Открытый урок русского языка. «Понятие о СПП. Подготовка к ОГЭ »
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Смирнова Светлана Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока "Понятие о СПП"476.88 КБ
Файл urok.docx476.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Методическая разработка урока русского языка
 в 9 классе по теме:

«Понятие о сложноподчинённом предложении.

Подготовка к ОГЭ»

                                                                                                                         Выполнил:

Смирнова С. А.,

учитель русского языка и литературы

Моршанск

2018

Технологическая карта урока

Автор: Смирнова С.А.

Предмет: русский язык.

Класс: 9

Тема урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подготовка к ОГЭ»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  дать понятие о сложноподчиненном предложении.

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: осознание ценности

- знаний о сложноподчиненном предложении;

-умения  правильно употреблять сложноподчиненные предложения в речи;

ценностное отношение

- к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

  • предметные:

-знание понятия «сложноподчиненное предложение», цели использования сложноподчиненных предложений в тексте, отличий сложных предложений  друг от друга.

-умение отличать в контексте разные виды сложных предложений;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.

  • метапредметные:
  • регулятивные  универсальные учебные действия:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

•   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•   владение разными видами чтения;

•   способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

•   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • познавательные:

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории  и др.);

  • коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;

- умение работать в малой группе;

- умение взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Техника и технологии: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор; развивающее обучение.

Ресурс: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1 / [Л.А.Тростенцова,  Т.А.Ладыженская,  и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2016 г; мультимедиа проектор, мультимедиа презентация  «Понятие о сложноподчиненном предложении» (приложение 1).

Конспект урока

1. Орг. момент.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться.

28 ноября 1906 года в Петербурге родился Дмитрий Сергеевич Лихачев, человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, академик, автор книги «Письма о добром и прекрасном», которую можно назвать сборником мудрости. Эти «письма» адресованы прежде всего молодым читателям. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. В книге есть слова: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».

-Как вы понимаете это выражение? Что, по-вашему, позволяет человеку прожить жизнь с достоинством? Дмитрий Сергеевич Лихачев дает так отвечает на этот вопрос: «Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель». Это высказывание предлагаю взять в качестве эпиграфа урока. Запишите число, эпиграф в тетрадях.

2. Актуализация знаний

1) - С каким разделом науки о зыке мы сейчас работаем на уроках?

- В переводе с греческого языка слово «синтаксис» обозначает составление. Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? (Согласование, управление, примыкание)

2) Словарная работа (работа по вариантам)

А) Определите способ связи.

Реактивный самолет, новое тысячелетие, колонна спортсменов, колонка редактора, аккомпанировать талантливо, исполнена гениально, подлинная правда, любимая профессия, с восторгом наблюдали, упорно преследовал.

Б) Задание: 1 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью примыкание, 2 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью управление.

В) Изучение нового слова перспектива. Какие значения  может иметь это слово?

1. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Законы перспективы.

2. Вид, картина природы с какого-н. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

3. перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди). || прил. перспективный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъемка. П. план работ.

- Какие сложносочиненные предложения со словом перспектива в значении «будущее» вы составили дома?

г) - Чем отличается простое предложение от сложного?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какими бывают союзные предложения?

- Назовите основные признаки ССП.

- Сравните следующие предложения, взятые мной из 6 письма Д. С. Лихачева «Цель и самооценка» Найдите среди них сложносочиненное. Запишите его в тетрадь, выполните его синтаксический разбор.

1. Главная жизненная задача не должна быть замкнута на собственных удачах и неудачах, и она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

2. Что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу?

3. Важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

4. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

3. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

- К какой группе относятся оставшиеся предложения?

- Сформулируйте тему урока. Запишите.

- Чем отличается СПП от других сложных предложений?

- Как называются части СПП?

- Как установить смысловую связь между частями СПП?

- Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

- Сформулируйте цели урока: отличать СПП от других предложений, выделять части СПП, расставлять знаки препинания, конструировать СПП, составлять схемы.

4.  Первичное усвоение новых знаний

2. Познакомьтесь с п. 18-19 учебника. Найдите ответы на вопросы:

1 ряд: какими признаками обладает сложноподчиненное предложение, из каких частей оно состоит, какое значение они имеют, в какой части находится союз?

2 ряд: каково место придаточного предложения по отношению к главному, всегда ли можно их поменять местами, может ли быть несколько придаточных предложений в сложноподчиненном?

3 ряд: когда в сложноподчиненном предложении ставится одна запятая, когда – две?

- Отвечая на вопросы, в качестве примером рассмотрите предложения из книги Д. С. Лихачева, запишите их в тетрадь, подчеркните основы, найдите союзы. Обратите внимание на схемы упр. 89, попробуйте объяснить, чем они отличаются друг от друга.

5. Физминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6. Первичная проверка понимания

 Сделаем выводы о признаках СПП. Выслушайте ответы другу друга, задайте выступающим вопросы по теме.

7. Первичное закрепление

а) Подготовка к ОГЭ

Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Если человек живет, (1) чтобы приносить людям добро, (2) облегчать их страдания при болезнях, (3) давать людям радость, (4) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, (5) достойную человека. 

б)Самостоятельная работа.

 1) - Прочитайте текст упр.91.

- Какова тема текста? (В тексте В. Белов поднимает тему счастья русского человека)

- В каком предложении выражена идея текста? Какова идея текста? Запишите ответ на этот вопрос, составив СПП, используя косвенную речь и слова считает, утверждает, пишет и другие. (Василий Белов считает, что счастье русского человека заключается в умении стойко переносить страдания, не жалуясь и никому не мстя за обиды.)

2) -Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях (по образцу упражнения 89).

8. Рефлексия.

Лист самооценивания

Имя ученика:_________________________________________

Класс:_____

Понимание темы:

  1. Распознаю сложноподчиненное предложение от других конструкций.
  2. Умею находить главное и придаточное предложения в составе СПП.
  3. Умею задавать вопросы к придаточному предложению.

Применение на практике:

  1. Могу  правильно употреблять подчинительные союзы  в СПП.
  2. Могу  расставлять знаки препинания в СПП.
  3. Могу  в письменной речи употреблять СПП.

Над чем мне необходимо поработать:

_______________________________________________________________

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Задание написано на листочках, которые лежат у каждого ученика на парте)

1. П. 18 – 19.

2. Написать сочинение-рассуждение 15.2 или 15.3 (на выбор) по упр. 91.

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Терпение к страданиям, иначе говоря, нежелание жаловаться и мстить за личные обиды – вот главные христианские свойства».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ? Сформулируйте о прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение та тему «Какова жизненная цель русского человека?, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

Я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам понять новую тему и вы готовы на следующих уроках продолжить изучение сложноподчинённого предложения! Спасибо за урок!

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

1.Оргмомент

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Настройтесь на работу. Итак, начнем… Прошу садиться.

28 ноября 1906 года в Петербурге родился Дмитрий Сергеевич Лихачев, человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, академик, автор книги «Письма о добром и прекрасном», которую можно назвать сборником мудрости. Эти «письма» адресованы прежде всего молодым читателям. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. В книге есть слова: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».

-Как вы понимаете это выражение? Что, по-вашему, позволяет человеку прожить жизнь с достоинством? Дмитрий Сергеевич Лихачев дает так отвечает на этот вопрос: «Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель». Это высказывание предлагаю взять в качестве эпиграфа урока. Запишите число, эпиграф в тетрадях.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Слушают учителя, объясняют значение слов Д. С. Лихачева, записывают в тетради число, эпиграф урока.

Готовность к работе на уроке.

Самооценка готовности к уроку.

Формирование эмоционального настроя на урок

2.Актуализация знаний

Формирование и развитие  ценностного отношения  к умению воспринимать задание.

Определение границ  «знания» и «незнания».

1. - С каким разделом науки о зыке мы сейчас работаем на уроках?

- В переводе с греческого языка слово «синтаксис» обозначает составление. Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? (Согласование, управление, примыкание)

2. Словарная работа.

3. Словарная работа (работа по вариантам)

А) Определите способ связи.

Реактивный самолет, новое тысячелетие, колонна спортсменов, колонка редактора, аккомпанировать талантливо, исполнена гениально, подлинная правда, любимая профессия, с восторгом наблюдали, упорно преследовал.

Б) Задание: 1 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью примыкание, 2 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью управление.

В) Изучение нового слова перспектива. Какие значения  может иметь это слово?

1. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Законы перспективы.

2. Вид, картина природы с какого-н. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

3. перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди). || прил. перспективный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъемка. П. план работ.

- Какие сложносочиненные предложения со словом перспектива в значении «будущее» вы составили дома?

г) - Чем отличается простое предложение от сложного?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какими бывают союзные предложения?

- Назовите основные признаки ССП.

- Сравните следующие предложения, взятые мной из 6 письма Д. С. Лихачева «Цель и самооценка» Найдите среди них сложносочиненное. Запишите его в тетрадь, выполните его синтаксический разбор.

1. Главная жизненная задача должна не должна быть замкнута на собственных удачах и неудачах, и она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

2. Что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу?

3. Важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

4. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  выполняют взаимопроверку, предъявляют результат.

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Пишут словосочетания, определяют способ связи слов в словосочетаниях.

Знакомятся с новым словарным словом, объясняют его лексическое значение, читают составленные с этим словом сложносочиненные предложения.

Отвечают на вопросы, выполняют взаимопроверку, высказывают собственную точку зрения.

Находят сложносочиненное предложение, выполняют его синтаксический разбор.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения работы.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие  ценностного отношения   к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

Формирование представления о результате деятельности.

Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную.

Организует ситуацию формулирования проблемы,  цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

- К какой группе относятся оставшиеся предложения?

- Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока в тетрадь.

- Чем отличается СПП от других сложных предложений?

- Как называются части СПП?

- Как установить смысловую связь между частями СПП?

- Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

- Сформулируйте цели урока: отличать СПП от других предложений, выделять части СПП, расставлять знаки препинания, конструировать СПП, составлять схемы.

 Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения  и предполагают свои действия.

Записывают в тетрадях тему урока.

Определяют цели урока.

Самостоятельное определение темы и цели урока (что нового узнают, чему научатся).

4. Первичное усвоение новых знаний

Формирование и развитие ценностного  отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

2. Познакомьтесь с п. 18-19 учебника. Найдите ответы на вопросы:

1 ряд: какими признаками обладает сложноподчиненное предложение, из каких частей оно состоит, какое значение они имеют, в какой части находится союз?

2 ряд: каково место придаточного предложения по отношению к главному, всегда ли можно их поменять местами, может ли быть несколько придаточных предложений в сложноподчиненном?

3 ряд: когда в сложноподчиненном предложении ставится одна запятая, когда – две?

- Отвечая на вопросы, в качестве примером рассмотрите предложения из книги Д. С. Лихачева, запишите их в тетрадь, подчеркните основы, найдите союзы. Обратите внимание на схемы упр. 89, попробуйте объяснить, чем они отличаются друг от друга.

Читают теоретический материал в учебнике, дают ответы на вопросы по новой теме.

Определяют признаки сложноподчиненных предложений.

Познавательные УУД:

 формирование умения работать с информацией;

развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников;

выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение).

Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

 

5. Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

 

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

6.Первичная проверка понимания

Формирование умения выбирать способ действия.

Организует ситуацию решения учебной задачи,  поиска  теоретического основания.

Организует деятельность учащихся по работе с параграфом  учебника.

- Сделаем выводы о признаках СПП. Выслушайте ответы другу друга, задайте выступающим вопросы по теме.

Осуществляют взаимопроверку.

Рассказывают о работе.

Делают выводы по теме урока, задают вопросы, отвечают на заданные вопросы.

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

7. Первичное закрепление

Формирование и развитие ценностного отношения к умению применять знания о сложноподчиненном предложении.

Формирование навыка ставить знаки препинания в СПП.

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению определять тему, идею текста, составлять СПП, использовать СПП в речи.

а) Подготовка к ОГЭ

Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Если человек живет, (1) чтобы приносить людям добро, (2) облегчать их страдания при болезнях, (3) давать людям радость, (4) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, (5) достойную человека. 

б)Самостоятельная работа.

 - Прочитайте текст упр.91.

- Какова тема текста? (В тексте В. Белов поднимает тему счастья русского человека)

- В каком предложении выражена идея текста? Какова идея текста? Запишите ответ на этот вопрос, составив СПП, используя косвенную речь и слова считает, утверждает, пишет и другие. (Василий Белов считает, что счастье русского человека заключается в умении стойко переносить страдания, не жалуясь и никому не мстя за обиды.)

б) Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях (по образцу упражнения 89).

Выполняют задание ОГЭ. Находят границы простых предложений в составе СПП.

Осуществляют взаимопроверку.

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Организация самостоятельной домашней работы обучающихся.

Организует работу по записи домашнего задания:

П. 18 – 19, упр. 91. Написать сочинение-рассуждение 15.2 или 15.3 (на выбор)

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Терпение к страданиям, иначе говоря, нежелание жаловаться и мстить за личные обиды – вот главные христианские свойства».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какова жизненная цель русского человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

Записывают задание в дневнике.

Оценка своих возможностей в достижении цели.

9.  Рефлексия деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует дискуссию, диалог, позволяющий  обучающимися  осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу

- Ребята, какова тема урока? Какие цели мы ставили перед собой? Оцените свои успехи в листах самооценки.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают свои достижения.

Работают в листах самооценки.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Методическая разработка урока русского языка
 в 9 классе по теме:

«Понятие о сложноподчинённом предложении.

Подготовка к ОГЭ»

                                                                                                                         Выполнил:

Смирнова С. А.,

учитель русского языка и литературы

Моршанск

2018

Технологическая карта урока

Автор: Смирнова С.А.

Предмет: русский язык.

Класс: 9

Тема урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подготовка к ОГЭ»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  дать понятие о сложноподчиненном предложении.

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: осознание ценности

- знаний о сложноподчиненном предложении;

-умения  правильно употреблять сложноподчиненные предложения в речи;

ценностное отношение

- к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

  • предметные:

-знание понятия «сложноподчиненное предложение», цели использования сложноподчиненных предложений в тексте, отличий сложных предложений  друг от друга.

-умение отличать в контексте разные виды сложных предложений;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.

  • метапредметные:
  • регулятивные  универсальные учебные действия:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

•   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•   владение разными видами чтения;

•   способность извлекать информацию из различных источников(работа со словарем);

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

•   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • познавательные:

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык  как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории  и др.);

  • коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;

- умение работать в малой группе;

- умение взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Техника и технологии: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор; развивающее обучение.

Ресурс: Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1 / [Л.А.Тростенцова,  Т.А.Ладыженская,  и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2016 г; мультимедиа проектор, мультимедиа презентация  «Понятие о сложноподчиненном предложении» (приложение 1).

Конспект урока

1. Орг. момент.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться.

28 ноября 1906 года в Петербурге родился Дмитрий Сергеевич Лихачев, человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, академик, автор книги «Письма о добром и прекрасном», которую можно назвать сборником мудрости. Эти «письма» адресованы прежде всего молодым читателям. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. В книге есть слова: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».

-Как вы понимаете это выражение? Что, по-вашему, позволяет человеку прожить жизнь с достоинством? Дмитрий Сергеевич Лихачев дает так отвечает на этот вопрос: «Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель». Это высказывание предлагаю взять в качестве эпиграфа урока. Запишите число, эпиграф в тетрадях.

2. Актуализация знаний

1) - С каким разделом науки о зыке мы сейчас работаем на уроках?

- В переводе с греческого языка слово «синтаксис» обозначает составление. Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? (Согласование, управление, примыкание)

2) Словарная работа (работа по вариантам)

А) Определите способ связи.

Реактивный самолет, новое тысячелетие, колонна спортсменов, колонка редактора, аккомпанировать талантливо, исполнена гениально, подлинная правда, любимая профессия, с восторгом наблюдали, упорно преследовал.

Б) Задание: 1 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью примыкание, 2 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью управление.

В) Изучение нового слова перспектива. Какие значения  может иметь это слово?

1. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Законы перспективы.

2. Вид, картина природы с какого-н. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

3. перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди). || прил. перспективный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъемка. П. план работ.

- Какие сложносочиненные предложения со словом перспектива в значении «будущее» вы составили дома?

г) - Чем отличается простое предложение от сложного?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какими бывают союзные предложения?

- Назовите основные признаки ССП.

- Сравните следующие предложения, взятые мной из 6 письма Д. С. Лихачева «Цель и самооценка» Найдите среди них сложносочиненное. Запишите его в тетрадь, выполните его синтаксический разбор.

1. Главная жизненная задача не должна быть замкнута на собственных удачах и неудачах, и она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

2. Что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу?

3. Важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

4. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

3. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

- К какой группе относятся оставшиеся предложения?

- Сформулируйте тему урока. Запишите.

- Чем отличается СПП от других сложных предложений?

- Как называются части СПП?

- Как установить смысловую связь между частями СПП?

- Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

- Сформулируйте цели урока: отличать СПП от других предложений, выделять части СПП, расставлять знаки препинания, конструировать СПП, составлять схемы.

4.  Первичное усвоение новых знаний

2. Познакомьтесь с п. 18-19 учебника. Найдите ответы на вопросы:

1 ряд: какими признаками обладает сложноподчиненное предложение, из каких частей оно состоит, какое значение они имеют, в какой части находится союз?

2 ряд: каково место придаточного предложения по отношению к главному, всегда ли можно их поменять местами, может ли быть несколько придаточных предложений в сложноподчиненном?

3 ряд: когда в сложноподчиненном предложении ставится одна запятая, когда – две?

- Отвечая на вопросы, в качестве примером рассмотрите предложения из книги Д. С. Лихачева, запишите их в тетрадь, подчеркните основы, найдите союзы. Обратите внимание на схемы упр. 89, попробуйте объяснить, чем они отличаются друг от друга.

5. Физминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6. Первичная проверка понимания

 Сделаем выводы о признаках СПП. Выслушайте ответы другу друга, задайте выступающим вопросы по теме.

7. Первичное закрепление

а) Подготовка к ОГЭ

Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Если человек живет, (1) чтобы приносить людям добро, (2) облегчать их страдания при болезнях, (3) давать людям радость, (4) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, (5) достойную человека. 

б)Самостоятельная работа.

 1) - Прочитайте текст упр.91.

- Какова тема текста? (В тексте В. Белов поднимает тему счастья русского человека)

- В каком предложении выражена идея текста? Какова идея текста? Запишите ответ на этот вопрос, составив СПП, используя косвенную речь и слова считает, утверждает, пишет и другие. (Василий Белов считает, что счастье русского человека заключается в умении стойко переносить страдания, не жалуясь и никому не мстя за обиды.)

2) -Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях (по образцу упражнения 89).

8. Рефлексия.

Лист самооценивания

Имя ученика:_________________________________________

Класс:_____

Понимание темы:

  1. Распознаю сложноподчиненное предложение от других конструкций.
  2. Умею находить главное и придаточное предложения в составе СПП.
  3. Умею задавать вопросы к придаточному предложению.

Применение на практике:

  1. Могу  правильно употреблять подчинительные союзы  в СПП.
  2. Могу  расставлять знаки препинания в СПП.
  3. Могу  в письменной речи употреблять СПП.

Над чем мне необходимо поработать:

_______________________________________________________________

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (Задание написано на листочках, которые лежат у каждого ученика на парте)

1. П. 18 – 19.

2. Написать сочинение-рассуждение 15.2 или 15.3 (на выбор) по упр. 91.

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Терпение к страданиям, иначе говоря, нежелание жаловаться и мстить за личные обиды – вот главные христианские свойства».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ? Сформулируйте о прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение та тему «Какова жизненная цель русского человека?, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

Я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам понять новую тему и вы готовы на следующих уроках продолжить изучение сложноподчинённого предложения! Спасибо за урок!

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

1.Оргмомент

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Настройтесь на работу. Итак, начнем… Прошу садиться.

28 ноября 1906 года в Петербурге родился Дмитрий Сергеевич Лихачев, человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, академик, автор книги «Письма о добром и прекрасном», которую можно назвать сборником мудрости. Эти «письма» адресованы прежде всего молодым читателям. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. В книге есть слова: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».

-Как вы понимаете это выражение? Что, по-вашему, позволяет человеку прожить жизнь с достоинством? Дмитрий Сергеевич Лихачев дает так отвечает на этот вопрос: «Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель». Это высказывание предлагаю взять в качестве эпиграфа урока. Запишите число, эпиграф в тетрадях.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Слушают учителя, объясняют значение слов Д. С. Лихачева, записывают в тетради число, эпиграф урока.

Готовность к работе на уроке.

Самооценка готовности к уроку.

Формирование эмоционального настроя на урок

2.Актуализация знаний

Формирование и развитие  ценностного отношения  к умению воспринимать задание.

Определение границ  «знания» и «незнания».

1. - С каким разделом науки о зыке мы сейчас работаем на уроках?

- В переводе с греческого языка слово «синтаксис» обозначает составление. Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие способы подчинительной связи в словосочетании характерны для русского языка? (Согласование, управление, примыкание)

2. Словарная работа.

3. Словарная работа (работа по вариантам)

А) Определите способ связи.

Реактивный самолет, новое тысячелетие, колонна спортсменов, колонка редактора, аккомпанировать талантливо, исполнена гениально, подлинная правда, любимая профессия, с восторгом наблюдали, упорно преследовал.

Б) Задание: 1 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью примыкание, 2 вар. – заменить словосочетание синонимичным со связью управление.

В) Изучение нового слова перспектива. Какие значения  может иметь это слово?

1. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Законы перспективы.

2. Вид, картина природы с какого-н. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

3. перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди). || прил. перспективный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъемка. П. план работ.

- Какие сложносочиненные предложения со словом перспектива в значении «будущее» вы составили дома?

г) - Чем отличается простое предложение от сложного?

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какими бывают союзные предложения?

- Назовите основные признаки ССП.

- Сравните следующие предложения, взятые мной из 6 письма Д. С. Лихачева «Цель и самооценка» Найдите среди них сложносочиненное. Запишите его в тетрадь, выполните его синтаксический разбор.

1. Главная жизненная задача должна не должна быть замкнута на собственных удачах и неудачах, и она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

2. Что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу?

3. Важно, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

4. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  выполняют взаимопроверку, предъявляют результат.

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Пишут словосочетания, определяют способ связи слов в словосочетаниях.

Знакомятся с новым словарным словом, объясняют его лексическое значение, читают составленные с этим словом сложносочиненные предложения.

Отвечают на вопросы, выполняют взаимопроверку, высказывают собственную точку зрения.

Находят сложносочиненное предложение, выполняют его синтаксический разбор.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения работы.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие  ценностного отношения   к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

Формирование представления о результате деятельности.

Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную.

Организует ситуацию формулирования проблемы,  цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

- К какой группе относятся оставшиеся предложения?

- Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока в тетрадь.

- Чем отличается СПП от других сложных предложений?

- Как называются части СПП?

- Как установить смысловую связь между частями СПП?

- Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

- Сформулируйте цели урока: отличать СПП от других предложений, выделять части СПП, расставлять знаки препинания, конструировать СПП, составлять схемы.

 Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения  и предполагают свои действия.

Записывают в тетрадях тему урока.

Определяют цели урока.

Самостоятельное определение темы и цели урока (что нового узнают, чему научатся).

4. Первичное усвоение новых знаний

Формирование и развитие ценностного  отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

2. Познакомьтесь с п. 18-19 учебника. Найдите ответы на вопросы:

1 ряд: какими признаками обладает сложноподчиненное предложение, из каких частей оно состоит, какое значение они имеют, в какой части находится союз?

2 ряд: каково место придаточного предложения по отношению к главному, всегда ли можно их поменять местами, может ли быть несколько придаточных предложений в сложноподчиненном?

3 ряд: когда в сложноподчиненном предложении ставится одна запятая, когда – две?

- Отвечая на вопросы, в качестве примером рассмотрите предложения из книги Д. С. Лихачева, запишите их в тетрадь, подчеркните основы, найдите союзы. Обратите внимание на схемы упр. 89, попробуйте объяснить, чем они отличаются друг от друга.

Читают теоретический материал в учебнике, дают ответы на вопросы по новой теме.

Определяют признаки сложноподчиненных предложений.

Познавательные УУД:

 формирование умения работать с информацией;

развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников;

выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение).

Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

 

5. Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

 

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

6.Первичная проверка понимания

Формирование умения выбирать способ действия.

Организует ситуацию решения учебной задачи,  поиска  теоретического основания.

Организует деятельность учащихся по работе с параграфом  учебника.

- Сделаем выводы о признаках СПП. Выслушайте ответы другу друга, задайте выступающим вопросы по теме.

Осуществляют взаимопроверку.

Рассказывают о работе.

Делают выводы по теме урока, задают вопросы, отвечают на заданные вопросы.

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

7. Первичное закрепление

Формирование и развитие ценностного отношения к умению применять знания о сложноподчиненном предложении.

Формирование навыка ставить знаки препинания в СПП.

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению определять тему, идею текста, составлять СПП, использовать СПП в речи.

а) Подготовка к ОГЭ

Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Если человек живет, (1) чтобы приносить людям добро, (2) облегчать их страдания при болезнях, (3) давать людям радость, (4) то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, (5) достойную человека. 

б)Самостоятельная работа.

 - Прочитайте текст упр.91.

- Какова тема текста? (В тексте В. Белов поднимает тему счастья русского человека)

- В каком предложении выражена идея текста? Какова идея текста? Запишите ответ на этот вопрос, составив СПП, используя косвенную речь и слова считает, утверждает, пишет и другие. (Василий Белов считает, что счастье русского человека заключается в умении стойко переносить страдания, не жалуясь и никому не мстя за обиды.)

б) Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях (по образцу упражнения 89).

Выполняют задание ОГЭ. Находят границы простых предложений в составе СПП.

Осуществляют взаимопроверку.

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Организация самостоятельной домашней работы обучающихся.

Организует работу по записи домашнего задания:

П. 18 – 19, упр. 91. Написать сочинение-рассуждение 15.2 или 15.3 (на выбор)

15.2. Объясните, как вы понимаете смысл предложения текста: «Терпение к страданиям, иначе говоря, нежелание жаловаться и мстить за личные обиды – вот главные христианские свойства».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какова жизненная цель русского человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объем сочинения – не менее 70 слов.

Записывают задание в дневнике.

Оценка своих возможностей в достижении цели.

9.  Рефлексия деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует дискуссию, диалог, позволяющий  обучающимися  осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу

- Ребята, какова тема урока? Какие цели мы ставили перед собой? Оцените свои успехи в листах самооценки.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают свои достижения.

Работают в листах самооценки.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"

Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Понятие о синтаксисе"...

Открытый урок русского языка в 11 классе. Подготовка к сочинению на ЕГЭ.

Открытый урок русского языка в 11 классе на тему "Выявление, формулирование и комментирование разных типов проблем в текстах публицистического и художественного стилей.2...

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе на тему: "Понятие о сложносочинённом предложении"

Урок по русскому языку в 9 классе "Понятие о сложносочинённом предложении" позволяет расширить и углубить знания учащихся о сложносочинённом предложении, способах связи предикативн...

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе «Подготовка к пролету в ОГЭ» (задания 8,9,11; написание сжатого изложения), посвященного Дню космонавтики.

Обобщаются ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения,выполняются тестовые задания в формате ОГЭ, закрепляются знания по теме «Обособленные члены предложения», «...

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе. Тема: Понятие об однородных членах предложения.

Конспект урока включаетне только обьяснение нового материала, но и практическую часть с отработкой навыка определения однородных членов....

Открытый урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИА: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»

Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать м...