План урока логопедии и русского языка в 5 классе в школе VIII вида.
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Закрепление материала по грамматическим признакам существительного на лексическом материале "Весна"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : «Грамматические признаки существительного.» «Весна»

Слайд 2

Цель: закрепить материал по теме «Грамматические признаки существительного» «Весна»

Слайд 3

Задачи: Коррекционно-образовательная Закрепить умение определять склонение, падеж существительных, составлять схемы предложений . Коррекционно- развивающая: Развивать внимание, слуховую и зрительную память, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, мелкую моторику. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям и урокам русского языка .

Слайд 8

Дышим Х-Х-Х-Х-Х

Слайд 9

Звонко капают капели КАП-КАП-КАП

Слайд 10

Птицы весело поют-ЧИРИК -ЧИРИК

Слайд 11

Тает снег –АХ-АХ-АХ

Слайд 12

Бегут ручьи БЛ-БЛ-БЛ

Слайд 13

Мать-и-мачеха цветок качает желтой головой Ф-Ф-Ф-

Слайд 14

Его гладит лучик золотой –А-А-А-А-А

Слайд 16

Птицы весело поют, ручейки звеня бегут.

Слайд 17

Проверим 1 склонение 2 склонение 3 склонение трава сосулька листва вода гроза радуга туча облако день солнце ручей оттепель капель

Слайд 18

Проверим 1 склонение 2 склонение 3 склонение стародубка весна пчела лилия почка птица бабочка подснежник снежок март грач май жаворонок метель трель

Слайд 19

Пальчиковая гимнастика.

Слайд 20

Весна На деревьях набухли почки. Зазеленела молодая травка. Зажурчал веселый ручеек. Появился на проталинке первый подснежник. Заквакали первые лягушки.

Слайд 21

Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут.

Слайд 22

Прочитайте предложения, называя картинки. Спишите. Определите падеж существительных Тёплые лучи греют землю. Тают большие . Бежит быстрый первый . Летит шумная стайка . Грачи вьют гнёзда на



Предварительный просмотр:

 Учитель-логопед Бородина О.А

  План урока  логопедии и русского  языка .

 

  Класс: 5

Тема урока:  Лексическая «Весна»

                       Логопедическая «Распространение предложений.

                       Грамматическая «Грамматические признаки существительного»

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: закрепление материала

.

Методы: практические , наглядные, словесные.

Форма работы: фронтальная

Цель: закрепить материал по теме «Грамматические признаки  

            существительного» на лексическом материале «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

           Закрепить умение определять склонение, падеж  существительных,

           составлять схемы предложений.                                                                                            

Коррекционно-развивающая:

           Развивать внимание, слуховую и зрительную память, фонематические

           процессы, лексико-грамматический строй речи, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

          Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям и

          урокам  русского языка.

Оборудование: мультипроектор, компьютер, доска, тетради, учебники.

Дидактический материал к уроку: презентация, картинки по теме,

                                                                карточки, схемы.

                                                Ход урока.

Направление

коррекционной

работы

   

      Название и содержание этапов

Индивидуальная

дифференцированная

работа

Создание первичной мотивации.

Общее расслабление лицевых мышц и мышц шеи.

Психологический

Настрой.

Развитие дыхания, мелкой моторики, темпа, ритма.

Ориентировка во времени.

Развитие памяти.

Тренировочные упражнения в грамматическом разборе существительных

Развитие мелкой моторики.

Развитие графо-моторных навыков.

Упражнения на концентрацию внимания.

Развитие орфографической зоркости.

Развивать умения работать самостоятельно.

  1. Организационный момент

-Ребята, сегодня необычное логопедическое     занятие, вместе с уроком русского языка.

-Что это?

(Радуга)

-Какими цветами радуга разукрашена?

(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

-Какой цвет обозначает радость?

(Желтый)

Это цвет солнечных лучей. Когда светит солнце, всем радостно и тепло.

Покажите радость на лице.

-А каким цветом обозначим грусть?

(синим)

Покажите грусть. Похожа на дождь, плохую погоду

-Каким цветом обозначим злость? (фиолетовым)

Покажем злость.

Сильная злость похожа на ураган, грозу. А это все фиолетовые цвета.

-А красоту какой цвет обозначает?

(Красный)

Покажите мимикой, что вокруг очень красиво.

-Какой цвет обозначает спокойствие?

(зеленый)

Покажем спокойствие.

Зеленый цвет-цвет листвы и травы. Когда смотрим на это, нам спокойно очень.

-А на что похож голубой цвет?

(грусть)

Покажите, как вы грустите.

-А оранжевый цвет что может показать?

(радость.)

-А когда в природе появляется радуга?

(после дождя)

-А к какому времени года относятся слова, которые мы сейчас назвали: радуга, солнце, дождь, гроза, первая травка, молодая листва, синее небо?

( к весне)

-А что это за слова? Какой частью речи они выражены?

(существительные)

2. Дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика.

Повторение

-Какое было время года? Назовите признаки.

(зима)

-Отгадайте загадку:

Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер!

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла …(весна)

-Почему же меняется время года?

(Все зависит от того, как повернется Земля.)

-Но сейчас еще на улице холодно. Покажем, как замерзли руки.

Дышат-(Х_Х_Х_Х)

-Звонко капают капели-кап-кап-кап.

-Птицы весело поют-чирик-чирик.

-Тает снег –Ах-Ах_ах

-Бегут ручьи – Бл-Бл-Бл.

-Мать-и-мачеха цветок качает желтой головой – ф-ф-ф-ф-ф

-Его гладит лучик солнца золотой а-а-а-а-а.

-Проговорим и отхлопаем:

Птицы весело поют, ручейки звеня бегут.

(громко, тихо)

3.Введение в тему. Лексико-грамматические упражнения. Основная часть урока.

а) Записать число, классная работа.

б) Запишем по памяти предложение, которое вы сейчас произносили.

Проверим.

в) Выделить существительные. Сделать грамматический разбор существительных

Птицы- н.ф.(птица), мн.ч., ж.р., 1 скл,одуш., нариц.,И.п.,гл.чл.пред.

Ручейки-н.ф. –ручеёк),мн.ч., м.р., 2скл., неодуш.,нариц., И.п.,гл.чл.предл.

г)Работа по карточке.

Вы сейчас вспомнили все грамматические признаки существительных.

Давайте выполним первое задание по карточке. Вам нужно определить склонения имен существительных. Распределите существительные по 3 столбикам     1-е,2-е,3-е скл.

(Карточка №1)

д)Пальчиковая гимнастика.

Давайте выполним упражнения для пальчиков.

-Когда появляются сосульки?

(весной)

-Кап-кап-кап- весна настала,(п.здороваются)

Кап-кап-кап- сосульки тают.(п.здороваются)

Побежали ручейки,  (п. по столу пердвиг.)

Прилетели к нам грачи.   (ладони соедин., больш.пальцы взмах.)

е)Выполнение графического диктанта.

-О каком времени года сегодня говорим на уроке?

(о весне)

-Запишем название диктанта. Какая орфограмма в слове Весна?

(безударная гласная)

               Я буду диктовать, а вы графически зарисовываете предложения.

                         Весна.

 На деревьях набухли почки. Зазеленела молодая травка. Зажурчал веселый ручеек. Появился на проталинке первый подснежник. Заквакали первые лягушки.

(Дети делают зарисовки)

-Восстановить предложения по вашим рисункам.

(Дети восстанавливают предложения устно)

-Составить схемы предложений.

Физминутка.

4. Закрепление

Продолжим работу по повторению грамматических признаков существительного. Сейчас вы выполните задание по карточке. Определите падеж вставленных существительных

Карточка №2

Кинезиологические упражнения.

Лягушка . хочет. в пруд,

Лягушке. скучно. тут.

5. Заключительная часть.

Работа с учебником. Упражнение № 289 на странице 181.

Самостоятельная работа.

6.Обобщение пройденного материала

   Итог.

   Домашнее задание.

Что делали на уроке?

Над какой темой работали?

Назовите грамматические признаки существительных

Чем вам нравится весна?

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

фронтальная

Индивидуальная

фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

План урока логопедии и русского языка в 5 классе в школе VIII вида.

Закрепление грамматических признаков существительных на лексическом материале "Весна"...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....