Методическая разработка "Рабочая пргорамма кружка "Театральная студия"
рабочая программа (5 класс) на тему

Сальникова Ольга Николаевна

Программа рассчитана на 34 ч. Аудитория: 5-7 классы. В составленной программе кружка «Театральная студия» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Кружок «Театральная студия» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon program_teatra_i_1_zanyatie.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Театральная студия» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Театральная студия» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Цели и задачи

Цель программы – создать устовия для развития эстетических чувств через освоение творческого наследия народов России и мира, творческой деятельности.

Задачи:

1. Развитие речи, творческих способностей детей.

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости

4. Воспитание культуры речи, развитие дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7. Воспитание в детях ценностного отношения к литературному наследию, интереса к другим видам искусства

8. Углубление теоретико-литературных знаний.

Организация деятельности литературно драматического кружка

Поставленные цели и задачи  реализуются в процессе постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на год занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Содержание

Занятия в кружке «Театральная студия» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Роды и жанры литературы» знакомит учащихся с особенностями эпических, лирических и драматических жанров. Также учащиеся знакомятся с основами выразительного чтения.

Результатами обучения будут выступления на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях для младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.

Требования к результатам

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Читать выразительно стихи, басни.

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Формы и методы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление
  • практическое занятие

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

И др.

Тематическое планирование

№ П/

Тема

Кол-во часов

Дата

1

2

3

  1. Культура и техника речи
  1. Техника речи. Практическое занятие: инсценировка зарисовок из школьной жизни
  2. Интонация.
  3. Культура речи. Выступление на концерте, посвящённом Дню учителя

3

4

5

6

  1. Ритмопластика.
  1. Репетиция спектакля к празднику «Золотая осень»
  2. Выступление на празднике

3

7

8

9

  1. Театральная игра
  1. Репетиция театральной постановки к празднику «День народного единства»
  2. Выступление

3

10

11

12

13

  1. Роды и жанры литературы. Лирика

1. На пути к выразительному чтению: необходимые условия настоящего чтения

2. Практическое занятие: выразительное чтение отрывков   из поэмы «Руслан и Людмила»

3. Репетиция постановки

4. Выступление на Пушкинском вечере

4

14-

15

  1. Просмотр спектакля «Третье путешествие Гулливера»

2

16

17

  1. Эпос
  1. Особенности чтения эпического произведения
  2. Практическое занятие

3

18

19

20

21

  1. Драма
  1. Своеобразие рода, жанры. История театра
  2. Диалог и монолог.
  3. Практическое занятие
  4. Практическое занятие

4

22-

24

  1. Грим

3

25-

27

  1. Декорации

3

28-

34

  1. Проект «Концерт»

6

Занятие на тему «Выразительное чтение отрывков  из поэмы А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила»

Класс: 5,6

Форма: практическое занятие

Технология: групповая работа

Цели: а) личностная – создать условия для развития эстетических чувств, интереса к творчеству А.С.Пушкина

           б) метапредметные - развитие артистических способностей,

           в) предметные – развитие навыков выразительного чтения

Оборудование: компьютер, проектор, аудиозапись выразительного чтения поэмы А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила, учебник русского языка 5 класса под ред. С.И.Львовой, иллюстрации к части 3 поэмы (презентация)

Литература:

  1.  Русский язык. 5 класс/ под ред. Львовой С.И. - М.: Мнемозина, 2012
  2. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. 5 класс: рабочая тетрадь.- М.: 2005
  3. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. 6 класс: рабочая тетрадь.- М.: 2008
  4. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. 7 класс: рабочая тетрадь.- М.: 2010 и др.
  5. Аудиозапись http://abook.fm/book/Руслан%20и%20Людмила (Часть 3, неизвестный исполнитель)
  6. Аудиозапись http://control.audiopedia.su/audio/29470 (Часть 3 в исполнении О.Табакова)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Оргмомент.

Мотивация

Приветствие

- Мы готовим инсценировку нескольких эпизодов из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

1

2

Актуализация опорных знаний

Беседа

- На прошлом занятии мы повторили элементы интонации, познакомились с особенностями интонации в стихах и прозе. Назовите известные вам элементы интонации? (учащиеся выписывают ихна доске)

- От чего зависит интонация в стихах и в прозе?

- Логические и эмоциональные ударения, паузы, повышение и понижение голоса, ритм, темп речи.

- От стилистической окраски слов и особенностей синтаксиса

4

3

Вызов, формулировка темы и цели занятия

Беседа

- На прошлом уроке вы делали интонационную разметку текста, читали выразительно. У многих получилось. Что нужно сделать, чтобы выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина?

- Мы сегодня поработаем над частью 3 поэмы, эпизодом «Битва Руслана с Головой». Рассмотрим иллюстрации к 3 части(презентация)

 

- Тоже сделать интонационную разметку и потренироваться(тема, цель урока)

4

Практическая работа в группах

  1. Инструктаж

- На доске выписаны элементы интонации для интонационной разметки отрывка. Отрывки перед вами.  Разделите их, приготовьтесь читать выразительно.

2. Прослушайте аудиозаписи, оцените своё чтение, внесите поправки, если нужно

3. Прочитайте ещё раз выразительно, слушатели могут прокомментировать ваше чтение, посоветовать

1. Работа учащихся  в группе (разметка, чтение вслух в группе)

  1. Самооценка

3. Выразительное чтение перед классом

10

7

13

5

Рефлексия

- Оцените свою работу:

  • Я знаю, как делать интонационную разметку стихотворения (1-5 баллов)
  • Я умею делать интонационную разметку (1-5 баллов)
  • Я могу выразительно читать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Самооценка

2

6

Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть данных отрывков по ролям

3

Эпизод «Битва Руслана с Головой»

1 группа

Но возвратимся же к герою.

Не стыдно ль заниматься нам

Так долго шапкой, бородою,

Руслана поруча судьбам?

Свершив с Рогдаем бой жестокий,

Проехал он дремучий лес;

Пред ним открылся дол широкий

При блеске утренних небес.

Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле.

Вдали всё пусто; здесь и там

Желтеют кости; по холмам

Разбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит;

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там шлем косматый

И старый череп тлеет в нем;

Богатыря там остов целый

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает...

Ничто безмолвной тишины

Пустыни сей не возмущает,

И солнце с ясной вышины

Долину смерти озаряет.

2 группа

Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

Чьи небо слышало молитвы?

Зачем же, поле, смолкло ты

И поросло травой забвенья?..

Времен от вечной темноты,

Быть может, нет и мне спасенья!

Быть может, на холме немом

Поставят тихий гроб Русланов,

И струны громкие Баянов

Не будут говорить о нем!»

Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом;

Но, шевеля пугливым ухом,

Конь упирается, дрожит,

Трясет упрямой головою,

И грива дыбом поднялась.

Вдруг холм, безоблачной луною

В тумане бледно озарясь,

Яснеет; смотрит храбрый князь —

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.

3 группа

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в темной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена,

Пустыни сторож безымянной,

Руслану предстоит она

Громадой грозной и туманной.

В недоуменье хочет он

Таинственный разрушить сон.

Вблизи осматривая диво,

Объехал голову кругом

И стал пред носом молчаливо;

Щекотит ноздри копием,

И, сморщась, голова зевнула,

Глаза открыла и чихнула...

Поднялся вихорь, степь дрогнула,

Взвилася пыль; с ресниц, с усов,

С бровей слетела стая сов;

Проснулись рощи молчаливы,

Чихнуло эхо — конь ретивый

Заржал, запрыгал, отлетел,

Едва сам витязь усидел,

4 группа

И вслед раздался голос шумный:

«Куда ты, витязь неразумный?

Ступай назад, я не шучу!

Как раз нахала проглочу!»

Руслан с презреньем оглянулся,

Браздами удержал коня

И с гордым видом усмехнулся.

«Чего ты хочешь от меня? —

Нахмурясь, голова вскричала. —

Вот гостя мне судьба послала!

Послушай, убирайся прочь!

Я спать хочу, теперь уж ночь,

Прощай!» Но витязь знаменитый,

Услыша грубые слова,

Воскликнул с важностью сердитой:

«Молчи, пустая голова!

Слыхал я истину, бывало:

Хоть лоб широк, да мозгу мало!

Я еду, еду, не свищу,

А как наеду, не спущу!»

А голова ему вослед,

Как сумасшедшая, хохочет,

Гремит: «Ай, витязь! ай, герой!

Куда ты? тише, тише, стой!

Эй, витязь, шею сломишь даром;

Не трусь, наездник, и меня

Порадуй хоть одним ударом,

Пока не заморил коня».

 «Ты вразумил меня, герой, —

Со вздохом голова сказала, —

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой;

Отныне я тебе послушен;

Но, витязь, будь великодушен!

Достоин плача жребий мой.

И я был витязь удалой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по разделу «Цветоведение» (методическое пособие к программе студии изобразительного искусства «Палитра»)

Рабочая тетрадь по разделу «Цветоведение»: методическое пособие к программе студии изобразительного искусства «Палитра» / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификац...

Рабочая пргорамма по МДК.01.02.06 "Автомобильные перевозки"

Рабочая пргорамма по МДК.01.02.06 "Автомобильные перевозки"...

Пргорамма внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Пргорамма внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" разработана для учащихся 11-12 лет. Срок реализации-2 года....

Методическая разработка вводного занятия студии мультипликации "Капитошка"

Возраст детей: 6-8 лет.Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая.Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностноеОбразовательные области: худож...

Учебно-методическая разработка. Проект «Театральная студия на французском языке».

Проект «Театральная студия на французском языке» имеет  художественную направленность и ориентирован на эстетическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ «Студия живописи и дизайна –путь в профессию художник-иллюстратор»

        Профессиональная проба разработана для формирования представления у учащихся о  профессии художника-иллюстратора через получение практических навыков  по с...

Методическое обеспечение программы театральной студии

Методическое обеспечение программы театральной студии...