.Сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5.формирование личностных представлений о целостности природы.

6.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия

Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности

7.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм  социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций .

8.Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

9.Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности.

10.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

11.формироование основ экологического сознания на  основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Тематическое планирование

п/п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты

1.

ТЕМА1

Биология-

Наука о живом мире.

8 часов

Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличи- тельных приборов».

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

2.

Тема 2

Многообразие живых организмов

12часов

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

3.

Тема 3

Жизнь организмов на планете Земля

8 часов

Фронтальный,индивидуальный опрос,проекты,презентации

4.

Тема 4

Человек на планете Земля

4 часа

Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Содержание учебного предмета, курса

п/п

Содержательные линии и их характеристика

Кол-во

 часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Система оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень

1.

ТЕМА1

Биология-

Наука о живом мире.

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой прир

оды. Органы организма их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

8

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличи- тельных приборов».

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

2.

Тема 2

Многообразие живых организмов

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент, описание. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы .Первое применение микроскопа Р.Гуком.

12

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».

3.

Тема 3

Жизнь организмов на планете Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

8

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Фронтальный,индивидуальный опрос,проекты,презентации

4.

Тема 4

Человек на планете Земля

Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

4

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».

Календарно-тематическое планирование (5 класс)

П/П

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во

часов

Вид и форма контроля

(темы контрольных, практических, лабораторных, тестовых работ, экскурсий)

план

факт

ТЕМА1

Биология-

Наука о живом мире.

(8 часов)

1

Биология. Роль биологии в практической деятельности

1

Фронтальный опрос

2

Отличительные признаки живых  организмов

1

Фронтальный опрос

3

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

1

Лаб.работа № 1«Изучениеустройствувеличительныхприборов

4

Клеточное строение

организмов.

Многообразие клеток.

1

индивидуальный

5

Методы изучения клетки.

1

лабораторнаяработа № 2«Знакомство с клеткамирастений»

6

Особенности химического состава  живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

1

составление плана работы, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов

7

Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедеятельности  клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

1

Фронтальный опрос

8

Биология как наука. Обощение и стематизация знаний по теме №1

1

Индивидуальный опрос

Тема 2

Многообразие живых организмов

(12часов)

9

.Разнообразиеорганизмов.Принципыклассификации.Отличительныепризнакипредставителейцарствживойприроды

1

Фронтальный опрос

10

Бактерии.Многообразие бактерий

1

Индивидуально опрос

11

Бактерии.Многообразие бактерий. Бактерии-возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Индивидуально опрос

12

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека

1

Индивидуально опрос

13

Методыизученияживыхорганизмов:наб-людение,измерение,эксперимент.

1

Лаб.работа № 3«Знакомство с внешнимстроениемпобеговрастений»

14

Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

1

Индивидуально опрос

15

Методыизученияживыхорганизмов:наблюдение,измере-ние,эксперимент.

1

Лаб.работа № 4«Наблюде-ниезапередвижениемживотных»

16

Грибы. Многообразие грибов.

1

Фронтальный опрос

17

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами

1

Фронтальный опрос

18

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

1

Фронтальный опрос

19

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

1

Фронтальный опрос

20

Значение живых организмов. Обобщение и систематизация знаний потеме.

1

Индивидуальный опрос

Тема 3

Жизнь организмов на планете Земля

(8 часов)

8

21

Среды жизни планеты Земля

1

Фронтальный опрос

22

Экологические факторы среды

1

Фронтальный опрос

23

Приспособления   организмов    к жизни в природе

1

Индивидуальный опрос

24

Природные сообщества

1

Фронтальный опрос

25

Природные зоны России

1

Фронтальный опрос

26

Жизнь организмов на разных материках

1

Индивидуальный опрос

27

Жизнь организмов в морях и океанах

1

Индивидуальный опрос

28

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

Индивидуальный опрос

Тема 4

Человек на планете Земля

(4 часа)

29

Как появился человек на Земле.

1

Фронтальный опрос

30

Как человек изменял природу.

1

Фронтальный опрос

31

Важность  охраны  живого   мира планеты

1

Фронтальный опрос

32

Сохраним богатство живого мира

Экскурсия «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира».

1

Индивидуальный опрос

33

Задание на лето

Урок обобщения и систематизации знаний

1

34

Урок обобщения и систематизации знаний

1

35

Урок обобщения и систематизации знаний

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 3 класса

в содержание программы входит: пояснительная записка,контроль уровня обученности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование,основное содержание программы....

рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 4 класса

в содержание программы входит: пояснительная записка,требования к  уровню обученности,нормы оценки, содержание тем, календарно-тематическое планирование,контроль уровня обученности ....

Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование

Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс

Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 6 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно- тематическим планированием построена с учётом тредований ФГОС ООО (УМК И.Л. Бим)...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 8 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно - тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 9 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно -тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...