Урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас".
план-конспект урока (11 класс) на тему

Цель:

- образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ  мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием самостоятельного мышления, развитием творческих способностей учащихся;

- воспитательная: формирование нравственных ориентиров

Планируемые результаты:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- участвовать в коллективном обсуждении темы;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- работа с информационным текстом;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

Портрет писателя Ю.Бондарева, выставка книг, подготовленная библиотекарем, распечатанные тексты, аудиозаписи, видеосюжеты, созданные учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostite_nas.doc31 КБ
Microsoft Office document icon ne_smeyte_zabyvat_uchiteley.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Простите нас!»

(урок-размышление по рассказу Ю. Бондарева «Простите нас!»).

Цель:

- образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ  мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием самостоятельного мышления, развитием творческих способностей учащихся;

- воспитательная: формирование нравственных ориентиров

Планируемые результаты:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

- участвовать в коллективном обсуждении темы;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- работа с информационным текстом;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

Портрет писателя Ю.Бондарева, выставка книг, подготовленная библиотекарем, распечатанные тексты, аудиозаписи, видеосюжеты, созданные учащимися.

                                   Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Мотивация учебной деятельности.

МУЗЫКА «Когда уйдём со школьного двора…» (затихает). На фоне тихой музыки слова учителя(перебирает письма и фотографии):

Ночь. Не спится. Я в дома ночные

Тихо к человечеству войду… (зажечь свечу)

Милые, хорошие, родные,

Как мне отвести от вас беду?!

МУЗЫКА (громко)

Когда уйдут «со школьного двора», что унесут с собой… Какую дорогу выберут они, мои выпускники – 2014…

Чтение стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает по себе…» (ученик)

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать?

ОГЛЯНИСЬ… Сбавь шаг… Не сбился с пути… Не забыл о тех, перед кем ты вечный должник.

Вопросы-громады и вопросы-карлики… Вопросы-океаны и вопросы-капли… Сегодня мы будем задавать их друг другу и автору рассказа «Простите нас!» Юрию Бондареву.

Инсценирование.

 Стук в дверь кабинета…

- Кто там?

- Мария Петровна, вы меня узнаёте?

- Входите.

- Вы не узнаёте, Мария Петровна, это я…

- Паша Сафонов… Паша? Садись, пожалуйста… Прости у меня кавардак… Садись, пожалуйста, вот сюда. К столу. Паша… ты приехал?

-



Предварительный просмотр:

«Не смейте забывать учителей…»

(урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас!»)

Цель:

 -образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышление, творческих способностей учащихся;

- воспитательная: формирование нравственных ориентиров: совести, долга, дружбы, правильного выбора, благородства, памяти…

Планируемые результаты:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

 - участвовать в коллективном обсуждении темы;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

- работа с информационным текстом;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

Портрет писателя Ю.Бондарева, выставка книг, подготовленная совместно с библиотекой, распечатанные тексты рассказа с вложенными конвертами, аудиозаписи, видеосюжеты, составленные учащимися 11 класс «А».

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Музыка «Когда уйдём со школьного двора» (затихает) На фоне музыки слова учителя(перебирает письма и фотографии):

Ночь. Не спится. Я в дома ночные

Тихо к человечеству войду… (зажечь свечу)

Милые, хорошие, родны е,

Как мне отвести от вас беду?!

Музыка (громко)

«Когда уйдут со школьного двора», что унесут с собой… Какую дорогу выберут они, мои выпускники – 2014…

Стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе…» (читает Косян Анна)

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть?  Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать? Оглянись… Сбавь шаг… Не сбился с пути… Не забыл о тех, перед кем ты вечный должник?

Вопросы-громады и вопросы-карлики… Вопросы-океаны и вопросы-капли..

Сегодня эти вопросы мы будем задавать друг другу и автору рассказа «Простите нас!» Юрию Бондареву.

Инсценирование.

Стук в дверь класса…

- Кто там?

- Мария Петровна, вы меня узнаёте?

- Входите.

- Вы не узнаёте, Мария Петровна, это я…

- Паша Сафонов… Паша?   Садись, пожалуйста… Прости, у меня кавардак… Садись, пожалуйста, вот сюда. К столу. Паша… ты приехал?

- Да, да, я сейчас, я сейчас!

- Ну вот , Паша, ты приехал… не узнать. Ты в командировку, по делам?

- Я проездом, Мария Петровна.

- Ну, Паша, рассказывай о себе, что ты, как? А впрочем, я многое о тебе знаю. Из газет, статьи, книгу твою читала. Ты женился?

- Да, Мария Петровна.

- Счастлив?

- Как будто, Мария Петровна. У меня есть сын. Знаете что, давайте говорить о прошлом, о школе…

- Я хорошо помню ваш класс. Довоенный класс. Это были озорные, способные мальчишки (слайды с фотографиями).

- А помните, как вы мне ставили «плохо» по алгебре.

- Да, за то что ты не делал домашних заданий, надеялся, что кривая вывезет. Математика прекрасно тебе давалась, но ты был ленив. Ты помнишь Мишу Шехтера?

- Ну конечно! Завидовали ему. В классе зачитывали его сочинения.

- Он стал журналистом. Ездит по всей стране, часто читаю его статьи и вспоминаю…

- Он заезжал?

-Нет.

- Да, разлетелись. Витька Снегирёв – директор на Урале. Игнатцев Сенька – начальник главка. Солидный такой , встречал его в Москве. А он не заезжал?

(песня Розенбаума «Одноклассники») 

- Что?

Мария Петровна, а кто к Вам заходил из нашего класса? Гришу Самойлова видели? Артист! Помните, он корчил рожи, и вы ему сказали, что у него способности.

- Я его видела только в кино, Паша.

- Мария Петровна, Витя Снегирёв не заезжал, кажется, он бы здесь прошлым летом.

-Нет, не был.

- А кто был?

- Ко мне часто заходит Коля Сибирцев. Он работает на шахте. У него неудачно сложилась жизнь. Он часто заходит. А ты помнишь его ?

- Очень плохо  (берёт с полки книгу). Давайте я надпишу… ( из книги выпадает листок)

- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь…

- Мария Петровна, что вы говорите? Если бы не вы!..

(отходит, быстро пишет на листке бумаги «Простите нас!»)

Проблемный вопрос: За что?

- Что вы узнали из рассказа о главном герое?

- Как Сафонов, столичный житель, оказался в городке своего детства и юности?

(чтение стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина»)

_______________________________________________________________________________________

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

___________________________________________________________________________________________

- С кем связаны воспоминания Павла о городе детства?

С воспоминаниями о мальчишеской дружбе с Витькой и первой любви.

Чтение стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

____________________________________________________________________________________________

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,  

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней

- Боже мой, Павлуша, ты ли это? Приехал, Павлик?

- А где Вера?.. Где она?

- Где она?

- Разве ты не знаешь, Павлуша?  Нет Веры… Нет Веры… Она ведь на войне санитаркой…

- Не может быть…

- Как жаль, как жаль!.. Вы вместе росли…

Песня «Школьный вальс»( исполняет Наральская Валерия, ученица 11класс «А»). Две пары в школьной форме танцуют вальс.

 УЧИТЕЛЬ: Память… В ней могут оказаться стёртыми имена, события, встречи с людьми. Но наступает момент, когда вдруг голос памяти властно позовёт человека. Захлестнёт, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти. Так случилось и с героем рассказа Павлом Георгиевичем Сафроновым.

- Как вспомнил Сафонов об учительнице?

Он вспомнил об учительнице случайно (зачитать фрагмент)

- Как учительница отнеслась к визиту Сафонова? Прокомментируйте эпизод встречи.

- «Проговорила она почти испуганно», « с непонятной настороженностью, с неверием…», «неверяще улыбнулась»…  Почему?

- Какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи? Сафонов зашёл к учительнице в приподнятом настроении. Почему оно меняется?

- Почему Павел не захотел говорить с Марией Петровной о книге по самолётостроению, знакомый корешок которой он увидел в «первом ряду книжного шкафа»?

- Что мы узнаём об одноклассниках Павла?

- Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники, навещают ли её, Мария Петровна переводит разговор на другое?

- Какой смысл вкладывает автор в фразу, которую произносит Мария Петровна в конце разговора: «Очень плохо»?

ПЛОХО, ЧТО ЗАБЫЛ САМОЕ ГЛАВНОЕ! ЗАБЫЛ О ТЕХ, КТО ЛЮБИЛ, УЧИЛ И ВОСПИТЫВАЛ!

«ОЧЕНЬ ПЛОХО»! – это оценка, которую получил преуспевающий инженер-конструктор.

Выразительное чтение.

« Они простились. Он быстро пошёл по дорожке ночного сада. И не выдержал, оглянулся. Дверь передней была распахнута, и в тёмный парк падал жёлтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка её отчётливо чернела в проёме двери.

 Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове – о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. Но он не знал их адресов. Потом он хотел написать Марии Петровне  длинное извинительное письмо и с отчаянием подумал, что не знает номера её дома.

 На большой  станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашёл на почту и , поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было 2 слова:

«ПРОСТИТЕ НАС!»

Слово учителя.

Приехав в родной город, Сафронов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас – преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда…

- Какие проблемы затронуты автором данного текста?

- Дома вы напишите текстуальный комментарий к одной из проблем.

Живи и помни то место, где ты появился на свет!

Не забывайте сделать ОСТАНОВКУ в том месте, где вы выросли, где ВАС любили и любят!

Звучит бардовская песня «Остановка»

РЕФЛЕКСИЯ.

Если вам, ребята, после этого урока захотелось сказать несколько слов своему учителю,  пожалуйста, возьмите конверты, которые лежат у вас на партах, вложенные в них листки бумаги, и напишите эти  слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"

Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока -  воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять...

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...

Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)

Предлагаем материал к уроку внеклассного  чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...