Доклад на родительское собрание.
статья (5 класс) по теме

Гарифуллина Альфиня Миначевна

Цели:

1.   Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса;

2.   Выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают принимать родители учащихся;

3.   Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_roditelskogo_sobraniya.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Воспитание без насилия"

Цели:

  1. Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семье учащихся класса;
  2. Выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают принимать родители учащихся;
  3. Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

Доклад к родительскому собранию

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

Как много сердечного тепла было загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, беспощадных воинов. Или индийские племена, где 4-летних мальчиков отправляли в другой лагерь, где воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, следопытов. Индейцы считали, что мальчики должны расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индийских племен.

В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и моральной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического насилия, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.

Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образованием и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся и семьи вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупаться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и эффективный путь: физическое насилие. Последнее ч,аще всего применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. СООСД наблюдается в 3 раза реже к девочкам, чем к мальчикам. Последние более подвижны, своим бегом и криками раздражают родителей.

Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей, как обузы, шире стали применятся физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи. О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях поведем мы разговор на нашем собрании

Текст для коллективного обсуждения.

Л.Рыбина

Обнять, прижать, потормошить…

Разговорилась однажды с одним немолодым уже человеком. Он вспоминал своё детство. Оттуда, из детства, в котором было немало лишений, шел тем не менее ясный, согревающий свет. Он озарял лицо моего собеседника, рассказывающего вроде о вещах, далеко не радостных.

Довоенные годы были тяжелыми для семьи. Отец был в заключении, работал где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала. Пятеро сыновей остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать продавцом.

Младшему в семье, моему рассказчику было 3 года. Босоногие, голодные мальчишки были предоставлены сами себе.

Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской. В словах этого мужчины была не только грусть по ушедшему и невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шёл свет.

Приходила мама усталая, но такая нежная, мягкая, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизбежным постоянством, зарываясь в наши вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком».

Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят и преданно любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты воспитания. Но и это одно уже не мелочь.

У психологов есть понятие тактильного голода. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, поцеловать, прижать, потормошить, подбросить (пока это возможно) или потрясти тяжёлой отцовской рукой за холку. Это не запишешь ни в какие должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь и они не в силах сдержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся всё закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Говорю это не голословно. Знаю многие и многие семьи, где боязнь избаловать детей вытесняет родительскую ласку, а призывы относиться к детям, как к равным, воспринимаются слишком буквально.

Однажды я случайно услышала, как одна старушка рассказывала другой: «По телевизору говорили, что если не гладить никогда ребенка по головке, то сухотка спинного мозга наступит». Не знаю, что такое «сухотка спинного мозга», но думаю, что ничего страшного со спинным мозгом всё-таки не произойдет. И пусть смешна подобная народно-наукообразная интерпретация, но в ней для всех нас, родителей, предупреждение: не лишать наших детей, растущих в семье, главного преимущества семьи. В нашем стремлении воспитывать правильно, не стараться уподоблять наше общение с ребенком общению учителя и ученика. Учитель, в первую очередь, обращается к мысли ребенка, а мы, родители, к душе. Учитель спросит у ученика: «Что ты понял из прочитанного?». А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу и ничего не надо будет говорить. И, может быть, воспоминания б этом горько сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной теплой волной до седин. А память, которая, к сожалению, не удержит многое из времени детства, этот миг сохранит, и через десятилетия воспроизведет в точности ощущение мягких, но надежных маминых рук, прижимающих и ласкающих.

Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь.

       

       Выступление на родительском собрании

«Почему дети бояться школы?

В большинстве случаев дети бояться школы потому, что её бояться их родители. Но почему же школу бояться взрослые серьёзные люди?

Для большинства родителей, чей ребёнок пошёл в школу, неминуемо встают вопросы : «Как следует относиться к школьным отметкам?», «Как реагировать на мнение учителя о своём ребёнке?», «Следует ли помогать ребёнку в учёбе дома или нет?» и т.д. Обычно ответы определяются полуосознанным и полузабытым школьным опытом самих родителей. Ведь фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности.

Некоторые родители очень нервно воспринимают оценки своих детей, как будто эти оценки ставят им самим. Это происходит потому, что родители бессознательно относятся к оценке ребёнка, полученной в школе, как к оценке их родительской успешности.

Источником страхов родителей перед школой выступает не только их не всегда удачный собственный школьный опыт, но и культурно-исторические предпосылки.

Сначала знания передавались в семье, передавать их могли все, умели и имели на это право. Само появление учителя на социальной арене стало знаком того, что родители не всё могут.

Школа возникла в ответ на изменения, происходящие в обществе, которые были настолько быстрыми и всеобщими, что подготовить к ним ребёнка родительская семья не могла. Именно в этот момент конфликт отцов и детей становиться социально неизбежным: опыт родителей оказывается недостаточным и мог не востребоваться поколением детей.   

Персидская пословица гласит: «Дети больше похожи на своё время, чем на своих родителей».

Школа выступает и как институт социализации детей. Она стала местом, где ребёнку вменяется в обязанность впитать в себя огромный опыт подчинения и малый опыт власти над другими людьми.

Школа для родителей всегда выступает новой формой власти над их детьми. А ребёнок для родителей является всегда частью их самих, причём наиболее незащищённой частью. А значит, наибольшие страхи перед школой  испытывают те родители, которые сами имеют  проблемы эмоционально-психологического характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых.

Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные ими из собственного детства, настолько велики, что находят свой выход в жестоком и агрессивном отношении к детям. Хотя всем ясно, что жестокие наказания не способствуют развитию чувства собственного достоинства и самоуважения у ребёнка. Собственное самоуважение в данном случае родители перекладывают на ребёнка, испытывая страх перед «унижением». «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо».

Тогда ребёнок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителей. Часто такой груз оказывается непосильным для ребёнка и он выстраивает систему психологической защиты от всего сразу: и от школы, и от родителей, и от учения.

Только немногие пытаются выбраться из этого: «если вы (родители) говорите, что учёба – моё личное дело, учусь я только для себя, то почему мои оценки так вас волнуют и вы так нервничаете из-за них?»

В такой ситуации страдает, становится жертвой способность и желание ребёнка к самому познанию, а главной для всех взрослых участников учебно-воспитательного процесса становится проблема поведения.

У ребёнка остаётся два выхода: или начать боевые действия, или сразу сдаться на милость всем победителям. В первом случае ребёнок защищает свою свободу и желания путём протестующего хулиганского поведения, а во втором – ребёнок адаптируется ко всем взрослым по очереди. Первый путь – путь протеста можно назвать «путём хулигана», второй – путь приспособления – «путём невротика», потерявшего связь со своими желаниями. Второй путь часто заканчивается золотой медалью и визитом к психологу, т.к. разрыв со своими желаниями оборачивается неспособностью к самостоятельному жизненному выбору и, не только в отношении выбора профессии.

Чтобы избежать подобных результатов, и учителя и родители должны первым делом развивать познавательную мотивацию, т.е. стремление знать и узнавать, а не получать хорошие оценки.

Однако, в домашней работе с ребёнком не стоит пытаться копировать деятельность учителя: он делает своё дело, а вы должны делать своё. Ваша задача – обеспечить ребёнку атмосферу безопасного познания вне зависимости от складывающихся у него отношений с учителем и школьной успеваемости. И, естественно, подчеркнуть, что ваши чувства к нему и ваше отношение к себе не зависят от оценок, которые он приносит из школы.

А фразами типа: «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!», или «У меня из-за твоей двойки сердце разболелось, так я расстроилась!», или «Если бы ты нас любил, ты бы не огорчал нас двойками!» только заставляют ребёнка ещё больше бояться школы. Ведь школа будет местом, где может произойти нечто, из-за чего его (ребёнка) родители будут меньше любить или подумают, что он любит их недостаточно.

Поэтому вы, родители, должны быть прежде всего родителями и, используя свой «взрослый» опыт, создать условия, чтобы ваш ребёнок не попал в те же ловушки, в какие попадали вы сами.

Только родительская уверенность, любовь, принятие и спокойствие являются основой эмоционального благополучия детей.


(


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию

Доклад на родительском собрании: « Повышение роли                 родителей в воспитательно-образовательном проц...

Доклад на родительском собрании на тему "Меры заботы о ребенке".

Тест «Мера заботы о ребенке»Для определения степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.ИнструкцияВам необходимо проанал...

Доклад на родительском собрании "Безопасность наших детей".

 Жизнь и здоровье граждан - ценность любого государства, независимо от уровня жизни в нем. Проблема обеспечения безопасности детей в любой стране является одной из важнейших. Если исходить из  здравог...

Доклад на родительском собрании "Сила родительского примера"

Материал данного доклада можно применять учителям на родительских собраниях....

Проблемный доклад для родительского собрания: "Родительский авторитет".

Доклад с которым я выступала на общешкольном родительском собрании: "Влияние родительского авторитета на фомирование личности ребенка"...

Доклад для родительского собрания (презентация к докладу в разделе видео)

Кондиционная физическая подготовленность, как основной показатель физического здоровья...

Доклад на родительское собрание "Родительский контроль "

Информация об организации родительского контроля за использованием ребёнкомкомпьютера....