рабочая программа по литературе
рабочая программа на тему

Рудь Юлия Игоревна

для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6a_mozgunova_yu._literatura_1415_no1_ispravit_1.doc108.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

на заседании методического объединения учителей _русского языка и литературы________________.

Протокол № 1от

25 августа 2014 г.

Председатель МО

_________ О. А. Чеботова

СОГЛАСОВАНО:

25 августа 2014 г.

Зам. директора по УВР

_________ С.А.Никитина

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_________

от 25 августа 2014 г.

Директор школы-интерната № 1 им. К.К.Грота

_______А.В.Мухин

Рабочая программа

по литературе для 6 «А» класса

на 2014-2015 учебный год

Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (автор: В.Я.Коровина)

Составитель: Ю. И. Мозгунова,

                                                                учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Основа рабочей программы:

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.М.: Просвещение, 2012).

Данная рабочая программа ориентирована на  содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию «Литература. 6 класс» В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).

Данная рабочая программа выполняет следующие функции:

•        Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

•        Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Кроме этого,  программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

        Данная рабочая программа включает разделы:

-пояснительная записка;

-содержание программы;

-требования к уровню подготовленности обучающихся;

-учебно-тематическое планирование;

-контрольные работы и сочинения;

-произведения для самостоятельного чтения;

-перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета:

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В вопросах образования ребёнка с нарушением зрения и формирования его как духовно-развитого человека предмет «Литература» играет  очень важную роль. В процессе овладения речью, знакомства с широким кругом писателей, с литературными произведениями у незрячего и слабовидящего ребёнка формируются предметные представления, понятийные ряды, развивается кругозор, корригируется и формируется эмоциональное восприятие происходящего. Через слово у детей с ограниченным зрительным восприятием происходит становление представлений об окружающем мире. Именно книги являются основным источником информации для наших учеников.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Но цели обучения литературе в нашей школе более широкие: они включают также адаптацию и социализации незрячего человека в  общество.

Цели изучения предмета:  

дидактические:

  • дать знания о биографии и творческой деятельности авторов, изучаемых в 6 классе, о литературных понятиях, используемых на уроках;
  • формировать умения осознанного прочтения произведения и понимания авторского замысла, отнесения произведения к определённому жанру;
  • вырабатывать навыки определения размеров стихотворения, составления характеристики героя, написания сочинения-рассуждения, выполнения творческих письменных заданий;
  • совершенствовать навыки быстрого и  осознанного чтения, заучивания и выразительного прочтения стихов наизусть;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию патриотизма у школьников, чувства любви к русской литературе и понимания её роли в мировой литературе;
  • развивать культурный уровень учеников путём знакомства их с произведениями зарубежных авторов, расширять кругозор детей;
  • формировать мотивацию к изучению литературы, развивая у детей интерес к прочтению произведений;
  • совершенствовать эстетическое восприятие учеников, их литературный вкус;
  • дать понимание связи литературы и жизни;

коррекционные:

  • обучать находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы;
  • овладевать коммуникативными навыками;
  • уточнять имеющиеся и формировать новые представления об окружающем мире;
  • формировать пространственные представления, тренировать умения ориентироваться в малом пространстве;
  • развивать мыслительную деятельность,  память и внимание;
  • развивать зрительно-моторную координацию,
  • развивать эмоциональное восприятие;
  • развивать устную монологическую речь.

Содержательные линии:

  • Введение в предмет «Литература. 6 класс»
  • Устное народное творчество:
  • пословицы
  • поговорки
  • загадки
  • Из древнерусской литературы:
  • летопись
  • сказание
  • Из литературы XIX века:
  • И.А.Крылов. Басни
  • А.С.Пушкин. Лирика. Повести
  • М.Ю.Лермонтов. Лирика
  • И.С.Тургенев. Рассказ
  • Ф.И.Тютчев. Лирика
  • А.А.Фет. Лирика
  • Н.А.Некрасов. Лирика
  • Н.С.Лесков. Сказ
  • А.П.Чехов. Рассказ
  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
  • Из литературы XX века:
  • А. П. Платонов. Рассказ
  • А. С.Грин. Феерия.
  • М. М.Пришвин. Сказка-быль.
  • Произведения о Великой Отечественной войне
  • В. П. Астафьев. Рассказ
  • В. Г. Распутин. Рассказ
  • В. М.Шукшин. Рассказ
  • Фазиль Искандер. Рассказ
  • Н. М. Рубцов. Стихотворения
  • Родная природа в русской поэзии XX века
  • Из литературы народов России
  • Габдулла Тукай. Стихотворения
  • К.Кулиев. Стихотворения
  • Из зарубежной литературы:
  • Мифы Древней Греции.
  • Гомер. Поэмы
  • Мигель де Сервантес Сааведра. Роман
  • Фридрих Шиллер. Баллада
  • Проспер Мериме. Новелла
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка
  • Справочные материалы.

Основные виды деятельности учащихся:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • комментированное чтение;
  • подготовка и выполнение докладов;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • беседа;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • создание развернутых письменных ответов на вопросы по осмыслению литературных произведений;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • написание сочинения-рассуждения;
  • чтение статьи учебника;
  • работа с теоретическим материалом учебника;
  • составление плана к статье учебника;
  • слушание лекции учителя;
  • составление словаря изученной темы;
  • работа в справочнике;
  • инсценирование;
  • целенаправленный поиск информации для докладов на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих:

Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по литературе, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в следующем:

  • перераспределении программного материала в течение одного года обучения. Так, для того чтобы у незрячих учащихся сформировалось правильное представление об исторических эпохах, об отражении исторических событий в литературе и утвердилась взаимосвязь истории и литературы, при изучении программного материала соблюдается историко-литературный принцип: сначала изучается раздел «Мифы», затем в хронологическом порядке разделы «Античная литература», «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» и т.д.
  • методических приёмах (способах кратковременных действий учителя и адекватных им действиях обучающихся, обеспечивающих достижение поставленных целей), используемых на уроках:

-из приемов устного изложения теоретического материла для незрячих детей предпочтительнее прием постановки проблемных ситуаций и эвристическая беседа;

-необходимыми приемами организации познавательной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий (УУД) являются составление плана к статье учебника или лекции учителя, составление словаря изученной темы;

-из приемов словесной коммуникации наиболее важными для незрячих являются разносторонняя оценка и установление или обнаружение указанной тенденции;

-опора на слуховую наглядность, демонстрация фрагментов художественных или мультипликационных фильмов, созданных по изучаемым художественным произведениям, фрагментов документальных фильмов, способствующих созданию у детей со зрительной депривацией правильных представлений;

          -огромное значение в классе незрячих имеет также индивидуальный подход;

  • коррекционной направленности каждого урока.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости детей возникает потребность в смене деятельности и паузах. У детей с остатком зрения  возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

  • ограничивать непрерывную зрительную нагрузку 15 минутами;
  • включать освещение, создающее комфортную обстановку для восприятия зрительных объектов;
  • проводить зрительную гимнастику не менее 1 раза в течение каждого урока.

Для частично зрячих детей, имеющихся в данном классе,  при работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

  • предъявлять их с соблюдением тифлопедагогических требований (достаточная освещенность, фон, статичное положение, возможность подойти на расстояние, удобное для восприятия и т.п.);
  • комментировать восприятие (называть цвет, размер, положение в пространстве, форму, взаиморасположение объектов и т.п.)

Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание адаптированная программа составлена в расчете на обучение незрячих детей в основной школе в 6 классе.

Краткая характеристика контингента учащихся:

В 6 «А» классе обучаются 11 человек. Общий уровень работы в классе низкий, дети подготовлены к восприятию материала в средней школе слабо, учебная мотивация сформирована плохо. У учащихся нет стремления добиваться успехов в учебе. Родители не помогают детям в учебе, не контролируют выполнение домашних заданий, поэтому особое внимание приходится уделять отработке формируемых навыков непосредственно на уроках, от этого страдает объем изучаемого материала и скорость его усвоения.

В классе можно выделить группу достаточно сильных детей, которые могут поддерживать хороший темп работы на уроке. Это Шеромов В., Молчанов М., Смирнова П..

В то же время есть группа детей очень слабых, которые испытывают постоянные трудности в усвоении учебного материала, что вызывает необходимость подбора на каждом уроке разноуровневых заданий и дополнительного внимания со стороны педагога. Эти ученики приходят на уроки очень часто неподготовленными: Кузьмин Д., Анина В..

Скорость чтения в классе очень низкая, из-за этого рабочий процесс замедляется.

Медленно читают: Поликарпова Софья, Кузьмин Дима, Алехно Вика, Анина Вика, Павлова Аня, Борноволоков Влад.. К тому же дети плохо ориентируются в брайлевских учебниках, не могут найти страницы, теряют строчки.

Павлова Аня является сильной ученицей, но практически никогда не готова к уроку. Алехно Вика обычно выполняет домашнее задание, но девочка очень слабая и активно участвовать в рабочем процессе не может.

Учебный процесс осложняется поведенческими проблемами класса (повышенная конфликтность, эмоциональность и неумение себя вести), а также нерегулярным посещением уроков большинством учеников: Павловой А., Аниной В., Акуловой К., Шиловым С..

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение детей 6-а класса является непростым процессом, требующим от учителя индивидуального подхода, определённой жёсткости за контролем дисциплины в классе, постоянного контроля за выполнением домашних заданий и умения гибко перестроиться во время урока.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
  • формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей;
  • умение анализировать литературное произведение: понимать, формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание сочинений и изложений на темы, связанные с тематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

После внесения изменений в ФЗ «Об образовании» и признания обязательным общим среднего полного образования отпала необходимость концентричности содержания школьного литературного образования  и деления его на два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс, в специальной (коррекционной) школе – 5-10 и 11-12 классы). Тем не менее, для создания целостного представления о русской литературе в программу 10 класса включены произведения русских писателей второй половины XIX и ХХ в.в., входящие в первый концентр. Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9-10 классы.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

При отборе содержания учитывался кодификатор произведений, входящих в перечень ГИА по литературе.

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели.

Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и своеобразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Квартет»[1], «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

Стихотворение «Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

Стихотворение «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Стихотворение «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

Книга (цикл) повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Повесть (роман) «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

Стихотворения «Листок», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Неохотно и несмело….», «С поляны коршун поднялся…», «Листья»,«Весенняя гроза», «Еще шумел…», «Чародейкою-зимою…»[2]. Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...» - противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Вечер», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»[3].Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Стихотворения «Тройка», «Душно! без счастья и воли…»[4].

Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (трехсложные). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

Сказ «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. Стихотворения «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;Е. Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. Стихотворения «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

Феерия «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Срезал».

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворения «Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Из литературы народов России

ГабдуллаТукай. Слово о поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».Тема малой родины в творчестве Г.Тукая. Традиции, обычаи и культура татарского народа, надежда на его просвещенное, счастливое будущее. Великая роль книги в жизни человека.

К.Кулиев. Слово о поэте.

Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».Тема малой родины, «родимого края». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Родина как источник сил для преодоления испытаний. Основные поэтические образы, символизирующие родину. Тема бессмертия народа.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н.Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере.

Поэмы «Одиссея», «Илиада» (фрагменты). Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот». «Дон «Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображенном мире. Образ СанчоПансы.

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

Сказка «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений,  подлежащих обязательному изучению;
  •  наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
  •  основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  •  основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с книгой;
  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа

1 четверть

9 недель, 27 уроков

№ п\п

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во часов

Теория, словарь

Тип урока, в т.ч. с применением

ИКТ

Основные виды деятельности

ученика

Примечания[5]

(корректировка программы в течение учебного года)

1.

Литература как художественное отражение жизни.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Автор, герой литературногопроизведения.

Вводный урок.

Беседа, работа со статьёй учебника, составление плана статьи.

Из зарубежной литературы

2.

3.

4.

Мифы Древней Греции.

«Подвиги Геракла»: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе.

3

Миф,титаны, герои.

Урок изучения нового материала.

Выразительное чтение художественного текста,ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, пересказ мифа.

5.

Легенда об Арионе.

Понятие о легенде. Геродот: слово о писателе и историке.

1

Легенда, кифаред.

Комбинированный урок.

Осознанное, творческое чтение, пересказ легенды, анализ и интерпретация произведения.

6.

7.

Литература Древней Греции. Гомер и его поэмы. Понятие о героическом эпосе.

«Илиада» и «Одиссея» — великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды. Рассказ о Гомере. «Одиссей на острове циклопов» — один из ключевых эпизодов поэмы возвращения

2

Античная литература, героическая поэма, поэт-сказитель.

Комбинированный урок.

Доклады учащихся, подготовленное выразительное чтение текста.

8.

9.

10.

«Одиссея».

Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет¬ивость (хитроумие) Одиссея «Одиссей на острове циклопов».

Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».

 Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях 

3

Одиссея.

Комбинированный урок.

Комментированное чтение,,ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

11.

12.

Гомер «Илиада». Песнь 18 «Изготовление оружия». Горе Ахиллеса.

2

Комбинированный урок.

Доклады учащихся,ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, составление словаря изученной темы, работа в справочнике.

13.

Развитие речи. Написание сочинения «Мой любимый герой древнегреческих мифов».

1

Урок развития речи.

Составление плана. Написание сочинения.

Устное народное творчество

14.

15.

Пословицы и поговорки.

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора.

Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их  народная мудрость. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и своеобразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок

2

Малые жанры фольклора, пословицы, поговорки.

Комбинированный урок.

Выразительное чтение подготовленных детьми примеров малых жанров фольклора, беседа, чтение и анализ дидактического материала учителя.

Из древнерусской литературы

16.

Древнерусская литература.

«Сказание о белгородском киселе».

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

1

Летопись, сказание.

Комбинированный урок.

Работа со статьей учебника,

 беседа, анализ произведения, выразительное чтение, подробный пересказ.

Из литературы XIX в.

17.

Дмитриев И.И. «Муха».

Слово о баснописце. Развитие понятия об аллегории. Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века.

1

Аллегория, басня, иносказание, мораль.

Комбинированный урок.

Подготовленное чтение басни, анализ и интерпретация произведения..

18.

19.

И.А.Крылов. Басни «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

  Роль власти и народа в достижении      общественного блага.

2

Комбинированный урок.

Работа со статьёй учебника, подготовленное чтение басни, инсценировка басен.

20.

Жизнь и творчество А.С.Пушкина.

Слово о Пушкине.

Стихотворение «И.И.Пущину».

Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике                   А. С. Пушкина. Жанр послания.

1

Лирика, послание.

Урок изучения нового материала.

Доклад учащегося, беседа, анализ и интерпретация произведения.

21.

А.С.Пушкин  «Узник».

Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

Интонация стиха, мотивы лирики.

Урок изучения нового материала.

Беседа, анализ произведения, выразительное чтение, чтение наизусть.

22.

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Использование антитезы.

1

Антитеза, эпитет, олицетворение, тема и идея произведения.

Урок изучения нового материала.

Беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения.

23.

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Понятие о романе.

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

1

Эпос, сюжет, роман.

Урок изучения нового материала.

Слушание доклада, чтение статьи учебника, осознанное, творческое чтение художественного произведения, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

24.

25.

26.

А.С.Пушкин.

Роман  «Дубровский».

Дубровский –старший и Троекуров в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения. 

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

3

Повесть, композиция, историческое время.

Комбинированный урок.

Беседа, комментированное чтение, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы, выборочный пересказ.

27.

Резервный урок.

1

2 четверть

7 недель, 21 урок

№ п\п

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во часов

Теория, словарь

Тип урока, в т.ч. с применением

ИКТ

Основные виды деятельности

учителя и

ученика

Примечания[6]

(корректировка программы в течение учебного года)

Из литературы XIX в. (продолжение)

28.

29.

30.

А.С.Пушкин.

Роман  «Дубровский».

Образы крестьян в романе.

Осуждение пороков общества в романе. Защита чести и независимости личности в романе. Романтическа я история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

3

Эпос, сюжет, роман, повесть, композиция, историческое время.

Комбинированные уроки.

Беседа, комментированное чтение, выборочное выразительное чтение, подготовка к написанию сочинения«Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»..

31.

32.

А.С.Пушкин «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка»).

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла.

Идея произведения. Характер конфликта.

Образ «маленького человека».

2

Повесть, автор,  повествователь, информатор, рама произведения.

Комбинированные уроки.

Беседа, выразительное чтение, анализ языка повести,

пересказ с элементами комментирования, составление словаря изученной темы, работа в справочнике.

33.

Развитие речи.

Сочинение «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»

1

Урок развития речи.

Составление плана, написание сочинения.

34.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

Стихотворение «Тучи».

Основное настроение и композиция стихотворения.

1

Пейзажно-символическая лирика.

Урок изучения нового материала.

Урок с использованием ИКТ.

Работа со статьёй учебника, слушание доклада, прослушивание стихов.

35.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

Стихотворения «Три пальмы», «Утес», «Листок».

Тема красоты и гармонии.

Разрушение красоты и гармонии.

Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях.  Поэтическая интонация.

1

Сравнение, олицетворение, аллегория, ритм.

Комбинированный урок.

Беседа, прослушивание стихов в записи, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения.

36.

37.

И.С. Тургенев. Слово о писателе.

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос..

Рассказ «Бежин луг».

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.

Портреты героев рассказа. Роль картин природы в рассказе.

2

Цикл рассказов, речевая характеристика героя, пейзаж.

Комбинированные уроки.

беседа, осознанное, творческое чтение художественного произведения, анализ языка повести, создание развернутых письменных ответов на вопросы.

38.

39.

40.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте.

Стихотворения «Неохотно и несмело….», «С поляны коршун поднялся…», «Листья», «Весенняя гроза», «Еще шумел…», «Чародейкою-зимою…»[7]. Особенности изображения природы. Противопоставление судеб человека и коршуна..

3

Олицетворение, эпитет, эмоционально-оценочная лексика.

Комбинированные уроки.

Доклад ученика, беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразит.-выразит. средств стихотворения.

41.

42.

43.

А.А. Фет. Слово о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Вечер», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»[8]. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

3

Метафора, эпитет, пейзаж, олицетворение.

Комбинированные уроки.

беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразит.-выразит. средств стихотворения.

44.

45.

46.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

Стихотворения «Железная дорога».

Своеобразие композиции стихотворения. Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова. Сочетание реалистических и фантастических картин  в стихотворении. Стихи «Тройка», «Душно! без счастья и воли…»[9].

3

Пейзаж, антитеза, метафора, соединение вымысла и реальности, фантастика.

Комбинированные уроки.

Составление плана статьи учебника, беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразит.-выразит. средств стихотворения, создание развернутых письменных ответов на вопросы.

47-48.

Резервные уроки.

2

3 четверть

10 недель, 30 уроков

№ п\п

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во часов

Теория, словарь

Тип урока, в т.ч. с применением

ИКТ

Основные виды деятельности

учителя и

ученика

Примечания[10]

(корректировка программы в течение учебного года)

Из литературы XIX в. (продолжение)

 49.

Трехсложные размеры стиха.

Определение размеров стиха.

Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада. Трехсложные размеры стиха

1

Дактиль, амфибрахий, анапест.

Урок изучения нового материала.

Работа в справочнике, определение размеров стихотворных отрывков.

50.

Контрольная работа.

Определение размера стиха.

1

Контрольный урок.

Определение размеров, которыми написаны стихотворные произведения.

51.

52.

53.

54.

Н. С.  Лесков. Слово о писателе.

 Знакомство с творчеством  писателя. Понятие о сказе.

Сказ «Левша».

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Лексическая работа с текстом.

Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования

4

Сказ, народная речь, просторечие, национальный характер.

Комбинированные уроки.

Доклад учащегося, беседа, ответы на вопросы, осознанное, творческое чтение художественного произведения, просмотр отрывков из х\ф, составление «словаря», создание развернутых письменных ответов на вопросы.

55.

56.

А. П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия.

2

Сатира и юмор.

Комбинированные уроки.

Комментированное чтение, беседа, выразительное чтение, инсценирование.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIX в.

57.

Е.А.Баратынский. Слово о поэте.

Стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся….». Особенности пейзажной лирики Баратынского.

1

Пейзаж, настроение, рифма, колорит.

Комбинированный урок.

Беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразит.-выразит. средств стихотворения, прослушивание музыкальных фрагментов, иллюстрирование.

58.

Полонский Я.П. Слово о поэте.

Стихотворения «По горам, две хмурых

 тучи…», « Посмотри какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

1

Комбинированный урок.

59.

А.К.Толстой.  Слово о поэте.

Стихотворение « Где гнутся над омутом лозы…». Анализ стихотворения.

1

Комбинированный урок.

Беседа, выразительное чтение.

60.

Контрольная работа.

Письменный анализ стихотворения

1

Контрольный урок.

Выполнение письменного анализа стихотворения.

Из литературы XX в.

61.

А. С. Грин. Слово о писателе.

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

1

Урок изучения нового материала.

Доклад учащегося, ведение беседы, осознанное, творческое чтение художественного произведения.

62.

63.

64.

А.С.Грин.

 Историко-культурный контекст XX века. А. С. Грин. «Алые паруса». История Ассоль

Феерия «Алые паруса». Понятие «феерии». История Грэя. «Делать... чудеса своими руками»

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Ассоль — девушка, умевшая видеть «отраженный смысл иного порядка». «Пламенное растение — чудо»

3

Феерия, образ героя, пейзаж, психологический портрет.

Комбинированные уроки.

Анализ и интерпретация произведения, подготовка к написанию сочинения по литературному произведения и на основе жизненных впечатлений.

65.

66.

А.П. Платонов. Страницы жизни и творчества.

Сказка-быль «Неизвестный цветок».

Прекрасное вокруг нас. Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

2

Жанр «сказка-быль», фантастика, своеобразие стиля писателя.

Комбинированные уроки.

Работа со статьей учебника, беседа, пересказ с творческим заданием, иллюстрирование.

67.

М, М. Пришвин. Слово о писателе.

Понятие о «сказке-были».

1

Жанр «сказка-быль».

Урок изучения нового материала.

Чтение статьи учебника, составление плана, беседа.

68.

69.

70.

71.

М. М. Пришвин. Краткий рассказ о писателе

Сказка-быль «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Образ природы. Особенности композиции.

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения

 

4

Фантастика и реальность, олицетворение, метафора.

Комбинированные уроки.

Выразительное чтение художественного текста,выборочный пересказ, творческий пересказ, работа по анализу изобразительных и выразительных средств, подготовка к сочинению.

72.

Развитие речи.

Сочинение-рассуждение – ответ на вопрос учебника (№ 1-3) стр. 77

1

Урок развития речи.

Написание сочинения.

73.

К.М. Симонов. Слово о поэте.

Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Солдатские будни в стихотворениях о войне.

1

Лирика, тематика, патриотизм, переживания лирического героя.

Комбинированный урок. Применение ИКТ.

Работа со статьей учебника, беседа, выразительное чтение, прослушивание стихов.

74.

Д.С.Самойлов. Слово о поэте.

Стихотворение «Сороковые».

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

1

Военная лирика.

Комбинированный урок.

Сообщения учащихся в результате поиска информации. Чтение  стихотворения.

75.

76.

77.

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

Рассказ «Конь с розовой гривой».

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Терминологический диктант.

3

Рассказ, конфликт, фабула, сюжет, образы героев, интерьер, пейзаж, деталь, речевая характеристика героя, композиционные части рассказа.

Комбинированные уроки.

Доклад учащегося, работа со статьей учебника, беседа, осознанное, творческое чтение художественного произведения, составление плана, пересказ с элементами комментирования.

78.

Резервный урок.

1

4 четверть

8 недель, 24 уроков

№ п\п

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во часов

Теория, словарь

Тип урока, в т.ч. с применением

ИКТ

Основные виды деятельности

учителя и

ученика

Примечания[11]

(корректировка программы в течение учебного года)

Из литературы XX в. (продолжение)

79.

80.

В. Г. Распутин. Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского».

Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

2

Портрет, антитеза, автобиографическое произведение, эпизод.

Комбинированные уроки. Применение ИКТ.

Составление плана статьи учебника,беседа, анализ изобразительно-выразительных средств, выразительное чтение, выборочный пересказ, просмотр фрагментов х\ф.

81.

Развитие речи.

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника» (По произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина)

1

Уроки развития речи.

Составление плана, подбор цитат, написание сочинения.

82.

Шукшин В.М. Слово о писателе.

Рассказ «Срезал…», «Чудик».

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина.

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина.

1

Речевая характеристика, диалог, композиционные части рассказа.

Комбинированные уроки.

Работа со статьей учебника, беседа, выразительное чтение, составление речевой характеристики героя.

83.

84.

Фазиль Искандер. Слово о писателе.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование детского характера.

Приемы юмористического изображения в прозаическом тексте.

Характеристика образа.

2

Ирония, юмор, нравственность, герой-рассказчик, самооценка.

Комбинированные уроки.

Доклад ученика, беседа, чтение по ролям, анализ средств лексической выразительности.

85.

А. Блок.

Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе.

1

Художественный образ, стилистические  фигуры, олицетворение, аллитерация, ассоциация, символическое начало в поэзии.

Комбинированный урок.

Работа с теоретическим материалом учебника, анализ изобразительно-выразительных средствстихотворения, выразительное чтение, чтение наизусть.

86.

Есенин С.А.

Стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

1

Художественный образ, олицетворение, аллитерация, ассоциация.

Комбинированный урок.

Доклад ученика, выразительное чтение стихотворений.

87.

А. А. Ахматова.

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…».

1

Художественный образ.

Комбинированный урок.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, чтение стихов наизусть.

88.

Рубцов Н.М.

Стихотворение «Звезда полей».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

Художественный образ.

Комбинированный урок.

Выразительное чтение стихов, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Из литературы народов России

89.

Г. Тукай. Слово о поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.

1

Перевод, переводчик, подстрочник, патриотическая лирика.

Комбинированный урок.

Беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

90.

Кайсын Кулиев.

«Когда на меня навалилась беда….»

«Каким бы малым  ни был народ…»

Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия.

1

Патриотическая лирика.

Комбинированный урок.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста стихотворения.

Из зарубежной литературы

91.

92.

93.

М. де Сервантес Сааведра. Слово о писателе.

Роман «Дон Кихот…..» (фрагменты).

Проблема истинных и ложных идеалов.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.

3

Эпоха Возрождения, пародия, рыцарский роман, сюжет, фабула.

Уроки анализа художественного произведения.

Беседа, пересказ, выборочный пересказ, анализ эпизода.

94.

95.

И.Ф. Шиллер. Слово об авторе.

Баллада «Перчатка».

Романтизм и реализм в произведении. Проблемы благородства, достоинства и чести. Нравственные проблемы произведения.

2

Эпоха Просвещения, перевод, переложение.

Комбинированные уроки.

Беседа, составление плана статьи учебника, ответ на вопрос, раскрывающий понимание произведения.

96.

97.

П.Мериме. Слово об авторе.

Новелла «Маттео Фальконе».

Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения.

2

Реализм, новелла, остросюжетное произведение, композиционные части рассказа.

Комбинированные уроки.

Доклад ученика, беседа, составление плана, выборочный пересказ, анализ эпизода.

98.

99.

100.

А. де  Сент-Экзюпери. Слово об авторе.

Сказка «Маленький принц».

Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми.

3

Литературная сказка, афоризм.

Комбинированные уроки.

Доклад, выразительное чтение, создание развернутых письменных ответов на вопросы, инсценирование, составление плана к сочинению.

101.

Развитие речи.

Сочинение«Мир, открывающийся со страниц зарубежной литературы».

1

Урок развития речи.

Написание сочинения.

102.

Итоговый урок.

Рекомендации для летнего чтения.

1

КОНТРОЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ[12]

Тема урока

(произведение)

Вид

работы

Тема

(содержание)

работы

Место выполнения работы

Мифы Древней Греции.

Гомер «Илиада», «Одиссея».

Сочинение.

  • Сочинение «Мой любимый герой древнегреческих мифов».

Классное.

А.С.Пушкин «Дубровский».

Сочинение.

  • «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Домашнее.

А.С.Пушкин «Повести Белкина».

Сочинение.

  • «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»

Классное.

Трехсложные размеры стиха.

Контрольная работа.

  • Определение размеров стихотворных отрывков.

Классная.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIX в.

Контрольная работа.

  • Письменный анализ стихотворения.

Классная.

А. С. Грин «Алые паруса».

Сочинение.

  • «Любовь – главная ценность в нашей жизни».

Домашнее.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Сочинение.

  • «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Классное.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

Сочинение.

  • «Нравственный выбор моего ровесника» (По произведениям В.П.Астафьева и В.Г.Распутина)

Домашнее.

А. де  Сент-Экзюпери  «Маленький принц».

Сочинение.

  • «Мир, открывающийся со страниц зарубежной литературы».

Классное.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Автор

Название произведения

Объем

А.С. Пушкин

«Узник»

«Пущину»

«Зимнее утро»

Полностью

М.Ю.Лермонтов

«Парус»

«Тучи»

«Утес»

Полностью

Н.А.Некрасов

«Железная дорога»

Отрывок

Ф.И. Тютчев

«Неохотно и несмело…»

Полностью

А.А. Фет

«Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Полностью

А.А. Баратынский

«Весна, весна! Как воздух чист…»

Полностью

А.А. Блок

«Летний вечер»

Полностью

А.А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие…»

Полностью

К.М.Симонов

Д.Самойлов

«Ты помнишь, Алеша…»

«Сороковые»

1 стихотворение или отрывок

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Раздел

Автор

Название произведения

1.

Фольклор

Русские народные сказки.

2.

Фольклор

Сказки народов мира.

3.

Русская литература 18 века

Г. Р. Державин.

Лебедь.

4.

Русская литература 19 века

К. Н. Батюшков

На развалинах замка в Швеции.

5.

Русская литература 19 века

Д. В. Давыдов

Партизан.

6.

Русская литература 19 века

Ф. Н. Глинка

Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

7.

Русская литература 19 века

А. С. Пушкин

Жених. «Во глубине сибирских руд...». Выстрел. Барышня-крестьянка.

8.

Русская литература 19 века

К. Ф. Рылеев

Державин.

9.

Русская литература 19 века

Е. А. Баратынский

К. Ф. Рылеев

10.

Русская литература 19 века

Н. М. Языков

Родина. Настоящее. Две картины.

11.

Русская литература 19 века

Ф. И. Тютчев

Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь...».

12.

Русская литература 19 века

М. Ю. Лермонтов

Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

13.

Русская литература 19 века

А. Н. Майков

«Боже мой! Вчера — ненастье...». Сенокос. Емшан.

14.

Русская литература 19 века

И. С. Тургенев

Хорь и Калиныч.

15.

Русская литература 19 века

Н. А. Некрасов

Влас.

16.

Русская литература 19 века

Ф. М. Достоевский

Мальчик у Христа на елке.

17.

Русская литература 19 века

Н. С. Лесков

Человек на часах.

18.

Русская литература 19 века

Л. Н. Толстой

Хаджи-Мурат.

19.

Русская литература 19 века

А. П. Чехов

Беззащитное существо. Жалобная книга.

20.

Русская литература 20 века

К. Г. Паустовский

Бакенщик. Растрепанный воробей.

21.

Русская литература 20 века

В. К. Железников

Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе.

22.

Зарубежная литература

Мифы, сказания, легенды народов мира.

23

Зарубежная литература

Гомер

Илиада. Одиссея.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(5—9 классы)

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

  • Коровина В. Я. и др.Литература: 6кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: РЕПРО, 2007.

.

  • Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.


[1]Произведение отсутствует в учебнике.

[2] Произведение отсутствует в учебнике.

[3]Произведения отсутствуют в учебнике.

[4]Произведения отсутствуют в учебнике.

[5]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[6]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[7] Произведения отсутствуют в учебнике.

[8]Произведения отсутствуют в учебнике.

[9]Произведения отсутствуют в учебнике.

[10]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[11]Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.

[12]Либо КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ (ЛАБОРАТОРНЫЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ)  РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...