Рабочая программа по литературе для 8 класса.
рабочая программа (8 класс) по теме

Сергеевых Светлана Анатольевна

Программа составлена с учётом современных требований, предъявляемых к документам такого рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_ab_literatura_2_korovina_sergeevykh.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса по литературе для 8а, б классов.

Пояснительная записка.

Статус документа.

     Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе под редакцией В.Я Коровиной, Москва «Просвещение», 2010 г.

     Предлагаемая программа разработана в соответствии со структурой средней школы, утверждённой Законом РФ, и намечает единую систему литературного образования от 1 до 11кл.

     Ядро программы составляет обязательный минимум литературного образования, установленный Минобразования РФ, хотя программа не сводится к этому минимуму. Она создаёт основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.

Структура документа.

Программа включает следующие разделы:

  - пояснительная записка,

 - содержание тем программы,

 - требования к уровню подготовки учащихся,

 - учебно-методическое обеспечение для учащихся и учителя.

Общая характеристика предмета.

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории  литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели преподавания литературы.

     Содержание и структура программы определяется следующей целью литературного образования – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отражённые в них явления жизни и на основе этого формировать художественные вкусы эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Задачи преподавания литературы:

- изучить выдающиеся произведения мировой и отечественной литературы;

-  сформировать у детей представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

-  сформировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей;

-  развить навыки грамотного и свободного владения литературной речью;

- развить художественно- творческие способности, воображение, эстетическое чувство школьников, воспитать в них эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений.

Предполагаемые формы обучения.

Чтение фрагментов из произведений, включённых в программу по литературе для 8 класса, выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических произведений, фрагментов из  художественной прозы, монологов из драматических произведений, тесты по содержанию произведений, уроки-зачёты, уроки-диспуты, уроки-обзоры, лекции учителя с элементами беседы, рефераты, конспекты, сочинения.

Предполагаемые результаты обучения.

Предполагаемые результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат компоненты, связанные с умениями и навыками целостного анализа текста, литературоведческими знаниями и эстетическим воздействием литературного произведения на читателя.

Место предмета в федеральном базисном плане.

Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Учебно - тематический план.

Введение 1 час.

Устное народное творчество 2 часа.

Древнерусская литература 2 часа.

Из литературы 18 века 3 часа.

Из русской литературы 19 века 33 часа.

Из русской литературы 20 века 20 часов.

Из зарубежной литературы 6 часов.

Итоговый урок 1 час.

Содержание тем программы.

 1.Введение. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

1 час.

 2.Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. 1час.

3. Лирические песни как жанр народной поэзии. Отражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. 1 час.

4. Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. Житие Сергия Радонежского. Сергий Радонежский- подвижник, духовный деятель, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского. 1час.

5. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. 1час.

6. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сцены из комедии. 2 часа.

7. Урок развития речи. Обучение анализу эпизода. 1 час.

8. К.Ф. Рылеев. Думы К. Ф. Рылеева. Образ Ермака в думе «Смерть Ермака», связь произведения с историей. Характерные особенности жанра думы. 2 часа.

9. А. С. Пушкин.  «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота, Изменения в её характере. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию, утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы, мотивы народной поэзии в повести. Роль эпиграфов в повести. 10 часов.

  А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. 1 час.

10. М. Ю. Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве поэта. Романтическо – условный историзм поэмы «Мцыри».

 Мцыри- любимый идеал Лермонтова. Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. Особенности поэтики Лермонтова. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. 4 часа.

11. Н. В. Гоголь – сатирик. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино. Образ «маленького человека в повести «Шинель» 7 часов.

12. М.Е. Салтыков Щедрин. «История одного города» (фрагмент). Гротескные образы градоначальников. 1час.

13. Уроки развития речи по произведениям М.Ю. Лермонтова, Н.И.Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина. 2 часа.

14. Н.С. Лесков. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы в рассказе. 1 час.

15. Л.Н. Толстой «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. 3 часа.

16. Поэзия родной природы. 1 час.

17. А.П.Чехов. «О любви». История о любви и упущенном счастье. 1 час.

18. Из русской литературы 20 века. 20 часов.

19. Из зарубежной литературы. У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.»Вечные проблемы» в трагедии. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты Шекспира.

Ж. -  Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман. 6 часов.

20. Итоговый урок.

Требования к уровню подготовки учащихся.

     К концу 8 класса учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

 - обнаруживать связь между героем литературного произведения  и эпохой;

- видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между биографией и творчеством;

- привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство о отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанрами, и различать индивидуальные особенности писателей в пределах общего жанра;

- осмыслять художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно- историческое и символическое значение литературных образов;

 - сопоставлять различные переводы произведения;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;

 - сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами;

- писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле; рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Учебно-методическое обеспечение

для учащихся

   

  1. Учебник. Литература. 8 класс, в 2 частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- Москва «Просвещение», 2013.
  2. Литература. 8 класс. Читаем, думаем , спорим. Авторы: В. Я Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Дидактические материалы по литературе.- М., Просвещение,2006 год.  

 для учителя.

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М. , Просвещение,2008год.
  2. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- М. , ВАКО, 2004 год.
  3. Коровина В. Я. , Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. Методические советы. –

М,. Просвещение, 2008 год.

  1. Турьянская. Б. И. Литература в 8 классе. Урок за уроком.- «Русское слово», 2007 год.

 

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 8 а, б классах.

1

Введение. Литература как искусство слова.

04.09

2,3

Исторические песни о Петре Первом, Ермаке, Пугачёве. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие песен.

11.09

14.09

4

Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца».

18.09

5,6

 Житийная литература как особый жанр. «Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский -  подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

21.09

25.09

7

 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма.

Вн.чт

28.09

8

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Отношение Пушкина к истории и исторической теме в литературе.

02.10

9

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Анализ 1 и 2 глав.

05.10

10

Проблема чести и достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор 3-5 глав).

09.10

11,12

Пугачёв и народ в повести. Разбор 6-7 глав. Роль эпиграфа в 6 главе. Анализ сцены допроса башкирца. Поведение перед боем с пугачёвцами Гринёва, капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши Мироновой. Поведение Швабрина.

12.10

16.10

13,14

 Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Анализ сцены допроса Гринёва Пугачёвым. Роль пейзажа в повести.

19.10

23.10

15,16

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ сцены встречи Маши с царицей, роль данного эпизода в раскрытии авторской идеи.

26.10

30.10

17

 Итоговый урок по повести «Капитанская дочка»

13.11

18,19

 Сочинение по повести «Капитанская дочка»

Р.р.16.11

20.11

20

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.

23.11

21

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.  Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы.

27.11

22

Особенности композиции поэмы «Мцыри».

30.11

23

Роль описаний природы в поэме «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

04.12

24

 Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

07.12

25

 Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».История создания комедии и её первой постановки.

11.12

26

Н.В. Гоголь. «Ревизор».Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.

14.12

27

Н. В. Гоголь. «Ревизор». Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное понятие.

18.12

28

Н. В. Гоголь. «Ревизор».Особенности композиционной структуры произведения. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению.

21.12

29

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ Башмачкина – «маленького человека».

Вн.чт.

25.12

30

Н.В.Гоголь. «Шинель». Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга.

Вн. чт

15.01

31

М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (фрагмент). Образы градоначальников.

25.01

32,33

Сочинение по произведениям Н.В.Гоголя

Р.р.18.01

22.01

34,35

Н.С.Лесков. «Старый гений». Нравственные проблемы в рассказе.

29.01

36

Л.Н. Толстой. Социально – нравственные  проблемы в рассказе «После бала».

01.02

37

Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа.

05.02

38

Л.Н. Толстой. Нравственные проблемы повести «Отрочество».

Вн.чт 08.02

39

Поэзия родной природы.

Вн. чт.12.02

40

А.П. Чехов. «О любви» как история об упущенном счастье.

15.02

41

И.А. Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина - прозаика.

19.02

42

А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

22.02

43

Анализ одного из рассказов А.И.Куприна, И.А.Бунина(по выбору учащихся).

Р.р.26.02

44

А.А.Блок. Тема России в лирике поэта.

01.03

45

С.А .Есенин.»Пугачёв». Образ предводителя крестьянского восстания.

05.03

46,47

Урок – конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина.

12.03

19.03

48

И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству.

22.03

49

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»»(отрывки).

Вн.чт.26.03

 50

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

02.04

51

Урок - зачет по произведениям  по произведениям И.А.Бунина, А.И. Куприна, А.А. Блока, С.А.Есенина.

05.04

52

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

09.04

53

Василий Тёркин-защитник родной земли.

12.04

54

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

16.04

55

А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Вн. чт.19.04

56

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Р.р26.04

57

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

03.05

58,59

Сочинение по теме «Великая Отечественная война в произведениях русских писателей 20 века».

07.05

60,61

Русские поэты 20 века о родной природе, Родине. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы грусти, воспоминаний, надежды.

10.05

14.05

62

У. Шекспир. « Ромео и Джульетта».Поединок любви и семейной вражды.

17.05

63

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии.

21.05

64

У. Шекспир. Сонеты. Сонет как форма лирической поэзии.

65,66

Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

24.05

67

В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

28.05

68.

Итоговый урок.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...