Урок русского языка в 10 классе. Практикум по подготовке к ЕГЭ
план-конспект урока (10 класс) на тему

Лебедева Анна Александровна

Урок содержит практические задания по теме "Легко ли быть молодым". Был проведен  в 2011 году  на районном семинаре словесников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: « Легко ли быть молодым».

Тип урока- подготовка к написанию эссе / в рамках подготовки к ЕГЭ/

Цель: 1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию эссе.

           2.Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной       позиции.

Оборудование: На доске плакаты:          

О, молодость! Молодость!

Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности все сделать, а в возможности думать, что ты все сделаешь». И.С.Тургенев.

Молодость- это замечательная вещь, преступно растранжириваться ею молодым людям». Д.Б.Шоу

«Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения». Жан Жак Руссо.

« Кто проведет молодость в праздности, тот не насладится благами жизни». Адам Мицкевич.

« Невоздержанная молодость передает старости свое изношенное тело». Цицерон.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Представление рабочих групп, консультантов.
  2. Предисловие к уроку- стихотв. Асадова «Можно и нельзя»
  3. Как вы считаете ,кого можно считать молодым? А легко ли быть молодым? Я хочу предложить вам 4 цитаты. Читаем цитаты с доски. Как видите, у каждого времени есть  претензии к молодежи, причем достаточно серьезные. Я предлагаю поразмышлять на эту тему , опираясь на отрывок из произведения Ю. Казакова.
  4. Обратимся к лежащему перед вами тексту.
  1. Молодым быть очень плохо. 2.Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или  восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал! 3.Неизвестно даже, есть ли у тебя какие- нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их  наизусть. 6. Или  сочинить героическую симфонию и  выйти потом к оркестру- бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб. 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ля я на подвиг? 11. Не знаю. 12.Способен ли я на

тяжелый труд, хватит ли у меня сил  на совершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет.

                               Ю. Казаков.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

            В-1.Из предложений 1-5 выписать слова с приставочным способом               образования.

            В-2.ИЗ предложений 2-3 выписать частицы.

            В-3. Из предложения 12 выписать словосочетания со способом связи  УПРАВЛЕНИЕ.

             В-4. Напишите номера простых безличных предложений.

             В-5. Напишите № предложения, в котором есть сравнительный оборот.

             В-6.Напишите номера предложений с придаточными обстоятельственными цели.

             В-7.Напишите номера предложений, связанных друг с другом при помощи          лексического повтора.

-  Тест проверяется вслух и выборочно консультантами. Ставятся оценки.

- Беседа с классом.

    - Какие проблемы  предлагает обсудить автор? / Хорошо ли быть молодым?/

    -Какие можно выделить микротемы? / Плохо быть молодым, хочется бурной жизни, что делать, никто меня не понимает/

Обратите внимание на таблицу на доске. Из чего состоит наше сочинение,основанное на критериях?

  1. Вступление. Какое может быть вступление? / Слушаем варианты вступлений , делаем наброски/
  2. Постановка проблемы. Легко ли быть молодым?
  3. Доказательство актуальности проблемы.

Да, проблема актуальна, потому что молодость – это время самоопределения.

От молодежи многое зависит в стране. Неспроста 2009 год- это год молодежи. Приведем в пример высказывание А.Кабаевой, В.Путина, Д.Медведева.

  1. Авторская позиция.

Автор выступает от имени подростка 17 лет. Ему хочется занять достойное место в обществе, но он не умеет проявить себя, он пассивен и пессимистичен.

  1. Собственное мнение.  Обращаем внимание на фразы-клише.

Жизненный и социальный опыт:  успехи молодых, образ жизни, целеустремленность .Вывод- молодежь многое может, если она правильно поставила цель и умеет ее добиваться. Молодежь талантлива и энергична. Будущее в руках молодых.

Это находит подтверждение в литературных произведениях.

Например, в романе « Отцы и дети». Молодое поколение представлено образами Базарова, Кати, Аркадия – и Ситникова, Кукшиной. Молодежь разная.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» также разные представители молодого поколения.

Наша молодежь защищает страну, выполняет интернациональный долг, отдает жизни. С.Алексиевич «Цинковые мальчики»,В.Быков «Обелиск».

Наши современники пишут о молодежи так: «Мы перестанем пиво пить…»

«Легко ли жить на свете молодым?» /распечатать/

  1. Заключение. Быть молодым и легко, и трудно. Быть молодым интересно!

Домашнее задание: Написать эссе на тему « Легко ли быть молодым?»