Таинственный мир сказок А.С.Пушкина.(Из опыта работы учителя словесности).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Материал "Таинственный мир сказок Пушкина "(Из опыта работы учителя словесности) можно использовать на уроке литературы, на внеклассном мероприятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tainstvennyy_mir_skazok_pushkina.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАИНСТВЕННЫЙ МИР СКАЗОК ПУШКИНА

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

(Из опыта работы учителя словесности)

Тасеменова Г.С.,

учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы № 21 города Уральска

         

В своей статье я хочу поделиться опытом работы по изучению сказок  А.С. Пушкина в 5 классах.

Тема урока: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Цели:

Обобщение представлений о литературной сказке, сравнение её с народной;

Анализ языковых особенностей сказок;

Развитие лучших человеческих качеств, воспитание любви к творчеству Пушкина.

В качестве эпиграфа записываю на доске:

                                                                                   Сказка ложь, да в ней намёк:    

                                                                                           добрым молодцам урок.

Тему урока, эпиграф, портрет Пушкина, иллюстрации  дети не видят: доска закрыта.

Слово учителя:

По-гречески его имя означает “защитник людей”. Родился он в Москве. Отец — офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Так кто же он?  (Это А.С. Пушкин.)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таинственном мире сказок Пушкина.

В этом учебном году мы много говорили об устном народном творчестве. Какие народные сказки особенно понравились вам?... Какие из героев стали вас любимыми? …Знаете ли вы сказки, которые написаны известными писателями?...

Сказки любят все дети. С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен мамы. С крепких рук отца, подбрасывающих тебя под потолок. С запаха бабушкиных пирогов. И со сказок Александра Сергеевича Пушкина. С их помощью мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и кривду, красоту и безобразие... Сказки Пушкина — это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии. По-настоящему мудр тот, кто не расстаётся с пушкинскими сказками всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину постигаешь лишь с годами, житейским опытом. А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти две сти лет сказки Пушкина — любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы — вы прочитаете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь. Сколько ни пытаюсь, не могу припомнить, когда я услышала имя Пушкина. К Пушкину мы все приходим в детстве, с ним уходим в юность, молодость, зрелость.

-Ребята, а что вы уже знаете о Пушкине? (Москва, 1799 год, семья, мир его детства. Вступительный экзамен в только что учрежденный Лицей состоялся 12 августа 1811 года. Первый друг -Иван Пущин...)

В 1815 году на публичном экзамене А.Пушкин прочёл своё стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта. Назовите имя известного поэта, принимавшего у Пушкина экзамен по русской словесности. (Г.Р.Державин)

В 1820 году после выхода в свет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» известный поэт подарил свой портрет Пушкину с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”.  Кто это известный поэт?  (В.А. Жуковский)

 Пётр Павлович Ершов с А.С. Пушкиным был едва знаком. Приехал он из далёкого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Прочёл её и А.С. Пушкин. Прочёл и сказал: “Теперь этот род сочинений можно мне оставить”. О какой сказке идёт речь? («Конёк-  горбунок».)

- Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А.С. Пушкин. Что-то лишь промелькнуло за окном его кибитки, где-то он задерживался на дни, месяцы, годы. Но всюду поэт писал, писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки?

(В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 году созданы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», возник замысел «Сказки о золотом петушке»).  «Пальцы просятся к перу, перо- к бумаге». Вынужденная задержка из-за эпидемии гриппа холеры в с. Болдино стала порой взлёта Пушкина. В Болдино созданы шедевры.

В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер. Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе необязательно думаем о его заслугах, о том, что он родоначальник новой русской литературы. Зато мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды. Каждый из нас находит в этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе - это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни.

«У каждого возраста свой Пушкин», - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и по-новому воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое. Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом.  Интерес к сказкам Пушкина был, есть и остается. Интересно почему?  А потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты: «Жил старик со старухой у самого синего моря».  Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты:  «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».

И хотя мы живем в XX1 веке, читая все эти строки, восхищаемся языком, певучестью и красотой.   Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по замечательному миру сказок А. С. Пушкина.  Наш урок называется «Что за прелесть эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.  С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.     Вот как он вспоминал её:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет, и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь  Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений.

Современный поэт Николай Доризо захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «Родина»

Так с вашим именем созвучно.

- Вы много знаете о жизни Пушкина, его творчестве. А угадаете ли вы строки из его произведений?  Приведём  небольшую викторину. Ваша задача - узнать автора, продолжить строчки.

-Буря мглою небо кроет… (Пушкин)

-Раз в крещенский  вечерок девушки гадали… (Жуковский)

-У лукоморья дуб зелёный…(Пушкин)

-У сильного всегда бессильный виноват… (Крылов)

-Жил-был царь Берендей…(Жуковский)

- Проказница мартышка….(Крылов)

Произведения Пушкина не похожи друг на друга. Пушкин и восхищается, и иронизирует, и улыбается, и гордится Русью. А.С. Пушкин часто использовал в своих произведениях мотивы, сюжеты и образы русского фольклора. С.Я.Маршак верно подметил: «Пушкинская сказка есть прямая наследница народных сказок». Сказки Арины Родионовны - предвестник пушкинских сказок. Няня, её незабываемый голос были первыми предводителями Пушкина по таинственному миру сказок.

Послушайте народную сказку о попе и работнике его Балде, записанную со слов няни.

«Поп поехал искать работника, навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти к нему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радехонек. Балда  дюж и работящ, срок уж близок, поп начинает беспокоиться, дает Балде трудное поручение, отправляет его к царю. Дочь царя одержима бесом. Балда берётся вылечить царевну. Бес пойман и высечен».

(Обращаю внимание ребят на концовку народной сказки: нельзя было осквернить попа, царя. Время было другое).

-Вы услышали фольклорный вариант сказки. Теперь познакомимся с пушкинским вариантом. Напоминаю о неторопливой и распевной манере чтения сказки.

Знакомство со сказкой.

Предлагаю сравнить два варианта сказки, найти сходства и различия. (Составляется диаграмма Венна).

Напомните ещё раз, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ).

-Чему учит нас сказка Пушкина?...

-Разделим сказку на части, составим план.

Затем можно познакомить со своим вариантом плана.

1 Встреча попа с Балдой на базаре.

2 Исправный работник Балда.

3 Новое задание.

4 Расплата.

 Вопросы по тексту

-За какую плату Балда нанялся к попу? (3 щелчка)

-На чём спал Балда в поповском доме? (на соломе)

-Кто звал Балду тятей? (Попёнок.)

-Докажите, что Балда хороший работник. Почему же поп недоволен им?

-Как изобретательность и ум помогают Балде справиться с заданиями?

-Кто из героев вызывает ваше сочувствие?

-Прочитайте концовку сказки, Как автор называет попа?

-Какая строка содержит мораль?

«Сказка о попе и о работнике его Балде» не могла быть разрешена цензурой при жизни Пушкина и была напечатана только после его смерти. Почему?

Кто из вас считает себя знатоком пушкинских сказок?   Перечислите сказки Пушкина.  (1. «Сказка о царе Салтане»;        2. «Сказка о золотом петушке»; 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4. «Сказка о рыбаке и рыбке»; 5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;  6. «Сказка о медведихе»;  7. «Жених»).

 Проведём конкурс  «Лучший знаток пушкинской сказки»

- Что требовал Балда от чертей?  (оброк)

- Кого разыскивал царевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне»? (невесту)

- Что было на голове у золотого петушка? (гребешок)

- Где стоял дуб зелёный, по которому ходил кот учёный? (у лукоморья)

- Сеть, которой поймал старик рыбку? (невод)

- Какой царь чахнет над златом? (Кощей)

- Сколько лет прожили старик со старухой? (33 года)

- Какая сказка заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам  урок”? («Сказка о золотом петушке»)

-Прослушайте сказочные объявления. Кто мог их написать?

1 «Предлагаю свои услуги: могу запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на  рынке, печь яица, варить кашу, нянчить детей». (Балда)

2 «На работу требуется повар, конюх и плотник. Выплачивается вознаграждение за год».  (Поп).

Следующий конкурс  «Сказочный предмет».

Вынимаю из коробки предметы по очереди. Задача — назвать сказку, в которой встречается такой предмет.

  1. яблоко — «Сказка о мёртвой царевне...»;
  2. зеркало — «Сказка о мёртвой царевне...»;
  3. орех — «Сказка о царе Салтане»;
  4. верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

 «Продолжи фразу»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке...
(Ровно тридцать лет и три года)

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару...  
(Посмотреть кой-какого товару)

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь...
(Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку)

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут...
(Туча по небу идёт, // Бочка по морю плывёт)

Весёлая разминка

— Кто из героев Пушкина носил золотую цепь? (Дуб.)
— Кто из пушкинских героев никогда не спит? (
Кот учёный.)
— Какой пушкинский герой всегда говорил только правду? (
Зеркальце.)

— В каком необычном транспорте путешествовали два пушкинских героя?  

    (“Бочка по морю плывёт”.)
— Какого острова нет на карте? (
Острова Буян.)

Молодцы, сегодня на уроке вы доказали, что являетесь знатоками и ценителями пушкинских сказок. Мы с вами совершили путешествие в таинственный мир сказок Пушкина. Закончить урок я хочу словами о том, что мысли о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.

П.Бажов считал, что пушкинские сказки- чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта, от его жизни.

 “А с какими вопросами обратились бы к Пушкину лично вы? Пишем тут же, на уроке. Это может быть всего несколько строк. Зато какой толчок для развития фантазии, ассоциативного и творческого мышления.

Записать в тетрадях слова Н.Чернышевского:

Значение Пушкина неизмеримо велико.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

"План методической работы учителя словесности

В помощь учителю словесности план методической работы...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Публичная презентация опыта работы учителя географии МБОУ г. Шахты "Гимназия имени А.С. Пушкина" Гнучевой Светланы Александровны

Анализируя свою педагогическую деятельность в настоящий период времени, понимаю – недостаточно быть профессионалом только в области географии, экологии, геологии, недостаточно быть только учител...

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...