Герой труда В.Я.Брюсов (1872-1924).
методическая разработка (6 класс) по теме

Мной размещены методические разработки для проведения уроков литературы и  русского языка (6-10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhov.liter_._6kl.doc123.5 КБ
Microsoft Office document icon zhizn_i_tvorchestvo_kuprina.doc46 КБ
Microsoft Office document icon i.bunin_gospodin.doc49 КБ
Microsoft Office document icon oblomov_10_kl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край,   Кавказский район, станица Кавказская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя _

общеобразовательная школа №4  

(полное наименование образовательного учреждения)

город Кропоткин муниципального образования  Кавказский  район

УРОК ПО ТЕМЕ :

«ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ПРИМЕРЕ МОЛИТВЫ И СТИХОТВОРЕНИЙ

А.С. ПУШКИНА»

УЧИТЕЛЬ:  Кокарчева Г.И.

Тема:

ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ПРИМЕРЕ МОЛИТВЫ И СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА (по программе Кутузова, 6 класс).

Цели урока:

* Расширить представление учащихся о связи духовной и светской литературы путем сопоставления произведений;

* Работать над вдумчивым прочтением духовного текста и текста поэтического произведения.

* Познакомить с поэтическим переложением молитв в лирике Пушкина;

Подготовительная работа:

Работа по определению лексического значения слов,  исторические справки, история создания стихотворений А.С.Пушкина (индивидуальные задания).

Оформление доски:

тема урока, репродукции:  икона «Спас в Силах», портрет А.С.Пушкина, изображение Ефрема Сирина.

ХОД УРОКА:

I Вступительное слово учителя.

     Духовная литература, с которой мы уже знакомились в 5 классе, связана, конечно, с Библией – Книгой Книг – как ее называют. Поэтому к духовной литературе относят все тексты, включенные в Библию, а также молитвы и жития святых.

Библия оказала влияние и на светскую литературу,  произведения, созданные  писателями.  Многие русские писатели, хорошо зная библейские тексты, с уважением относящиеся к духовным книгам, включали в свои произведения образы и идеи этой бессмертной книги. Так, например, очень уважительно относился к Библии А.С.Пушкин:

  « Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов, она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в её божественное красноречие».

   Одним из самых распространенных жанров духовной литературы является молитва.

Что такое молитва?  (Сообщение учащегося)

 Молитва - канонический текст (т.е. принятый за истинный, твердо установленный), произносимый при обращении к Богу, к святым (Словарь Ожегова)

   Мы обратимся  к некоторым молитвам, в частности, к Господней молитве («Отче наш») и молитве преп. Ефрема Сирина и попробуем сравнить их со стихотворениями А.С.Пушкина «Отец земной, отец небесный…»  и  с его же - «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Попробуем выяснить, в чем отличие текста духовной литературы и лирического стихотворения.

II. Работа с текстом.

1.   Самая известная для верующих людей молитва «Отче наш». Еще ее называют  Господня молитва. Она единственная из молитв,  включенная в Евангелие.

Вспомним происхождение этой молитвы (сообщение учащегося).

 Однажды, когда Иисус Христос кончил молиться, ученики стали просить Его научить молиться их. И Иисус Христос научил их той молитве, которую мы называем молитвой Господней, «Отче наш».

 Как и все тексты Библии, молитва написана на церковно-славянском языке.

Выразительное чтение молитвы ( учебник) 

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси,  и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Работа по содержанию.

(Объяснение непонятных слов проводится заранее подготовленными учениками:

Отче – отец (обращение)

Иже еси – ты есть, существуешь

Приидет –придет  

Даждь – дай

Днесь – днем

Долги – грехи, прегрешения

Якоже – также

Искушение – соблазн        

Лукавый – сатана, дьявол)

К кому обращаемся мы? Почему отче? («Отче наш» - отец для всех людей) Первыми словами молитвы Господней мы утверждаем нашу веру в духовный мир и нашу веру в Бога, благого, любящего, всемогущего и невидимого.

«Да святится имя Твое» - пусть в нашей жизни славится имя Божие.

«Царствие твое» - состояние радости, мира и любви.

О чем мы смиренно просим?  (дать хлеб насущный –  дать самое необходимое для жизни;

«остави нам долги наша» - простить все наши прегрешения, плохие поступки;

«якоже и мы оставляем должником нашим» - прощать грехи и недостатки других так, как мы хотели бы, чтобы Бог прощал наши недостатки, желание простить всех, кто нас обидел;

«не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» -
 отвести от искушений, от совершения дурных поступков.

В чем сила и красота молитвы? (доброта, смирение, прощение, желание стать лучше).

 Наше отношение к Богу? (вера, уважение, признание его силы, смирение)

    2. Поэтическим переложением этой молитвы является стихотворение А.С.Пушкина «Отец людей, отец небесный…»

Написано Пушкиным в день его рождения 26 мая 1836года.

Выразительное чтение.

             Отец людей, Отец Небесный,

        Да имя вечное Твоё

        Святится нашими устами,

        Да придет Царствие Твоё,

        Твоя да будет воля с нами,

        Как в небесах, так на земли,

        Насущный хлеб нам ниспошли

        Твоею щедрою рукою.

        И как прощаем мы людей,

        Так нас, ничтожных пред Тобою,

        Прости, Отец, Твоих детей.

        Не ввергни нас во искушенье,

        И от лукавого прельщенья

        Избави нас.

В чем сходство с Господней молитвой? (обращение к Богу, уважение, смиренная просьба).

По своему содержанию стихотворение ничем не отличается. Это переложение текста со славянского языка на современный русский.

И все-таки отличие есть. В чем оно?

* Стихотворная форма  -  прозаическая

 * Выразительные средства: эпитеты («имя вечное твое», «щедрою рукою», «нас, ничтожных пред тобою», «лукавого прельщенья»), подчеркивается уважительное отношение к Творцу, но общий смысл не меняется.

   Отличительной чертой гения Пушкина было как раз творческое смирение, сознание своих возможностей и их пределов. Поэтому Пушкин почти ничего не изменил в тексте молитвы, а лишь перевел ее.

3. А теперь обратимся к стихотворению Пушкина «Отцы пустынники…», которое  является поэтическим переложением молитвы   Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого Поста.

Краткая справка о Ефреме Сирине  (сообщение учащегося)   

   В Богословском Энциклопедическом Словаре [2] о св. Ефреме Сирине есть следующая заметка:

 «Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, он жил в IV веке, будучи в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера». 

Выразительное чтение молитвы (тексты на столах учащихся)

"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".

   Объяснение молитвы.(с включением лексической работы)

  «Живота моего - жизни моей; дух праздности - склонность к лени; уныние - безнадежность; любоначалие - властолюбие, т. е. любовь начальствовать и властвовать над  другими; празднословие - произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных  слов: не даждь ми - не дай мне.
    
Целомудрие - здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие - сознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение); терпение - терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве - любви (к Богу и ближним).
    
Ей Господи - о, Господи! даруй ми зрети - дай мне видеть, сознавать.
     Под
братом  разумеется всякий другой человек.
    
Яко благословен еси - потому что Ты достоин прославления»

К кому обращены слова молитвы? (Обращение к Господу Богу: «Господи и Владыка моей жизни».)

О чем просим мы?   

*  не быть праздным, т.е. не проводить беспечно время.

*  не начальствовать над другими, не командовать,   не ставить свои желания  выше других.

* не  говорить праздные, т.е. пустые  слова, которые порождают осуждение и оскорбление. Помнить силу слова хорошего и плохого.

 *   быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях.

 *   быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасну - быть терпеливым.

 * любовь - это человеколюбие, доброжелательство, приветливость, забота о ближнем, это помощь человеку.

    * не осуждать других.  Осуждение людей - большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям.

Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена.

В чем сила этой молитвы? (в стремлении быть лучше, добрее, терпимее к другим).

Молитва святого Ефрема Сирина помогает нам  задуматься о себе, о своей жизни и побуждает нас сделать  шаги к ее исправлению.

4. А.С. Пушкин восхищался  молитвой Ефрема Сирина и создал свое поэтическое переложение ее.

Из истории создания (сообщение учащегося).

   Летом 1836 года Пушкины снимали дачу на Каменном острове. Выдалось оно ненастным, почти без солнца. Это было последнее лето в жизни Александра Сергеевича и время его последнего творческого взлета.
  21 июня был день рождения Надежды Осиповны Пушкиной, матери поэта, но для родных он теперь стал днем поминовения – она умерла в апреле. Последняя неделя ее жизни совпала со Страстной неделей, а скончалась она в самый день Светлого Христова Воскресения. Переживания, связанные со смертью матери, поездка с ее гробом в Святогорский монастырь, предчувствия близости собственной кончины и создали то высокое и трагическое настроение, которое воплотилось в стихах каменноостровского цикла.

«Отцы пустынники…» поэт написал 22 июля в день памяти жены мироносицы Марии Магдалины, возвестившей о Воскресении Христа. На листочке рядом со стихами Пушкин нарисовал согбенного старого монаха в келье с зарешеченным оконцем. Это один из «отцов пустынников», под которыми Пушкин подразумевал в первую очередь самого автора великопостной молитвы – Ефрема Сирина. Судьба этого известного сирийского мудреца и поэта III века во многом близка судьбе самого Пушкина. Его любил народ, но он был в конфликте с властями. Почти всю жизнь он провел в скитаниях, от преследований бежал в Египет и лишь глубоким старцем возвратился домой. Еще при жизни его называли «пророком».
 Молитву сирийского святого Пушкин хорошо знал с юности. В 1821 году в письме Дельвигу он писал об уехавшем за границу Кюхельбекере: «Желаю ему в Париже дух целомудрия, в канцелярии Нарышкина дух смиренномудрия и терпения, об духе любви я не беспокоюсь, в этом нуждаться не будет, а о празднословии молчу – дальний друг не может быть излишне болтлив». Так в шутливой форме, но практически дословно он передает все главные слова молитвы. В то время его, вероятно, в основном увлекала художественная сторона стихов христианского поэта, их лаконичность, стройность и простота. Но в 36-м он восхищался их духовной красотой.


Выразительное чтение (текст на столах учащихся)

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Особенности композиции.

Cтихотворение  состоит из 2-х частей.

1 часть – авторское лирическое рассуждение о вдохновенной молитве.

Обращение к св. Марии Магдалине и «отцам пустынникам»

Во вступлении подробно излагается личное отношение поэта к молитве преподобного Ефрема Сирина - прекрасное знание автором порядка, чина ее произнесения в храме во время Великого Поста ("...которую священник повторяет...") - и то действие, которое она на него производит: "И падшего крепит неведомою силой". Только после этого личного признания идет переложение самого текста.

2 часть – переложение молитвы Ефрема Сирина.

5. Сравнение 2-х текстов молитвы.

Молитва                                                      Пушкин

*«Дух праздности, уныния»                           «Дух праздности унылой»

*«Не даждь ми»                                              «не дай душе моей»

*«Любоначалие»                                             « любоначалия, змеи сокрытой сей»

( о грозящей человеку опасности: соблазну духовного владычества над людьми)

*прошение о "целомудрии"

в начале фразы                                              в финальной, т.е. в самой сильной, позиции

*"Дух же целомудрия, смиренномудрия,                  "И дух смирения, терпения, любви

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».            И целомудрия мне в сердце оживи.»

                Тема возрождения, оживления всего светлого, что Богом заложено в человеческую душу с ее "первоначальных, чистых дней" ("Возрождение"), - есть одна из важнейших лирических тем Пушкина.

В чем отличие духовного текста и лирического стихотворения Пушкина?

В молитве текст канонический, т.е. общепринятый, а в лирическом стихотворении поэт выражает свои чувства.

Какое из 2-х рассмотренных нами стихотворений Пушкина в большей степени  выражает авторское отношение к молитве?

В 1-ом стихотворении в основном – поэтическое переложение, перевод молитвы, во втором,  сохраняя  основную  идею,  поэт выражает свои чувства, свое отношение к проблеме возрождения лучших качеств человеческой души.

III. Итог урока. Заключительное слово учителя

   Вы сегодня узнали много нового, увидели, что вдумчивое, неторопливое чтение ставит перед нами много вопросов, отвечать на которые не всегда легко, но зато интересно. В заключение  я хочу напомнить вам напутствие священника Александра Соколова, в чьём пересказе мы знакомились с Библией в пятом классе: “...Конечно, каждый из нас решает сам, верить или не верить в Божественное происхождение Священных книг. Но в любом случае не читать и не знать их нельзя!.. Надо читать не спеша, думать, запоминать”.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе  11 класс.

Тема урока: «Писатель без выдумки» А.И.Куприн.

Цели:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя;
  • Определить творческое место Куприна в контексте эпохи и русской литературы в целом.

  1. Развивающие:
  • Развивать умение слушать выступления одноклассников;
  • Развивать умения выделять основную мысль услышанного.
  1. Воспитательные:

- Воспитывать чувство эмпатии и уважения к судьбе представителей отечественной литературы.

Оборудование и наглядность:

Выставка книг, портреты Куприна разных лет.

Литература:

  1. Бунин И.А. Куприн // Собр. соч.: В 9 т. М., 1967. Т. 9.
  2. Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости. М., 1966.
  3. Куприна К.А. Куприн – мой отец. М., 1971.
  4. Тэффи Н.А. Смешное в печальном: Рассказы. Авантюрный роман. Портреты современников. М., 1992.
  5. Чуковский К.И. Современники: портреты и этюды. М., 1967.
  6. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. 1883-1907. Минск, 1983.
  7. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна.1907-1938. Минск, 1987.
  8. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006.

Эпиграф:  Все, что не имеет поэзии, не имеет Духа

А.И.Куприн

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Психологическая подготовка (слово учителя; 1 мин.).
  3. Анализ контрольных работ по теме: «Жизнь и творчество И.А.Бунина (15 мин.).
  4. Доклад ученика о жизни и творчестве Куприна (10 мин.).
  5. Слово учителя о писателе (15 мин.).
  6. Итог урока (2 мин.).
  7. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

На прошлом уроке вы писали контрольную, результаты следующие (учитель выявляет наиболее типичные ошибки, комментирует каждую работу, устраняет пробелы в знаниях учеников, выставляет оценки).

III Доклад ученика о жизни и творчестве Куприна:

Учитель, опираясь на материал доклада, задает ученику после выступления вопросы, в процессе доклада, где необходимо, делает акцентированные паузы и дает классу возможность записать самое основное.

IV Слово учителя о писателе:

Учитель, не повторяя материал, услышанного доклада, дополняет рассказ о жизни и творчестве Куприна.

Отечественный культуролог Ю.М.Лотман утверждал, что существует два типа писателей:

  1. звучат в контексте эпохи, понятны современникам, но с течением времени становятся неактуальны и отходят на второй план (Бенедиктов, Булгарин, Надсон);
  2. опережают свое время, остаются неприняты современниками, но входят в литературу на века (Фет, Достоевский, Платонов).

Куприн же являет собой редкий случай принадлежности к обоим типам писателей: в молодости он был светским львов, любил эпатировать публику, его имя не сходило со страниц газет, а читатели постоянно ждали его новых произведений. Также очень показательно, что ни в советское время, ни в последние десятилетия Куприн не выходил из школьной программы.  В чем же причина такой востребованности и популярности Куприна?

Современники называли его "писателем без выдумки". Действительно, очень богатый жизненный опыт позволял Куприну в своих произведениях практически не отходить от реальности. Он постоянно жаждал приключений, не прошел мимо ни одного научного открытия, совершившегося в его время: в водолазном костюме погружался на морское дно, спускался в самые глубокие шахты, летал на аэроплане, выходил с рыбаками на промысел в сильный шторм, был актером бродячей театральной труппы, увлекшись кинематографом, пытался создать сценарий по одному из своих рассказов.

Причиной такой постоянной жажды приключений, возможно была его восточная кровь. Татарские корни легко угадываются даже во внешнем облике писателя. Глядя на портреты, мы понимаем, как многолик был Куприн: это и молодой офицер, и благородный хан, и светский лев (Работа с портретами). 

Так же многолики и герои произведений Куприна. Объединяет их одно: постоянная борьба с внешними обстоятельствами и со своими внутренними переживаниями.

Литературное наследие Куприна велико: это эпические произведения, литературоведческие работы, публицистические статьи и даже юношеские стихи. Куприн был плодотворным, но в то же время очень требовательным к себе писателем: многократно редактировал свои произведения, уничтожал рукописи, вновь восстанавливал их. Интересна в этом плане творческая лаборатория писателя: мысль Куприна буквально не поспевала за рукой, потому большинство своих произведений Куприн надиктовывал машинисткам.

Куприну мучительно было оставаться на одном месте, он жаждал все новых и новых впечатлений.

Так повесть «Молох» была написана после посещения писателем в 1896 году сталелитейного завода в Донбассе. В повести Куприн выступает противником технократической цивилизации и поднимает проблему ценности человеческой личности в данных условиях.  

Огромную роль в жизни и творчестве Куприна сыграла учеба в военном училище. Несколько знаковых произведений писатель посвятил военной службе, например, «Кадеты» и «Юнкера». Но произведением, принесшим ему общероссийскую и даже мировую известность, стала повесть «Поединок». Здесь Куприн во многом предстает продолжателем Л.Н. Толстого, а именно: его идеи о том, что «военная служба разлагает людей». Толстовская идея гуманизма в армии развивается Куприным, который показывает человеческий путь исканий, начиная с простого солдата и заканчивая офицерами.

Следует отметить, что Куприн никогда не был обделен в возможности заниматься самой разнообразной литературной деятельностью: он состоял в редакциях многих газет и журналов, создавал литературные переводы, читал лекции. Но после революции 1917 года все заметно изменилось. В 1918 в доме Куприна проводят обыск, после чего писателя арестовывают на четверо суток. И в 1919 году писатель с семьей эмигрирует в Финляндию, а через семь лет - во Францию. Но Куприн никогда не терял связи с Родиной: участвовал в эмигрантских изданиях, посещал собрания интеллигенции. Но здоровье писателя в этот период было уже сильно подорвано, он все чаще уходил в себя, впадал в уныние.

Когда в 1937 году советское правительство предложило Куприну вернуться, он принял предложение. Известен тот факт, что, когда Фадеев, тогдашний генеральный секретарь Союза писателей СССР, прибыл  торжественно встречать Куприна, тот, растерявшись, вдруг спросил: «А Вы кто?». Тогда Фадеев в негодовании уехал с правительственной делегацией.

Но, к сожалению, на возвращенной родине Куприн жил недолго. В 1938 писатель умер в Ленинграде. В конце жизни он писал: «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России».

V Итог урока: работа с эпиграфом:

Финал жизни Куприна также трагичен и реалистичен, как и финалы многих его рассказов и повестей, но эпиграф сегодняшнего урока – слова самого Куприна – не позволяют нам считать его суровым прозаиком.  

Все, что не имеет поэзии, не имеет Духа – считал Куприн, и эту поэзию вы почувствуете буквально в каждом слове, когда будете знакомиться с произведениями этого писателя.

VI Домашнее задание:

  1. Прочитать статью в учебнике (с. 27-29)
  2. Прочитать повесть Куприна «Олеся». Отметить атрибуты мира природы и мира цивилизации.

Индивидуальные задания:

Сделать доклад об истории создания повести «Олеся».



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе  11 а класс.

Учитель:Кокарчева Г.И.

Тема урока: «Господин из Сан-Франциско» - Откровение И.А.Бунина

Цели:

  1. Образовательные:
  • Раскрыть смысл символических образов рассказа.
  • Проследить историю создания произведения.

  1. Развивающие:
  • Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа.
  • Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.
  1. Воспитательные:

- Учить видеть истинные ценности жизни.

Теория литературы: реминисценция, новелла (все определения написаны на доске).

Оборудование и наглядность:

Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи».

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», Откровение Иоанна Богослова.

Литература:

  1. . Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.
  2. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии, М., 1983.
  3. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006.

Эпиграф:  И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий

от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа

своего

Откровение Иоанна Богослова (21:2)

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Психологическая подготовка (повторение изученного на прошлом уроке; 2 мин.).
  3. Разговор о рассказе (38 мин.).
  4. Итог урока (2 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творческой судьбой И.А.Бунина. Сегодня мы остановимся на одном из самых знаковых произведений автора – рассказе 1915 года «Господин из Сан-Франциско». Я надеюсь, вы прочитали рассказ и будете активны на сегодняшнем уроке. Но прежде чем мы начнем разговор, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили год рождения Бунина. (ученики отвечают 1870).

III Разговор о рассказе:

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.

Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т.Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения внезапности прихода смерти.

Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л.Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.

Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» - название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»).

Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа. Горе тебе, Вавилон, город крепкий - слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Вы, читая дома Откровение, наверное, поняли, что в нем противопоставляются два Библейских города: Вавилон и Иерусалим. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.

Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.

Еще одна явная антитеза - это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).

Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием -  «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).

Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).

Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).

В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.

Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».

              IV Итог урока: Проводится фронтальный опрос класса:

С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?

V Домашнее задание: Перечитать рассказ. Ответить на следующие вопросы:

  • Почему Бунин изменил название рассказа?
  • Почему герой рассказа не имеет имени?
  • Какова роль пейзажа в рассказе? Как взаимосвязаны состояние природы и настроение Господина из Сан-Франциско?
  • Какова роль цвета и запаха в рассказе?
  • Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?

Несколько экземпляров вопрос в печатном виде раздается классу.

Индивидуальные задания (для сильных учеников):

  • Прочитайте новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции», сопоставьте с рассказом Бунина.
  • Прочитайте повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», проведите сравнительный анализ повести Толстого и рассказа Бунина.
  • Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина из Сан-Франциско».



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе  10а класс.

Учитель:Кокарчева Г.И.

Тема урока: Фильм Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», или что такое «штольцевщина».

Цели:

  1. Образовательные:
  • Проследить историю создания фильма.
  • Познакомить с некоторыми кинематографическими понятиями.
  • Указать на особенности режиссерской интерпретации классического произведения.

  1. Развивающие:
  • Развивать умение анализировать художественный фильм.
  • Развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать зрительскую культуру учеников.

Оборудование и наглядность:

Портрет И.А.Гончарова, портрет Н.С.Михалкова, фрагменты фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979).

Предварительные задания: посмотреть фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (либо всем классом, либо поодиночке),  один из учеников подготавливает небольшое сообщение об истории создания фильма.

Литература:

  1. Краснощекова Е. «Обломов» И.А. Гончарова, М., 1970.
  2. Программа по литературе 10-11 классы под ред. В.Г. Маранцмана, М., 2006.
  3. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики, Таллин, 1973.
  4. Интервью с Н.С.Михалковым// http://www.aif.ru/online/aif/1127/03_01

Эпиграф:  Кино — это категория и количество вопросов, а не категория и количество ответов...

Из интервью с Н.С.Михалковым

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Психологическая подготовка (2 мин.).
  3. Беседа (38 мин.).
  4. Итог урока (2 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы заканчиваем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Но сегодня у нас с вами  необычное занятие, оно вполне могло бы стать уроком МХК, потому что говорить мы с вами будет о фильме Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».

III Беседа:

На предыдущих уроках, анализируя роман «Обломов», мы уже смотрели отдельные эпизоды фильма, теперь же мы поговорим о фильме в целом (я надеюсь, что все успели его посмотреть). Но для начала я хочу вас спросить, какие еще фильмы вы знаете у Михалкова? (Ученики называют: «Утомленные солнцем», «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «12» и др.). Каждый из этих фильмов заслуживает отдельного разговора, у каждого из них своя особая судьба и интересная история создания. Надо сказать, что в основе большинства фильмов Михалкова лежат исторические события, реальные человеческие судьбы, но к экранизации классических произведений Михалков обращается нечасто, оттого особенно примечателен фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».

Его историю создания нам расскажет… (выступает заранее подготовившийся ученик, который рассказывает об идее экранизации, процессе написания сценария, съемочной группе, подборе актеров на главные роли).

Нам с вами известно, что кино – это особый вид искусства, который, как процесс литературного чтения, длится во времени и к тому же, как живописное полотно располагается в пространстве. Кино говорит на своем, только ему доступном, языке. Когда режиссер берется за экранизацию литературного произведения, он не ставит себе задачу только перевести идею писателя с языка одного искусства на язык другого. Всегда должно присутствовать особое художественное видение, своя режиссерская интерпретация. Фильм, снятый по мотивам – это самостоятельное произведение со своей судьбой. Поэтому Михалков в фильме не идет след в след за Гончаровым, а какие-то эпизоды романа опускает и что-то добавляет от себя.

Так вот, скажите, какие эпизоды романа оказались не востребованы Михалковым? (в сцене посетителей показан только Алексеев, других посетителей нет). А почему режиссер не изобразил Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева, ограничился только Алексеевым?  (Михалков хочет подчеркнуть, что по сравнению с Обломовым они все такие же безликие, как и Алексеев. Образ Алексеева у Михалкова еще более собирательный, чем у Гончарова).

А что Михалков добавил от себя? (Посещение Обломовым и Штольцем различных мест, деловые встречи; чтобы показать, что Штольцу все-таки удалось «расшевелить» Обломова. Но в то же время ясно видно, как Обломов не вписывается в такую обстановку).

А помните эпизод отъезда Штольца из дома? Ведь в романе он почти не прописан. Почему Михалков уделяет ему такое внимание? (В этом эпизоде в самом Штольце борются штольцевское и обломовское начала; и обломовское, пусть на мгновение, но берет верх).

Мы с вами говорили, что «Сон Обломова» является ключом ко всему роману. Режиссер не вводит его целиком в определенный момент фильма, а разбивает на части. Давайте еще раз посмотрим, в какие моменты фильма Обломов грезит. (Просматриваются три небольшие эпизоды фильма, когда Обломов видит сны. Ученики делают вывод, что это  происходит, когда Обломов счастлив или очень спокоен).

А теперь давайте сопоставим названия романа и фильма. Почему Михалков называет свою кинокартину «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»? Ведь вам известно, что у этого режиссера есть фильмы более продолжительные, почему бы тогда ему не снять все основные «дни», показанные в романе? (Михалков хотел подчеркнуть однообразие жизни Обломова. Все его дни стали настолько похожи, что слились в один. И лишь когда Обломов влюбляется в Ильинскую, он начинает жить совершенно иной жизнью. Именно об этих днях и говорит Михалков).

Обломову постоянно что-то мешало стать счастливым. Возможно, это то явление, которое обозначено словом, присутствующим в теме нашего урока - «штольцевщина». Образовано оно по аналогии со словом «обломовщина», которое, кстати, ввел кто? (Добролюбов, в статье «Что такое «обломовщина»). «Штольцевщина» - словечко, придуманное Михалковым. Как вы думаете, что оно обозначает? (Явления жизни, при которых материальное и практичное губит все духовное).

Да, вы правы. Вот что по этому поводу говорил сам Михалков: «нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».

 IV Итог урока:

Всякое классическое произведение становится классическим только тогда, когда приобретает актуальность во все времена, когда к нему обращаются все новые и новые поколения, пытаются найти в нем ответы на современные вопросы, создают новые произведения искусства, идя от классики. «Кино — это категория и количество вопросов, а не категория и количество ответов...» - признался в одном из интервью Н.С.Михалков. В своем фильме он не дал однозначных трактовок роману, не создал каких-либо аксиом, а, скорее, поставил еще больше вопросов, чем сам Гончаров. Но главное, что каждый из нас вновь сумел задуматься над всем, что его окружает, и в душе все же нашел для себя какие-то ответы.

Наиболее активным ученикам и ученику с индивидуальным заданием выставляются оценки.

V Домашнее задание:  

Еще раз посмотреть фильм. Написать сочинение на тему: «Роль детали в романе Гончаровы «Обломов» и в фильме Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валерий Брюсов

Данная презентация может быть использована при изучении творчества Брюсова....

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:«ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ»(РАЗМЫШЛЕНИЯ О НИКОЛАЕ ДМИТРИЕВИЧЕ ТЕРЕЩЕНКО, ПРЕДСЕДАТЕЛЕ КОЛХОЗА «ПУТЬ К КОММУНИЗМУ», ДВАЖДЫ ГЕРОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА)

Любое здание, предприятие, населенный пункт – это, прежде всего, стоящие за ним люди. Каждый человек имеет то, чего достоин и чего добился не только в материальном, но и в духовном плане. Мое ро...

«Vladimir Ivanovich Melnik - Hero of Labour of Russia » «Владимир Иванович Мельник - Герой труда РФ»

Цель:  формирование cоциокультурного развития обучающихся. Задачи:  - развивать  интеллектуальные способности учеников,- развивать чувство уважения к труду, -пробудить ч...

Исследовательская работа на тему: Наш земляк, Павел Гаврилович Куприянов - герой войны и труда.

Данное исследование знакомит учащихся с биографией нашего земляка П.Г.Куприянова, чью жизнь можно определить одним словом - подвиг и помогает задуматься над вопросом: Есть ли в современной жизни место...

Герой труда В.Я.Брюсов (1872-1924).

Мной размещены методические разработки для проведения уроков литературы и  русского языка (6 класс)...