Рабочая программа по географии 6 класс с календарно - тематическим планированием.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

СОЛОВЕЙ ДИАНА ИВАНОВНА

рабочая программа составлена для классической линнии общеобразовательной школы к учебнику Герасимовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass_geografiya_07_10.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 13

Согласовано                                           Согласовано                                           Утверждаю

на заседании ШМО                           на метод. совете                    директор МОУ-СОШ №13

____руководитель                        зам. директора по УВР                  ____ Н.А. Базутина

ШМО Мисакян Г.А.                             _____Н.С. Шамазова

«____» ________2013г.                  «____» ________2013г.                 «____» ________2013г.

                                                                                                                 Приказ от ______№___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ

Составлена на основе авторской программы Т.П. Герасимовой программа для общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс. 6 класс». Классическая линия. «Дрофа» Москва 2011 год.

6 класс

Учитель: Д.И. Соловей

Клин 2013 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа для 6 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе «Примерной программы основного общего образования  по географии для 6-9 классов общеобразовательного учреждения», соответствующей требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и  авторской программы Т.П. Герасимовой программа для общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс. 6 класс». Классическая линия. «Дрофа» Москва 2011 год.

Начальный курс - Начальный курс - первый этап в изучении географии, имеющий пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ, о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях природы, о связях между природой и человеком.

        Главная цель изучения курса в основной школе - овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне получить знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы как в классе, так и на местности.

        На относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях месторасположения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, почвами, а так же населением и его хозяйственной деятельностью, ее основными отраслями, условиями быта, труда, отдыха, культуры, взаимосвязями в системе «природа-человек». Краеведческий принцип в содержании курса и технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействуют интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе как основной части земных оболочек. Одновременно формируются основные общие предметные понятия («горы», «река», «климат» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

        Начальный курс для учащихся основной школы – первый в изучении географии. Поэтому в «Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и (или) показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.

Богатое содержание материала этого курса   позволяет учителю реализовать главные цели курса:

образовательную – сформировать знания  основ предмета, познакомив  учащихся с  геосферами  Земли, а также,  раскрыть  роль  физической географии,  отметить  её значение в решении экологических проблем.  Познакомить учащихся с основами бережного отношения   к   природе, подготовив их к её эстетическому восприятию, а также формировать   экологическую культуру детей

воспитательная – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний.  Систематизировать диалектико–материалистические взгляды на   природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки природоохранного поведения.

развивающая –  вызвать у учащихся  интерес к географии  как науке.  Научить   их устанавливать причинно - следственные связи между   компонентами в природных комплексах.  При изучении географии формируются не только общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности -  познавательные, информационно - коммуникативные, а также формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития познавательных способностей   учащихся – их памяти, воображения, логики пространственного восприятия мира, расширения   кругозора и формирования мышления учащихся благодаря анализу, синтезу, сравнению.

К основным задачам курса относятся:

а) формирование знаний, понятий и представлений о природе  нашей   планеты;

б) развивать умения учащихся в  составлении  комплексных   характеристик  отдельных географических объектов;

в) выработать приёмы учебной работы, умения  в работе  с учебником, географическими  картами   и  другими источниками  географической информации;  

г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам  творческой работы;

д) развивать умение работать не только индивидуально, но  и   в группах;

е) формировать познавательный интерес и творческие способности   учащихся;

ё) применять полученные знания и умения для решения практических   задач в повседневной жизни.

ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру,  а  также выработать навыки разумного поведения в природе.  

Программа Герасимовой Т.П. «Начальный курс. 6 класс» полностью соответствует требованиям «Обязательного минимума содержания основных обязательных программ для общеобразовательной школы».

Программа реализуется за курс 6 класса, два часа в неделю, согласно учебному плану школы на 2013-2014 учебный год в году 35 учебных недель, а авторская программа рассчитана на 34 учебных недели, поэтому  были внесены следующие изменения - и добавлены 2 часа в Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека, всего в год 70 часов.

Начальный курс является частью целостного учебного предмета «География».  В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ключевые компетенции

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

1.        Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
  • форму и размеры Земли (длина окружности);
  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
  • части Мирового океана;
  • среднюю соленость вод океана;
  • воды суши подземные и поверхностные;
  • речную систему, речной бассейн;
  • компоненты ПТК;
  • правила поведения в природе;
  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
  • главную причину образования ветра;
  • главную причину образования облаков, осадков;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические координаты своей местности.

2.        Приводить примеры:

  •   характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
  •   связей между элементами погоды;
  •    изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;
  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
  • меры по охране природы в своей местности;
  • горных пород и минералов, их использования человеком;
  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
  • взаимосвязей: река — рельеф;
  • искусственных водоемов;
  • из истории географических исследований и открытий.

3.        Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
  • абсолютные и относительные высоты;
  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
  • по карте географическое положение объектов;
  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;
  • фенологические сроки начала времен года.

4.        Описывать:

—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5.        Объяснять:

—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Тематическое планирование за курс 6 класса

Раздел (тема)

Авторская программа

Рабочая программа

Введение

3 ч

3 ч

Раздел I.  Виды изображений земной поверхности

14 ч

14 ч

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки

46 ч

46 ч

Раздел III. Население Земли.

3 ч

3 ч

Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

2 ч

4 ч

Итого

68  

70 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Введение (3 часа)

География – наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса географии.

Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы. На местности: 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу. 2 Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).

На контурной карте: 1. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба. 2. Подписать названия материков и океанов.

Раздел I. Виды изображений земной поверхности (14 часов).

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, аэрофотоснимок, снимки из космоса.

Тема 1. План местности. 6 часов

Понятие о плане местности. Условные знаки. Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане.

Способы съемки местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке местности. Составление простейших планов местности. Особенности изображения населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 1. Ориентирование на местности.

2. Глазомерная съемка небольшого участка местности.

3. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

Тема 2. Географическая карта. 8 часов

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот т глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Значение планов местности и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы. 1. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

2. Обучение определению направлений по карте (в том числе координат своей местности).

3. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.

4. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки. (46 часов)

Тема 1. Литосфера. 10 часов

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора – внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловина, горная долина, овраг). Картографическое изображение форм рельефа.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые). Различия гор по высоте. Изменение гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменение равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Значение равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 1. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

2. Определение по карте географического положения  и высоты гор, равнин.

3. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.

Тема 2. Гидросфера. 17 часов

Что такое гидросфера? Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода – растворитель.

Мировой океан – основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки, острова, полуострова. Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их – проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движение вод (ветровые волны, цунами, приливы, отливы, океанические течения). Изучение Мирового океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки: элементы речной долины. Речные система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.

Озёра. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды(пресные, соленые). Ледники: горные, покровные. Многолетняя мерзлота.

        Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 1. Характеристика карты океанов.

2. Определение географического положения объектов: океана, моря залива, полуострова, реки, озера, водохранилища, обозначение их на контурной карте.

3. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.

4 . Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

Тема 3. Атмосфера. 12 часов.

Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, туман и облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количество осадков за (сутки, месяц, год, многолетний период).

        Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

        Климат, его характеристика. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Тропики, полярные круги, пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 1. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

2. Описание климата совей местности. Описание атмосферы.

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. 4 часа

        Разнообразие растений, животных, организмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распределения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

        Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы соей местности.

Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы. 3 часа

        Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой географической оболочки, ее границы. Биосфера – часть географической оболочки.

        Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

        Природные комплексы своей местности.

        Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практические работы. 1. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

2. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Раздел III. Население Земли. (3 часа)

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав.

Общая численность населения Земли. Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы; равенство рас.

Тема 2. Основные типы населенных пунктов.

        Городские поселения и сельские. Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Тема 3. Человек – часть биосферы.

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.

Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. (4 часа)

        Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь человека.

        Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

Список практических работ.

Оценочные

Обучающие

Пр.раб.№3. Ориентирование на местности.

Пр. раб. №1. Обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

Пр. раб. № 5. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

Пр. раб.№2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов

Пр. раб. № 8. Обучение определению направлений по карте, определение географических координат.

Пр. раб. № 4. Глазомерная съемка небольшого участка местности.

Пр. раб. №11.  Определение по карте географического положения  и высоты гор, равнин

Пр. раб № 6. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

Пр. раб. № 13. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.

Пр. раб. № 7. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: океана, моря залива, полуострова, обозначение их на к/к.

Пр. раб.№ 9. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: реки, обозначение их на к/к.

Пр. раб. № 10. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: озера, водохранилища, обозначение их на к/к.

Пр.раб.№12. изучение рельефа своей местности.

Пр. раб.№ 15. Определение ГП объектов: озера, обозначение их на к/к.

Пр. раб. № 14. Характеристика карты океанов.

Пр. раб. № 18. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов

Пр. раб. № 16. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.

Пр. раб. №17. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

Пр. раб. № 19. Описание климата совей местности. Описание атмосферы.

Пр. раб. № 20. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Пр. раб. № 21. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

Пр. раб. № 22. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Пр. раб. № 23. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Программа реализуется с помощью УМК:

  1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008 г. – 174 с.
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. М.: ВАКО, 2010 г. – 304 с.
  3. Н.Н.Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. 6 класс. М.: Дрофа, 1999 г.- 64 с.
  4. Атлас. 6 класс. Физическая география. Начальный курс, 2010 г.
  5. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ.
  6. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г. – 96 с.

Дополнительная литература:

1. Программно-методические материалы. География. 6—9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. М.: Дрофа, 2010

 2. ГЕОГРАФИЯ тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 класс Издательство «Учитель-АСТ» 2009 г. Составитель:  Т.Н.Воробцова

3.  Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии /В. А. Блаженов. — М.: Дрофа, 2009.

4. Субботин Г. П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов /Приложение к основному учебнику Т. П, Герасимова, О. В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993./ М.: Аквариум, 2008

5. Козловский Е. Г., Разумовская О. К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники
В. X. Янаев, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Климанов Викт.В., Климанов Вл.В. Земли и страны: Учебное пособие по географии.  — М.: Московский лицей, 2005.        

7. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

Материально – техническая база обеспечения образовательного процесса.

  1. Интерактивная доска SMARTBOARD
  2. Коллекция учебных презентаций.
  3. Электронные карты.
  4. Демонстрационные материалы: коллекции минералов, схемы по учебному процессу.
  5. Коллекция обучающих виде-уроков и видеофильмов.
  6. Компьютер и принтер.
  7. Доступ в интернет.
  8. Коллекция ЭОР:
  • Начальный курс географии для 6 класса.
  • География материков и океанов «Наш дом – Земля» в 7 классе.
  • География России: природа и население.
  • География 6-10 класс.
  • География 10 класс.
  • Энциклопедия Пермской области.
  • География Лысьвенского района.
  • Энциклопедия «Кругосветка».
  • Шпаргалки по географии.
  • Карты по странам мира
  • Уроки «Кирилла и Мефодия» для 6-11 классов.

Список электронных образовательных ресурсов.

Ресурс

Адрес

Интернет - урок

http://interneturok.ru/ru

ГлобалЛаб

http://globallab.ru/ru.htm

Российская Электронная библиотека

http://elibrary.rsl.ru/

Мировая цифровая библиотека

http://www.wdl.org/ru/

Единая коллекция образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

http://eor.edu.ru/

Архив учебных программ и презентаций.

http://www.rusedu.ru/

Популярная география

http://www.geosite.com.ru/

География

http://www.geografia.ru/

Сайт редких карт

http://www.karty.narod.ru/

Сайт учителя географии Фромберга А.Э.

http://afromberg.narod.ru/

Сайт презентаций

http://geoppt.ru/

Мир путешествий и приключений

http://www.outdoors.ru/general/index.php

Природные катастрофы

http://katastroffi.narod.ru/

Сибирь – страна чудес

http://library.thinkquest.org/27130/ru/startr.htm

География

http://www.geoman.ru/

Русское географическое общество

http://www.rgo.ru/

География мира.

http://geo2000.nm.ru/

Гео-тур

http://gturs.com/

Географический справочник

http://geo.historic.ru/

Все о минералах

http://www.catalogmineralov.ru/#

NG

http://www.nat-geo.ru/

Все для учителя географии

http://geo.1september.ru/

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №13

Согласовано:                                                                                                     Утверждаю:

зам.директора  по УВР                                                                           директор МОУ-СОШ №13                                                                                                                           ___________Н.С. Шамазова                                                                     __________Н.А. Базутина

 "__"________2013г.                                                                                 "_____"________2013 г.  

                                                                                                                 Приказ от _______№ ____

 

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету география

 6 В класс

УчительСоловей Д.И.

Количество часов: всего   70 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков 1 зачет за курс географии 6 класса

Практические работы            23

Планирование составлено на основе программы: Т.П. Герасимовой программа для общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс. 6 класс». Классическая линия. «Дрофа» Москва 2011 год

.

Учебник   Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. -   География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа 2012

Клин, 2013г.


Календарно-тематическое планирование.

п/п

№ в теме

Дата по плану

Дата факт.

Разделы и темы уроков

Практическая часть

Домашнее

задание

ВВЕДЕНИЕ. (3 часа)

1

1

Что изучает география?

§ 1,2

2

2

Земля – планета Солнечной системы.

Пр. раб. №1. Обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

§ 3

3

3

Экскурсия.

Пр. раб.№2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов

Конспект

Раздел I. Виды изображений земной поверхности (14 часов).

Тема 1. План местности. (6 часов)

4

1

Понятие о плане местности.

§ 4

5

2

Масштаб.

§ 5

6

3

Стороны горизонта. Ориентирование.

Пр.раб.№3. Ориентирование на местности.

§ 6

7

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

§ 7

8

5

Составление плана местности. Глазомерная съемка.

Пр. раб. № 4. Глазомерная съемка небольшого участка местности.

§ 8

9

6

Маршрутная съемка.

Пр. раб. № 5. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

§ 8

Тема 2. Географическая карта. (8 часов)

10

1

Формы и размеры Земли.

§ 9

11

2

Географическая карта.

Пр. раб № 6. Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

§ 10

12

3

Градусная сеть на глобусе и картах.

Пр. раб. № 7. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.

§ 11

13

4

Географическая широта.

§ 12

14

5

Географическая долгота. Географические координаты.

Пр. раб. № 8. Обучение определению направлений по карте, определение географических координат.

§ 13

15

6

Изображение на картах высот и глубин

Пр.раб.№ 9. Характеристика карты (или ее части) своей местности.

§ 14

16

7

Значение планов местности и географических карт.

§ 15

17

8

Обобщающий урок по теме: Виды изображений земной поверхности.

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки. (46 часов)

Тема 1. Литосфера.(10 часов)

18

1

Земля и ее строение.

§ 16

19

2

Горные породы и минералы.

Пр. раб. № 10. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

§ 17

20

3

Движения земной коры.

§ 18

21

4

Вулканы.

§ 19

22

5

Горячие источники, гейзеры.

§ 19

23

6

Рельеф суши. Горы.

§ 20

24

7

Равнины суши.

Пр. раб. №11.  Определение по карте географического положения  и высоты гор, равнин

§ 21

25

8

Особенности рельефа своей местности.

Пр.раб.№12. изучение рельефа своей местности.

Пр. раб. № 13. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.

конспект

26

9

Рельеф дна Мирового океана.

§ 22

27

10

Обобщающий урок по теме: «Литосфера».

Тема 2. Гидросфера.(17 часов)

28

1

Вода на Земле.

§ 23

29

2

Части Морового океана.

Пр. раб. № 14. Характеристика карты океанов.

§ 24

30

3

Внутренние и внешние моря.

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: океана, моря залива, полуострова, обозначение их на к/к.

§ 24

31

4

Свойства океанической воды.

§ 25

32

5

Волны в океане.

§ 26

33

6

Океанические течения.

§ 27

34

7

Изучение Мирового океана.

§ 28

35

8

Подземные воды.

§ 29

36

9

Реки.

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: реки, обозначение их на к/к.

§ 30

37

10

Типы питания рек.

Пр. раб. № 16. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.

§ 30

38

11

Озера.

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: озера, водохранилища, обозначение их на к/к.

§ 31

39

12

Типы озер.

Пр. раб. № 15. Определение ГП объектов: озера, обозначение их на к/к.

§ 31

40

13

Горные ледники.

§ 32

41

14

Покровные ледники.

§ 32

42

15

Искусственные водоемы.

Пр. раб. №17. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

§ 33

43

16

Загрязнение гидросферы.

§ 34

44

17

Обобщающий урок по теме: «Гидросфера».

Тема 3. Атмосфера.(12 часов)

45

1

Атмосфера: строение, значение, изучение.

§ 35

46

2

Температура воздуха.

§ 36

47

3

Годовой ход температуры воздуха.

§ 37

48

4

Атмосферное давление.

§ 38

49

5

Ветер.

§ 39

50

6

Водяной пар в атмосфере. Облака.

§ 40

51

7

Атмосферные осадки.

§ 41

52

8

Погода.

Пр. раб. № 18. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов

§ 42

53

9

Климат.

Пр. раб. № 19. Описание климата совей местности. Описание атмосферы.

§ 43

54

10

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

§ 44

55

11

Причины, влияющие на климат.

§ 45

56

12

Обобщающий урок по теме: «Атмосфера».

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле.(4 часа)

57

1

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

§ 46

58

2

Природные зоны Земли.

§ 47

59

3

Организмы в Мировом океане.

§ 48

60

4

Воздействие организмов на земные оболочки.

Пр. раб. № 20. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

§ 49

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы.(3 часа)

61

1

Природный комплекс.

Пр. раб. № 21. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

§ 50

62

2

Биосфера нашей местности.

Пр. раб. № 22. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

конспект

63

3

Обобщающий урок по теме: «Биосфера».

Раздел III. Население Земли. (3 часа)

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав. 1час.

64

1

Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли.

§ 51-52

Тема 2. Основные типы населенных пунктов. 1 час.

65

1

Основные типы населенных пунктов.

Пр. раб. № 23. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

§ 53

Тема 3. Человек – часть биосферы. 1 час.

66

1

Человек – часть биосферы.

§54

Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. (4 часа)

67

1

Стихийные природные явления.

§ 55

68

2

Влияние природы на жизнь человека.

§ 55

69

3

Итоговое тестирование за курс 6 класса.

70

4

Глобальные проблемы человечества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 3 класса

в содержание программы входит: пояснительная записка,контроль уровня обученности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование,основное содержание программы....

рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 4 класса

в содержание программы входит: пояснительная записка,требования к  уровню обученности,нормы оценки, содержание тем, календарно-тематическое планирование,контроль уровня обученности ....

Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование

Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс

Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 6 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно- тематическим планированием построена с учётом тредований ФГОС ООО (УМК И.Л. Бим)...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 8 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно - тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...

Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 9 класс (УМК И.Л.Бим)

Рабочая программа по немецкому языку с календарно -тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...