Конспект открытого урока русского языка в 8 классе «Подготовка к пролету в ОГЭ» (задания 8,9,11; написание сжатого изложения), посвященного Дню космонавтики.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Обобщаются ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения,

выполняются тестовые задания в формате ОГЭ, закрепляются знания по теме «Обособленные члены предложения», «Грамматическая основа предложения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ot_12.04.2017.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе

 «Подготовка к пролету в ОГЭ» ( задания 8,9,11; написание сжатого изложения),  посвященного Дню космонавтики.

Цели урока для учащихся:

  1. Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения.
  2. Написание сжатого изложения, выполнения тестовых заданий.
  3. Повторить виды предложений и структуру простых осложненных предложений.
  4. Развивать речь учащихся, учить логически мыслить, лаконично и обстоятельно обосновывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
  5.  Закрепить знания по теме « Обособленные члены предложения», «Грамматическая основа предложения».

Цели урока для учителя:

  1. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений.
  2. Учить писать сжатое изложение
  3. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия текста.
  4. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову.
  5. Учить правильному речевому этикету
  6. Прививать любовь к родному языку и предмету;
  7. Воспитывать  интерес и уважительное отношение  к достижениям отечественной космонавтики
  8. Развивать чувства коллективизма, дружбы и ответственности за коллектив;

Задачи:

  1. Проверить знания учащихся в новом и недавно изученном материале;
  2. Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы.
  3. Отработать умения :
  • вычленять главную информацию;
  • сокращать текст разными способами;
  • правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
  • находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.
  1. Отработать алгоритм написания сжатого изложения.

Оборудование:  компьютер, экран, индивидуальные рабочие листы, проектор, презентация, портреты космонавтов, выставка книг о космосе, наглядные пособия. На протяжении урока обучающиеся пишут в рабочих листах, а в конце сдают их учителю.

 Ход урока

1. Организационный момент.( Слайд 1 )

 2.Слово учителя.( Слайд 2)

Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.(К.Э. Циолковский)

О чем сказал К.Э. Циолковский?

Мы продолжаем с вами готовиться к сдаче выпускных экзаменов, которая не за горами. Но мы с вами знаем, что сегодня  необычный  день,  сегодня большой праздник – День космонавтики, с которым я вас поздравляю. Поэтому наш урок будет связан с освоением человеком космического пространства. Вы прекрасно знаете, что молниеносно стать космонавтами просто невозможно. Этому надо учиться. Поэтому предлагаю вам показать ваши знания, умения, навыки. За ходом нашей игры будут следить опытные наставники (гости урока), они же будут Вас оценивать. Гости решают , кого  пригласить для испытания (ответа у доски ) по списку в журнале.

Итак, наша задача – показать знания, которые вы приобрели во время учебы и прохождения материала, а также умение творить, мыслить, быстро находить выход из затруднительных ситуаций, оказывать искреннюю поддержку и помогать тому, кто растеряется.

Итак отправляемся в космическое путешествие. Путешествие наше будет не простым, т.к. оно совершится не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный сложный, как космос, ещё не до конца изведанный вами  космический мир итогового государственного экзамена, ОГЭ.

Мы с Вами прошли огромную тему « Обособленные члены предложения», учились писать Сжатое изложение, поэтому сегодня на уроке вам предстоит доказать, что вы справляетесь с таким видом работы. Урок наш называется: «Подготовка к полету в ОГЭ»

( Слайд 3)Проецирование предложения с различными типами ошибок, которые надо будет найти и объяснить (предложение взято из детской работы):

Празнование празника День космонавтики рассияне празнуют иже годно 15 Апреля.

Задание «Веник». (т.к. веником мы убираемся, выметаем сор, задание по «Культуре речи»)

Задание: В предложении,  выведенном на экране , найти ошибки, указать их, исправить, дать правильное прочтение или написание (Ошибки в предложении: орфографические – непроизносимая согласная Д (празДник и т.д.), рОссияне, ежегодно, апреля; речевая (тавтология) – празднование праздника празднуют; фактическая – 12 апреля).

Целеполагание.

         В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока.  Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «ОГЭ»… (Ответы детей)

Совершенно верно, (повторить и закрепить ранее полученные знания ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ членах предложения, о технологии подготовки и написания сжатого изложения)

 Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. Возьмите листы, запишите число, классная работа, тема.

1 этап «Подготовка к полёт( Структура ОГЭ)»( Слайд 4 )

  • Что мы знаем о структуре итогового государственного экзамена по русскому языку? (Часть 1: одно задание (1), является сжатым изложением по прочитанному тексту.
  • Часть 2: 13 тестовые заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных и кратким ответом, являющимся числом, последовательностью цифр или словом (словосочетанием).
  • Часть 3: одно задание (15), письменная работа, представляющая собой развернутый аргументированный ответ на один из вопросов.

Сколько времени отводится на выполнение всех заданий 235 мин( 3 часа 55 минут).

Мы начнем с вами с выполнения части 2, точнее с некоторых ее заданий. Потом напишем сжатое изложение, а часть 3 ( мини-сочинение будет вам на дом)

2 этап «Неопознанный объект(Орфографическая разминка. Слайд 5 )

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание слов.

Иску(с,сс)тве(н,нн)ый спутник, космические и(с,сс)ледования, коло(с,сс)альное значение, ми(л,лл)иарды звезд, с(о,а)стояние нев(е,и)сомости, выведе(н,нн)ый на орбиту а(п,пп)арат, (не)изведа(н,нн)ое пр(о,а)странство, г(и,е)ган(тс,с)кий скач(о,ё)к, отечестве(н,нн)ая косм(а,о)навтика, (огне(н,нн)о)красный Марс, пр(е,и)одоление пр(е,и)пятствий, подли(н,нн)ый патр(е,и)отизм.

Что объединяет эти словосочетания?

Взаимопроверка ( Слайд 6  )

Искусственный спутник, космические исследования, колоссальное значение, миллиарды звезд, со)стояние невесомости, выведенный на орбиту аппарат, неизведанное пространство, гигантский скачок, отечественная космонавтика, огненно-красный Марс, преодоление препятствий, подлинный патриотизм.

3 этап. Задание «Кость» (скелет состоит из костей, как предложение из грамматической основы. Два ученика у доски, остальные на листах выписывают грамматические основы, считают их количество. Оценивание работы.( Слайды 7 -9 )

1 ученик.

Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту. (Ю.Гагарин.) 

Ученик  у доски, остальные на листах выписывают грамматические основы, считают их количество. Оценивание работы

2 ученик.

 «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.  Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».  ( Ю.А. Гагарин)

Пронумеруйте запятые в этих предложениях.

1 - укажите цифру, обозначающую при обращении( 3)

 (Что такое обращение? Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь)

2 – укажите количество грамматических основ в 1 предложении (2)

3 – укажите запятую при обособленном обстоятельстве( 1).

Один ученик работает у доски. Составить схему 2 предложения.

Где встречаются подобные задания?

4 этап. Задание «Кубики» (слайд 10) (Они нужны для строительства; в русском языке построение предложения – это «Синтаксис»)

Задание выполняют  2  ученика  у доски, остальные на листах в записанных  предложениях  расставляют знаки препинания. ( Взаимопроверка,  слайд 11)

Списать, расставив знаки препинания. Графически объяснить постановку знаков препинания.

1.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолет.)

2 Бродит одиноко огненное око,
Взглядом согревая,

Нежно нас лаская. (Солнце.)

5 этап. Продолжим работу мы над  античным мифом о полете.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку( взаимоповерка).

1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. Дедал  потомок Эрехтея  древнего афинского царя  был величайшим и талантливейшим скульптором  художником и архитектором Афин. 2) Оказавшись в плену у царя Миноса Дедал мечтал вернуться на родину. 3)Он долго думал о побеге и вскоре  глядя на небо  решил  что только по воздуху он сможет убежать.4) Мастер задумал сделать себе крылья и улететь с Крита.5) Дедал собрав перья больших птиц искусно связал их нитками и скрепил воском.6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына  чтобы он не поднимался слишком высоко.7) В полете Дедал часто оборачивался  беспокоясь за сына.  8)Икару понравилось лететь  он  забавляясь  поднимался все выше к солнцу. 9)Жар светила растопил воск  скреплявший перья  и они разлетелись.10) Икар взмахнул руками но крыльев на них больше не было  и мальчик упал с огромной высоты в море и погиб. 11)Когда Дедал обернулся  сына рядом не было  только перья покачивались на волнах. 12)Осознав  что случилось  он возненавидел свое искусство  проклиная  день  когда решил бежать с Крита по воздуху.13) Люди запомнили этот первый полёт  и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха  о просторных небесных дорогах.

Проверьте правильность выполнения (слайд 12  презентации).

1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. Дедал, потомок Эрехтея, древнего афинского царя, был величайшим и талантливейшим скульптором, художником и архитектором Афин. 2) Оказавшись в плену у царя Миноса, Дедал мечтал вернуться на родину. 3)Он долго думал о побеге и вскоре, глядя на небо, ре-шил, что только по воздуху он сможет убежать.4) Мастер задумал сделать себе крылья и улететь с Крита.5) Дедал ,собрав перья больших птиц, искусно связал их нитками и скрепил воском.6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына, чтобы он не поднимался слишком высоко.7) В полете Дедал часто оборачивался, беспокоясь за сына.  8)Икару понравилось лететь, он ,забавляясь, поднимался все выше к солнцу. 9)Жар светила растопил воск, скреплявший перья, и они разлетелись.10) Икар взмахнул руками, но крыльев на них больше не было, и мальчик упал с огромной высоты в море и погиб. 11)Когда Дедал обернулся, сына рядом не было, только перья покачивались на волнах. 12)Осознав, что случилось, он возненавидел свое искусство  ,проклиная  день, когда решил бежать с Крита по воздуху.13) Люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Пауза для отдыха

 (сопровождается слайдом с музыкальной композицией Эннио Морриконе «Le vent, le cry»).

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что вы смотрите на небо и видите на нем маленькую звездочку. Она увеличивается в размерах, ее свет становится более ярким. Наблюдать за звездочкой очень приятно. Разглядывая ее, вы становитесь спокойнее, добрее и увереннее. Вы радуетесь тому, что звезда дарит людям свет и красоту. Зная, что она на небе, вы верите в то, что она станет для вас путеводной, счастливой. С ее помощью вы хотите преодолеть все трудности и пройти через любые испытания.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

6 этап.  «Ориентирование по маршрутному листу»    Слайд 14

Итак, первым заданием в ОГЭ   является написание сжатого изложения.

Вспомним, что мы знаем о сжатом изложении.

1) Алгоритм сжатия текста.

2) Что надо сохранить при сжатии текста?

3) Что можно исключить при сжатии текста?

4) Сколько способов сжатия текста вам известно?

(Три).

Назовите их.  

 1.   Обращается внимание на  те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).

1. Исключение

•      вводных слов;

•    однородных членов предложения;

•    повторов;

•    однотипных примеров;

•    риторических вопросов и восклицаний;

•    цитат;

•    деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

•    пояснений;

•    рассуждений;

•    описаний;

•    слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3.    Замена

•    однородных членов обобщающим словом;

•    сложного предложения – простым;

•    части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;

•    прямой речи – косвенной;

•    части текста одним предложением;
•    части предложения местоимением и т.д..

 Давайте обратимся к отрывку из воспоминаний Героя Советского Союза, летчика-космонавта,  Германа Титова.( распечатанные тексты на столах)

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека.

Люди ликовали, радовались, но потом сказали: «Этого мало!» Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! 

 Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную. Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

Проверка осуществляется учителем после урока.  

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека.

 Люди ликовали, радовались, (испытывали гордость) обобщ.слово но потом сказали: «Этого мало!» (замена прямой речи на косвенную - СПП) Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос.(исключение)Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! (из сложных делаем простые)

Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. ( Два предложения заменить одним) Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную( исключить). Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг( объединение частей предложения ).

Молодцы! Осталось только написать изложение. Приступайте. ( Написание изложения в рабочих тетрадях).

7 этап.  Домашнее задание « Адаптация космонавтов» ( слайд 15).

 Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

Какое у нас завершающее задание в экзаменационной работе? ( написание сочинения)

Давайте вспомним этапы написания сочинения.

-Тезис (Что это?) Мысль, которая требует доказательства.

-Доказательство (Аргументы(Почему?) Откуда берем аргументы?( из жизненного опыта)

- вывод  (Доказали или нет)

 ( Слайд  16) Герой рассказа Рэя Брэдбери «Космонавт» просит своего сына: «Никогда не будь космонавтом… Потому что там тебя всегда будет тянуть сюда. А здесь – туда. Так что лучше и не начинать. Чтобы тебя не захватило».

Согласны ли вы с этим утверждением?

(Слайд 17) Маленький шаг для человека,  но гигантский скачок для всего человечества. (Американский астронавт Нил Армстронг о высадке на Луну.)

Задание на дом.

- Адаптация у вас будет происходить уже в домашних условиях: напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?» по типу задания 15.3. Подумайте, почему освоение космоса является гордостью нашей страны? Приведите один аргумент, связав его с Космосом.   

8 этап. «Итоговая конференция» Слайд 18( Подведение итогов урока, оценивание работы ребят гостями урока) 

 - Итак, обсудим нашу подготовку к полету в ОГЭ.

- Цель достигнута?

- Над чем ещё нам нужно поработать?

Вернемся к нашему эпиграфу. Как же справедливо утверждение К.Э.Циолковского, что наша «планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»! В 60-ые годы прошлого тысячи мальчишек мечтали стать космонавтами. Интерес к исследованиям вселенной не ослабевает и в наши дни. Мне верится, что кто-нибудь из вас свяжет свою жизнь с развитием российской космонавтики.

 ( Слайд 19) «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство (К.Э.Циолковский)

В заключении учащиеся  исполняют  песню « Ты, да я, да мы с тобой»

Благодарю за работу на уроке!

Приложение.

Приемы сжатия текста

1. Исключение

•      вводных слов;

•    однородных членов предложения;

•    повторов;

•    однотипных примеров;

•    риторических вопросов и восклицаний;

•    цитат;

•    деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

•    пояснений;

•    рассуждений;

•    описаний;

•    слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

•    ряда предложений, связанных одной мыслью;

•    частей предложений;

•    конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3.    Замена

•    однородных членов обобщающим словом;

•    сложного предложения – простым;

•    части предложения  или ряда предложений общим понятием или выражением;

•    прямой речи – косвенной;

•    части текста одним предложением;
•    части предложения местоимением и т.д..

Текст  

 Отрывок из воспоминаний Героя Советского Союза, летчика-космонавта,  Германа Титова

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека.

Люди ликовали, радовались, но потом сказали: «Этого мало!» Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! 

 Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную. Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

Оценочный лист

2  этап  «Неопознанный объект» 

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание слов.

Иску(с,сс)тве(н,нн)ый спутник, космические и(с,сс)ледования, коло(с,сс)альное значение, ми(л,лл)иарды звезд, с(о,а)стояние нев(е,и)сомости, выведе(н,нн)ый на орбиту а(п,пп)арат, (не)изведа(н,нн)ое пр(о,а)странство, г(и,е)ган(тс,с)кий скач(о,ё)к, отечестве(н,нн)ая косм(а,о)навтика, (огне(н,нн)о)красный Марс, пр(е,и)одоление пр(е,и)пятствий, подли(н,нн)ый патр(е,и)отизм.

3 этап  «Кость»

  1. Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту. (Ю.Гагарин) _______________________________________________________________________
  2. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.  Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».  ( Ю.А. Гагарин)

_____________________________________________________________________________

4 этап  «Кубики» 

1.Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?

2 Бродит одиноко огненное око
Взглядом согревая

Нежно нас лаская.

5 этап  « Античный миф»

Расставьте недостающие знаки препинания, устно объясните их постановку.

1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. Дедал  потомок Эрехтея  древнего афинского царя  был величайшим и талантливейшим скульптором  художником и архитектором Афин. 2) Оказавшись в плену у царя Миноса Дедал мечтал вернуться на родину. 3)Он долго думал о побеге и вскоре  глядя на небо  решил  что только по воздуху он сможет убежать.4) Мастер задумал сделать себе крылья и улететь с Крита.5) Дедал собрав перья больших птиц искусно связал их нитками и скрепил воском.6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына  чтобы он не поднимался слишком высоко.7) В полете Дедал часто оборачивался  беспокоясь за сына.  8)Икару понравилось лететь  он  забавляясь  поднимался все выше к солнцу. 9)Жар светила растопил воск  скреплявший перья  и они разлетелись.10) Икар взмахнул руками но крыльев на них больше не было  и мальчик упал с огромной высоты в море и погиб. 11)Когда Дедал обернулся  сына рядом не было  только перья покачивались на волнах. 12)Осознав  что случилось  он возненавидел свое искусство  проклиная  день  когда решил бежать с Крита по воздуху.13) Люди запомнили этот первый полёт  и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха  о просторных небесных дорогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Конспект открытого урока русского языка 5 класс

Конспект открытого урока с применением ЦОР, ТРИЗ- технологий...