Статья методиста ИМЦ Колпинского района СП/б «ФГОС как основа профессиональной компетенции педагога»
статья по теме

Молокова Мария Викентьевна

Ни для кого не секрет, что жизнь в современном мире подвержена огромным скоростям, изменения разного характера в обществе происходят чрезвычайно быстро. Естественно, что касаются они и народного образования.  Новые федеральные государственные стандарты  (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу: как-то незаметно перешла работать по новым стандартам начальная школа, а в наступающем  новом учебном году переходят на стандарты второго поколения и 5-е классы. Не успеем оглянуться, а за ними будут 6-е, 7-е,  а там дойдёт и до   11-х.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Статья методиста ИМЦ Колпинского района СП/б

«ФГОС как  основа профессиональной компетенции педагога»

        Ни для кого не секрет, что жизнь в современном мире подвержена огромным скоростям, изменения разного характера в обществе происходят чрезвычайно быстро. Естественно, что касаются они и народного образования.  Новые федеральные государственные стандарты  (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу: как-то незаметно перешла работать по новым стандартам начальная школа, а в наступающем  новом учебном году переходят на стандарты второго поколения и 5-е классы. Не успеем оглянуться, а за ними будут 6-е, 7-е,  а там дойдёт и до   11-х.

     Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно внедрение ФГОС – это учительские кадры. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.

     Существует легенда о том, как и почему в обществе появились учителя: «Много-много тысяч лет назад, когда люди были ещё непросвещённые и имели много пороков, Великий Бог заметил, что пороки человеческие множатся, он захотел помочь несчастным людям и созвал на совет своих помощников. Бог сказал: «Люди потеряли свой путь и блуждают в темноте и невежестве, им уже не выйти к свету самостоятельно, нам нужно придумать, как помочь людям.» Много предложений поступило от Ангелов, но только самый светлый предложил: «Вложи в душу каждого человека жажду познания и дай им учителя». И дал Бог людям учителя».

      Каким должен быть современный учитель, чтобы успешно справиться с возложенными на него обязанностями?  Существенные изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений в профессиональном сознании учителя. В поле зрения современного педагога появилось множество новых понятий, одним из которых является профессиональная компетентность.

       Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределённости, и чем выше степень неопределённости, тем значительнее должна  проявляться эта способность, педагогическая компетентность. Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в неё элементов:

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

          Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет повышает профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

  • В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые уже в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога и повышения педагогической компетентности  играет его готовность к новому, передовому.
  • Основные составляющие готовности учителя:
  • психологический аспект,
  • глубокие знания предмета,
  • умение реализовать полученные знания.

повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень.

 Каким же должен быть учитель нового поколения?

  • Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
  • Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках:
  • в общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития;
  • в качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках.
  • он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться. Работа по новым стандартам актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя.
  • Отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности.

  • В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Надо сказать, что проектная деятельность уже широко используется учителями школ на уроках и во внеурочное время не только в старших, но и в младших классах.

  • ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность каждого ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться,  самореализовываться, что во много раз сложнее. Т.е. одной из составляющих профессиональной компетенции педагога является умение создания «развивающей среды»:

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  •  Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных    образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к  я «знаю», «умею» и «понимаю».

  • Условиями эффективности работы учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений обучающегося и оказывать ему необходимую информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых, прогнозировать действия ученика и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика и целями работы с ним, планировать свою деятельность и учить планированию ученика, находить и оценивать положительное в ребёнке даже в неправильных его поступках.

  • Говоря о компетентности, можно сказать и о широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволяет им быть интересными ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле интересов самого ученика. Они способны ответить на вопросы и сообщить ученику много дополнительной информации. Но рамки их компетентности не выходят за пределы информированности в данной предметной области знаний и не распространяются на вопросы индивидуальных особенностей учащихся, способов их диагностики, вариативной работы с ними.

  • Учитель должен быть готов грамотно планировать работу с учащимися с установкой на повышение интереса, использовать индивидуальный подход с учетом результатов диагностики, создавать необходимые условия для интеллектуального развития ребенка. В его взаимодействии с учеником должны рационально сочетаться элементы объяснения и практической работы, теоретической подготовки и обучения рациональным приемам учебной и творческой деятельности.

  • Уверенное владение способами осуществления обратной связи с учащимся должно обеспечить стимулирование деятельности ребенка, оказание своевременной и адекватной помощи учащимся, внушение уверенности и самоуважения.
  • Организуемая педагогом деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника. В его задачи входит регулирование и корректирование деятельности и развития ребенка, оценка и поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся.

  • Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает: предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.

  • В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.

  • Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.

  • Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания. Традиционный учитель привычен больше сам говорить, чем слушать, так как сами условия массового обучения формируют эту не лучшую учительскую привычку. В традиционном обучении учитель достаточно жестко ведет за собой учеников. Ученик, переключивший свое внимание на что-то другое во время объяснения учителя, уходит в неуправляемый и неконтролируемый полёт мыслей, если такое переключение происходит во время выполнения тренировочных заданий - не происходит формирования необходимых навыков и закладывается дефект усвоения материала и понижение оценки.

  • Поскольку деятельность учителя по новым стандартам не ограничивается только наблюдением и фиксацией проявлений, а предусматривает более многообразную деятельность по анализу действий ученика, осознанию хода и направлений его мыслей, установлению причин его затруднений и ошибок, то обязательными характеристиками учителя должны быть активность мышления, хорошо развитые аналитические и логические функции, воображение.

  • Системообразующим фактором всей деятельности учителя становится личность ученика и индивидуально-групповая стратегия его развития, построенная на основе детальной диагностики его особенностей и актуальных возможностей. Эта стратегия отличается динамичностью, поскольку постоянно меняется не только содержание материала, с которым работают учитель и ученик, но и предмет формирующей деятельности в данный момент. Учитель выступает в роли координатора и организатора деятельности ученика, диагноста, консультанта, разработчика педагогических идей, реализация которых приводит к порождению ситуативных предметных идей учеником.

Основные компетенции современного учителя:

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

  • Чтобы понять истинное положение в области владения компьютерными технологиями и использования их в учебном процессе, каждый учитель должен честно для себя (именно для себя, не для проверяющих) ответить всего на семь тестовых вопросов:

Тест «Высокоэффективный учитель в использовании инновационных технологий»

1.Освоение любой технологии Вы начинаете со слов «Зачем?»

-всегда

-довольно часто

-иногда

-никогда об этом не задумываюсь.

2. Вы достаточно легко можете приспосабливаться и изменяться?

- да, это делаю легко

- не всегда мне это дается легко

- редко мне дается легко

- нет, я консервативен

3. Вы воспринимаете перемены, происходящие в технологиях обучения?

- да, я охотно использую новые технологии

- использую новые технологии не всегда

- редко использую новые технологии

- стараюсь не использовать новые технологии, старые тоже дают результат

4. Вы охотно делитесь своим инновационным опытом?

- да, я охотно делюсь с коллегами освоенными технологиями

- делюсь освоенными технологиями, когда просят

- редко делюсь освоенными технологиями с коллегами

- мне достаточно трудно выступать и делиться своими лучшими практиками.

5. Новые технологии, которые Вы используете в своей работе, поддерживают администрация, родители и сами ученики?

- да, все понимают значение новых технологий

- в новые технологии обучения верю я и администрация

- в новые технологии обучения верю только  я

- все относятся скептически к новым технологиям обучения

6. Вы тщательно обдумываете новые технологии, находите ответы на все возникшие вопросы, ищете примеры демонстрации эффективности новой технологии?

- да, я всегда могу ответить на любые вопросы о новой технологии, которую я использую,

  и  продемонстрировать ее эффективность.

- не всегда готов ответить на вопрос о новой технологии, которую я использую,

  и продемонстрировать ее эффективность.

- иногда теряюсь при представлении новой технологии и доказательств ее эффективности.

- испытываю затруднения при представлении новой технологии, не могу продемонстрировать

  ее эффективность

7. Вы очень активны в освоении новых технологий?

- да, я постоянно осваиваю новые технологии, которые могут способствовать лучшим

  результатам обучения

- я осваиваю новые технологии, которые могут способствовать лучшим результатам обучения,

  но в меру разумного

- новые технологии, которые могут способствовать лучшим результатам обучения, я

  осваиваю,   если настаивает администрация

- новые технологии практически не осваиваю, я сторонник проверенных старых технологий.

  • Вчитываясь в Стандарты нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Как учителю оценивать причины затруднений и неудач ученика и как обеспечить их устранение? Как разрешить внешние и внутренние конфликты ребенка? Какую помощь оказывать ребенку, в том числе и в налаживании его взаимоотношений с детьми, родителями и другими учителями? Все эти проблемы стоят очень остро именно в современных условиях жизнедеятельности в стандартной среде массовой школы. Не случайно стандарты нового поколения особое внимание уделяют духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Проблемой становится отношение и взаимодействие ребенка с классным коллективом, коллективом учителей.

        

  • Итак, для того чтобы успешно работать по  ФГОС  второго поколения, нужны компетентные педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

статья "Внедрение инновационной формы повышения профессиональной компетенции педагогов"

Для улучшения психологического климата, для организации воспитательного процесса, который сможет дать ребенку-сироте теплоту, заботу , ощущение единства со взрослым, как близким человеком,  мы ре...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педа...

Статья РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена профессиональному развитию компетенций, характеризующих инновационную активную личность педагога. Автор рассматривает методическую систему работы по формирова...

Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...