Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Доказательства в рассуждении" УМК "Школа России"
    план-конспект урока (5 класс) на тему

    Лукина Ирина Геннадьевна

    Технологическая карта урока развития речи по теме "Доказательства в рассуждении" создавалась для участия в областном конкурсе технологических карт по русскому языку и литературе. Карта создана с учетом ФГОС ОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lukina_i_g_dokazatelstva_v_rassuzhdenii.docx45.23 КБ
    Файл dokazatelstva_v_rassuzhdenii.pptx445.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФИО учителя: Лукина Ирина Геннадьевна

    Класс: 5

    УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы, учебник «Русский язык» 5 класс, часть 2, Москва, «Просвещение», 2012 г. 

    Предмет: русский язык

    Тема урока: Доказательства в рассуждении. Второй урок по теме «Рассуждение».

    Тип урока: урок развития речи

    Представление о результатах:

    • личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции и мысли в группе.
    • коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать  умение работать в паре, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
    • регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;
    • познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.
    • предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться составлять текст-рассуждение по алгоритму выполнения задания

    Цель урока: развитие умений по применению знаний для составления текста-рассуждения.

    Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

    Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

    Этап урока

    время

    Цель этапа

    Содержание учебного материала

    Методы и приемы работы

    ФОУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный

     1

    Создание рабочей атмосферы

    Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих

    Фронтальная

    Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя                                                                

    Подготовка класса к работе.                

    Личностные: самоопределение;

    регулятивные: целеполагание;

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Проверка д/з

    3

    контроль за уровнем усвоения пройденного материала, исправление и пояснение ошибок

    Учебник (с.47, упр. 479, 480) Индивидуальные карточки

    Разноуровневые задания

    Индивидуальная (на карточках и у доски[1])

    Выявляет уровень знаний.

    Определяет типичные недостатки.  Приложение               

    Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

    Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока

    7

    Повторение изученного

    Работа у доски, презентация

    Построение структурно-логической схемы

    Фронтальная, индивидуальная  

    Ответьте на вопросы, используя шаблон ответа (записан на доске)

    Запишите число в тетради.

    (Презентация)

    Тезис,  аргументы,  доказательства, вывод

    1. Какое  слово ассоциируется  с  этими  словами?

    2. Как  вы  думаете, о чём  мы  будем  говорить  на  уроке?

    3. Какие  слова  равнозначны?

    4. Как  вы  думаете, чему  мы  должны  научиться  на  уроке?

    5. Постройте  цепочку  сочинения- рассуждения

    6. С этим алгоритмом мы будем сегодня работать и дополнять.

    Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    Формулируют

     (уточняют) тему урока.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

    Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

    Повторение изученного материала

    3

    повторение и закрепление изученного

    Листочки для выполнения теста, презентация

    Использование презентации, индивидуальная работа

    Индивидуальная

    Организует выполнение

    тестовых заданий (презентация) и их самопроверку

    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    личностные: самоопределение

    Изучение нового материала

    10

    Изучение нового материала.

    Построение ориентированной основы нового способа действия. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

    Презентация,

    карточки с алгоритмом построения сочинения-рассуждения, текст (1 на парту)  

    Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

    Работа в парах

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Знакомит со схемой сочинения-рассуждения (презентация, карточки)

    Задание:

    Найдите доказательство в рассуждении.

    Соответствует ли оно тезису? (презентация) (текст на каждой парте) Приложение

    Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами. Которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Физкультминутка

    2

    Снятие физического и психологического напряжения

    Фронтальная

    Встаньте, найдите   спрятанные  в  классе  слова.

    Подберите  одно  

    слово, которое  объединяют  эти  слова  или  ключевое  слово  среди  них.

    Поиск слов.

    Коммуникативные: осуществление сотрудничества со сверстниками;

    познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

    Первичное закрепление нового материала

    7

    Закрепление изученного. коррекция самостоятельной работы, отслеживание уровня усвоения свежего, только что объясненного материала

    Словари печатный, электронный

    Карточки с моделью ответа, презентация

    Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу, использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение

    Индивидуальная с последующим обсуждением

    Работа в парах

    Организует деятельность по применению новых знаний. Все ли слова вам понятны? Найдите значение непонятных слов.

    Закончите  сказку  «Курочка  Ряба», опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательства. Приложение

    Работа со справочной литературой и в интернете

    Составляют план достижения цели и определяют средства

    Регулятивные: планирование, прогнозирование;

    познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Самопроверка

    3

    Презентация

    задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

    Индивидуальная

    Оцените себя. (Критерии в презентации)

    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    личностные: самоопределение

    Подведение итогов (рефлексия)

    3

    Отработка навыков рефлексии, умения строить высказывания

    Презентация

    Незаконченное предложение

    фронтальная

    Организует рефлексию.

    - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

    (Презентация)

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    Высказываются с опорой на модель ответа

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    познавательные: рефлексия;

    личностные: смыслообразование

    Оценивание деятельности учащихся

    3

    Отработка навыков самооценки

    Листочки с тестами и моделями ответов

    Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

    фронтальная

    Оценивает учащихся.

    Сдайте свои листочки с тестами и рассуждением. Как вы себя оцениваете?

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    личностные: самоопределение

    Домашнее задание

    3

    Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (зависит от индивидуальных особенностей ученика)

    Учебник, листочки с моделями ответа

    Три уровня домашнего задания:

    Стандартный минимум

    Повышенный

    Творческий

    Индивидуальная

    Разъясняет домашнее задание и дает рекомендации по выбору вариантов задания

    1 группа: составить рассуждение по модели (на листочке) + работа со словарем Приложение

    2 группа: §89, упр.484.

    3 группа: написать сочинение-рассуждение на свою тему.

    Выбирают уровень сложности

    личностные: самоопределение

    Конспект урока

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы готовы к нашему уроку? Всё ли вы приготовили? Кто сегодня отсутствует?

    II. Проверка домашнего задания.

    Индивидуальная работа.

    Карточка №1

    Пунктуационный разбор предложения:

    Вечерняя заря начинается когда солнце уже зайдет за край земли.

    Карточка №1

    Пунктуационный разбор предложения:

    Кричат в кустах коростели бьют перепела гудит выпь горят первые звезды а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

    Карточка №1

    Морфемный разбор слова: поздние

    Карточка №1

    Фонетический разбор слова: резьба

    Работа у доски. Фонетический анализ слова: косьба (Слайд 1)

    III. Актуализация знаний.

    Разминка (Слайд 2)

    На  доске  запись:

    Я  думаю,  что  …

       потому  что …

    Вопросы:

    1.     Какое  сегодня  число?

    2.     Какая  буква  пишется  после  Ш?

    3.     Какой  суффикс  в  слове  16?

    4.     Будем ли мы что-нибудь писать после буквы С?

    4.     Какая  буква  пишется  в  слове  декабрь  после К?

    5.     Вставить  пропущенные буквы

    Ш..с...надцатое   дек..бря

    Введение  в  тему (Слайд 3)

    На  доске  слова:

    Тезис,  аргументы,  доказательства, вывод

    В. Какое  слово ассоциируется  с  этими  словами?

    В. Как  вы  думаете, о чём  мы  будем  говорить  на  уроке?

    В. Какие  слова  равнозначны?

    Добавляются  слова:

    Рассуждение, сочинение, вступление

    В. Как  вы  думаете, чему  мы  должны  научиться  на  уроке?

    В. Постройте  цепочку  сочинения-рассуждения

     

            Вступление

            Тезис

            Аргументы = доказательства

            Вывод

    IV. Повторение изученного материала.

    Задание 1.Терминологический диктант. (Слайд 4)

    Запишите названия типов речи.

    1) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.

    2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать

    сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно,

    поэтому.

    3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все

    эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.

    Ответ: 1.Описание

                2.Рассуждение

                3.Повествование

    Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы (Слайд 5)

    а) 1) Моя собака.

        2) Зачем мне нужна собака?

        3) Как мы однажды с собакой…

     

    б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

         2) Мой счастливый школьный день.

         3) Как я прогулял уроки.

     

    в) 1) Как я играл в футбол.

        2) Моя любимая игрушка.

        3) Почему я люблю играть в футбол?

    Ответы:    

    а) Описание

        Рассуждение                

        Повествование

    б) Рассуждение                      

        Описание                      

        Повествование

       

    в) Повествование                      

        Описание                      

        Рассуждение

    5. Изучение нового материала

    1. Объяснение учителя. Работа на доске (Слайд 6)

    Сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме

    1. определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис);
    2. подобрать доказательства и наметить последовательность их  изложения;
    3. сформулировать вывод.

    Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из

    книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).

    2. Задание: (Слайд 7)

    1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)

        Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

                   

    СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

    ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ? (Слайд 8)

    Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

    Почему же нужно заниматься спортом?

    Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

    Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

              В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.

    Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

    Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

    2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами. Которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст.

    Средства связи частей рассуждения.(Слайд 9)

    I.ТЕЗИС.

       Докажем это.

       Это можно доказать так (следующим образом).

       Почему?

       И вот почему.

       Это объясняется следующим.

    II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

    1.Во-первых,…              Например,…

    2.Во-вторых,…              К примеру,…

    3.В-третьих,…               Допустим,…

    III. ВЫВОД. Итак, …

          Обобщим всё сказанное.

          Таким образом, …

          Следовательно, …

    6. Физкультминутка:  встаньте, найдите   спрятанные  в  классе  слова: яичница, омлет, всмятку, вкрутую, гоголь-моголь, яичко, цыплёнок. Подберите  одно  слово, которое  объединяют  эти  слова  или  ключевое  слово  среди  них.

    7. Первичное закрепление нового материала.

    1. Работа со словарями.

    Из  «Толкового  словаря»  Ожегова: (Слайд 10)

    Омлет - яичница  из  взболтанных  с  мукой  и  молоком яиц.

    Яичница – кушанье  из  поджаренных  яиц.

    Гоголь-моголь – сырой  яичный  желток, стёртый  с  сахаром.

    Вкрутую – круто, до  твёрдого  состояния. ( О способе  варки  яиц)

    Всмятку – до  полужидкого  состояния. ( О способе  варки  яиц)

    2. Представьте  себе, что  вам  предложили  закончить  сказку  «Курочка  Ряба». (Тексты на партах) Слайд 11

    Задание:

    Прочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.

    Модель  ответа:  

    Ещё  громче  заплакала  баба: «Зачем  мне  простое, какой  от  него  толк?». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи.

    Во-первых,  _________________________  ;

    во-вторых, ____________________________  ;

    в-третьих, ____________________________».

    Значит, _____________________________.

    Обрадовалась баба и плакать перестала.

    Для  справки:

    Яичная  скорлупка  содержит  много  кальция,  который  очень  важен  для  живого  организма. (Укрепляет кости человека; курицы  начинают  больше  нестись)

    8. Самопроверка.

    Проверка выполнения задания (Слайд 12, 13)

    Модель  ответа:

    Ещё  громче  заплакала  баба: «Зачем  мне  простое, какой  от  него  толк?». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  

    скажи.  

    Во-первых, можно  яичко  поджарить  или  приготовить  омлет;

    во-вторых, курица  может  выпарить  цыплёнка  из  яйца;

    в-третьих, скормить  скорлупу  курочке, и  она  будет  лучше  нестись».

      Значит, простое  яйцо  не  менее  полезно, чем   золотое.

    Обрадовалась баба и плакать перестала.

    Привел три аргумента

    3 б

                 Два аргумента

    2 б

                 Один аргумент

    1 б

    Сделал вывод

    2 б

    Допустил 0 ошибок

    5 б

    1

    4 б

    2

    3 б

    3

    2 б

    4

    1 б

    5

    0 б

    Максимальное количество баллов

    10 б

     

    Оценки: 9 -10 б.- «5»

                   7 - 8 б. – «4»

                   4 - 6 б. – «3»

                   1 -3 б. –  «2»

    9. Подведение итогов.

    - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  Выскажите своё отношение к сегодняшнему уроку.

    (Слайд 14)

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    10. Оценивание деятельности.

    Сдайте свои листочки с тестами и рассуждением. Как вы себя оцениваете? Как оцениваете своих одноклассников?

    (Используется шаблон начала урока. Слайд 15)

    11. Домашнее  задание.

    Выберите задание, которое вам будет по плечу и чуть-чуть сложнее, чем вы можете с лёгкостью сделать. (Слайд 16)

    1. 1 группа: прочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  напрасно  так  огорчились баба с дедом. Золотые  скорлупки  тоже    можно   применить  с  большой  пользой  для  себя.

    Модель ответа:

      « А что  с  этими  скорлупками  делать, выбросить?»- спрашивает  баба. Дед  отвечает: «От  них  тоже  много  пользы.

    Во-первых, _______________________ ;

    во-вторых, _________________________ ;

    в-третьих, __________________________» .

       Обрадовались баба  с  дедом  и  побежали  в скупку  драгоценностей, чтобы  получить  деньги  за  золотые  скорлупки, а  потом  в  магазины.

    Посмотри  в  толковый  словарь:

    Ломбард –

    Драгоценности –

    Переплавка –

    Посоветуйся  с  родителями!

    1. 2 группа: §89, упр.484.
    2. 3 группа: написать сочинение-рассуждение на свою тему.

    Итог  урока: Вы  справитесь  с домашним  заданием? Обоснуйте  ответ.

    Список литературы:

    1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
    2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
    3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
    4. Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.
    5. Ресурсы сети интернет:
    1. Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка: 5 кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛПДОС, 2004. – 336 с. – (Конспекты уроков)

    Приложение 1

    Карточка №1

    Пунктуационный разбор предложения:

    Вечерняя заря начинается когда солнце уже зайдет за край земли.

    Карточка №2

    Пунктуационный разбор предложения:

    Кричат в кустах коростели бьют перепела гудит выпь горят первые звезды а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

    Карточка №3

    Морфемный разбор слова: поздние

    Карточка №4

    Фонетический разбор слова: резьба

    Приложение 2

    1. Найдите доказательство в рассуждении и подчеркните его. Соответствует ли оно тезису? (тексты на партах)

        Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

                   

    СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

    ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?

    Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

    Почему же нужно заниматься спортом?

    Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

    Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

              В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.

    Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

    Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

    2. Найдите части рассуждения. Дополните схему алгоритма словами. Которые связывают части рассуждения. Какие слова используются для введения доказательств в текст.

    Приложение 3

    Задание:

    Прочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  простое  яйцо  тоже  полезно, как  и   золотое.

    Модель  ответа:  

    Ещё  громче  заплакала  баба: «Зачем  мне  простое, какой  от  него  толк?». Отвечает  ей  дед: «Ну, баба, не  скажи.

    Во-первых,  _________________________  ;

    во-вторых, ____________________________  ;

    в-третьих, ____________________________».

    Значит, _____________________________.

    Обрадовалась баба и плакать перестала.

    Для  справки:

    Яичная  скорлупка  содержит  много  кальция,  который  очень  важен  для  живого  организма. (Укрепляет кости человека; курицы  начинают  больше  нестись)

    Приложение 4

    1 группа

    Прочитайте  сказку;  опираясь  на предложенную  модель, допишите её, приведя  доказательство  того, что  напрасно  так  огорчились баба с дедом. Золотые  скорлупки  тоже    можно   применить  с  большой  пользой  для  себя.

    Модель ответа:

      « А что  с  этими  скорлупками  делать, выбросить?»- спрашивает  баба. Дед  отвечает: «От  них  тоже  много  пользы.

    Во-первых, _______________________ ;

    во-вторых, _________________________ ;

    в-третьих, __________________________» .

       Обрадовались баба  с  дедом  и  побежали  в скупку  драгоценностей, чтобы  получить  деньги  за  золотые  скорлупки, а  потом  в  магазины.

    Посмотри  в  толковый  словарь:

    Ломбард –

    Драгоценности –

    Переплавка –

    Посоветуйся  с  родителями! Удачи!


    [1] Слайды презентации, на которых необходимо вносить изменения (письменные ответы детей у доски, пометки учителя), можно перед началом работы импортировать в программу для интерактивной доски.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тетрадь УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ Доказательства в рассуждении 5 класс Подготовила : Лукина Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов, русского языка и литературы МКОУ « Алнерская основная школа» д.Алнеры Сухиничского района Калужской области 2013 год

    Слайд 2

    Сделайте ф онетический анализ слова : косьба

    Слайд 4

    Тезис, аргументы, доказательства, вывод Рассуждение, сочинение, вступление Вступление Тезис Аргументы = доказательства Вывод

    Слайд 5

    Задание 1 Терминологический диктант. Запишите названия типов речи . Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений. Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следователь-но , поэтому. Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами. Ответ: 1.Описание 2.Рассуждение 3.Повествование

    Слайд 6

    Задание 2 Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. а) 1) Моя собака. 2) Зачем мне нужна собака? 3) Как мы однажды с собакой… б) 1) Зачем нужно ходить в школу? 2) Мой счастливый школьный день. 3) Как я прогулял уроки. в) 1) Как я играл в футбол. 2) Моя любимая игрушка. 3) Почему я люблю играть в футбол? Ответы: а) Описание Рассуждение Повествование б) Рассуждение Описание Повествование в) Повествование Описание Рассуждение

    Слайд 7

    Схема написания сочинения рассуждения Сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме: Определить основную мысль (сформулировать ведущий тезис); Подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения; Сформулировать вывод.

    Слайд 8

    Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

    Слайд 9

    Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом? Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость. Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки. В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу. Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми .

    Слайд 10

    Средства связи частей рассуждения I .ТЕЗИС. Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим. II .ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: 1.Во-первых,… Например,… 2.Во-вторых,… К примеру,… 3.В-третьих,… Допустим,… III . ВЫВОД. Итак, … Обобщим всё сказанное. Таким образом, … Следовательно, …

    Слайд 11

    Из «Толкового словаря» Ожегова : Омлет - яичница из взболтанных с мукой и молоком яиц. Яичница – кушанье из поджаренных яиц. Гоголь-моголь – сырой яичный желток, стёртый с сахаром. Вкрутую – круто, до твёрдого состояния. (О способе варки яиц) Всмятку – до полужидкого состояния. (О способе варки яиц)

    Слайд 12

    Модель ответа : Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи. Во-первых, _________________________ ; во-вторых, ____________________________ ; в-третьих, ____________________________». Значит, _____________________________. Обрадовалась баба и плакать перестала. Для справки: Яичная скорлупка содержит много кальция, который очень важен для живого организма. (Укрепляет кости человека; курицы начинают больше нестись)

    Слайд 13

    Модель ответа: Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи. Во-первых, можно яичко поджарить или приготовить омлет; во-вторых, курица может выпарить цыплёнка из яйца; в-третьих, скормить скорлупу курочке, и она будет лучше нестись». Значит, простое яйцо не менее полезно, чем золотое. Обрадовалась баба и плакать перестала. Оценки: 9 -10 б.- «5» 7 - 8 б. – «4» 4 - 6 б. – «3» 1 -3 б. – «2»

    Слайд 14

    Привел три аргумента 3 б Два аргумента 2 б Один аргумент 1 б Сделал вывод 2 б Допустил 0 ошибок 5 б 1 4 б 2 3 б 3 2 б 4 1 б 5 0 б Максимальное количество баллов 10 б Оценки: 9 -10 б.- «5» 7 - 8 б. – «4» 4 - 6 б. – «3» 1 - 3 б. – «2»

    Слайд 15

    Рефлексия С егодня я узнал… Б ыло интересно… Б ыло трудно… Я выполнял задания…

    Слайд 16

    Оценивание Я думаю, что …. потому что ….

    Слайд 17

    Домашнее задание 1 группа: прочитайте сказку; опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство . 2 группа: §89, упр.484. 3 группа: написать сочинение-рассуждение на свою тему.

    Слайд 18

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

    Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

    Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

    Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

    Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

    Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

    Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

    Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

    Технологическая карта урока английского языкав 5 классе по теме "Путешествие по России" по учебнику "Rainbow English" 5 класс

    Технологическая карта открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Путешествие по России" учебник "Rainbow English"...