Рабочая программа
рабочая программа (10 класс) по теме

Рябченко Наталья Викторовна

Рабочая программа по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 10 классе

Количество часов  1 час в неделю (35 часов)

Уровень   базовый

Срок реализации программы 1 год (2013-2014 учебный год)

Учитель

Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по  русскому языку для 10-11 классов, автор-составитель Баранов М.Т. к учебно-методическому комплекту «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». Авторы В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко, а также на основе  методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2013-2014 учебном году.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Задачей обучения в 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, - составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), тематического и поурочного планирования по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в 10 классе - 35 часов (1 час в неделю).

В 10 классе отводится для проведения:

  • практических работ - 3 часа;
  • контрольных работ - 3 часа.
    Цели обучения:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электрон ном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

•        создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

■ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

•        самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Элементы педагогических технологий

1) личностно-ориентированное обучение;

2) здоровьесберегающие технологии;

3) проблемное обучение;

4) тест-технологии;

5) сотрудничество

6) блочно-модульная технология

7) ИКТ

Содержание программы

10 класс (35 часов)

Введение 3ч

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи. Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка.

Лексика. Фразеология. 6ч.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика. Орфоэпия 2ч. Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование 10ч.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-Гласные И  и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Морфология. 14ч.

Имя существительное 1 ч.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное 2 ч.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное 1 ч.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение 2 ч.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.

Глагол 3 ч.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.

Причастие 2 ч.

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные

Деепричастие 1 ч.

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие 2 ч.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния

Служебные части речи  

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия:

  1. Греков, В. Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. - М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Раман, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 10 кл, к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Четко / Т. В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»),
  3. Рамам, Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 11 кл.: к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / Т, В. Раман. - М.: Экзамен XXI, 2004. - (Серия «Учебно-методический комплект»).
  4. Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2011.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ урока

Тема

Дата

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды письменных работ

Подготовка к ЕГЭ

Домашнее задание

1.

Введение

Слово о русском языке.

Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка

Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять   микротемы текста

§ 1 с. 5, упр.1

2.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм

Понятие о языковой норме

Основные нормы русского языка и их отличительные признаки

Тестовые задания (А12-А18 ЕГЭ)

§ 2,3 с. 17

Упр.24, 25

3.

 Входная контрольная работа

Входной контроль

4.5.

Лексика  и фразеология (6ч)

Слово и его лексическое значение.

Лексическая система русского языка.

Знать смысл понятий. Уметь определять прямое и переносное значение слов, осуществлять речевой самоконтроль.

6.7.

Лексика. Смысловые отношения между словами. Употребление стилистически ограниченной лексики.

Слово и его ЛЗ. Тропы и фигуры речи. Паронимы.

Основные понятия лексики, фразеологии. Редактирование текста

А2

Тестовые задания (А2 ЕГЭ)

§ 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13  с.22-67

Упр.33, 42

8.9.

Фразеология. Употребление фразеологизмов.

Русская  фразеология. Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

Знать понятие

« фразеологизм»

Уметь определять ффразееологизмы.

10.11.

Орфоэпия. (2ч)

Орфоэпические нормы русского языка

Словарный диктант

Ударение. Допустимые варианты произношения и ударения

Основные понятия орфоэпии; нормы современного литературного произношения

Словарный диктант

А1

§ 15 с.74-76 Упр. 100, 101

12.13.

 Морфемика,

словообразование, орфография.(10ч)

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв

Правила переноса слов. Употребление прописных букв

Основные принципы русской орфографии, условия употребления прописных букв

Орфоэпический диктант

А14

§ 16-17 с. 79-87 Упр.107, 108

14.

Употребление Ъ и Ь

Состав слова. Основные способы образования слов.

Р.К.Топонимика Ставропольского края.

Разделительные Ь и Ъ

Морфемный разбор слов.

 Знать условия выбора Ь и Ъ

А15

§18-19  с. 85-87 Упр. 111, 114

§20-21  с. 88-95 Упр. 126, 128

15.

Контрольное изложение

Контрольное изложение

16.

Контрольное изложение

Контрольное изложение

§ 22-23 с. 97-105

Упр. 138

17.

Правописание согласных в корне слова. Правописание двойных согласных.

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова

 Знать условия выбора согласных в  корне, удвоенные согласные

А14

§ 24-25 с. 110-113 Упр.155

18.19.

 Основные способы образования. Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы

Р.К Взаимообогощение языков как результат  взаимодействия национальной культуры.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-, буквы Ы-И после приставок.

Условия  выбора букв  Ы/И,З/С  в приставках

Знать основные нормы русского литературного языка(орфографические и грамматические)

А15

Морфемный разбор слов, тестовые задания А15 ЕГЭ

§ 26-29 с. 115-124  Упр. 167, 178

20.

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и Ц

Корни с чередованием и их экспрессивно-стилистическая роль.

Знать основные нормы русского литературного языка(орфографические и грамматические)

Объяснительный диктант, конструирование словосочетаний

В1

§33-34 с. 128-132 Упр. 188, 190

21.

Контрольный диктант

Основные виды разбора

 Знать морфологический разбор.

Контрольный диктант

22.

Мофология и орфография.(14 ч)

Систематизация знаний о частях речи.

Общее грамматическое значение.

Знать языковые единицы и различные виды их анализа.

А3, 11, В2

§ 35-41 с. 133-151

Упр. 220

23.

Имена. Склоняемые части речи.

Словарный диктант

Имя прилагательное имя существительное Признаки числительного, разряды, правописание

 Знать признаки прилагательного, существительного, разряды, правописание

Словарный диктант

А11, В2

§ 42-43 с. 152-155

Упр. 236

24.

Правописание склоняемых частей речи

Совершенствовать навыки применения основных  типов орфограмм разных частей речи.

 Знать морфологический разбор.

А 3, 11, 13, 17, 18, В2, В8

§44-45  с. 156-167

Упр. 254

25.

Имя числительное

Морфологический разбор. Склонение числительных, правописание.

Знать морфологический разбор.

Самостоятельная работа «Склонение числительных»

А3, 9, В2

§ 46 с. 168-170

Упр. 259

26.

Местоимение как лексико-грамматическая категория. Правописание местоименй

Основные разряды местоимений.

Морфологический разбор. Разряды местоимений.

А3, 9, 11, В2

§47 с. 171-173 Упр. 265

27.

Контрольное сочинение

Контрольное сочинение

28.

Контрольное сочинение

Контрольное сочинение

§ 49 с. 177-180 Упр. 276

29.

Глагол. Грамматические категории русского глагола.

Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Наклонение глагола

Спряжение глаголов. Наклонение глагола.

Правописание суффиксов глаголов.

А1, 3, 9, 17, 18

§ 50 с. 180-190

Упр. 287

30.

Причастие.

Деепричастие.

Словарный диктант

Причастие как особая глагольная форма. Правописание суффиксов причастий.

Деепричастие как особая форма глагола

Признаки глагола и прилагательных у причастий. Морфологический разбор причастий.

Признаки деепричастия. Переход в наречия и производные предлоги

Словарный диктант

А5, 6, 11, 13, 16, 18, 21, В1, В2

А3, 4, 5, 11, 18, 19, 21, В1, В2

§51-52 с. 191-198 Упр. 306

§55 с. 204-209 Упр. 327

31.

Наречия и наречные сочетания.

Морфемный и словообразовательный разбор наречий.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Признаки наречий. Условия слитного, раздельного, дефисного написания наречий.

А3, 9, 11, 13, 18, 19, В1, В2

§ 56 с. 209

Упр. 330

32.

Служебные части речи.

Р.К. История наших имен.

Словарный диктант

Предлог как служебная часть речи. Виды предлогов. Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзы и союзные слова. Правописание союзов

Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Морфологические признаки предлога, союза условия слитного, раздельного и дефисного написания предлогов.

Морфологические признаки частиц. Разряды частиц

Словарный диктант

А5, 19, 25, В2

§ 58-59 с. 223-227 Упр.358

33.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ

34.

Анализ контрольного тестирования.

Р.К. Название наших улиц

Работа над ошибками

35.

Итоговый урок



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Виды письменных работ

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

1.

Классицизм, сентиментализм, Романтизм в русской литературе.

Творчество Н.М. Карамзина  (1ч )

Познакомить с общей
характеристикой и своеобразием русской литературы конца XVIII– XIХ века с точки зрения истории и литературы; на примерах показать значение русской литературы ХIХ века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века.

Уметь: соотносить художественную литературу
с общественной жизнью
и культурой

Лекционный материал, письменный ответ на вопрос:

«Становление реализма

как жанра литературы»

2.

Творчество писателей конца 18 века начала 19 в.

Г.Р.Державин

Н.Н.Батюшков (1ч.)

Литературное направ-
ление: классицизм, сентиментализм, роман тизм; элегия, баллада. Раскрыть пути становления реализма в русской

и мировой литературе, выявить эволюцию литературных направлений и жанров русской литературной критики

Знать: основные закономерности историко-лите-ратурного процесса и черты литературных
направлений.

Уметь: использовать конкретные понятия теории литературы

Творчество Г.Р.Державина и  Н.Н.Батюшкова

3.

В.А.Жуковский – первый поэт – романтик 19 века. Балладное творчество Жуковского.(3ч)

Баллады В.А.Жуковского

4.

Становление реализма как жанра.

Литературная критика.

Подготовка к входной

 контрольной работе

5.

Входная контрольная работа по теории литературы (тестирование)

Тестирование

Входная контрольная работа по теории литературы (тестирование)

Лирика А.С.Пушкина

6.

А.С.Пушкин(10ч )

Личность поэта , жизненный и творческий путь( основные этапы).

Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: определять род

и жанр произведения

Выучить наизусть

 стихотворение Пушкина

7.

Философская лирика Пушкина.

Тема поэта и поэзии.

Обзорное повторение с многообразием тематики лирических произведений А.С. Пушкина.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Подготовить сообщение

на тему «Понятие

философской лирики»

8.

Любовь и дружба в творчестве.

Р.К.Пушкин и Кавказ.

Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения

Знать: содержание изученных литературных произведений.

Уметь: создавать сочинения разных жанров на ли-

Лекционный материал,

стихи о Кавказе  учить

9.

«Евгений Онегин». История романа.

Жанр: роман в стихах.

Творческая история
романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Понятия
лишний человек, эпиграф,
лирический герой, лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны

Знать: образную природу словесного искусства, основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; воспроизводить содержание литературного произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; определять род и жанр произведения

«Евгений Онегин»

10.

Пушкинская эпоха в романе.

Автор в системе художественных образов романа.

«Евгений Онегин»,

подготовить сообщение

о сюжете романа

11.

Духовные искания Евгения Онегина.

Р/Р Творческая работа

Духовные искания Евгения Онегина.

Р/Р Творческая работа

Кризисные этапы в

жизни героя (пис.отв)

12.

Разочарованность Евгения Онегина и ее причины.

Выучить наизусть отрывок

 из романа (письмо Татьяны и Онегина)

13.

Татьяна – любимая героиня Пушкина.

Гармоничность натуры.

Татьяна – любимая героиня Пушкина(пис.отв)

14.

Роль лирических отступлений в романе.

Подготовить сообщение о понравившемся герое романа

15.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Домашнее сочинение «Способен ли Онегин любить?»

Написать сочинение

16.

М.Ю.Лермонтов(6ч  )

Романтизм в творчестве Лермонтова.

Р.К. М.Ю.Лермонтов на Кавказе.

Расширение представления учащихся о жизни

и творчестве поэта, его

художественном мировоззрении, многообразии лирической тематики поэзии Лермонтова и ее художественном своеобразии.

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: выразительно
читать изученное произ ведение, соблюдая нормы литературного произношения; выявлять авторскую позицию .

Лекционный материал

17.

Основные мотивы лирики .

Тема поэта и поэзии.

Основные мотивы
лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Наизусть стихотворение на выбор

18.

«Герой нашего времени»

Необычность композиции романа.

Сюжет и фабула произведения.

Композиционное своеобразие романа, признаки реализма и романтизма в романе. Наблюдение за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа.

Основные положения критических статей о романе и оценка образа Печорина в современном лермонтоведении, Сопоставление точек зрения критиков, формулирование основных черт личности Печорина, трагедии одаренной натуры

Знать: содержание изученного произведения; образную природу словесного искусства.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении; воспроизводить содержание литературного произведения; соотносить произведение с литературным направлением эпохи, выявлять авторскую позицию

«Герой нашего времени»

19.

Работа над повестями «Бэла», «Максим Максимыч,» «Тамань».

«Герой нашего времени»

20.

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (повесть «Фаталист»)

Р/Р Творческая работа

Фатализм.

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (повесть «Фаталист»)

Р/Р Творческая работа

Знать: содержание изученных литературных произведений.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

«Герой нашего времени»

21.

Зачет по  творчеству М.Ю.Лермонтова.

 ( тестирование)

Систематизация зна-
ний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Зачет по  творчеству М.Ю.Лермонтова.

 ( тестирование)

Онегин и Печорин- «лишние люди»(сравнительный анализ)

22.

Н.,В,Гоголь.(10ч)

Очерк жизни и творчества. Общая характеристика раннего творчества.          

Расширение представлений учащихся о личности писателя, его творческом пути и художественном мире. Определить связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие»

Знать: основные факты жизни и творчества
писателя.

Уметь: понимать образную природу словесного искусства; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Лекционный материал

23.

Литература середины 19 века как эпоха Гоголя. «Мертвые души». История создания.

Повторение аналитической работы над поэмой «Мёртвые души»

Знать: основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию; анализировать художественное произ-
ведение

Лекционный материал

 «Мертвые души»

24.

Идейный замысел и композиция поэмы. Анализ 1 главы.

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль.
Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Мир вещей в поэме. Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя

Типичные характеры.

 «Мертвые души»

25.

Россия «мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме.

. «Мертвые души»

26.

Манилов, Ноздрев, Собакевич в поэме.

Своеобразие гоголевской типизации, комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Соотношение
сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор

Характерные черты помещиков.

Знать: теоретико-литера-

турные понятия худо-
жественный вымысел
, фантастика. 

Уметь: соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
выявлять авторскую позицию; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Характеристика героев.

27.

Коробочка, Плюшкин. Характеристика героев.

Характеристика героев.

28.

Чичиков как новый герой эпохи. Особая роль образа Чичикова в поэме.

Р/Р  Творческая работа

Чичиков как новый герой эпохи. Особая роль образа Чичикова в поэме.

Р/Р  Творческая работа

Особая роль образа Чичикова в поэме (пис.отв.)

29.

Авторские идеалы в осмыслении и оценке действительности. Народ и Родина в поэме.

Изобразительные средства. Определить высокие
гуманистические идеалы Гоголя. Своеобразие их воплощения. Определить роль творчества Гоголя в литературном процессе XIX–XX веков

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; сопоставлять литературные произведения; воспроизводить содержание произведения

Подготовиться к сочинению

30,31

Контрольное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Контрольное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

32

А.Н.Островский как создатель русского национального театра. Этапы творчества.(5ч)

Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути драматурга. Эволюция русского театра. Новаторский характер драматургии Островского

Лекционный материал

33.

Драма Островского «Гроза». Ее народные истоки.

Знакомство с историей создания пьесы;

 определение художественного и жанрового

 своеобразия  драмы.

 Рассматривание образов
в сопоставлении: «тираны» и «жертвы»

Знать: Понятие конфликт, тема, идея, композиция

Уметь: строить устные и письменные высказывания, владение диалогической и монологической речью

«Гроза» чтение и анализ отдельных эпизодов

34.

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.(действие 1-4) Катерина в борьбе за свои права.(действие 2-4).

Составление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «темным царством». Определение художественно-стилистических приемов создания образа. Литературные термины драматургический конфликт, художественное пространство

Знать:   систему художественных образов

 Уметь: анализировать  образ героини.

Анализ отдельных фрагментов, характеристика героев

35.

Вн.чт.А.Н.Островский «Снегурочка»

Систематизация

знаний о значении
и влиянии творчества
Н. А. Островского на творчество писателей последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Знать: содержание изученных литературных произведений.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению,

Вн.чт.А.Н.Островский «Снегурочка»

36.

Р/Р Творческая работа «Образ Катерины»

Р/Р Творческая работа «Образ Катерины»

Знать: содержание изу-ченного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

37.

И.А.Гончаров.(7ч)

Краткая биография писателя.

Знать основные этапы жизни и творчества писателя.

Знакомство учащихся с историей создания романа, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей романа.

Знать: основные факты жизни и творчества
писателя.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории лите-
ратуры

Лекционный материал

38.

Роман «Обломов». Образ главного героя, характер, его мироощущения и судьба.

Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой среды.

Знать: содержание
произведения; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

Роман «Обломов»

39.

Любовь в жизни Обломова. Образ  Ольги Ильинской.

Продолжение работы

над образом Обломова путем составления сравнительной характеристики героев. Сущность характера героя, его миро-ощущение и судьба. Женские образы романа; анализ взаимоотношений центрального
героя с женскими персонажами произведения. Роль женских образов
в развитии сюжета

Знать: содержание
произведения; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

Роман «Обломов»

40.

Роман «Обломов» в зеркале критики. Историко-философский смысл романа.

Анализ противоречивости оценок романа; сопоставление оценки критиков со своим восприятием романа

Знать: содержание изу-ченного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Анализ отдельных глав романа , подготовка к зачету.

41.

Тематический зачет по роману И.А.Гончарова «Обломов» (тестирование)

Тематический зачет по роману И.А.Гончарова «Обломов» (тестирование)

Знать: содержание
произведения; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

В чем состоит трагедия жизни Обломова? (письм.отв.)

42.

Р/Р Творческая работа

Р/Р Творческая работа « Обломов и «обломовщина»»

Знать: содержание
произведения; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

43.

Вн.чт. «Обыкновенная история» И.А.Гончаров

Обзорный урок по роману «Обыкновенная история» 

Знать: содержание
произведения; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

44.

Анализ работ.

 Р.К. К. Ходунков  «Жестокий век»(1ч)

Знакомство с биографией писателя, его художественным миром.

Знать: содержание
произведения; основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

К. Ходунков  «Жестокий век»

45.

И.С.Тургенев.(6ч)

 Творчество писателя .Знакомство с романом «Отцы и дети»

Знание основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Выявление художественного своеобразия цикла «Записки охотника».

Анализ художественного и композиционного своеобразия романа «Отцы и дети».

Знать: основные факты жизни и творчества
писателя.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении.

Лекционный материал

46.

Смысл названия романа, его своеобразие.

Острота и искренность отклика писателя
на проявление нового и значительного типа
в русском обществе. Особенности жанра
романа и причины его развития в середине XIX века, развитие
жанра романа в

 творчестве Тургенева

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; давать доказательную оценку самостоятельно.

Лекционный материал

47.

Базаров в системе действующих лиц. Взаимоотношение героя с Кирсановыми. (Глава5-11, анализ).

Характерные черты героя. Знать систему художественных образов. Проанализировать художественные образы главных героев.

«Отцы и дети» чтение и анализ.

48.

Базаров и Одинцова. (анализ 13-19, 25-27 глав). Автор и герои романа. Итоговый урок.

«Вечные темы» в романе. Четыре взгляда на проблему любви в романе. Сущность внутреннего конфликта
героя. Анализ сущности внутреннего конфликта героя. Обобщение по образу главного героя романа. Формирование представления о многостороннем подходе критиков к роману, а также выработка собственной оценки произведения.

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; ориентироваться в различных типах справочной литературы.

49.

 Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Систематизация
знаний о значении
и влиянии творчества И. С. Тургенева на формирование литературного процесса и

 духовного мира читателей.

 Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

50.

 Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

 Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Лекционный материал

51.

Н.А.Некрасов. (4ч)

Основные темы и идеи лирики. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Знакомство с основными этапами жизни и творческого пути поэта, с художественными особенностями и своеобразием идейного содержания лирики поэта. Своеобразие художественного мира Н. Некрасова. Анализ стихов, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка; соотношение гражданственности

и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений.

Знать: основные факты жизни и творчества
писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; аргументированно формули-
ровать свое отношение
к прочитанным произведениям; выявлять авторскую позицию; выразительно читать произведения
Н. Некрасова, соблюдая нормы литературного произношения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

52.

Жанр и композиция поэмы, ее своеобразие.

Расширение знаний учащихся о творческойистории поэмы, знакомство с особенностями жанра и композиции. Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей. Сатирические принципы изображения помещиков; истоки сильного
характера русской женщины, место фольклорных элементов в языке поэмы. Определение влияния творчества
Некрасова на дальнейшее развитие русской поэзии

Знать: содержание изу-
ченного произведения; приемы систематизации материала.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию
в произведении

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

53.

Душа народа русского… Анализ глав.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; определять

время изображенное, время создания, а также время в момент прочтения произведения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

54.

Народ в споре о счастье. Гриша Добросклонов - образ народного заступника.

Р/Р Творческая работа

Творческая история
поэмы, особенности жанра и композиции. Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей; сатирические принципы изображения помещиков; истоки сильного характера русской женщины,
место фольклорных элементов в языке поэмы. Влияние творчества Некрасова на дальнейшее развитие русской поэзии

Народ в споре о счастье. Гриша Добросклонов - образ народного заступника.

Р/Р Творческая работа

Лекционный материал

55.

Ф.И.Тютчев(3ч)

Поэт-философ и певец родной природы. Основные темы и идеи лирики.

Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.

Знать: основные факты жизни и творчества
Ф. И. Тютчева

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения

Любовная лирика поэта.

Стихи по выбору наизусть.

56.

Любовная лирика поэта.

Р.К. Стихи Ставропольских поэтов о природе родного края.

Основные темы поэзии; способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Сопоставление текстов, особенности
поэтики

Анализ стихотворения «Проблеск»

57.

Философская лирика Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения «Проблеск».

Формирование представления о философских основах произведений поэта.

Лекционный материал

58.

Основные мотивы лирики А.А.Фета(3ч)

Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»

Знакомство учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта.

Знать: основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы.

Любовная лирика поэта.

Стихи по выбору наизусть.

59.

Любовная лирика А.А.Фета «На заре ты ее не буди» (анализ стихотворения).

Формирование представления об особенностях поэтического стиля  Фета. Интерпретация стихов и сопоставительный анализ лирических произведений

Лекционный материал

60.

Зачет по теории литературы. (тестирование)

Формирование представления об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета.

Зачет по теории литературы. (тестирование)

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы.

Лекционный материал

61.

 Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина (5ч)

Жизненная позиция
писателя.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Лекционный материал

62.

 М.Е.Салтыков-Щедрина.

Синтез его творчества.

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность,
гротеск, аллегория,
символика в сказках. «Опрокинутый» мир
сказок писателя. Социально-политическая
и нравственная проблематика, сатирический пафос

Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; исполь-зовать рекомендованные литературоведческие
издания

«Господа Головлевы»,анализ отдельных глав

63.

«Господа Головлевы». Общий обзор романа. Семья  Головлевых.

Знакомство с замыслом, историей создания повести, композицией и жанром. Анализ концепции произведения, его языковых особенностей.

Знать: замысел, историю создания повести, компо-зицию и жанр произведения. Иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Образ главного героя.

64.

Иудушка Головлев. Причины вымирания головлевского рода.

Знать:

содержание произведения.

Раскрыть образ Иудушки Головлева.

Лекционный материал

65.

Вн.чт. Сказки  

М.Е. Салтыкова - Щедрина

Своеобразие сатиры писателя, социально-политическая и нравственная проблематика сатирических произведений

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Иметь представление
о своеобразии сатиры
писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; давать доказательную оценку прочитанного произведения

Лекционный материал

66.

Ф.М.Достоевский.(11ч)

 Жизнь и творчество. Философская глубина творчества.

Знать: основные факты жизни и творчества пи-
сателя; содержание произведения, отчетливо представлять себе роль и место романа в литературном процессе.

Уметь: определять род

и жанр произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой.

Лекционный материал

67.

Роман «Преступление и наказание» -детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем.

Знакомство с романом «Преступление и наказание», его концепцией и языковыми особенностями.  Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Роман «Преступление и наказание»

68.

Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Раскрыть идейно-нравственную пробле-матику романа, его
главный конфликт.

Знать: содержание изу-
ченного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Роман «Преступление и наказание»

69.

Идея Раскольникова о праве сильной личности.

Суть теории Раскольникова, ведущие мотивы преступления. Подведение учащихся к выводу

о страшной опасности, которую таит для человека осуществление индивидуальных идей и теорий

Анализ отдельных эпизодов романа

70.

Преступление Раскольникова.

Анализ отдельных эпизодов романа

71.

Раскольников и «сильные мира сего».

Раскрыть конфликт героя с миром. Показать, как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных подвести к осмыслению главного конфликта.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию

«Правда» Сони Мармеладовой (письм.отв.)

72.

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

Раскрыть смысл столкновения «правды»
Сонечки и «правды» Раскольникова,  

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; ориентироваться в различных
типах справочной литературы и активно ее использовать

Образ главного героя

73.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Выявить, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь. Идея страдания
и очищения. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора.

Подготовиться к сочинению

74.

Итоговый урок по творчеству Ф.М.Достоевского.

Символический смысл

романа

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

75.

Р/Р Творческая работа «Воскрешение Раскольникова через любовь»

Р/Р Творческая работа «Воскрешение Раскольникова через любовь»

76.

Вн.чт. «Бедные люди» Ф.М.Достоевский

Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием романа.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

«Очарованный странник» чтение и анализ.

77.

Художественный мир Н.С.Лескова.(1ч)

«Очарованный странник» (художественное своеобразие).

Р.К. Г. Колесников. Стихи о природе, любви.

Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием повести, раскрыть значение темы  праведничества в творчестве Лескова.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Лекционный материал

78.

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. (16ч)

Духовные искания в годы юности.

Знакомство учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, процессом становления его взглядов. Определение особенностей изображения Толстым человека на войне.

Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». Анализ идейной направленности основных эпизодов, центральных образов.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; логику развития историко-литературного процесса на материале рассказов Л. Н. Толстого.

Уметь: свободно и целе-
сообразно использовать конкретные понятия теории литературы

Роман «Война и мир»,чтение ,анализ, индивидуальные задания

79.

Роман «Война и мир» .Проблематика, образы, жанр.

Знакомство с творческой историей романа «Война и мир». Жанровые особенности произведения и многозначность его названия.
Понятие
роман-эпопея,

выявление черт эпопеи

в романе. Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души»

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведе-
ние, используя сведения по истории и теории
литературы

Роман «Война и мир», чтение, анализ, индивидуальные задания

80.

Своеобразие композиции, особенности психологизма «диалектики души». Мысль народная в романе.

Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности

человека не только за судьбы близких, но и других.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведе-
ние, используя сведения по истории и теории
литературы

Роман «Война и мир»,чтение ,анализ, индивидуальные задания

81.

«Вечер в салоне А.П.Шерер» (т. 1, часть 1 гл. 1-6, 12,13,18-25).

Проанализировать сцены из жизни московского высшего общества.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведе-
ние, используя сведения по истории и теории
литературы

Роман «Война и мир», чтение ,анализ, индивидуальные задания

82.

Изображение войны 1805-1807 г.г. (т.1 часть 2-3).

 Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского

83.

Поиски плодотворной общественной деятельности Пьера Безухова и Андрея Болконского. (Т.2, часть 1-3)

Показать эволюцию образа Пьера Безухова.

Роман «Война и мир»,чтение ,анализ, индивидуальные задания

84.

Быт поместного дворянства.

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд
Толстого на роль

 личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война

Знать: основные закономерности историко-лите-
ратурного процесса
и черты литературных
направлений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика.

85.

Отечественная война 1812 года. (т. 3). Изображение войны в романе. Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика.

Последний период войны.

86.

Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны.

Сравнение  Наташи  и Элен

87.

Женские образы в романе: Наташа Ростова и Марья Болконская.

Раскрыть своеобразие изображения женских образов в романе.

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Роман «Война и мир»,чтение ,анализ, индивидуальные задания

88.

Различие путей нравственных поисков героев романа П.Безухова и А.Болконского.

Различие путей нравственных поисков героев романа –

 П. Безухова,
А. Болконского

«Мысль  семейная» в романе. (письм.отв)

89.

Семья в романе «Война и мир».

 «Мысль семейная» в эпопее. Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Роман «Война и мир»,чтение ,анализ, индивидуальные задания

90.

«Истинный» и «ложный» патриотизм в романе.

Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Интерес к Толстому в современном мире.

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Подготовиться к сочинению

91.

Эпилог романа.

Р.К. И.Кашпуров . Стихи.

92-93.

Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Эпопея «Война

и мир» – синтез художественных исканий русской литературы ХIХ века

Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; выразительно читать фрагменты произведения, соблюдая нормы литературного произношения.

Понимать: образную природу словесного искусства.

 

94.

А.П.Чехов. (5ч)

Рассказы. Своеобразие тематики и стиля.

Знать основные факты из жизни и творчества А.П Чехова.

Знать: основные факты жизни и творчества
писателя.

Уметь: анализировать

и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Рассказ « Ионыч».

95.

 Вн. чт. Тема гибели человеческой души  в рассказе « Ионыч».

Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.

Знать тему и идею рассказа, композицию

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли

на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации.

«Вишневый сад» чтение и анализ.

96.

Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним.

Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе. Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе.

«Вишневый сад» чтение и анализ.

97.

Новый хозяин вишневого  сада - Ермолай Лопахин.

Проанализировать
особенности речевой характеристики персонажей, проанализировать художественную природу главного
образа пьесы. Определить особенности
писательской манеры Чехова.

Уметь: анализировать

и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выражать свое отношение к прочитанному.

«Вишневый сад» чтение и анализ.

98.

 Тестовый урок  по пьесе А.П.Чехова  «Вишневый сад»

Формулирование представления об общественно-политической жизни 80–90-х годов XIX века, осознание роли творчества А. П. Чехова. Изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, отвечающее высоким нормам нравственности, в рассказах 80-х годов

Творческая работа  по пьесе А.П.Чехова  «Вишневый сад»

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров с учетом норм русского литературного языка.

Лекционный материал

99.

Зарубежная литература.(1ч)

 И.В.Гете и его трагедия «Фауст».

Обзорное содержание трагедии И.Гете «Фауст»

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

«Казачий алтарь»

100.

Р.К. Бутенко «Казачий алтарь».

Обобщить знания
о литературе Ставропольского края.

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

«Ставрополь - врата Кавказа».

101.

Вн. чт. О.де Бальзак .(1ч)

Повесть «Гобсек»

Обзорное содержание повести «Гобсек»

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Повесть «Гобсек»

102.

Итоговый урок.

Обобщить сведения о развитии   русской литературы

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...