Музыкально-литературная композиция, посвященная творчеству А. Фатьянова "Если б я родился не в России"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Никитина Полина Александровна

Композиция знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта-песенника, нашего земляка Алексея Ивановича Фатьянова

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arkhiv_zip_-_winrar.zip1.89 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ   Второвская  ООШ

Музыкально-литературная композиция,  посвященная  творчеству  Алексея  Фатьянова

«Если  б  я  родился не  в  России…»

Подготовила  учитель  русского языка и  литературы  

Никитина  Полина  Александровна

Музыкально-литературная композиция,  посвященная  творчеству  Алексея  Фатьянова

«Если  б  я  родился не  в  России…»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта-песенника, нашего земляка Алексея Ивановича Фатьянова

Задачи:

вызвать у  школьников интерес к личности и творчеству поэта; 

развивать умение выразительно читать поэзию и прозу, умение   слушать;

воспитывать чувство гордости и уважения к героям Великой Отечественной войны, землякам, малой родине.

 Оформление:

портреты А.И. Фатьянова,

мультимедийная  презентация,

выставка книг,

высказывание поэта

Если   б   я   родился   не   в   России,

Что   бы   в   жизни   делал?   Как   бы   жил?

Как   бы   путь   нелегкий   я   осилил?

И,   наверно   б,   песен   не   сложил.

А.И.Фатьянов;

Чувство Большой Родины опиралось у Фатьянова на чувство Малой Родины, то есть того места, где ты родился и откуда начал свой путь.

ВИКТОР БОКОВ

Ведущий 1. Этого человека очень хорошо знали близкие  ему  люди, но не только они  одни, потому что в доме каждого россиянина (и  ваших  дедушек  и  бабушек  тоже) много лет звучали песни, в которые он вложил душу. До сих пор люди смотрят кинофильмы:  «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданным», «Дом, в котором я живу», «Солдат Иван Бровкин», для которых он писал песни. Звали нашего героя Алексей Иванович Фатьянов. (Слайд №2 – фото поэта)

Ведущий 2. Алексей Иванович Фатьянов –  замечательный поэт – наш земляк. Он родился в 1919 году   в деревне Малое Петрино,  которая  находилась недалеко  от  нас  в  соседнем  Вязниковском  районе Владимирской  области. Сейчас этой  деревни  нет,  она  стала  частью  города  Вязники. Дом,  в  котором  родился  и  вырос  Фатьянов  стоит  и  сейчас,  так  как строился он из финского леса,  самого лучшего для строительства. Именно  здесь, в Малом Петрине, провел Алексей Фатьянов свои детские годы, здесь  он окончил начальную школу.

 (Слайд №3   (дом Фатьянова).

Послушайте стихотворение «Малое Петрино»

Ведущий 1. Алексей Иванович говорил, что у них в деревне все парни – гармонисты-слухачи, разве что рождаются без гармони. Никто специально музыке не учился, но каждый умел играть «на слух», без нот. Здесь в Петрине научился он особому способу приготовления грибов: на сковороду, стоящую на углях костра, сыпали грибы и постепенно добавляли новые. Грибы готовились без масла, а вкус у них был необыкновенный!

Ведущий 2. А какую радость давала ему река Клязьма! (Слайд №4 – река Клязьма). Алеша бегал к рыбакам и наблюдал за ними.  Находясь у костра на берегу Клязьмы, Алексей начал  писать  стихи, именно здесь он  становился  поэтом. Детство пролетело быстро. Всю жизнь Фатьянов считал, что лучше земли Владимирской нет ничего на свете. Этим чувством пронизаны  стихи, которые посвящены родным местам.

Там, под липами, в старом доме,

Я родился в голодном году,

Там навек полюбил я гармонии,

Соловьев и берез красоту.

В путь далекий ты проводил меня,

Край любимый мой, как ты хорош!

Долети, моя песнь, до Владимира,

А оттуда дорогу найдешь.

Ведущий 1. Мальчик рос в семье,  где  царили мир и согласие. Отец покупал музыкальные инструменты, играл на  них сам и обучал детей. В  семье  Фатьяновых все любили  петь. Отец покупал книги, и Алеша рано научился читать.  Детство  Фатьянова закончилось в десять лет.  Дом в Вязниках у  них  отобрали, вся  семья  переехала  в пригород Москвы. Здесь кроме обычной школы Алеша посещал музыкальный и драматический кружки.  Жила их  семья  очень бедно. Костюм  у  мальчика  был  один, и когда Алексей его стирал, то сидел дома,  потому  что выйти на улицу было не в чем, и туфли тоже были одни.  Позднее  поэт  напишет  об  этом:

 Я сам починял ботинки

 И ставил на брюки заплаты

 И, чтоб не заплакать от горя,

 Читал юмористов на сон…

Ведущий 2.  За два года он окончил театральную студию и стал профессиональным актером, писал стихи, играл, потом поступил  учиться  в    литературный институт им. Горького (слайд № 5 поэт –актер).  Началась  Великая Отечественная  война.  Фатьянов  сразу  пошёл  на  фронт,  начал её рядовым, был ранен, получил несколько орденов и медалей. Алексей  Иванович играл в музыкальных ансамблях, был военным корреспондентом, но как пошел на войну рядовым, так и вернулся рядовым. Но всё это время поэт продолжал  писать  стихи.

Ведущий 1. Во  время  Великой  Отечественной  войны Алексей  Фатьянов  встречается  с композитором Соловьёвым-Седым. (слайд № 6 Соловьев-Седой.). Они  часто вместе выступали  на концертах,  пели, читали  стихи  перед солдатами. Композитор вспоминает: «Ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах — красивый, рослый молодец, голубоглазый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню,  она мне понравилась… Еще больше мне понравился автор. Чувствовалась в нем богатырская сила...».

Ведущий 2.  Алексей Фатьянов  вместе  с  Соловьевым-Седым  написали несколько  песен,  самые  известные  из  них: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Музыка к песне «Соловьи» была написана очень  быстро. «Помню фронт… В большой зелёной роще мы, солдаты, отдыхаем, только после боя,  – вспоминает  автор,  – и вдруг… в  роще во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей. И это вошло в песню: «Пришла и к нам на фронт весна…» Именно так называлось сначала это  произведение. Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало  песню «Соловьи». А маршал Г.К.Жуков считал её  лучшей песней  времён Великой Отечественной войны.

(Послушайте  песню  «Соловьи»  или  видео)

Ведущий 1    Песня «На солнечной поляночке»  была написана Фатьяновым, когда  до победы было ещё далеко. Эта песня  сразу   понравилась  солдатам, они  знали,  что  их  ждут  дома  и  верили,   что  одержат  победу  в этой  войне. Бойцы слушали  песню – и    забывали  про усталость, им казалось,  что прибавляются силы  для  битвы с  врагом. И на фронте стали звучать песни А. Фатьянова и В. Соловьёва-Седого.

Пслушайте песню «На солнечной поляночке».

Ведущий 2.  После этих  песен Фатьянов  написал  ещё много  произведений: «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были...», «Где ж ты, мой сад?». А  в  конце  войны  была  создана  самая  знаменитая  песня  о Ленинграде — «Наш город». (Слайд  № 7  список  песен  Великой  Отечественной  войны)

Ведущий 1. Песня, которая рождалась после боя, была понятна  всем,  потому  что поэт  рассказывал  о  том,  что он  видел  на  фронте, что ему  пришлось испытать. Фатьянов сочинял свои стихи  и  представлял  бойцов,  которые  сидят     после  боя  грустные и усталые,  потому  что многие  потеряли  своих друзей.  Но    у  всех  одно желание:  победить.

(Послушайте  стихи Алексея  Фатьянова,  написанные  во  время  Великой  Отечественной  войны)

Ведущий 2.  В  конце  войны Алексей Фатьянов  вместе  с  композитором  Соловьевым-Седым пишет песню «Где же вы теперь друзья однополчане». Она  сразу  стала любимой  многими  слушателями. Его современники  вспоминали: «Как мы пели… А как замечательно пел он сам — помню слезы на глазах у  поэта Александра Твардовского». Казалось,  что  песни  Фатьянова обладают какой-то  волшебной  силой,  они  сразу  становились  популярными.   Говорили: «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри самой поэтической строки»

Послушайте  стихотворение «Где  же  вы  теперь,  друзья-однополчане?»

(Слайд  №8 )

Ведущий 1.    Много прекрасных песен  написал Алексей Иванович Фатьянов. Все они известны и люди их любят по- настоящему. Всего на его стихи  написано около двухсот песен. Фатьянов  написал  песни  ко  многим  кинофильмам. Это и «Небесный тихоход», и «Большая жизнь», и «Без вести пропавший»,  и «Дом, в котором я живу»,  и «Солдат Иван Бровкин», и  «Свадьба с приданым». (Слайды  №9-14) А  в   1956  году   вышел  в  свет  фильм «Весна на Заречной Улице». (Слайд №15), и песни,  написанные Фатьяновым  сразу стали  известными,  их  пели все.

Послушайте  одну  из  них  «Когда  весна  придет  не  знаю…»

(Слайд15 и показ видео  Фильм «Весна на Заречной улице»)

Ведущий 2.  Стихи Фатьянова и без музыки хороши, а с музыкой – тем более. Их можно читать и перечитывать вслух и про себя, читать с листа и на память. Их можно и петь – одному и в хоре, за дружеским столом и со сцены, петь, как душа просит и как память подсказывает.

Послушайте стихи  Алексея  Фатьянова

Ведущий 1. Еще молодым Фатьянов испытал счастье слышать песни на свои стихи не только по радио или с эстрады, но в  среде   простых  людей.  Он понимал, что его песни знают   и  любят все. О чем бы ни писал поэт, главная его тема — тема Родины.   В стихах  Фатьянова звучит  радость и гордость за свою страну.

Послушайте  стихотворение «Если б я родился не в России…»

Ведущий 2.   У меня в руках старая пластинка с этой песней. К сожалению, послушать мы ее не можем. Нынешняя аппаратура ее не читает, да и качество записи стало очень низким, потому что пластинки «запиливались»  от частого прослушивания. На этой пластинке всего одна песня, а на вот этом диске – 150. Наш быт изменился! Но  песни  Алексея  Фатьянова  живут,  живет  его  творчество.  Каждый  год  в  Вязниках проходит  праздник,  посвященный творчеству  этого  поэта.  Приезжают  люди  со  всей  России,  чтобы  почтить его память:  прочитать стихи,  спеть  песни. Праздник  называется  «На  солнечной  поляночке».  (Слайд  №16 -праздник Фатьянова)

Ведущий 1. Так сложилось в жизни, что песни, которые люди поют, часто становятся народными. Мы показали  вам целую коллекцию песен и  стихов, жизнь которым дал Алексей Иванович Фатьянов.  Это значит, что и его жизнь и творчество достойны  нашего внимания.  Сегодняшний праздник  посвящен 95 - летию  со  дня  рождения  поэта, творчество  которого  не  забываемо

       В заключении мы споем все вместе песню, которую уже полюбили. Это произведение из кинофильма «Небесный тихоход»  «Мы  друзья,  перелётные  птицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально-литературная композиция "Песни Великого Подвига"

«Песни Великого Подвига» музыкально-литературная композиция Цель: формирование чувства патриотизма и памяти о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны через песенное творчество...

Презентация к музыкально-литературной композиции "Уж постоим мы головою за Родину свою!"

В презентацию входит 18 слайдов. Для создания были использованы репродукции картин, схемы, карты. Этот материал поможит в проведении мероприятия, также для егопоказа можно использовать музыкальное соп...

Музыкально-литературная композиция“The World of love”

Используется языковой материал 4 языков разных языковых семейств, разных культур: русский, татарский, английский, немецкий. Характеризуется самобытность языков, идет сравнение языковой культуры через ...

Музыкально-литературная композиция "Память сердца"

Урок, посвященный самым знаменитым песням о Великой отечественной войне. Урок будет полезен как учителям истории, так и учителям литературы...