формы и методы эффективной подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Ананьева Татьян Викторовна

ГИА  – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету,  умения организовать свою работу. Поэтому сегодня ГИА  – объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена? Создание условий для успешной сдачи– одна из важнейших задач педагогических коллективов. Для ее реализации требуется: взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение разнообразных технологий тестирования школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на семинаре 31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы эфективной подготовки обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку.

 Автор: учитель русского

языка и литературы МОУ-ООШ

с. Бородаевка Ананьева Т.В.

                                             

2014 год

Формы и методы эфективной подготовки обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку.

. 

ГИА  – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету,  умения организовать свою работу. Поэтому сегодня ГИА  – объективная реальность, с которой необходимо считаться. Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена? Создание условий для успешной сдачи– одна из важнейших задач педагогических коллективов. Для ее реализации требуется: взаимодействие всех участников образовательного процесса; внедрение разнообразных технологий тестирования школьников; деловой диалог учителей и учеников; индивидуализация и дифференциация обучения..

   Считаю, что подготовка к ГИА по русскому языку должна проводиться на протяжении всего периода изучения русского языка в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, разумного выбора ответа, сравнения. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-9 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет.

   . Для этого уже с 5-го класса нужно внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты. Выпускники должны освоить технику сдачи теста:

            Для успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА педагог должен:

- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

- исключить «натаскивание» учащихся на выполнение заданий различного уровня сложности;

- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету;

- проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования;

- планировать работу по подготовке обучающихся к сдаче ГИА в процессе  преподавания предмета.

Выполнение задания С1.

Как научить школьников грамотно писать сжатое изложение?

    Работая с обучающимися над сжатым изложением, мы выявили ряд проблем:

проблема адекватности восприятия текста на слух;

проблема организации и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства языка;

проблема разделения текста на абзацы;

проблема выделения главной и второстепенной информации;

неумение видеть логику перехода от одной мысли к другой;

многочисленные речевые и грамматические ошибки.

            Задачи, стоящие перед учителем, при выполнении обучающимися задания С1:

- выявить у обучающихся уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, необходимых для создания сжатого текста;

- определить эффективные методы и приёмы обучения сжатому изложению;

- разработать систему упражнений по обучению сжатому изложению.

            Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят в методике работы над текстом. Значимая роль отводится сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой обучающиеся решают, какая часть текста или предложения особенно важны для выражения главной мысли, а какую можно исключить при сокращении текста. Эффективным приёмом при этом являются опорные слова.

            Педагогу необходимо научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты и явления, события, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

            Подготовку к написанию сжатого изложения надо начинать как можно раньше

5-6 классы – выполнение логических операций с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы.

7-9 классы – тренировочные упражнения, цель которых восстановить связь между предложениями абзаца, исправлять  нарушенную логику, подбирать вступление или заключение к тексту.

            Виды тренировочных упражнений на сжатие текста:

ü  сократить сложное предложение за счет менее существенной части;

ü  заменить фрагмент предложения обобщающим понятием;

ü  исключить повторы и объединить предложения;

ü  заменить прямую речь косвенной, сохранить смысл высказывания;

ü  изложить указанную часть текста одним предложением;

ü  подчеркнуть в тексте предложения, смысловые части которых могут быть убраны без ущерба для содержания;

ü  сжато изложите содержание абзаца;

ü  напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний.

            Наиболее эффективные упражнения, связанные непосредственно с практикой сжатия:

             Комплексный анализ текста - один из самых эффективных  видов упражнений подготовки к сжатию текста.     Он  даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать, выходить на метапредметные связи.

Возможные вопросы:

- определите, что перед вами – слова, предложения или текст?

- озаглавьте текст;

- составьте план, выделите опорные слова;

- укажите особенности частей текста. Есть ли смысловые связи между ними? Есть ли языковая связь?

- определите тему текста;

- назовите главную мысль текста;

- укажите тип речи;

- восстановите содержание текста по опорным словам.

            Перечисленные упражнения легко найти в пособиях, которые широко применяются  в работе с обучающимися учителями  нашей школы. Например, А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Сфера, 2012.; Н.А. Сенина. Комплексный анализ текста. Тренировочная тетрадь. 7 класс. Легион, 2012; УМК С.И. Львовой. 5-9 кл. Мнемозина, 2008-2012.

 Выполнение заданий с выбором ответа (часть А) 

            В методическую копилку учителей русского языка входят КИМы (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам, разработанные самими учителями. Тем не менее каждый урок по подготовке к ГИА начинается, как правило, с актуализации опорных знаний: словарно-семантическая работа, орфографическая работа, языковая разминка, синтаксическая  работа, орфоэпическая разминка.

            Анализ средств языка на уроках русского языка и литературы, начиная с 5 класса, должен стать неотъемлемой частью анализа текста. При подготовке к экзамену в целесообразно провjlbnm некоторую систематизацию изученного материала по теме «Выразительные средства языка». Результатом такой работы может стать создание  обобщающей таблицы «Выразительные средства русской речи».

            В процессе обучения русскому языку в целом и особенно при работе с текстом на уроках  необходимо акцентировать внимание на таких приёмах работы, которые позволяют актуализировать содержательную информацию (А1). Это могут быть беседы по содержанию текста, ответы на вопросы, касающиеся основных смысловых сегментов текста, анализ структуры текста с точки зрения раскрытия той или иной микротемы и т.п.

            Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9-х классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.

 Выполнение части В

   Из анализа работ ГИА 2014 года  можно выделить типичные ошибки:

определение грамматической основы предложения (В3);

предложения с разными видами связи (В9);

предложения с однородными членами (В4);

количество грамматических основ (В6).

            Как правило, ошибки при решении указанных заданий связаны либо с незнанием теоретического материала, либо с неумением применить полученные знания на практике.

            Следовательно, для наиболее эффективной подготовки к выполнению заданий В3 и В7 при анализе структуры предложений следует подбирать такие  примеры, которые позволят ученикам вспомнить и повторить все способы выражения главных членов предложения. В качестве методического материала можно использовать таблицу, в которой систематизированы способы выражения главных членов предложения – подлежащего и сказуемого – в русском языке и приведены примеры, иллюстрирующие каждый способ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

форма И.п. имени или инфинитив: Город строится. Семеро одного не ждут. Больные отдыхают. Курить очень вредно.;

• именные сочетания: Отец с сыном уже ушли. Двадцать человек уехало. Несколько ребят отстало. Каждый из них поздоровался. Кто угодно звонит.;

• предложно-падежными группами (В.п. и Р.п.): С

 неделю только прошло. До десяти школьников ещё могут записаться в кружок.

Простое глагольное сказуемое – выражено спрягаемой формой глагола, инфинитивом или фразеологизмом: Он читает книгу. Вокруг зеленеет лес. Курить – здоровью вредить. Я буду читать (гл. в пов. накл.). Съездил бы ты к брату, поговорил бы(гл. в усл. накл.). Он нам постоянно палки в колёса вставляет( фразеол.).

Составное глагольное сказуемое – имеет две части:

вспомогательную (глаголы, выражающие оттенки

значения сказуемого) и основную (всегда инфинитив, выражающий речевое значение сказуемого).

 Мальчишки продолжали играть. Мы перестали верить его словам.

Составное именное сказуемое – имеет две части: глагол-связку (вспомогательная часть) и именную часть. Довольно часто глагол-связка отсутствует: Стол уже был накрыт на веранде. Слово – одежда всех фактов. А когда-то он ей казался героем.

            Ошибки, допущенные при решении задания В9 (сложные предложения с разными видами связи, с несколькими придаточными), можно объяснить тем, что данные темы изучаются в конце учебного года, и можно предполагать, что навыки  и умения недостаточно отработаны.

            Что касается задания В7 (выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными подчинительной связью), то основной причиной ошибок, как показал анализ ответов обучающихся, является то, что они указывают только цифру начала придаточного предложения. Если же придаточная часть стоит внутри главной, то, соответственно, необходимо указать цифры, обозначающие границы всей придаточной части.

В помощь учителю для отработки задания А, В:

1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013 /Под ред. Н.А. Сениной. Лигион, 2012.

2. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Тематические тренировочные задания./ А.Ю. Бисеров, И.Б. Маслова. Эксмо, 2012.

3. ГИА-2013. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме./ И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. ФИПИ, 2012.

4. ГИА 2013. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс./С.И. Львова. Эксмо, 2012.

5. Русский язык. ГИА 2013. Типовые тестовые задания./Ю.Н. Гостева, И.Л. Васильевых. ФИПИ, 2012.

Электронные продукты для отработки практических навыков

Онлайн ГИА по русскому языку. Интернет-репетитор.

Мультимедиа-комплекс «1С. Репетитор. Русский язык».

Контрольно-диагностическая система «1С. Репетитор. Тесты по орфографии».

Программа «1С. Репетитор. Тесты по пунктуации».

Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку».

Орфографический тренажер «Грамотей» (разработан НПП «Эрикос»).

Презентации-тренажеры.

Интерактивные тренировочные задания.

 Выполнение части С2.

            Умения, проверяемые заданием С2.

- адекватно понимать информацию прочитанного текста;

- понимать основную мысль прочитанного текста;

- интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе

- умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;

- умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и

- формировать свою позицию по данной теме.

Как научить обучающихся выполнять задание С2?

            Требование соответствия сочинения ученика функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, его построение по определённым композиционным законам предполагает, в первую очередь, повторение, закрепление, обобщение темы «Текст. Рассуждение как тип речи». В этом ключе можно предложить ученикам совместную работу по «выработке» основных требований к структуре будущего сочинения.

    Примерная схема сочинения-рассуждения (от тезиса – через аргументы – к выводам) может выглядеть следующим образом:

Композиция сочинения-рассуждения:

1. Вступление – найдите ключевое слово или словосочетания в предложенном фрагменте и попытайтесь «порассуждать» о смысле этого слова (сочетания).

2. Идея (основная мысль текста): раскройте смысл фразы (не повторяя и не переписывая саму фразу), попытавшись опереться на весь текст.

3. Аргументы (доказательства главной мысли): 1) Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы; 2) Дайте краткий комментарий основному событию, описанному в тесте, с учётом выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.

4. Вывод. Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль.

Возможная структура ответа

            Формулировка   задания: напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)».          Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.         Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.         Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора.

        Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

            Перед тем, как начать работу над сочинением, необходимо разобраться с обучающимися в теоретических понятиях, что такое «лексика», а что такое «грамматика».

Лексика – это словарный состав языка. Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Лексические   понятия:

лексическое значение слова,

однозначные и многозначные слова,

прямое и переносное значение слова,

омонимы, синонимы, антонимы,

слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении,

историзмы, архаизмы, неологизмы,

заимствованные слова,

фразеологизмы.

Грамматические понятия:

части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.

строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.).

Пример выполнения  задание С2.

            Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

Выполните задания:

1. найдите ключевые слова,

2. определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании.

Выполните задания:

1. найдите ключевые слова,

2. определяем задачу: рассказать о способах связи слов в словосочетании,

3. вспомним теорию: словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетания сочинительные и подчинительные.

Способы выражения связи между словами:

ü  в подчинительных: окончания и предлоги,

ü  в сочинительных: союзы и интонация.

4.Найдите примеры в тексте.

Некоторые речевые клише, которые уместно  будет использовать в сочинении

 

             Обучение написанию задания С2.  с помощью образцов – один из самых важных моментов в обучении школьников написанию задания С2. (Образец).

            Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

           Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически.

            В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием  зависимого прилагательного.

            А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием – ях, но и предлогом «в».

           Итак, в словосочетании, бесспорно, проявляется «способность слова связываться с другими словами».

В помощь учителю для отработки задания С2:

1. ГИА 2013. Русский язык. Выполнение задания части С./Г.Т. Егораева. Экзамен, 2013.

2.ГИА 2013. Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему./Г.Т. Егораева. Экзамен, 2013.

3. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013 /Под ред. Н.А. Сениной. Лигион, 2012.

            Проводя эту работу в комплексе, активно опираясь на  коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, мы сможем сделать процесс обучения активным и осознанным.

   Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

   При подготовке к экзамену особое внимание уделяем на «западающие» темы. При этом одна из основ успеха – групповая работа. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности. На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ГИА.

   Планирование повторения включает в себя:

-целенаправленное вводное повторение разделов курса русского языка 5-9 классов;

-индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного школьника.

-Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого. Индивидуальные задания предлагаются учащимся в системе.

-Групповая и мелкогрупповая работа с урока должна перейти в систему дополнительного образования.

-Весь процесс обучения превращается в процесс самообучения под контролем, при консультации и оценке преподавателем каждого шага самообучения учащихся.

   С помощью диагностических работ фиксируется продвижение обучающихся по ликвидации пробелов за основную школу. Особое внимание уделяем тому, чтобы каждый выпускник полученные знания и умения мог применять не только в знакомой ситуации, но и в измененной и совершенно новой ситуациях. Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого.Индивидуальные задания предлагаются школьникам в системе.

   На мой взгляд, технология модульного обучения максимально обеспечивает развитие творческого потенциала личности каждого ученика, помогает в подготовке к экзамену. Она в большей степени направлена на формирование общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. Учебные элементы в модуль включаем самые разнообразные: текстовые, табличные, иллюстрированные, словесные, игровые. Формы работы с модулем также различны:

-индивидуальная самостоятельная работа,

-работа в парах;

-работа в группе;

-фронтальная работа.

   Формы контроля разнообразны: 1) самоконтроль; 2) взаимоконтроль; 3) контроль учителя.

   При подготовке к экзамену нельзя забывать о правильно организованной системе дополнительного образования, включающей в себя: Индивидуально-групповые занятия,часы подготовки к  ГИА ,элективные курсы.

   При подготовке к экзамену дифференцировать учебную деятельность на уроках русского языка позволяет использование компьютерных технологий в обучении, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Уместно использовать элементы алгоритмизации и компьютеризации на уроках русского языка. Именно такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся.

   Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, организовать контрольную проверку знаний по изученной теме, что очень важно при подготовке к предстоящему экзамену.Использование компьютерных средств обучения помогает и учителю, и выпускнику при решении экзаменационных задач в интерактивном режиме.

   Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

   В ходе подготовки к экзамену педагоги должны привить детям навыки использования информационных технологий и умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами (ИПС), редакторами текстов и другими пакетами прикладных программ. Такие методы подготовки дают возможность учащимся повысить заинтересованность к современным технологиям, успешно сдать  ГИА .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы обучения по подготовке к ЕГЭ по математике

В современных условиях совершенствование учебного процесса должно затрагивать не только выпускные классы, но и всю среднюю школу, все методические службы, системы повышения квалификации учителей матем...

Формы и методы эффективной подготовки к ГИА по химии.

В данной работе рассмотрены основыне формы и методы подготовки к ГИА по химии....

Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"

Доклад на тему "формы и методы эффективного взаимодействия социального педагога с учениками и их родителями"...

Сертификат "Методы эффективной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию"

Сертификат "Методы    эффективной  подготовки  к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию"...

Сертификат "Методы эффективной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию"

Сертификат "Методы    эффективной  подготовки  к ОГЭ и ЕГЭ по  истории "...