Урок: "Склонение имен существительных"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Латыпова Гелфария Миннегалиевна

Исемнәрнең килешләр белән төрләнешен аңлату, сөйләмне яңа

              сүзләр белән баету, танып белү активлыгын һәм мөстәкыйльлекне

              үстерү, туган телгә мәхәббәт тәрбияләү.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_sklon_imen_sushch.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Склонение имён существительных»

Цель урока:

1. Обучающие и развивающие цели: обеспечивается усвоение темы на  уровне:

 знания – ученик должен знать склонение имён существительных,

                  правильно выбирать орфограммы в окончании.

понимания – ученик должен иметь понятие об именах существительных,

                        которые имеют форму одного числа, их употребление в речи.

применения – ученик должен уметь правильно определить род имён

                          существительных для согласования форм зависимых слов.

 2. Воспитательные цели.

 Ученик:

             - участвует в обсуждении вопросов (о принадлежности  имён

               существительных женского, мужского и среднего рода к одному

                из трёх   склонений);

             - определяет стиль и тип речи;

             - осознаёт необходимость правильного употребления форм имён

                существительных в устной и письменной речи.

 Тип урока: комбинированный.

 Форма проведения занятия: творческий поиск.

 Оборудование урока: мультимедийный проектор, раздаточный материал,

                                         сигнальные карточки.


Этап урока

Продолжитель-ность

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

Форма обучения

Средства обучения

Характер познавательной деят-ти учащихся

Контроль

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

Организация начала заня-тий (оештыру моменты)

Актуализация полученных знаний (алган белемнәрне актуаль- ләштерү)

Изучение нового ма-териала (яңа белем һәм кү-некмәләр фор-малаштыру)

Первичное за-крепление учебного ма-териала (ныгыту)

Физкультми-нутка (ял итү)

Историческая справка (тарихтан)

Первичный контроль (бе-ренчел  күзә-тү)

Итог (йомгак-лау). Рефлек-сия.

Домашнее задание (өйгә эш)

2

7

Настрой уч-ся на урок (укучыларны дәрескә әзер-ләү)

Повторить  имена сущ-ые разных склонений, развивать интерес к культуре своего наро-да, народ-ным тради-циям

Вывести правило склонения сущ-ых (ка-гыйдә чыгару)

Учить правильно склонять

сущ-ые  

Разгрузка, отдых (ял)

Пробудить интерес к истории категории склонения сущ-ых

Анализ и оценка успешности достижений цели.

Развитие навыков анализа усвоения нового материала.

Здравствуйте ребята! Доброе утро! Пусть день будет хорошим.

Как ваше настроение?

(Исәнмесез укучылар!

Исәнмесез, саумысез,

Хәерле иртә балалар!

Имин үтсен көнегез.

Кәефләрегез ничек соң?)

Отгадывание кроссвордов:  I.

1. Татар халкының бөек шагыйре.

2. “Кыйссаи Йосыф” поэмасының авторы.

3. “Кыйссаи Йосыф” әсәрендә хатын-кыз образы.

4. “Тукай” романының авторы.

5. “Нәни разбойник” әсәренең авторы.

6. Художник.

II.

1. Халык авыз иҗатының бер төре.

2. Татар егетләренең милли баш киеме.

3. Татар кызларының милли бизәнү әйбере.

4. Татар милли киеме.

5. Киеменә карап каршы алалар, акылына карап озаталар.

6. Татар халык әкиятләрендә хәйлә-кәрлеге белән билгеле җәнлек.

Какую разницу заметили при склонении данных существи—тельных? (Төрләнештә нинди аерма күрдегез?).

Вывод (нәтиҗә): Калын әйтелешле исемнәргә калын, нечкә әйтелешле исемнәргә нечкә кушымчалар ялгана.

Консультация по выполнению упражнений

Җил исә, исә, исә,

Агачларны селкетә.

Җил тына, тына, тына,

Агачлар үсә, үсә.

Сколько падежей бывает в разных языках? В английском и французском существительные по падежам не изменяются. Три падежа – в арабском и румын-ском, четыре в немецком, шесть – в русском и татарском языках. Рекордное количество падежей – 46 -в одном из языков Дагестана.  Это поможет точно указать положение предмета в пространстве.  

Учить  ставить к существи-тельным не только падежные, но и смысловые вопросы, которые уточняют синтак си-ческую роль существительного.

Подведение итогов урока.

Покажите, какое ваше настрое-ние (карточки)

Страница 43, упр. 113

(43 бит, 113 нче күнегү)

Ответы уч-ся:

I. Тукай, Гали, Зөләйха, Фәй-зи, Такташ, Якупов (калфак)

II. Әкият, түбәтәй, беләзек, камзул, мәкаль, төлке (күлмәк)

Склонение

сущ-ых у дос-ки, выделяют окончания (төрләндерү һәм кушымча-ларны билге-ләү). Ответы учащихся (җаваплар).

Самостоя-тельная рабо-та в тетрадях. (упр.112)

Выполняют движения (хә-рәкәтләр ясау)

Слушают.

Работа с кар-точками

Отвечают на  вопросы, по-казывают кар-точки настрое

ния, слушают музыку “Туган тел”

Наглядно иллюстра-тивный

Объясни-тельно-иллюстра-тивный

Наглядно иллюстра-тивный

Наглядно иллюстра-тивный

Наглядно иллюстра-тивный

Наглядн.

Индиви-дуальн. коллективн.

Индивиду-альный

Индивиду-альный

Фронтальн.

Индивиду-альный

Индивиду-альный

Тихая музыка

Плакаты

 

Слайд со склон. сущ-ми калфак, күлмәк

Упраж-нение

Слайды

Карточ-ки с за-даниями

Карточ-ки

Творчес-кий

Творчес-кий

Исследо-вательск.

Репро-дуктивн.

Творчес-кий

Репро-дуктивн.

Творчес-кий, оце-ночный

Само-кон-троль

Качеств. оценка

Взаимо-кон-троль

Учи-тельск. кон-троль

Качеств. оценка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Склонение имен существительных"

Исемнәрнең килешләр белән төрләнешен аңлату, сөйләмне яңа              сүзләр белән баету, танып белү активлыгын һәм мөстәкыйльлекне...

Открытый урок «Склонение имѐн существительных» 5 класс

Открытый урок «Склонение имѐн существительных»   5 класс (личностно-ориентированные и технологии дифференцированного обучения на уроке) 23 декабря 2014...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....