игровая методика
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Намжилова Туяна Базаровна

игра на уроке - прием сотрудничества учителя и ученика. в данном случае это треугольник: учитель-произведение - ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.      

 

      В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

       Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных  управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии.  

      Девиз: « Учение без принуждения ».

Задача - сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

           Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

        Игровые технологии используются  в основном в 5-9-х классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Языка и Литературы. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

      На таких уроках ученики работают более активно. Те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). Фраза: « Давайте ещё поиграем» свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно не только в 5-9-ых классах, но и  на любой ступени обучения. В старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.        

        Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

 Задачи:

1.      Раскрыть особенности педагогических игр;

2.      Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

3.      Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;

Гипотеза:  Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Технология опыта.

     Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

     Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·         В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·         Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

·         В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

·         Как технологии внеклассной работы.

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются  учебно – познавательной направленностью.

     Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1)  По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;

2) По характеру педагогического процесса:

1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.       познавательные, воспитательные, развивающие;

3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;

 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

3)  По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

4)По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

      Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игра “Журналисты”. Помогает при работе над текстом, над содержанием произведения. Выбираются актеры- герои, и главные, и второстепенные. Им журналисты (все, кроме героев) задают самые разные вопросы (по тексту и не по тексту, домыслы). Иногда возникают проблемные вопросы , ситуации...   игра раскрепощает учащихся, развивает их речь, дает возможность самовыразиться, понять глубже содержание произведения.

     Такие приемы подходят  для проведения уроков бурятской литературы и языка. В  условиях доминирующего влияния «чужого» русского языка на речь бурят и отдаление их от родного языка, нужно применять любые возможные средства пробуждения их интереса к своему языку, литературе.  Например, по изучению произведений  малого жанра достаточно одного  урока, для усвоения и проверки прочитанного романа (или другого объемного жанра) можно организовать дискуссию, брифинг автора произведения (или сценариста, режиссера), презентацию (устная защита или опровержение какой- либо точки зрения) и т.д. Задумки рождаются сами, если очень хочется увидеть результат своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Использование игровой методики как средства формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель применения технологии игровых  форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у дошкольников через разнообразные игровые формы обучения...

Использование игровых методик в изучении физики

концепция к конкурсу "Учитель года"...

Методическая разработка презентации "Игровая методика на уроках английского языка"

Игровая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, выводящими на спонтанный уровень говорения, что отвечает требованиям стандартов второго поколения....

Игровая методика для дошкольников

Игровая методика позволяет в игровой форме развивать и обогащать активный словарь детей дошкольного возраста, а также школьников, имеющих проблемы с речью....

Во дворе. Игровая методика.

Материал данной презентации способствует развитию речи дошкольников, имеющих проблемы с речью, в занимательной форме....

Статья "Использование игр и игровых методик в изучении иностранного языка.

В данной статье разработан блок игр и игровых упражнений для работы с учениками начальной школы,позволяющий повысить мотивацию учащихся в процессеобучения и развить их творческие способности....