Таинственное слово Русь.
проект (8 класс) на тему

Гусева Валентина Петровна

Научно-исследовательская работа (группа учащихся 8 класса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tainstvennoe_slovo_rus.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

           

  НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «ТАИНСТВЕННОЕ СЛОВО РУСЬ»

ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ  8-го КЛАССА.

  Руководитель  ГУСЕВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА,

 УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МКОУ БАРСОВСКАЯ ООШ

КИРЖАЧСКИЙ РАЙОН

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

П. БАРСОВО                

2014 год

                    ТАИНСТВЕННОЕ    СЛОВО      РУСЬ.              

                                                 От общего корня идет наше слово.

                                                                П.Бровка, народный поэт Белоруссии.

Одной из отличительных черт национальной психологии каждого народа есть горячая любовь к родному языку. Любой интеллигентный человек видит в своем языке право на духовную самобытность. Но любовь к своему родному языку не должна вмещать ненависть к другим языкам, к культуре другого народа.

   Что мы наблюдаем на сегодняшней политической арене?Любовь украинских националистов к своему родному языку не просто любовь, обожание, страсть, полная преданность – это необъяснимая ненависть к русской культуре, к русскому народу (москаляку на гилляку), это запрет общаться, учиться, вести делопроизводство на русском языке на украинской земле, унижение русскоязычного населения. Так и хочется напомнить тем, кто  устраивает дебоши на Майдане,  слова великого поэта Украины и России:

       Якби ви вчились так, як треба,

       Той мудрiсть би була своя.

      А то залiзете на небо

     I ми не ми, I я не я.

    I все те бачив, I все знаю:

    Нема нi пекла, а нi раю.

    Немае й Бога. Тiлько  я.

(перевод: Если бы вы учились, как надо, то и мудрость бы была своя. А то подниметесь на небо – и мы не мы, и я не я. И все я видел, и все знаю. Нет ни ада, ни рая. Нет и Бога. Только я).

    Как же хочется правильно учить , воспитывать наших учеников, чтобы через русский язык они искали пути постижения не только России, а и других братских народов. Именно братских. Чтобы не захотелось повернуть оружие против своих братьев-славян, сотворить свой Майдан, лелея в сердце злобу. Желание  дружбы и любви между славянами заставило взяться за эту исследовательскую работу, за постижение слова «Русь». Почему исследование слова? Эта работа нам знакома. Мы проводили филологический анализ слов «дружба», «честь», «земля» и др. А почему выбрали именно слово Русь? Над разгадкой тайны названия Русь работают уже давно ученые-лингвисты, историки .Некоторые наши соотечественники считают, что слова «Русь», «Россия», «русские и «россияне» произведены от слова русый. Но это глубокое заблуждение. Ведь на юге России можно встретить и черноглазых, и черноусых. В Закарпатской Руси преобладают смуглолицые. Ну а в Белоруссии- свеловолосые, синеглазые. Изюминка , безусловно, в чем-то другом.  Постараемся приблизиться к разгадке тайны. Постараемся доказать в небольшом нашем исследовании доказать, что все славянские (и не только) народы могут считать слово «Русь» своим, родным. Следовательно, все мы: и русские, и украинцы, и белорусы вышли из одного народа.

             Родство наше кровное исстари свято,-

            Одною наш путь озарен был звездой…

                                  ( П.Бровка народный поэт Белоруссии ).

Чтобы при всех многочисленных различиях, которые наблюдаются между отдельными славянскими языками и внутри каждой славянской группы (западные, восточные, южные), грамматическая структура и словарный запас славянских языков обнаруживают такое глубокое сходство, что объяснить его нельзя иначе, как их общим происхождением из одного источника.

   Итак, начнем исследование со словарей. Конечно, в первую очередь возьмем «Толковый словарь русского языка»                   В.И.Даля. Читаем словарную статью:

 «Русь ж. – мир, бел-свет. Совсем на руси – на виду, на открытом месте, на юру. Все вывела на русь – распахнула душу, все высказала. Русский мороз – сильный. Здесь русским духом пахнет(сказочн.) – людским, человечьим. Не стерпело русское сердце – из себя вышел, в драку пошел. Русский ум – задний ум- запоздалый. Русский Бог- авось, небось да как-нибудь. Русский час- невесть столько. С ним по-русски не сговоришь, глуп или упрям. Встарь писали Правда Русская, только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, и мы переняли это, перенесли в кириллицу и пишем русские. Русак – вообще русский человек, русачка – русская; кто особенно русит, хочет быть русаком. .русак – русский заяц, серяк, который больше и покрепче европейского, а у нас назван так для отличия от беляка: первый остается серым круглый год, второй зимою весь бел, только хребтик цветка черен. Русак лежит в степи и на пашне, беляк в лесу и в опушке. Сукно русак – из русской шерсти, серое, крестьянское, узкое, в 5 вершков».

    Какая интересная информация!  Оказывается, названию Россия мы обязаны полякам. А какие характеры раскрывает слово « Русь»! Разгадку русской души можно находить и в лингвистике.

   Итак, мы добрались до слов, кроме Руси, Россия, Рассея, русские, россияне. Любопытно происхождение этих слов. Обратимся к этимологическим словарям. Трудность в расшифровке этих названий  М.Фаснер, создатель «Этимологического словаря русского языка», видит в том, что все они сложные, состоят из нескольких  простых значащих  слов. Выдающийся русский ученый  М.В.Ломоносов тоже пытался установить этимологию слова Русь .Но итогов своей работы на не представил.

 Давайте обратимся к истории. В начале нашей эры в бассейне реки Волги из-за Урала пришли воинственные скотоводы-кочевники угры. Их в первую очередь интересовали водопойные места с проточной водой. Слово ра у них означало река. Отсюда и мордовское название .волги – Ра. Вот и в Подмосковье реки имеют названия: Ист-ра, На-ра, Пах-ра, Акша-ра, От-ра.

 Слово Су в тюркоязычном мире означает вода,то есть ра-су по угорски означало «речная вода», «проточная вода».

 Больше всего здоровой, приточной воды, пригодной для водопоя скота, гунны находили на всей равнине от Урала до Днепра, что и закрепилось в названии Расу-«равнина».

 Подобную географию гунны обнаружили и в бассейне  Днепра, по которому проходил основной путь с юга на север. Позже этот путь (обратный) назовут «путь из варяг в греки», но до прихода гуннов название звучало как КИ-ва  (водный путь), откуда и позднейшее название поселения Киев, окрест которого так же много расу, проточной воды; при гуннах название места звучало как Кива Расу.

 За кива Расу в предгорьях Карапетау ( «конец черных гор»), опять много расу.И это запомнилось: Карапет Расу. Южнее – Малая Расу, к северу – Бела Расу, на берегу Балтийского моря – Пе Расу, за ней в нынешней Германии, - Бо –Расу.

  В перечисленных названиях расу характеризует местность с проточной водой, а остальная часть названий указывает, где такие места находятся.

  И еще угорские пастухи подметили, что на огромных пространствах к западу от Урала мало торных, набитых дорог, а попадаются все больше тропинки.

«Тропа» на языке афро-индоевропейцев, называлось словом ян, и бабушки наши не зря говаривали «море-акиян», ибо акиян членился в древности как а-ки-ян и означало «ни дороги, ни тропы»; оно ведь и в самом деле: посреди акияна, когда кругом вода от горизонта до горизонта, ни тебе дорог, ни тропинок.

 Подобных  названий  географических объектов или фамилий на просторах Евразии не сотни, а тысячи, вроде населенного пункта Янбирино на Рязанщине («тропа через приток»).

 Да и в таких словах, как армяне,  дворяне, хуторяне, элемент ян означает тропа, и хуторянин изначально звучало как кута-р-янин, то есть «живущий в землянке у ручья, куда ведет тропа».

 Вот и ра-су ян означало «тропа к проточной воде», а коренное население, живущее у тропинок к проточной воде, получило у угров вполне естественное определение: ра- су- яне.

 Но все же наиболее торной была дорога по Днепру, где проходил основной путь с юга на север, «путь из варяг в греки».

 Итак, вердикт вынесли гуннские пастухи:  где больше тропинок – там живут ра-су яне, а где больше дорог – там живут ра-су-кие.

 А затем началось обратное движение народов – с запада на восток. Происходило смешение племен. Смешение славян произошло именно с финско-угорскими племенами, а именно на угорском языке почти за тысячу лет до славян зазвучали определения: расуяне, расукие, Кива Расу, Карапат Расу, Бела Расу, Перасу, Борасу, которые при славянизации края и возникновения отдельных княжеств зазвучали иначе: Киевская Русь, Карпатская Русь, Белоруссия, Малороссия, Пруссия, Борусия, Новгородская Русь, Владимирско-Суздальская Русь.

  Мы все вышли из Руси, у нас общая история, общая земля, общий язык. Мы все в какой-то степени родственники. Так стоит ли холить в душе ненависть против своих же братьев?

 Любопытно, а как трактуется слово «Русь» в  «Советском энциклопедическом словаре» . Открываем нужную страницу и читаем:

  «Русь (Русская земля)., первонач. название государственного образования восточных славян 9 века на ср. Днепре. До начала 12 века название территории Киевской Руси. В 12-13 веках Русь- название древне-русских земель и княжеств. С 13 века возникают  названия: Белая Русь, Малая Русь и др. Термин Русь закрепляется за землями северо-восточной территории .Древнерусские государства и становятся основой понятия «русскиу».

 А как же название Россия? Находим и это слово:

 «Россия, страна и государство, населенные в основном русскими. Название возникло в конце  15века и до начала 18 века употреблялось наряду с названием .русь, Русская земля, Московское государство, Русское государство. С 16 века – синоним названия Российское царство, в 1721-1917 – Российской империя; в узком смысле – только европейская часть страны без Царства Польского, Финляндии и Прибалтийского края ( Великороссия, Малороссия, Новоросия, Западный край). После Октябрьской революции- название территории РСФСР, за рубежом Россией часто называют всю территорию СССР».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - практикум " Таинственное болото"

урок в 6 классе проводится в условиях полевого лагеря...

Методическая разработка по теме " Таинственный Восток на берегах Невы"

Методическая разработка по истории и культуре Санкт-Петербурга  по теме "Таинственный Восток на берегах Невы" предназначена для 6 класса в соответсвии с программой Л. К Ермолаевой "Санкт - Петер...

"Таинственный мир превращенья бумаги..."

Таинственный мир превращенья бумаги… Здесь все чародеи, волшебники, маги. Творят они сказки своими руками. И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.Из опыта работы:  Гардер Наталья Николаевна Од...

Таинственный лист Мёбиуса

Внеклассное мероприятие которое знакомит учащихся со знаменитым математиком Августом Фердинандом Мёбиусоми его таинственным "листом Мёбиуса"....

Таинственный мир сказок А.С.Пушкина.(Из опыта работы учителя словесности).

Материал "Таинственный мир сказок Пушкина "(Из опыта работы учителя словесности) можно использовать на уроке литературы, на внеклассном мероприятии....

Педсовет на тему: Таинственная сила слова

Функции Педсовета  направлены  на формирование индивидуальности каждого педагога,сознательной дисциплины педагогического коллектива,умение выстраивать коммуникативные отношения друг с другом...